ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 400

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
− время разгона автомобиля;
− тормозной путь;
− контрольный расход топлива;
− тип топлива;
− его рабочий объем;
− максимальная (номинальная) мощность;
− максимальный крутящий момент;
− передаточные числа коробки передач, раздаточной коробки, главной передачи;
− тип передней и задней подвески;
− тип передних и задних тормозных механизмов;
− тип кузова.
2.2. Специализированный подвижной состав
По сравнению с обычным, специализированный подвижной состав обеспечивает лучшую сохранность грузов при перевозке и возможность перевозки специфических видов грузов, более высокую механизацию погрузочно-разгрузочных работ, повышает безопасность и улучшает санитарно- гигиенические условия перевозки некоторых видов грузов, снижает затраты на тару и упаковку грузов.
Более высокая механизация погрузочно-разгрузочных работ связана с использованием самосвалов, самопогрузчиков и цистерн с пневматической разгрузкой. Однако специализированный подвижной состав имеет большую первоначальную стоимость (при изготовлении), повышенную трудоемкость обслуживания, сложность полезного использования обратных рейсов; более высокую квалификацию водителей, что несколько препятствует широкому распространению этого вида транспорта [5, 6, 14].
2.2.1. Автомобили и автопоезда-самосвалы
Автомобилями-самосвалами и автопоездами-самосвалами называются специализированные автотранспортные средства, оборудованные саморазгружающимися грузовыми кузовами [4, 6, 12]. Они предназначены для перевозки сыпучих (навалочных) грузов, а также полужидких, скальных грузов и грузов, требующих осторожности при разгрузке.
Самосвалы разделяются по назначению, направлению разгрузки, типу используемого шасси (табл. 2.3).

Строительные самосвалы служат для перевозки таких сыпучих грузов, как земля, песок, щебень, гравий, жидких строительных растворов, таких как бетон, известь, гипс, мыльная щелочь и т.д.; различных промышленных грузов типа силикатный кирпич, цемент др.

11
Таблица 2.3
Классификация самосвалов
Самосвалы
По назначению
По направлению загрузки
По типу шасси
– строительные
– с задним опрокидыванием
– на шасси грузового автомобиля
– карьерные
– с боковым опрокидыванием
– на шасси прицепа
– сельскохозяйственные
– с трехсторонним опрокидыванием
– на шасси полуприцепа
Строительные самосвалы изготовляют на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов с отличиями от них формы грузового кузова, уменьшенной длины, укороченной базы, наличием надрамника и подъемного механизма грузового кузова.
Строительные самосвалы имеют колесную формулу 4×2 или 6×4 , могут быть оснащены бензиновыми двигателями или дизелями, имеют относительно высокие максимальные скорости движения (70 – 90 км/ч). В России выпускается целый ряд моделей строительных самосвалов и их модификаций. Среди них наибольшее распространение получили самосвалы, выполненные на базе шасси грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ.
Карьерные самосвалы предназначены для перевозки горных пород и твердых полезных ископаемых (руда, каменный грунт и др.). Они служат для работы вне дорог и их движение по обычным дорогам недопустимо из-за больших осевых нагрузок и удельных давлений колес на поверхность дороги. Карьерные самосвалы характеризуются колесной формулой 4×4 , имеют короткие базы, дизельные двигатели большой мощности от 300 до 1700 кВт, автоматические трансмиссии
(гидромеханические, электрические), гидропневматические подвески, одно- и двухместные кабины. Все это обеспечивает им повышенные тягово-скоростные свойства (максимальные скорости 50 – 60 км/ч), высокую маневренность и плавность хода, а также хорошие условия для работы водителей.
Они обладают высокой проходимостью. Карьерными являются самосвалы марки
БЕЛАЗ, которые выпускаются в республике Беларусь.
Сельскохозяйственные самосвалы служат для перевозки навалочных и насыпных сельскохозяйственных грузов (удобрения, корма, зерно, силос, овощи, корнеплоды и др.). Они могут использоваться также для строительных и различных хозяйственных работ. Сельскохозяйственные самосвалы работают в тяжелых дорожных условиях. При перевозке сельскохозяйственных грузов их пробег вне дорог составляет почти 50%. Сельскохозяйственные самосвалы, как и строительные, выпускаются на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей. Наибольшее распространение получили самосвалы, изготовленные на базе шасси грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИЛ.


12
Прицепы и полуприцепы самосвалы позволяют существенно повысить грузоподъемность и производительность подвижного состава, а также снизить себестоимость транспортных работ, так как используются в виде автопоезда- самосвала. Расход топлива на единицу пройденного пути (путевой расход) возрастает с увеличением общей массы автопоезда-самосвала, но стоимость топлива на единицу выполненной транспортной работы (на 1 т·км) у автопоездов- самосвалов на 20 – 30% ниже, чем у автомобилей-самосвалов. Поэтому в одинаковых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом- самосвалом на 20 – 30% ниже, а его производительность в 1,5 – 2 раза выше, чем у автомобиля-самосвала.
При перевозке грузов буксировка прицепов-самосвалов осуществляется автомобилями-самосвалами, а полуприцепов-самосвалов – автомобилями- тягачами. При этом маневренность, проходимость и устойчивость автопоездов с прицепами-самосвалами значительно ниже, чем автопоездов с полуприцепами- самосвалами.
Большинство прицепов-самосвалов и полуприцепов-самосвалов изготавливают на базе агрегатов грузовых автомобилей ЗИЛ, КАМАЗ и МАЗ.
2.2.2. Кузова и подъемные механизмы самосвалов
Автомобили-самосвалы оборудуются опрокидывающимися грузовыми кузовами.
Опрокидывание осуществляется специальными подъемными механизмами.
Грузовые кузова самосвалов обычно выполняют цельнометаллическими, со сварными из листовой стали и усиленные стойками. Иногда их делают из алюминиевых сплавов или армированных пластмасс, что позволяет уменьшить массу самосвала, повысить коррозийную стойкость кузова, снизить уровень шума при погрузке и улучшить очищаемость при разгрузке, а также уменьшить расход топлива. Кузова самосвалов делают укороченными по сравнению с кузовами базовых моделей грузовых автомобилей, что снижает усилие для их подъема и повышает маневренность.
В зависимости от типа и свойств перевозимого груза кузова самосвалов могут иметь различную конструкцию: ковшового (с приподнятой задней частью) или совкового (с наклоном вперед) типа; с открывающимися в направлении разгрузки бортами (назад, вбок, на все стороны) и без открывающихся бортов. Кузова с открывающимися бортами могут иметь верхнее или нижнее расположение шарниров. При нижнем расположении шарниров и наклонах кузова боковые борта открываются частично (поворачиваются вокруг шарниров на угол 90 0
) и являются продолжением днища кузова, что исключает сброс груза под колеса самосвала, но при этом усложняется механизм открывания бортов. Кузова с верхним расположением шарниров получили наибольшее распространение. При этом открывание и закрывание их бортов осуществляется при помощи рычажной механической системы. Привод к механизмам открывания и закрывания бортов может быть механическим или пневматическим.


13
Кузова самосвалов без открывающихся бортов могут быть выполнены с задним бортом или без него.
Формы кузовов самосвалов могут быть самими различными с поперечными сечениями прямоугольными, полуэлептическими, корытообразными. Для исключения примерзания влажных грунтов и растворов кузова самосвалов делаются обогреваемыми, для чего имеются специальные каналы, через которые проходят отработавшие газы.
Грузовые кузова строительных и карьерных самосвалов в передней части имеют защитные козырьки, исключающие попадание груза в пространство между кабиной и кузовом, а также повреждение кабины при экскаваторной загрузке.
Надрамники предназначены для усиления укороченных рам автомобилей- самосвалов, работающих в тяжелых нагрузочных условиях. На них устанавливают грузовые кузова самосвалов и крепят элементы их подъемных механизмов. Надрамники выполняются сварными из штампованной листовой стали.
Подъемные механизмы предназначены для обеспечения разгрузки кузова самосвала путем его наклона (опрокидывания) и последующего возвращения в исходное положение. Он также обеспечивает фиксацию кузова в любом промежуточном положении при его подъеме и опускании.
На самосвалах наибольшее распространение получили гидравлические подъемные механизмы, привод которых осуществляется от двигателя внутреннего сгорания автомобиля. Эти механизмы компактны, надежны, безопасны в работе, обладают плавностью и быстротой действия, имеют большой срок службы. Гидравлический подъемный механизм включает в себя коробку отбора мощности, масляный насос, системы управления, гидроцилиндры, масляные баки, масляные фильтры, трубопроводы. Гидравлическая система подъемного механизма заполняется маслом, замена которого осуществляется при переходе с одного сезона эксплуатации на другой.
2.2.3. Автомобили и автопоезда-цистерны
Автомобилями и автопоездами-цистернами называются специализированные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки и временного хранения жидких, газообразных и сыпучих грузов. К автомобилям-цистернам относятся также автозаправщики, которые предназначены как для перевозки топливосмазочных материалов
(топлива, масла, спирта, специальных охлаждающих жидкостей и т.д.), так и для заправки ими транспортных и других энергетических средств [5, 6].
Автомобили-цистерны и автозаправщики весьма разнообразны и подразделяются на следующие типы:


14
Рис. 2.1. Основные типы автомобильных цистерн
Цистерны устанавливаются на шасси грузовых автомобилей, прицепах и полуприцепах. Устанавливаемые на шасси автомобилей цистерны являются рамными, а на прицепах и полуприцепах - рамными и несущими (безрамными).
Объем цистерны малой вместимости не превышает 5 м
3
, цистерны средней вместимости составляют от 5 до 15 м
3
, а цистерны большой вместимости – более
15 м
3
. Кроме того цистерны могут быть с термоизоляцией, с подогревом и охлаждением. Например, цистерны для перевозки таких специфических грузов как парафин, мыло, смола, мазут и др. делают подогреваемыми во избежание застывания этих материалов при транспортировке.
Для перевозки скоропортящихся продуктов цистерны выполняют с искусственным охлаждением.
Автомобили-цистерны и автозаправщики выпускают на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. Они отличаются от них грузовым кузовом, изготовленным в виде цистерны, и оснащены специальным оборудованием: компрессором, насосом, краном, клапанами, и т.д.
Применение цистерн-прицепов и цистерн-полуприцепов позволяет резко увеличить грузоподъемность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок.
Автомобили и автопоезда-цистерны находят все более широкое применение, хотя себестоимость перевозок в автоцистернах в среднем несколько выше по сравнению с обычными грузовыми автомобилями, но при их использовании исключаются расходы на тару, обеспечивается лучшая сохранность груза и уменьшаются расходы на погрузочно-разгрузочные работы (сохранение времени, исключение ручного труда).
Грузовые кузова-цистерны отличаются по форме, конструкции и материалу, из которого они изготовлены. Главным образом это зависит от вида перевозимого груза и его свойств. Цистерны обычно выполняют сварными из листовой стали
(малоуглеродистой, нержавеющей). Цистерны из малоуглеродистой стали могут иметь внутреннее противокоррозионное покрытие из эмали, свинца, цинка, пластмассы, эпоксидных смол и др. материалов. Покрытие защищает внутренние поверхности цистерны от коррозии, в результате которой не только выходят из
Цистерны
По конструкции
По вместимости
По температурному режиму для жидких грузов для сыпучих грузов рамные несущие малой средней большой с термоизоляцией с охлаждением с подогревом
По назначению