ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 403
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
82
На первом этапе выбирают гамму автомобилей, погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, которые по своим техническим характеристикам и качеству соответствуют целям и задачам выбора.
На втором этапе выполняют технико-экономические расчёты и определяют экономическую целесообразность применения альтернативных вариантов техники, выбранной на первом этапе.
Экономически выгодной считается такая техника, которая даёт наибольший экономический эффект по сравнению с другими вариантами.
6.1. Эффективность эксплуатации и производительность и
производительность АТС
Под эффективностью работы АТС понимают возможность осуществления перевозок с наименьшими материальными и трудовыми затратами при соблюдении действующих норм и правил.
Показатели эффективности работы: величина удельных приведенных затрат на перевозки, трудоемкость, энергоемкость и материалоемкость.
Удельные приведенные затраты на перевозки – С
п
(руб./т·км) – это обратная величина интегрального показателя качества продукции, равное отношению суммарного полезного эффекта от эксплуатации АТС к суммарным затратам на их создание и эксплуатацию.
(
)
(
)
W
Ц
Е
З
С
г
а
а
н
э
п
K
1 0
−
⋅
+
=
, (6.1) где З
э
– годовые текущие затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, амортизацию АТС, погрузочно-разгрузочные работы, дороги, накладные расходы, издержки, связанные с порчей грузов за время их перемещения, руб/т·км.;
Е
н
– нормативный коэффициент эффективности капиталовложений (на автомобильном транспорте обычно 0,1);
К – капитальные вложения, необходимые для использования АТС, руб.;
Ц
а
и 0,1Ц
а
– соответственно цена и ликвидная стоимость АТС, руб.;
W
a.г
– среднегодовая производительность АТС, т·км.
Показатель «приведенные затраты» используется для планового ведения хозяиства.
Для рыночных условии отсутствует E
н
, поэтому используется такой показатель, как «дисконтированные чистые расходы» – Р
д
(
)
(
)
∑
∑
=
=
+
+
+
+
+
=
Тэ
k
i
r
Тэ
n
i
r
n
к
n
п
д
Р
I
P
0 0
1 1
, (6.2) где I
n
– инвестиции в n-ном году;
83
i – годовой темп инфляции;
T
n
– период инвестирования;
r – ставка дисконтирования;
Tэ – период эксплуатации инвестиции;
Р
д
– дисконтированные денежные расходы в n-ном году.
Трудоемкость использования грузового АТС – T
a.г
(чел.·ч) – труд всех категорий работников, приходящихся на единицу транспортной продукции
(например, на 100 т·км)
(
)
W
Т
Т
Т
Т
Т
аг
ау
ТО
прр
в
аг
+
+
+
⋅
=
100
, (6.3) где Т
в
, Т
прр
, Т
т.о
, Т
а,у
– соответственно годовые трудовые затраты времени работы водителя, рабочих на погрузочно-разгрузочных операциях, ремонтных рабочих на
ТО и ремонте, работы административно-управленческого аппарата.
Энергоемкость Э (кДж/т·км) – энергия, расходуемая на перевозки груза данным АТС.
W
аг
Q
Э
λ
ρ
⋅
⋅
⋅
=
100
,
(6.4) где Q – годовой расход топлива, л;
ρ – плотность топлива, кг/дм
3
;
λ – теплотворная способность топлива, кДж/кг.
Материалоемкость перевозок – М (кг/1000 т·км) – количество материалов, расходуемых на выполнение единицы транспортной работы.
(
)
n
Т
W
G
G
дз
ам
аг
э
к
М
⋅
⋅
+
⋅
=
1000
,
(6.5) где G
к
– масса конкретного материала в конструкции АТС, кг;
G
э
– масса материала расходуемого в процессе эксплуатации за амортизационный срок службы АТС, кг;
Т
ам
– амортизационный срок службы автомобиля, лет;
п
дз
– отношение массы деталей к массе заготовок.
Производительность АТС
Основным обобщающим показателем использования АТС является производительность.
Под ней понимают количество груза в тоннах, перевезенных за еденицу времени.
W
а.r
– часовая производительность (количество груза, перевезенное за один час работы ).
84
W
а.н и W
а.см
– сменная производительность (количество груза перевезенное за время в наряде Т
н
, или за время смены Т
см
)
W
а сут
– суточная производительность (количество груза, перевезенное за сутки работы Т
сут
)
t
g
W
е
c
н
ar
γ
⋅
=
,
(6.6)
t
T
g
W
е
см
н
c
н
cм
a
⋅
⋅
=
γ
,
(6.7)
t
T
g
W
е
н
сут
с
н
сут
а
⋅
⋅
=
γ
,
(6.8) где Т
н.см
– работа в наряде за смену;
Т
сут.н
– работа в наряде за сутки.
t
v
l
t
t
t
np
e
т
уг
np
дв
e
+
⎟
⎟
⎠
⎞
⎜
⎜
⎝
⎛
⋅
=
+
=
β
, (6.9) где t
дв
– общее время движения автомобиля с грузом и без груза, ч;
t
пр
– общее время простоя АТС под погрузкой и разгрузкой, ч;
β
e
- коэффициент использования пробега за ездку, равный отношению пробега
АТС с грузом к его общему пробегу.
Часовая производительность – W
a.r.
t
v
l
v
q
W
пр
e
т
ег
e
т
e
н
ar
⋅
⋅
+
⋅
⋅
⋅
=
β
β
γ
,
(6.10)
6.2. Влияние продолжительности простоя автомобилей в пунктах
погрузки и выгрузки на их производительность
При работе автомобиля по маятниковому маршруту продолжительность 1 ой поездки автомобиля определяется по формуле:
t
t
t
t
t
п
дв
p
г
дв
п
в
+
+
+
=
, (6.11)
t
v
l
t
t
t
пр
е
т
ег
пр
дв
в
+
⎟
⎟
⎠
⎞
⎜
⎜
⎝
⎛
⋅
=
+
=
β
, (6.12)
85
Производительность за время в наряде Т
н
:
⎟
⎟
⎠
⎞
⎜
⎜
⎝
⎛
⋅
⋅
=
t
T
q
W
e
н
c
н
а
γ
, (6.13)
Если грузы перевозятся на небольшие расстояния, определяющим для времени поездки t
е
автомобиля будет t
пр
Часовая производительность автомобиля будет
( )
l
t
v
q
t
W
ег
np
c
т
c
н
np
a
f
+
⋅
⋅
=
=
β
γ
1
, (6.14)
При планировании перевозок в интересах рациональной организации ПРР и сокращении продолжительности простоя в пунктах погрузки и выгрузки грузов следует рассматривать время простоя t
пр.
в совокупности следующих элементов: время ожидания t
ож
; времени маневрирования – t
ман
; времени, затрачиваемого непосредственно на погрузку – t
п.з.
; и разгрузку t
р
.; времени на оформление документов t
док
t
t
t
t
t
t
док
р
пз
ман
ож
пр
+
+
+
+
=
, (6.15)
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Время ожидания (t
ож
) – вызвано неподготовленностью ПРР или является следствием недостаточной пропускной способности погрузочно-разгрузочного пункта.
Время
маневрирования
(t
ман
) – возникает при необходимости маневрирования
АТС на погрузочно-разгрузочной площадке из-за ограниченности ее размеров, неудовлетворительного состояния его подъездных путей, неудобном расположение складов.
Время собственно погрузки и разгрузки (t
п.з.
) и (t
р.
) – соответствует продолжительности технологического процесса ПРР. При выполнении работ механизированным способом в основном зависит от типа ПРМ. Если все, или часть операций выполняются вручную, то на длительность будет оказывать влияние количество рабочих и их квалификация.
Время оформления документов (t
док
) – затрачивается на заполнение путевых листов, товарно-транспортных накладных. Необходимо стремиться, чтобы оформление документов происходило одновременно с погрузочно-разгрузочными операциями.
86
Простои, связанные с операциями погрузки и разгрузки, не должны превышать нормативов, регламентированных прейскурантом № 13-01-01, где указаны нормативное время погрузки – t
п.н.
и разгрузки – t
р.н.
.
Нормы времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций увеличиваются на 10% при кузовах типа «Фургон», а также бортовыми автомобилями, и полуприцепами со стандартными тентами. При взвешивании грузов на автомобильных весах норма времени увеличивается на 4 мин, на десятичных или сотенных весах – на 9 – 18 мин, в зависимости от грузоподъемности автомобиля. На каждый заезд автомобиля в промежуточном пункте погрузки и разгрузки устанавливается дополнительная норма времени
9мин, а при погрузке и разгрузке грузов, требующих пересчета, предельные нормы увеличиваются еще на 25%.
Превышение нормы на погрузку и разгрузку грузов, доставленных автомобилями, не допускается. За сверхнормативные простои заказчик автомобилей уплачивает автотранспортному предприятию штраф. Основные пути сокращения времени простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой: внедрение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ; полная замена ручного труда работой грузоподъемных машин и механизированных комплексов; обеспечение работы автомобилей по часовым графикам (по принципу «точно в срок»); широкое внедрение централизованных перевозок грузов с оперативным диспетчерским руководством работ автомобилей на линии; предварительная подготовка (до прибытия автомобиля) груза, оформление товарно-транспортной накладной, пломбирование загруженных заранее контейнеров и т.д.
6.3. Основные параметры погрузочно-разгрузочных средств и
определение производительности
Основные параметры ПРС – это:
− силовые параметры: номинальная грузоподъёмность; грузовой момент; мощность силовой установки; различные типы усилий (тягово-сцепное усилие, напорное усилие, удельное усилие резания на кромке ковша, вырывное, выглубляющее и др.)
− базовые параметры: габариты; масса; пролёт; база; ширина колеи; дорожный просвет; вылет крюка; стрелы; максимальная высота подъёма или опускания груза.
− кинематические скоростные параметры: скорость подъёма или опускания груза, скорость передвижения и вращения машины.
К основным параметрам
ПРС относятся: грузоподъёмность; производительность машины; высота погрузки; мощность двигателя; скорость движения рабочего органа; габаритные размеры (длина, ширина, высота) в рабочем и транспортном положении; масса машины.
Кроме того, для каждой конкретной группы ПРС добавляются другие основные параметры.
87
Большинство из основных параметров ПРС задаются нормативно-технической документацией, но одно – производительность рассчитывается.
Производительность ПРС – количество груза, которое может быть переработано (погружено, разгружено, перемещено) машиной за определённый промежуток времени.
Вводятся термины: массовая производительность – W, т/ч, объёмная – W
o
, м
3
/ч, штучная – W
ш
, шт/ч.
Выделяется 3 вида производительности: теоретическая, техническая и эксплуатационная.
Теоретическая W
теор
(расчётная) – определяется за 1 час непрерывной работы при номинальной загрузке ПРС при использовании его на погрузке (выгрузке) при условиях, для которых оно было спроектировано. При этом учитывают лишь конструктивные свойства машины.
Техническая W
т
– количество груза, которое может быть переработано ПРС за 1 час непрерывной работы при заданных условиях, при этом учитывают ещё условия производства работ, технологические перерывы в работе. Её можно определить, исходя из теоретической с учётом коэффициента загрузки ПРС η
г
,
W
W
теор
г
т
⋅
=
η
, (6.16) где η
г
– коэффициент загрузки, определяется как:
q
G
н
гр
г
=
η
, (6.17) где G
гр
– фактическая масса груза, размещённая в рабочем элементе;
q
н
– номинальная грузоподъёмность рабочего элемента ПРС.
Эксплуатационная W
э
– количество груза, которое может быть переработано
ПРС за 1 час работы при заданных условиях (учитывают ещё организационные перерывы в работе)
η
и
т
э
W
W
⋅
=
, (6.18) где η
и
– коэффициент использования ПРС по времени, определяется как:
1 1
≤
−
=
Т
t
раб
в
р
п
и
η
, (6.19) где Т
раб
– рассматриваемый промежуток времени работы ПРС;
t
п.р.в
– потери рабочего времени на перемещение ПРС при смене поста погрузки- разгрузки, смене рабочего оборудования, пополнения смазки, топлива и т.д.
88
η
η
г
и
теор
э
W
W
⋅
⋅
=
, (6.20)
W
теор
> W
т
> W
э
.
Производительность ПРМ циклического действия
Теоретическая производительность
n
q
W
р
п
н
теор
⋅
=
, (6.21) где qн – номинальная грузоподъёмность, т;
n
ц.р
– количество циклов, совершаемых ПРМ в единицу времени, ч.
Техническая производительность
t
G
n
G
W
ц
гр
ц
гр
т
⋅
=
⋅
=
3600
, (6.22) где G
гр
– масса груза, перерабатываемая за один рабочий цикл, т;
n
ц
– количество рабочих циклов, совершаемых в единицу времени, определяется как:
t
n
ц
ц
3600
=
, (6.23) где t
ц
– продолжительность одного рабочего цикла, с.
∑
=
⋅
+
=
m
i
i
в
ц
t
t
t
1
ϕ
, (6.24) где φ – коэффициент совмещения операций;
t
в
– вспомогательное время, затраченное на вспомогательные операции вручную, с;
t
i
– время, затрачиваемое на отдельные операции цикла, с, определяется как:
∑
=
+
+
+
+
=
m
i
m
i
t
t
t
t
t
1 3
2 1
, (6.25)
Эксплуатационная производительность W
э
для ПРМ циклического действия определяется конкретно для каждого вида машин.
Для вилочных авто и электропогрузчиков:
t
G
W
ц
и
гр
э
η
⋅
= 3600
, (6.26)