ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 396

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра эксплуатации автомобильного транспорта
656.135(07)
М801
В.С. Морозова, В.Л. Поляцко
ТРАНСПОРТНЫЕ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ
СРЕДСТВА
Учебное пособие
Челябинск
Издательский центр ЮУрГУ
2010

3
ВВЕДЕНИЕ
Процессы индустриализации повлекли за собой необходимость в операциях по перемещению грузов, как в сфере производства, так и в сфере распределения товаров.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняются везде, где происходит движение материальных ценностей в виде товаров и грузов.
Автомобильному транспорту принадлежит одна из ведущих ролей в системе доставки грузов. На долю автомобильного транспорта приходится порядка 80% объема перевозок всех видов.
Разнообразная номенклатура перевозимых грузов и требования, предъявляемые к их перевозкам, привели к созданию огромного количества специализированного подвижного состава.
Разнообразие транспортных средств для перевозки грузов, выпускаемых и используемых современными отраслями экономики, требует разработки и применения различных типов погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, в связи с чем погрузочно-разгрузочные средства (ПРС) являются в настоящее время неотъемлемой частью любого производственного и транспортного процесса.
Повысить эффективность работы автомобильного транспорта возможно только совершенствованием технологии и организации процессов доставки грузов, включающих правильный выбор наиболее совершенных моделей и типов подвижного состава и ПРС, а также их рационального, согласованного и экономически выгодного использования.
1. ТРАНСПОРТНАЯ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНАЯ ОПЕРАЦИЯ,
ТРАНСПОРТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУЗА,
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ
1.1. Транспортная и погрузочно-разгрузочная операция
Выбор для данного вида груза транспортного средства, погрузочно- разгрузочных работ является одной из основных частей транспортного процесса, составляющими операциями которого являются погрузочные, перевозочные и разгрузочные операции.
Транспортная (перевозочная) операция – это перемещение груза из одного пункта (отправления) в другой пункт (назначения).
Погрузочно-разгрузочная операция – это комплекс составных элементов погрузочно-разгрузочного цикла – подъем, перемещение, опускание груза, выполняемые вручную или с помощью машин или механизмов.
Транспортная и погрузочно-разгрузочная операция – это завершенная часть производственного процесса, в результате которой происходит перемещение материала без изменения его геометрических форм, размеров или физико – химических свойств.
Отсюда основным предметом является вид груза, затем выбор под него транспортного средства и вида погрузочно – разгрузочных работ (ПРР).


4
Основное использование автомобильного транспорта – это доставка продукции в городах и подвоз, вывоз грузов в транспортных узлах железнодорожного и морского транспорта [6, 12].
1.2. Транспортная характеристика груза
Груз – это товарная продукция, получаемая в результате деятельности различного рода производств и населения (сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия, продукция сельского хозяйства) с момента её предъявления к перевозке до момента сдачи потребителю.
Транспортная характеристика груза – это совокупность физико-химических и физико-механических свойств, объемно-массовых характеристик, параметров тары и упаковки, характеристик опасности, специфических свойств грузов.
Отсюда следует, что у каждой номенклатуры груза своя транспортная характеристика, которая определяет режим перевозки, способы погрузки, разгрузки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций.
Транспортная характеристика используется при решении задач, связанных с рационализацией перевозочного процесса, а именно:
− подборе целесообразных типов и моделей подвижного состава;
− выборе погрузочно-разгрузочных средств и грузозахватных устройств;
− выборе складского оборудования;
− выборе средств упаковки и пакетирования;
− разработке рациональных способов и схем погрузки-разгрузки и перевозки.
Изменение транспортной характеристики груза приводит к изменению технических и технологических элементов процесса доставки грузов. Так, например, переход от перевозки навалом к перевозке в таре или упаковке таких грузов, как цемент или минеральные удобрения, требует кроме применения упаковочных материалов и средств пакетирования использование других типов подвижного состава, складов и средств механизации погрузочно-разгрузочных работ. При этом при разработке рациональных процессов доставки грузов, приходится прибегать к изменению отдельных составляющих транспортной характеристики: объемной массы, вида тары и упаковки, линейных размеров отдельных мест и др.
1.3. Классификация грузов
Классификация грузов основана на разделении грузов по ряду обобщающих признаков.
По отраслевому признаку грузы разделяются на:
− промышленные грузы (занимают 30% от общего объема перевозок грузов – это готовая продукция, топливо, сырье);


5
− строительные (35% грузы строительной индустрии – сырьевые строительные материалы, строительные машины и оборудование, грунт, строительный мусор);
− сельскохозяйственные (10% сельскохозяйственная продукция – семена, удобрения и т. д.);
− потребительские (20% – это грузы продовольственного и промтоварного снабжения, бытового обслуживания, грузы очистки городов от твердых бытовых отходов, снега, мусора, топливные грузы);
− прочие (5% от всех перевозимых грузов).
По размеру партии груза:
− массовые, т.е. перевозка большого объема однородного груза;
− мелкопартионные, когда масса партии груза не превышает половины грузоподъемности ТС.
− По территориальному признаку:
− технологические, выполняемые внутри предприятий или в пределах технологического цикла;
− городские, выполняемые на территории города;
− пригородные, выполняемые на расстояние не далее 50 км от границ города;
− междугородние, выполняемые далее 50 км от границ города;
− международные, выполняемые между различными государствами.
По способу выполнения:
− прямого сообщения, выполняемые от пункта отправления до пункта назначения одним автомобилем;
− терминальные, выполняемые через систему складов, терминалов;
− смешанного сообщения, выполняемые несколькими видами транспорта.
По времени освоения:
− постоянные, характерные для промышленных и торговых грузов;
− сезонные, характерные для сельскохозяйственных грузов;
− временные, наиболее характерные для строительных грузов.
По специфическим свойствам груза:
− бестарные и тарные в зависимости от наличия упаковки;
− катные, которые могут перекатываться;
− малоопасные, опасные по своим размерам, пылящие или горящие, опасные в зависимости от степени опасности;
− обычные, скоропортящиеся, антисанитарные и живность в зависимости от режима хранения и требуемых условий перевозки.
По способам упаковки (транспортной таре):
− разовая, многооборотная в зависимости от сферы обращения;
− жесткая, полужесткая, мягкая в зависимости от способности сохранять свою форму;
− ящики, обрешетки из реек, барабаны, контейнеры в зависимости от степени жесткости используемого материала и конструкции.

6
По средствам пакетирования, когда используется пакет, т.е. укрупненная грузовая тара, выполненная с использованием:
− поддонов плоских, стоечных, ящичных;
− кассет, для хрупких материалов в виде пространственной рамы;
− обвязки (стропы) из синтетических материалов;
− тары – оборудования, состоящей из трубчатого каркаса на колесах с решетчатыми стенками и полками для перевозки продовольственных грузов непосредственно в магазины.
По приспособленности к выполнению ПРР:
− навалочные;
− тарно-упаковочные и штучные, без упаковки;
− жидкие или наливные;
− полужидкие и густеющие;
− газообразные.
По степени использования грузоподъемности подвижного состава:
− 1-го класса – грузы, при перевозке которых коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава равен 1,0;
− 2-го класса – коэффициент использования грузоподъемности составляет от
0,71 до 0,99;
− 3-го класса – коэффициент использования грузоподъемности от 0,51 до 0,70;
− 4-го класса – коэффициент использования грузоподъемности от 0,41 до 0,50.
Коэффициент использования грузоподъемности
q
q
н
ф
=
γ
, (1.1) где q
ф
– фактическая масса перевозимого груза, т;
q
н
– номинальная грузоподъемность транспортного средства, т.
2. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
2.1. Классификация грузового подвижного состава
Для выбора подвижного состава необходимо знать его классификацию, обозначение и техническую характеристику [5, 6, 14].
Грузовые автомобили бывают:
− общего назначения – предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары) и имеют кузова в виде бортовых платформ;
− специализированные – служат для перевозки только определенных видов грузов со специфическими свойствами. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальными устройствами и


7
приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили – самосвалы, цистерны, рефрижераторы, фургоны, самопогрузчики и т.д.;
− специальные – предназначены для выполнения разнообразных нетранспортных операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготовленными на базе шасси грузовых автомобилей, и могут иметь специальные кузова. К специальным грузовым автомобилям относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и т.д.), пожарные, ремонтные мастерские, автокраны, автовышки и т.д.
К грузовому подвижному составу относятся:
− грузовые – одиночные автомобили общего назначения и специализированные;
− автопоезда – позволяющие увеличивать производительность подвижного состава и снижать себестоимость перевозок. Например, в одинаковых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом ниже на 25% – 30%, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночных автомобилей.
Автопоезда состоят из автомобилей грузовых, тягачей, прицепов и полуприцепов и разделяются на:
− прицепной автопоезд – состоит из грузового автомобиля и одного или нескольких прицепов;
− седельный автопоезд – состоит из седельного автомобиля – тягача и полуприцепа, передняя часть которого закреплена на тягаче;
− автопоезд-роспуск – состоит из грузового автомобиля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сортового металла и др.).
Прицепной подвижной состав включает в себя прицепы, полуприцепы и роспуски, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения, специализированными и специальными. Различия между прицепами и полуприцепами в том, что прицепы соединяются с автомобилем тягово-сцепным устройством, а полуприцепы – опорным седельно-сцепным устройством. По конструкции прицепы и полуприцепы могут быть: одноосными, двухосными и многоосными, в зависимости от вида перевозимого груза, а также с активным и без активного привода. Прицепы и полуприцепы с активным приводом имеют ведущие колеса, к которым подводятся мощность и момент от двигателя автомобиля. Прицепы и полуприцепы без активного привода не имеют ведущих колес.
Грузовой подвижной состав имеет отечественную классификацию РФ в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 (табл. 2.1) и европейскую классификацию, установленную комитетом по внутреннему транспорту
Европейской экономической комиссии ООН (Правила ЕЭК ООН).
В основе той и другой классификации лежит полная или максимальная масса автомобиля в тоннах.


8
Таблица 2.1
Система обозначения грузовых АТС в России
Тип АТС
Полная масса, т
Прицепы
Полупри- цепы, роспуски до 1,2 до 2,0 до 8 до 14 до 20 до 40 свыше 40
Бортовые
13 23 33 43 53 63 73 83 93
Тягачи
14 24 34 44 54 64 74


Самосвалы
15 25 35 45 55 65 75 85 95
Цистерны
16 26 36 46 56 66 76 86 96
Фургоны
17 27 37 47 57 67 77 87 97
Резерв
18 28 38 48 58 68 78 88 98
Специальные 19 29 39 49 59 69 79 89 99
Грузовой подвижной состав после сокращенного буквенного обозначения завода изготовителя имеет индекс из пяти цифр. В обозначении первая цифра обозначает класс в зависимости от полной массы, вторая цифра – тип, третья и четвертая – модель автомобиля базовая, пятая – модификация базовой модели.
Базовой называется основная модель автомобиля, на основе которой выпускаются модификации, а в своей основе выпускаемая большими партиями. Модификация отличается от базовой некоторыми показателями (конструктивными и эксплуатационными), например, двигателем, кузовом, отделкой салона и др.
Прицепы и полуприцепы после сокращенного буквенного обозначения завода изготовителя имеют индекс из четырех цифр, первые две из которых обозначают тип, а вторые две цифры обозначают полную массу, в соответствии с ее подразделением на 5 групп (табл. 2.2)
Таблица 2.2
Система обозначения прицепов и полуприцепов
Группа
Полная масса, т
Индекс
первая до 4 1…………….24 вторая
От 4 – 10 25…………...49 третья
От 10 – 16 50…………...69 четвертая от 16 – 24 70…………...84 пятая
Свыше 24 85…………...99
Например:
Грузовой автомобиль ЗИЛ-4331, обозначает: автомобильный завод им.Лихачева, полной массой от 18 – 14 тонн, базовой модели – 31.
Прицеп
ЧМЗАП-8390 обозначает:
Челябинский машинный завод автомобильных прицепов, прицеп грузовой бортовой, полной массой свыше 24 тонн.
Европейская классификация грузового подвижного состава подразделяет его на категории:
N1 – грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн;

9
N2 – грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой от 3,5 – 12 т;
N3 – грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 т;
О1 – прицепы с разрешенной максимальной массой до 0,75 т;
О2 – прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой от 0,75 до
3,5т;
О3 – прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой от 3,5 до
10 т;
О4 – прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой более 10,0 т.
Все зарубежные фирмы производители используют модульный принцип конструкции: например, несколько вариантов кабин, несколько вариантов двигателей и коробки передач, по несколько типов рам, заднего и переднего мостов. Комбинация этих вариантов позволяет получить в каждом конкретном случае уникальные технико-экономические свойства, наиболее эффективно реализуемые в условиях эксплуатации. Наибольшее распространение получили четыре группы сочетаний для наиболее характерных областей:
− тягачи для магистральных перевозок имеют очень комфортабельную кабину и
10 – 14-литровые двигатели мощностью от 300 до 500 л.с. Подвеска при этом пневматическая, предназначенная для эксплуатации по очень хорошим дорогам;
− универсальные АТС для эксплуатации в разнообразных условиях, имеют кабину, не предназначенную для автономного проживания, усиленные лонжеронные рамы, многолистовые рессоры в подвеске, коробки передач с увеличенным количеством ступеней;
− строительные АТС для передвижения вне дорог с твердым покрытием, имеют колесную формулу 6×6 и 8×4 .Это специализированные машины для перевозок навалочных грузов, бетона и др;
− развозные автомобили для городских и пригородных перевозок, рассчитаны на короткие маршруты и относительно хорошие дороги, имеют низкую кабину, двигатель объемом до 10 л, мощностью от 150 до 260 л.с.
Техническая характеристика подвижного состава является визитной карточкой. В ней в первую очередь указываются параметры, описывающие автомобиль в целом, затем двигатель, трансмиссию, подвеску, тормозные механизмы, шины и кузов:
− класс автомобиля;
− число мест (включая водителя);
− колесная формула;
− собственная и полная массы;
− габаритные размеры (длина, ширина, высота);
− база автомобиля;
− колея передних и задних колес;
− наименьший дорожный просвет;
− наименьший радиус поворота;
− максимальная скорость автомобиля;