ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 399
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15
строя сами цистерны, но и загрязняются перевозимые грузы. Цистерны также могут быть изготовлены из алюминиевых сплавов или пластмасс.
Цистерны из алюминиевых сплавов, хотя и дороже на 40 – 45% по сравнению с малоуглеродистыми стальными, но имеют на 50 – 53% меньшую собственную массу, большую на 15% грузоподъемность и долговечность, а также низкую стоимость эксплуатации. Кроме того, эти цистерны имеют высокую безопасность при авариях за счет большей пластичности алюминиевых сплавов и их способности сопротивляться механическим воздействиям и ударам без разрывов.
Цистерны из пластмасс также дороже на 20 – 25%, чем цистерны из малоуглеродистой стали, но у них более высокая грузоподъемность и коррозионная стойкость, повышенная прочность, меньшая собственная масса, высокая ремонтопригодность, увеличенный срок службы и низкая эксплуатационная стоимость.
Поперечные сечения цистерны бывают прямоугольными, круглыми, элептическими. На подвижном составе цистерны устанавливают горизонтально, наклонно и вертикально.
Цистерны для перевозки жидкостей обычно внутри разгораживаются рядом специальных перегородок с целью уменьшения ударов жидкости о стенки и днище цистерны при движении. Цистерны для перевозки горючих жидкостей оборудуют противопожарными устройствами, а их заливные горловины – пламегасителями, дыхательными клапанами и т.д. Для наполнения и разгрузки цистерн используется специальное оборудование. Наполнение цистерн обычно осуществляется стационарным оборудованием, которое находится в местах погрузки. Разгрузка цистерн осуществляется с помощью специального оборудования, установленного на подвижном составе.
Цистерны для перевозки нефтепродуктов служат, главным образом, для доставки топлива с нефтебаз к топливораздаточным колонкам и промежуточным топливохранилищам, а также для заправки топливом различных транспортных средств (самолетов, автомобилей, тракторов и т.д.). В этих цистернах могут перевозиться также масла, мазут и более вязкие нефтепродукты (гудрон, асфальт, бензин). По назначению цистерны для перевозки нефтепродуктов разделяются на транспортные и топливораздаточные.
Цистерны для перевозки топлива изготавливают из низкоуглеродистой стали и покрывают цинком внутри. Цистерны имеют горловины, смотровые окна, указатели уровня топлива, дыхательные клапаны для сообщения с окружающим воздухом. Их поперечное сечение обычно элептической формы. Горловины служат не только для заполнения цистерны топливом, но и являются дополнительными резервуарами, которые заполняются при расширении топлива вследствие его нагревания. Цистерны калибруют (тарируют) и их объем указывают на тарировочной пластине, которая закреплена внутри горловины.
Цистерны оснащены насосами для заполнения, перекачки и слива топлива, которые имеют привод от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и карданную передачу. Для безопасности цистерны оборудуют заземляющими
16
устройствами и огнетушителями, а глушитель двигателя закрепляют снизу переднего бампера автомобиля.
Цистерны для перевозки битума имеют термоизоляционный слой и подогреватели, так как битум необходимо перевозить при температуре 190 – 260 0
С. Их изготавливают сварными из листовой стали. Они имеют элептическое сечение и термоизоляцию из стекловаты. Система подогрева включает в себя П- образную жаровую трубу, проходящую вдоль цистерны, подогреватель и топливные бачки. Битумные насосы (механические или объемные) имеют привод от коробки передач автомобиля.
Цистерны для перевозки жидких пищевых продуктов (питьевой воды, молока, кваса, пива, вина, спирта, фруктовых соков и т.д.) изготавливают из нержавеющей стали, алюминиевых сплавов или пластмасс. Они имеют круглое, элептическое или прямоугольное сечение. Металлические цистерны оснащают термоизоляцией. Для наполнения цистерн жидкостью и ее слива применяют вакуумные устройства, которые используют вакуум во впускном трубопроводе двигателя автомобиля, а также автономные и стационарные насосы.
Цистерны для перевозки молока используют для доставки молока с заготовительных пунктов на молочные заводы и комбинаты. Эти цистерны обычно состоят из двух или трех отдельных резервуаров (секций), заключенных в общем кожухе с пенопластовой или другой термоизоляцией, обеспечивающей транспортировку молока с повышением температуры внутри резервуара не более чем на 2 0
C в течение 10 часов, даже при температуре окружающего воздуха более
+30 0
С. У каждого резервуара сверху имеются герметически закрывающаяся горловина и дыхательный клапан для сообщения с окружающим воздухом. Внизу обычно расположены краны для слива молока через трубопровод, а внутри резервуара находятся поплавки электрической и звуковой сигнализации. На трубопроводе устанавливаются пеноуловитель с предохранительным клапанам и манометром, обратный клапан и краны резервуаров. Пеноуловитель исключает попадание молока и молочной пены в двигатель, а обратный клапан – паров бензина в резервуары. Мановакуумметр контролирует разрежение в резервуарах цистерны. Предохранительный клапан предотвращает деформацию резервуаров при чрезмерном разряжении во впускном трубопроводе двигателя автомобиля.
При наполнении каждого резервуара цистерны молоком и достижении предельного уровня поплавок выключает подачу топлива в цилиндры двигателя и включает сигнализацию. Для пуска двигателя автомобиля необходимо отключать звуковую сигнализацию наполненных молоком резервуара. Слив молока из резервуаров цистерны осуществляется самотеком. Аналогичную конструкцию имеют цистерны для транспортировки других жидких пищевых продуктов.
Цистерны для сжатых и сжиженных газов предназначены для перевозки азота, кислорода, водорода, метана, пропана, бутана, углекислоты и других газов в сжатом и жидком состояниях. Они могут быть транспортными и газозаправочными.
Транспортные цистерны применяются только для перевозки сжиженных газов к потребителю с места их производства или от газораздаточных станций.
17
Конструкция этих цистерн такая же, как для перевозки нефтепродуктов. Газ из цистерны сливается за счет перепада давления, а заливают газ в цистерну непосредственно из технологической напорной линии газобензинового завода или газораспределительной станции.
Газозаправочные цистерны используют как для транспортировки, так одновременно и для раздачи газа в тару потребителя. С этой целью они снабжены насосом, счетчиком и заправочными рукавами.
Цистерны для перевозки сыпучих грузов должны предохранять эти грузы от воздействия окружающей внешней среды. К сыпучим грузам относятся строительные (цемент, гипс, известь), пищевые (соль, мука, какао, яичный порошок, сухое молоко, сахарный песок, зерно и др.), химические (сода, графит, сульфат натрия, окись алюминия) грузы.
Отличительной особенностью конструкции цистерн для перевозок сыпучих грузов от конструкции других типов цистерн является различный способ их разгрузки, который может быть гравитационным или бункерным, самосвальным, механическим с помощью шнеков и транспортеров, пневматическим и комбинированным.
Наибольшее распространение получил пневматический способ разгрузки, обеспечивающий подачу груза непосредственно к месту потребления, исключающий соприкосновение груза с окружающей средой, а также предотвращающий потери, загрязнение и порчу груза. Цистерны для перевозки сыпучих грузов имеют формы: шаровую, цилиндрическую и усеченного конуса.
Они могут устанавливаться на подвижном составе вертикально, а также с небольшим горизонтальным наклоном назад.
Цистерны для перевозки цемента обычно имеют цилиндрическую форму, пневматическую разгрузку и устанавливаются на подвижном составе с некоторым горизонтальным наклоном назад (на угол 7 – 9 0
). Загрузка цемента осуществляется из бункера по тканевому рукаву через люк, имеющий герметичную крышку.
При разгрузке сжатый воздух подается из компрессора, который приводится в действие от двигателя автомобиля. Воздух проходит через влагомаслоотделитель к воздухораспределителю, оборудованному манометром и предохранительным клапаном, который отрегулирован на давление 0,25 МПа.
Из воздухораспределителя сжатый воздух по трубопроводам поступает к аэроднищу и разгрузочному патрубку по трубке через обратные клапаны. Обратные клапаны служат для предотвращения попадания цемента в трубопроводы системы разгрузки. Аэроднище состоит из нескольких слоев пористой ткани, которые размещены над металлической сеткой. Через аэроднище сжатый воздух проходит вверх и насыщает нижние слои цемента. Слои цемента перемещаются в разгрузочный патрубок, куда также подается сжатый воздух. В разгрузочном патрубке сжатый воздух захватывает цемент и через форсунки поступает с ним в разгрузочный шланг. В трубопроводе и разгрузочном патрубке установлены вентили, которые служат для управления процессом разгрузки цистерны. Такие
18
цистерны могут быть использованы также для транспортировки гипса и химических удобрений.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
Цистерны для перевозки муки предназначены для перевозки муки от мельниц на хлебозаводы и хлебокомбинаты. Они отличаются по конструкции от цистерн для перевозки других сыпучих грузов, так как мука обладает пониженной текучестью из-за ее малой плотности. При разгрузке цистерн для перевозки муки применяется аэроционно-пневматический способ.
Наиболее распространен полуприцеп-цистерна с грузоподъемностью 7 т, вместимостью 12,8 м
3
, временем загрузки 25 – 30 мин, дальностью подачи муки при разгрузке до 30 м и высотой подачи до 15 м. На полуприцепе установлены вертикально два резервуара цилиндрическо-конической формы и компрессор с приводом от электродвигателя, питание которого осуществляется от внешней сети. Загрузка резервуара мукой осуществляется сверху через люки. При разгрузке муки сжатый воздух от компрессора проходит через масловлагоотделители и фильтр, а затем поступает в резервуар по трем каналам в верхнюю сферическую часть через аэрирующее устройство в виде пористой перегородки в нижнюю часть резервуара и к разгрузочному наконечнику.
Аэрированная мука под действием собственной массы и давления воздуха поступает в конус трубопровода и затем с помощью поддува – в разгрузочный шланг. Резервуары, оборудованы горизонтальной площадкой и лестницей, которые предназначены для доступа к верхним загрузочным люкам.
2.2.4. Автомобили, автопоезда-фургоны и рефрижераторы
Автомобили и автопоезда-фургоны предназначены для перевозки грузов требующих защиты от внешних воздействий. Их особенностью является наличие закрытых грузовых кузовов. Это обеспечивает лучшую сохранность грузов при перевозке и меньшие затраты на тару. Кроме того, повышается использование грузоподъемности подвижного состава при транспортировке легковесных грузов.
Для транспортировки грузов и защиты их от внешних воздействий используются различные виды фургонов [14].
Универсальные фургоны являются фургонами общего назначения. Они служат для перевозки промышленных товаров в упаковке и без упаковки, которые не требуют специальных устройств и приспособлений для их укладки и закрепления, а также определенных температур при транспортировке.
Узкоспециализированные