Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4 класс
Номер урока. Вид ручного труда. Тема урока | Название изделия | Образовательные, воспитательные и коррекционные задачи урока |
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ | ||
«Что ты знаешь о бумаге?» Учебник — с. 4—8. Рабочая тетрадь | Образцы или изображения инструмен-тов, материалов, приспособле-ний, изделий, видов бумаги, технологиче-ских операций, видов работы | Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой). Совершенствование умений дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Проверка организационных навыков обучающихся (подготовка и содержание в порядке рабочего места; правила поведения на уроках труда; работа с учебником и рабочей тетрадью) |
Учебник — с. 9—11. Рабочая тетрадь | Геометричес-кая фигура-раскладка | Повторение видов работы с бумагой (складывание, вырезание, аппликация, объемное конструирование). Выявление знаний о подготовке рабочего места к работе с бумагой. Формирование умения устанавливать общую форму, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Совершенствование знаний о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках (стороны, углы). Повторение правил разметки бумаги. Совершенствование навыков сгибания треугольника пополам и соединения нижних углов с вершиной. Закрепление навыков склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея. Развитие логического мышления и внимания в ходе складывания геометрических комбинаций на фигуре-раскладке |
Учебник — с. 12—13. Рабочая тетрадь | Фигурка «Рыбка» | Проверка знаний о складывании из бумаги (название этого способа изготовления изделий — оригами). Формирование умения устанавливать общую форму, конструкцию изделия и его пространственные отношения. Совершенствование знаний о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках (стороны, углы). Обучение складыванию базовой формы «треугольник» и на его основе — фигурки рыбки. Закрепление навыков чтения схем-рисунков по условным обозначениям. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие пространственной ориентировки |
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Учебник — с. 14— 17. Рабочая тетрадь | Игра «Геометриче- ский конструктор»(«Силуэт самолета» и др.) | Формирование представления о миллиметре как о мере длины. Обучение нахождению на линейке нужного количества миллиметров (20, 80) и перевода их в сантиметры. Формирование умения чертить отрезки заданной в миллиметрах длины. Использование этих умений при разметке заготовки изделия. Обучение изготовлению игры «Геометрический конструктор» по плану в учебнике. Совершенствование точности движений при разрезании заготовки на части. Формирование наглядно-действенного мышления, внимания, памяти в процессе переворачивания деталей геометрического конструктора с изнаночной стороны на лицевую. Развитие воссоздающего воображения в процессе сборки заданных силуэтов |
«Что ты знаешь о ткани?» Учебник — с. 18—21. Рабочая тетрадь | Бумажная схема полотняного переплетения нитей | Проверка знаний о ткани (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды ткани; свойства ткани; цвет). Совершенствование умений дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Формирование представления о плотности переплетения нитей в ткани (редкое, частое переплетение). Сообщение сведений о процессе ткачества на примере полотняного переплетения нитей (поперечные нити — уток, продольные нити — основа). Знакомство с устройством ткацкого станка на примере игрушечного станка. Обучение выполнению бумажной схемы переплетения нитей. Совершенствование приемов резания по длинной линии и плетения бумажных полос крест-накрест. Развитие пространственной ориентировки. Развитие понятий, содержащих пространственные характеристики (вдоль, поперек, крест-накрест). Развитие дифференциации пальцев, координации рук |
| Игрушка «Кукла-скрутка» | Проверка знаний о видах работы с тканью (ткачество, плетение, вышивание, аппликация, шитье, роспись), о технологических операциях при работе с тканью (разметка деталей изделия и выкраивание их по линиям разметки, соединение деталей изделия). Сообщение сведений об искусстве изготовления тряпичных кукол-скруток. Обучение приему скручивания ткани. Формирование умения изготавливать куклу-скрутку по плану и самостоятельно. Развитие дифференциации пальцев, координации рук, памяти |
Учебник — с. 28—31 | Салфетка с аппликацией | Формирование представления о способах отделки изделий из ткани (вышивка, аппликация). Определение понятия «аппликация». Закрепление знаний о видах ткани, ткачестве. Сообщение сведений о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Развитие умения анализировать изделие, выделяя его основные признаки и детали. Формирование умения работать в соответствии с планом. Обучение приему обработки края салфетки способом выдергивания нитей (бахрома). Развитие пространственной ориентировки на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу (середина, вертикальные и горизонтальные края) |
Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. Учебник — с. 32—35. Рабочая тетрадь | Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок» | Формирование умений анализировать объект и разбираться в особенностях конструкции изделия. Закрепление знаний о технологических операциях с бумагой (разметка детали по шаблону, вырезание детали из заготовки, склеивание деталей). Совершенствование приемов разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям (овалов). Развитие точности, аккуратности при выполнении действий. Развитие умения работать самостоятельно по готовому плану |
Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Учебник — с. 36—40. Рабочая тетрадь | Игрушка «Летающий диск» | Обучение умению определять особенности конструкции изделия. Закрепление знаний о технологических операциях: «разметка по шаблону», «вырезание по линии разметки». Ознакомление с циркулем как с чертежным инструментом (устройство циркуля, правила подготовки циркуля к работе). Формирование знаний о геометрических понятиях «окружность» и «круг», «радиус» и «диаметр». Формирование умений вычерчивать окружность с помощью циркуля. Обучение изготовлению игрушки «Летающий диск» по плану. Развитие пространственной ориентировки, точности и аккуратности при выполнении действий. Развитие умения регулировать мышечное усилие при работе с циркулем |
Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Учебник — с. 41—45 | Игрушка из бумажных кругов «Попугай» | Развитие умения анализировать конструкцию многодетального изделия, выделяя его основные признаки и свойства. Закрепление знаний о циркуле и умения вычерчивать окружность с помощью циркуля. Обучение экономной разметке бумаги при вычерчивании нескольких окружностей (5—6). Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Совершенствование качества работы при вырезании и сгибании бумаги. Формирование умения соблюдать точность при сборке изделия. Развитие умения работать в коллективе |
Развертка изделия. Учебник — с. 46—47. Рабочая тетрадь | Конверт для писем с клеевым соединением деталей | Расширение представления о функциональном назначении изделий из бумаги. Объяснение понятия «развертка». Обучение изготовлению изделия на основе развертки. Развитие умения анализировать конструкцию изделия, выделяя его основные признаки и свойства. Закрепление умения производить разметку на бумаге развертки по шаблону. Совершенствование умений при резании бумаги (надрез, разрез по прямой длинной линии). Развитие умения работать по плану. Выработка точности при сгибании бумаги. Обучение технологии склеивания клапанов конверта |
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. Учебник — с. 48—51 | Конверт без клеевого соединения деталей. Конверт с замком без клеевого соединения деталей | Закрепление знаний о назначении конвертов. Проверка знаний о способах изготовления конвертов (с клеевым соединением). Совершенствование умения анализировать объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Обучение элементам графической грамоты (названия условных обозначений: тонкая сплошная ли- ния — вспомогательная, размерная; штрих с двумя точками — линия сгиба; стрелочки — направление, в котором надо выполнить действие). Развитие умения сгибать бумагу по этим условным обозначениям. Применение полученных знаний и умений при изготовлении конвертов без клеевого соединения. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при выполнении действий |
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ | ||
Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Учебник — с. 52—57. Рабочая тетрадь | Аппликация «Коврик с геометричес-ким орнамен-том» | Расширение представления об изделиях декоративно-прикладного искусства (коврах). Закрепление понятия «геометрический орнамент» и знаний о пространственном размещении его элементов (в прямоугольнике и квадрате). Проверка знаний об аппликации. Закрепление и расширение знаний о видах бумаги (бархатная бумага). Совершенствование умения анализировать объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Усвоение геометрического понятия «прямой угол». Обучение вычерчиванию прямого угла с помощью линейки и угольника. Развитие умения использовать приобретенный навык при разметке деталей изделия. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие пространственной ориентировки при составлении геометрического орнамента. Развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при выполнении действий |
Разметка прямоугольника с помощью угольника. Учебник — с. 58—61. Рабочая тетрадь | Закладка для книг из зигзагообраз-ных полос | Расширение представления о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. Обучение умению размечать прямоугольник с помощью чертежных инструментов (угольника). Закрепление умения размечать детали изделия под прямым углом. Совершенствование умений резать по коротким линиям и использовать соответствующий прием вырезания ножницами из бумаги. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Совершенствование навыка контролирования выполняемых операций (сравнение со схемой для контроля в рабочей тетради). Обучение переплетению деталей из бумажных зигзагообразных полос. Развитие точности и координации движений обеих рук |
Разметка наклонных линий с помощью угольника. Учебник — с. 62—65. Рабочая тетрадь | Закладка для книг со «свободным плетением» | Закрепление знаний о применении закладок. Закрепление знаний о геометрических понятиях «прямой угол», «острый угол», «тупой угол». Обучение вычерчиванию острого угла с помощью угольника. Развитие умения использовать этот способ разметки при изготовлении изделия. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Обучение «свободному плетению» из бумаги. Развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при выполнении действий. Развитие точности, координации движений правой и левой руки и дифференциации движений пальцев в процессе плетения |
16, 17. Работа с тканью. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. Учебник — с. 66—69. Рабочая тетрадь | «Салфетка-прихватка», «Рукавица-прихватка» | Расширение представления о функциональном назначении изделий из ткани. Совершенствование умения анализировать объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Закрепление знаний о правилах работы режущими и колющими инструментами. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Закрепление умения сметывать детали изделия строчкой прямого стежка. Обучение соединению деталей изделия строчкой косого стежка. Развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при выполнении действий. Развитие точности, координации движений правой и левой руки и дифференциации движений пальцев в процессе шитья |
18, 19, 20. Работа с металлом. «Что надо знать о металле». Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Учебник — с. 70— 76. Рабочая тетрадь | Изделие «Дерево», изделие «Паук» | Расширение представления о функциональном назначении изделий из металла. Формирование представления о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Развитие умений сгибать, разрывать и разрезать по линии сгиба алюминиевую фольгу. Обучение приемам формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий из алюминиевой фольги. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие умения распределять мышечное усилие при сминании, сжимании и скручивании фольги. Развитие точности, координации движений правой и левой руки и дифференциации движений пальцев в процессе обработки алюминиевой фольги |
21, 22. Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные части способом складывания. Учебник — с. 77—80. Рабочая тетрадь | «Геометри-ческая фигура-раскладка», «Складные часы» | Совершенствование знаний о геометрической фигуре «круг». Повторение правил вычерчивания окружности с применением циркуля. Закрепление знаний о чертежных инструментах и правилах работы циркулем. Совершенствование умения резать по кругу. Обучение делению круга на равные части способом сгибания. Закрепление навыков сгибания бумаги. Закрепление навыков склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея. Развитие логического мышления, внимания в ходе составления геометрических комбинаций на фигуре-раскладке. Закрепление умения определять время по часам |
Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Учебник — с. 81—84. Рабочая тетрадь | Объемное елочное украшение, елочная игрушка «Солнышко» | Расширение представления о функциональном назначении изделий из бумаги. Совершенствование умения анализировать объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Проверка знаний о геометрической фигуре «круг». Повторение правил вычерчивания окружности с применением циркуля или по шаблону. Совершенствование умения резать по короткой прямой и по кругу. Обучение делению круга на равные части с помощью угольника и линейки. Использование данного приема при разметке деталей изделия. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Закрепление навыков склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея. Развитие зрительно-двигательной координации |
Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей. Учебник — с. 85—88. Рабочая тетрадь | Растягиваю-щаяся игрушка «Матрешка» | Расширение представления о функциональном назначении изделий из бумаги. Обучение определению особенностей конструкции изделия (растягивающееся туловище матрешки). Обучение способу тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Закрепление умения размечать заготовки с помощью линейки. Совершенствование умения вырезать по кругу. Закрепление умения делить круг на равные части с помощью угольника. Обучение склеиванию деталей изделия с использованием приема «точечное склеивание». Развитие внимания, пространственной ориентировки, аккуратности при выполнении действий |
Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Учебник — с. 89—91. Рабочая тетрадь | «Птица» | Расширение представления о функциональном назначении изделий из бумаги. Обучение умению определять особенности конструкции изделия. Совершенствование приемов разметки деталей изделия по шаблону. Отработка приема «надрез по короткой линии». Развитие умения вырезать симметричные детали из бумаги, сложенной пополам. Развитие аккуратности при выполнении действий. Контроль за правильностью выполнения трудовых действий |
26, 27. Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. Учебник — с. 92—94. Рабочая тетрадь | «Снежинка», «Звезда» | Знакомство с традиционным национальным видом искусства Японии — оригами. Формирование умения определять геометрическую форму изделия (многоугольник), конструкцию изделия и пространственное соотношение его деталей. Совершенствование знаний о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник», «многоугольник» и их признаках (стороны, углы). Обучение складыванию базовой формы «змей» и использование ее в изделии. Закрепление навыков чтения схем-рисунков с условными обозначениями. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие пространственной ориентировки. Развитие аккуратности при выполнении действий. Контроль за правильностью выполнения трудовых действий |
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ | ||
Выполнение разметки с опорой на чертеж. Учебник — с. 95—98. Рабочая тетрадь | Летающая модель «Планер» | Формирование представления о чертеже. Обучение чтению чертежа и технического рисунка по чертежным линиям. Закрепление названий чертежных линий (тонкая сплошная линия — вспомогательная; толстая сплошная линия — контур; тонкая сплошная линия со стрелочками — размерная, габаритная). Формирование способности находить общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Развитие умения выполнять разметку изделия с опорой на чертеж. Закрепление навыка выполнять контрольные операции (сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради). Совершенствование умения действовать в соответствии с планом работы. Развитие внимания, пространственной ориентировки, аккуратности при выполнении действий |
Линии чертежа. Чтение чертежа. Учебник — с. 99—100. Рабочая тетрадь | Летающая модель «Самолет» | Закрепление знаний о чертеже. Закрепление умения самостоятельно читать чертеж по чертежным линиям. Закрепление знаний о названиях чертежных линий (тонкая сплошная линия — вспомогательная; толстая сплошная линия — контур; сплошная тонкая линия со стрелочками — размерная, габаритная). Формирование способности самостоятельно находить общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Развитие умения самостоятельно выполнять разметку изделия с опорой на чертеж. Закрепление навыка самостоятельно выполнять контрольные операции (сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради). Совершенствование умения самостоятельно действовать в соответствии с планом работы. Развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности, старательности, внимания). Контроль за правильностью выполнения трудовых действий |
Учебник — с. 101—102 | Аппликация «Цветок из ниток» | Расширение представления об изделиях декоративно-прикладного искусства (аппликация с использованием изделий из ниток). Проверка знаний об аппликации. Закрепление и расширение знаний о видах (хлопчатобумажные, шерстяные), свойствах ниток (рвутся, режутся ножницами, сматываются), видах работы с нитками (наматывание на картон, связывание в пучок, шитье, вышивание, вязание). Совершенствование умения анализировать аппликацию, выделяя в ней детали и их пространственное соотношение. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой руки и дифференциации движений пальцев в процессе наматывания ниток на картонную основу |
Учебник — с. 103—104 | «Помпон из ниток» | Проверка знаний о приемах работы с нитками. Обучение обматыванию нитками картонных колец с применением иглы с широким ушком. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой руки и дифференциации движений пальцев в процессе наматывания ниток на картонную основу в виде кольца |
Изгибание проволоки. Учебник — с. 105—106 | Декоратив-ные фигурки птиц, зверей, человечков | Закрепление и расширение знаний о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная), ее свойствах (гнется, режется кусачками, сматывается), приемов ее сгибания (в кольцо, волной, в спираль, под прямым и острым углами). Совершенствование умений анализировать объект и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой руки, регуляции мышечного усилия |
Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). Учебник — с. 107—108 | «Муха» | Формирование умения использовать различные материалы при изготовлении одного изделия. Проверка знаний о проволоке, нитках, бумаге. Определение сходства и различий между этими материалами (по длине, пластическим свойствам). Совершенствование умений анализировать объект и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой руки, регуляции мышечного усилия, ритмичности движений |
34, 35. Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. Учебник — с. 109—112 |
| Расширение представления о функциональном назначении изделий из бумаги (коробочки). Определение названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги (оригами). Закрепление знаний о приемах сгибания бумаги (сгибание с угла на угол, сгибание пополам и др.). Закрепление умения складывать базовую форму «треугольник» и обучение складыванию на ее основе коробочки (1). Обучение складыванию базовой формы «блин» и складыванию на ее основе коробочки (2). Совершенствование умения действовать в соответствии с намеченным планом работы. Развитие внимания, памяти, пространственной ориентировки, зрительно-двигательной координации, точности, плавности и координации движений правой и левой руки |
«Что ты знаешь о древесине?» Учебник — с. 113—117. Рабочая тетрадь | Образцы и изображения инструмен-тов, материалов, приспособле-ний | Расширение представления о функциональном назначении изделий из древесины. Выявление знаний о материалах, инструментах и приспособлениях и умений объединять их в соответствующие группы (заполнение таблицы в рабочей тетради «Что относится к материалам, инструментам и приспособлениям»). Сообщение сведений о заготовке древесины. Формирование представления о рабочих профессиях лесоруба, сплавщика, машиниста, шофера, плотника, столяра. Развитие умения определять свойства древесины (цвет, текстура). Проверка умения находить различия в понятиях «древесина» и «дерево». Совершенствование изобразительно-графических навыков при рисовании текстуры древесины по образцам в рабочей тетради. Посещение школьной столярной мастерской с целью ознакомления с натуральными древесными материалами |
Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. Учебник — с. 118—120 | Аппликация из карандашной стружки «Цветок» | Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов (ножи, стамески, рубанки). Ознакомление с приемом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Сообщение сведений о применении карандашной стружки в аппликации. Обучение приемам затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки. Развитие умения работать в коллективе. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой руки, регуляции мышечного усилия |
Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. Учебник — с. 121—122 | Аппликация из древесных заготовок «Дом» | Расширение представления об изделиях из древесины. Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах. Сообщение сведений о применении древесных заготовок в аппликации. Совершенствование умений анализировать аппликацию, определять ее детали и их пространственное расположение в композиции. Закрепление умения самостоятельно работать по намеченному плану. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой руки, дифференциации движений пальцев, ритмичности совершаемых движений |
ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ | ||
Учебник — с. 123—124 | Пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями | Формирование представления о различных операциях по ремонту одежды (пришить пуговицу, вешалку, рукав, зашить распоровшееся по шву или разорвавшееся изделие и т. д.). Закрепление знаний о пуговицах (с двумя, четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Обучение технологии пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Повторение правил работы иглой. Закрепление умений отрезать нитку нужной длины (30 см), завязывать узелок на конце нитки. Закрепление умения работать по намеченному плану. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой руки, ритмичности движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки |
Учебник — с. 125 | Пуговицы с ушком | Закрепление знаний о пуговицах (с двумя, четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Обучение технологии пришивания пуговиц с ушком. Повторение правил работы иглой. Закрепление умений отрезать нитку нужной длины (30 см), завязывать узелок на конце нитки. Закрепление умения работать по намеченному плану. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой руки, ритмичности движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки |
Отделка изделий пуговицами. Учебник — с. 126. Рабочая тетрадь | Аппликации с использова-нием пуговиц «Медведь», «Кот», «Лягушка», «Собака» | Закрепление знаний о пуговицах. Расширение представления о форме пуговиц и применении пуговиц для украшения одежды. Сообщение сведений о применении пуговиц в аппликации. Обучение изготовлению аппликации с пуговицами. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой руки, дифференциации движений пальцев, ритмичности совершаемых движений |
42, 43. Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки. Зашивание простого разрыва ткани. Учебник — с. 127—128. Рабочая тетрадь | «Вешалка», «Зашивание простого разрыва ткани» | Формирование представления о различных операциях при ремонте одежды (изготовление и пришивание вешалки, зашивание простого разрыва ткани). Расширение знаний о назначении вешалки. Обучение технологии изготовления и пришивания вешалки. Повторение правил работы иглой. Закрепление умений отрезать нитку нужной длины, завязывать узелок на конце нитки. Закрепление знаний о строчке прямого и косого стежков и применение их при изготовлении и пришивании вешалки. Совершенствование умения работать по намеченному плану. Развитие умений изготовить лекало вешалки из бумаги, разметить и выкроить деталь из ткани, сшить вешалку и пришить ее к ткани. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой руки, ритмичности движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки |
Переплет. Учебник — с. 129—132. Рабочая тетрадь | Записная книжка- раскладушка с переплет-ной крышкой, «Блокнот» | Расширение представления о картонажно-переплетных изделиях (картонажные изделия, изделия в переплете). Развитие умения объединять в соответствующие группы измерительные, режущие, колющие и вспомогательные инструменты, используемые в картонажно-переплетных работах. Обучение изготовлению записной книжки с переплетной крышкой. Формирование представления о записных книжках, их назначении, форме, размере, конструкции (переплетная крышка, блок). Закрепление умения работать по намеченному плану. Обучение промазыванию клеем технической ткани с изнаночной стороны. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой руки |
| Оборудова-ние швейной мастерской | Ознакомление с условиями работы в швейной мастерской. Сообщение сведений о профессиях швеи (портнихи), наладчика швейного оборудования, портного по ремонту одежды, утюжильщика и др. |
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Учебник — с. 133—136 | Подушечка для игл | Расширение представления об изделиях из ткани (предметы быта). Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве различных изделий из ткани (вдевание нитки в ушко иглы, завязывание узелка на конце нитки, выкраивание деталей изделия по лекалу, отделка деталей изделия вышивкой, соединение деталей строчкой прямого стежка). Совершенствование умений самостоятельно анализировать изделие и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Закрепление умения вышивать строчкой прямого стежка. Обучение приему соединения деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой руки, ритмичности движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки |
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Учебник — с. 137—138. Рабочая тетрадь | Мягкие игрушки-подушки «Девочка», «Рыба», «Цыпленок», «Дед Мороз» | Расширение представления об изделиях из ткани (мягкие игрушки). Закрепление умения соединять детали из ткани строчкой петлеобразного стежка при пошиве игрушек-подушек. Закрепление всех технологических ручных операций, необходимых при пошиве изделий из ткани (вдевание нитки в ушко иглы, завязывание узелка на конце нитки, выкраивание деталей изделия по лекалу, скалывание деталей, сметывание деталей, соединение деталей строчкой петлеобразного стежка, отделка изделия). Развитие воображения, внимания, точности, координации движений рук, дифференциации движений пальцев, ритмичности совершаемых движений, пространственной ориентировки |
Пример Рабочей программы по учебному предмету «Технология. Ручной труд» для курса 14 классов
Программа учебного курса «Технология. Ручной труд» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 14 классах
В освоении учебного предмета «Технология. Ручной труд» должны быть достигнуты определенные результаты: личностные и предметные.
Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Технология. Ручной труд» относятся:
-
положительное отношение и интерес к труду; -
понимание значения и ценности труда; -
отношение к труду как первой жизненной необходимости; -
понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; -
осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке; -
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»; -
привычка к организованности, порядку, аккуратности; -
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности; -
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Программа «Технология. Ручной труд» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
К концу начального обучения ручному труду обучающиеся с умственной отсталостью должны знать:
-
правила организации рабочего места;
-
виды трудовых работ; -
названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; -
названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами; -
приемы работы (приемы разметки деталей, приемы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, приемы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
уметь:
-
самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; -
анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
-
составлять стандартный план работы по пунктам; -
владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов; -
работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; с бумагой и картоном; с нитками и тканью; с проволокой и с металлом; с древесиной; конструировать из металлоконструктора); -
выполнять несложный ремонт одежды.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.
К концу начального трудового обучения обучающиеся с умственной отсталостью должны знать:
-
правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину; -
об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; -
виды художественных ремесел;
уметь:
-
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; -
руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требованиями при выполнении трудовых работ; -
на основе полученных представлений о материалах осознанно подбирать их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; -
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки; экономно расходовать материалы; -
работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; -
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; -
выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.