Файл: Удк 376056. 2 16 ббк 74. 5 К89 К89.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Справочный материал.

Бумага для печати — типографская, мелованная. К этому классу относится и газетная бумага, которая является наиболее дешевой и распространенной. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей и всякую влагу, но для ручного труда имеет то преимущество, что она легко обрывается, прочно склеивается в несколько слоев. Эта бумага пригодна для изготовления изделий из папье-маше, для аппликационных работ.

Бумага для письма — писчая (линованная, нелинованная), почтовая, конвертная. Этот сорт бумаги хорошо проклеен, поэтому прочнее газетной, хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую поверхность. Кроме того, что по ней можно писать различными ручками (шариковыми, перьевыми, фломастерами, маркерами и т. д.), из писчей бумаги можно делать различные модели, оклеивать ею картон. Используется для переплетных работ.

Бумага для рисования — чертежная, рисовальная, чертежная калька. Наиболее прочная и плотная бумага. Отличается хорошей проклейкой. Может быть гладкой и шероховатой. Она служит основой, на которой выполняются графические, живописные и живописно-декоративные работы, используется для выполнения аппликаций, плетения, конструирования, вырезания и т. д.

Папиросная (цветочная) бумага тонкая, прозрачная, жатая, цветная. В художественно-ручном труде используется для изготовления цветов и др.

Впитывающая бумага — фильтровальная, пропиточная, промокательная. Мягкая, рыхлая, легко размокает в воде. Может использоваться в аппликации из сминаемой бумаги.

Оберточная бумага применяется для упаковки пищевых продуктов и промышленных товаров (мешочная, чайная, спичечная, бутылочная, бумажные тарелки, коробки для молочных и других продуктов и т. п.).

  1. Работа по развитию у детей цветовосприятия в процессе рассматривания цветной и нецветной бумаги.

  2. Игра «Угадай, какая бумага шумит». Учитель, не показывая бумагу, берет те сорта, которые при сминании сильно шумят (калька, целлофан, писчая бумага), и сорта, создающие малый шумовой эффект (впитывающая, газетная и др.). Дети по шуму определяют тот или иной сорт бумаги.

Игра направлена на развитие слуховой чувствительности.

  1. Составление коллекции сортов бумаги.


УРОК 9

Тема: «Приемы работы с пластилином».

Изделия: «Домик», «Елочка».

Задачи: см. планирование.

Оборудование: учебник (с. 34), пластилин разного цвета, подкладная доска, тряпочка для вытирания рук.

Ход урока

    1. Беседа по иллюстративным материалам учебника. Ориентировка в задании с использованием игровой ситуации: «В нашем доме. Есть в нем крыша и труба. Есть окошко, куда можно посадить кошку. Рядом елочка растет, зеленеет круглый год».

    2. Объяснение технологии скатывания палочек по иллюстративным материалам учебника (с. 32): Скатай бревнышки из пластилина разной длины и сложи их, как показано на образце.

    3. Подготовка рук школьников к работе с пластилином. Используются гимнастические упражнения без предметов и с предметами (обкатывание карандаша между ладонями).

    4. Практическая работа. Самостоятельное выполнение школьниками трудовых действий с последующим текущим контролем. Контролирующая работа организуется по учебнику. Скатанные детьми палочки накладываются на схемы для контроля, тем самым уточняется длина каждой палочки.

    5. Сборка домика (осуществляется по заготовке, которая предварительно делается учителем и выдается ученику).

    6. Оценка качества выполненного изделия.

УРОК 11

Тема: «Что надо знать о ножницах».

Задачи: см. планирование.

Оборудование: учебник (с. 36—37), ножницы (детские).

Ход урока

      1. Повторение свойств бумаги (гнется) и ее видов (по вопросам учителя).

      2. Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 36). Расширение представления о физических свойствах бумаги. Бумагу можно разрезать. Помогут в этом ножницы. Беседа о ножницах. Загадываются загадки: «Два конца, два кольца, посередине гвоздик», «Два братца, одно сердце». Детям сообщается, что сейчас эти загадки знает каждый ребенок. А было время, когда даже взрослые не только загадки, но и ножниц не знали. Потому что их еще не изобрели. Когда требовалось что-нибудь разрезать, брали нож. Но потом кто-то догадался соединить ручки двух ножей пружинящим мостиком, и получились ножницы для стрижки овец — овечьи. Ножницами разрезают не только бумагу, но и ткань, жесть. Стригут шерсть у животных. Подстригают растения — кусты, цветы. Школьникам предлагается подумать и сказать: где еще используют ножницы? (Ими стригут волосы, подстригают ногти.) Все ножницы устроены одинаково. Они состоят из двух частей: одна часть — это два лезвия, которыми разрезают; другая часть — два кольца, за которые держат ножницы. Обе части соединяются винтиком.

      3. Знакомство с правилами обращения с ножницами, их хранения и передачи другому лицу (надо обращаться осторожно, нуждаются в бережном отношении, их нельзя ронять; ими нельзя стучать; хранят в чехле; передают кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия, острием к себе).


Для обучения школьников с интеллектуальными нарушениями технике вырезания из бумаги необходимо понять особенности двигательных навыков при работе этих детей с ножницами, определить содержание и методику формирования как элементарных, так и сложных умений и навыков вырезания из бумаги.

Справочный материал.

К характерным особенностям двигательных навыков школьников с интеллектуальными нарушениями при работе с ножницами относятся:

  • неправильная посадка, обусловленная трудностями, которые испытывают эти дети при правильном удержании своего тела в положении сидя. Например, они часто сильно наклоняются над столом. Зачастую некоторые мальчики, сидя на стуле, подгибают под себя ногу. Работая ножницами, школьники сильно изгибаются и заносят вперед локти. Все это отрицательно влияет на осанку школьников и способствует появлению у них сутулости;

  • неправильная хватка инструмента, которая проявляется в неверном размещении пальцев в кольцах ножниц. Отведение четвертого и пятого пальцев в сторону нарушает взаимодействие всех пяти пальцев в единой системе, что не дает полной свободы движения кисти руки и приводит к ее скованности, мешает регуляции мышечного усилия. При этих обстоятельствах невозможно развитие плавных движений, необходимых при вырезании. В свою очередь, это отрицательно отражается на качестве разреза;

  • преобладание частых, мелких и прерывистых движений, что приводит к отклонению в сторону от контурных линий, замедлению процесса развития двигательных трудовых навыков, формированию неравномерного ритма и темпа рабочих движений. Учащиеся младших классов с нормальным развитием начинают вырезать фигуры в замедленном темпе. Однако, с первых же упражнений освобождаясь от неправильных и лишних движений, они постепенно увеличивают темп, причем это ускорение происходит в основном за счет объединения мелких движений в более крупные и непрерывные. У школьников с интеллектуальными нарушениями увеличение темпа работы осуществляется не за счет объединения мелких движений, а за счет увеличения скорости вырезания фигур мелкими, прерывистыми движениями. В результате у них закрепляются неправильные приемы работы, ошибочные и неточные движения, которые в дальнейшем становятся стереотипными и с трудом поддаются коррекционному воздействию.

Таким образом, одно из условий формирования правильных двигательных трудовых навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями заключается в развитии умения объединять их мелкие движения в более крупные;


  • нарушение механизма зрительно-двигательного контроля. Дети испытывают трудности в вырезании по разметке. Основной ошибкой является отклонение разреза в сторону от разметки. Это объясняется тем, что дети с интеллектуальными нарушениями не могут управлять рукой, подчиняя ее зрительному контролю, т. е. осуществлять зрительно-двигательную координацию, что сказывается на выполнении точных движений в заданном направлении. Другой причиной является всецелое поглощение процессом двигательного акта, а зрительный контроль за разметкой и ее направлением теряется;

  • специфический характер выполнения прямолинейных и криволинейных разрезов. Школьники затрудняются при вырезании по разнохарактерным линиям. Зачастую характер линии искажается. Так, например, волнообразная линия при вырезании может приобрести характер зигзагообразной или дугообразная линия превратится в прямую. Это связано с тем, что дети в процессе работы ножницами могут изменить характер и направление движения кисти руки (плавное движение на резкое, прерывистое или прямое на наклонное). Им трудно выполнять беспрерывные, слитные движения. Причинами могут стать: низкий объем внимания, частая отвлекаемость от работы, «соскальзывание» на более привычное для них действие, неумение использовать рациональные приемы вырезания, нарушение в развитии механизмов зрительно-двигательной координации, слабая пространственная ориентировка и отсут­ствие пластичности руки;

  • своеобразный характер формообразующих движений, обусловленный отсутствием поиска наиболее рациональных приемов и способов вырезания из бумаги. Вследствие этого возникают затруднения при вырезании как изображений реальных предметов, так и геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, круга, овала, треугольника). Наблюдается искажение этих форм. Так, квадрат получается с разными сторонами и скорее походит на прямоугольник, круг приобретает очертания овала или многоугольника. Контуры этих фигур рваные, с зазубринами, обрубленные. Эти дефекты возникают вследствие несформированности у школьников умения последовательно выполнять движения. Характерными для них являются пропуски движений. Так, при вырезании разнообразных фигур существует определенная последовательность выполнения движений (широко раскрыть лезвия ножниц, затем их постепенно сводить и своевременно приостановить движение руки, при этом не допустить смыкания лезвий ножниц). У детей с интеллектуальными нарушениями последовательность выполнения движений при вырезании следующая: разведение лезвий ножниц, а затем резкое сведение до полного их смыкания;

  • низкий уровень развития представления об изображаемых объектах. Для того чтобы изображение было достаточно достоверным и точным, у ребенка должен быть сформирован определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Для выполнения какой-либо вырезания из бумаги необходимо не только наличие правильных двигательных навыков, но и наличие представлений о линиях, геометрических фигурах, о формах растений, животных, рыб, птиц и т. д. Вырезая ножницами из бумаги, ребенок должен знать об этом материале, его свойствах, видах и истории возникновения и развития, технологии изготовления, о видах его обработки. У школьников с интеллектуальными нарушениями этот запас знаний и представлений узкий, бедный, ограниченный;

  • низкая или, в лучшем случае, средняя работоспособность. Вырезание ножницами является наиболее трудным видом предметно-практической деятельности. Вышеперечисленные трудности, возникающие у школьников с интеллектуальными нарушениями при овладении этим видом работы, могут вызвать у них быструю утомляемость, снижение внимания, раздражение, бессилие, вялость, пассивность и аффективные реакции.


  1. Формирование правильной посадки во время работы с ножницами. В начале обучения, а затем и в процессе работы детям необходимо напоминать: когда начинаешь работать с ножницами, нужно сидеть прямо и не сутулиться; локти не разводить сильно в стороны; не заносить вперед локоть руки с ножницами.

  2. Развитие правильной хватки инструмента предусматривает знакомство детей с руками, кистями рук и пальцами посредством загадок: «Что всего на свете мягче?» (руки), «Пять братьев годами равные, ростом разные» (пальцы), «Пять братьев — все в одно имя» (пальцы), «У двух матерей по пяти сыновей, а всем одно имя» (пальцы рук). Обучение правильному размещению пальцев при хватке инструмента. (Большой (1) палец в верхнем кольце, средний (3) в нижнем. Ножницы опираются на указательный (2) палец. Безымянный (4) и мизинец (5) слегка прижимаются к ладони.)

  1. Подготовка рук ребенка к работе с ножницами. Перед вырезанием проводится ряд гимнастических, изобразительно-графических и имитирующих действий с ножницами на весу.

Гимнастические упражнения перед работой ножницами:

  • кисти правой и левой руки поставить ребром, далее сжать кисти рук в кулак и разжать;

  • кисти правой и левой руки выпрямить, далее широко развести и свести пальцы;

  • складывание пальцев щепотью (щепотка соли);

  • потирание пальцев друг о друга: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем правой руки (имитация покручивания пальцами нитки). Те же самые действия производятся с пальцами левой руки. Упражнения сопровождаются текстом загадки: «Идут четыре братца навстречу старшему. „Здравствуй, большак!“ — говорят. „Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да крошка Тимошка“»;

  • ладони на столе; поочередное сжимание пальцев в кулак, не отрывая ладони от стола;

  • вращения кистями рук вокруг своей оси;

  • кисти поставить ребром, сжать в кулаки. Выполнить встречное дугообразное движение кистей на себя и от себя.

Имитирующие действия с ножницами на весу:

  • имитация действия с ножницами при смыкании лезвий до конца;

  • имитация действий с ножницами при соединении лезвий до середины.

  1. Практическая работа.

Выявление умения школьников работать ножницами проводится по «Диагностической карте обследования умения школьников вырезать ножницами из бумаги».