Файл: Образ жизни человека является определяющим фактором охраны и укрепления его здоровья, постоянно находится в фокусе повышенного внимания общественного сознания, культуры, образования и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в учебном году и основные факторы, определяющие ее

Любая человеческая деятельность, а интеллектуальная особенно, психологически увязывается с влиянием жизненных, обусловленных требованиями трудового процесса ритмов и свойственных организму биологических колебаний. Для человека наибольшее значение имеют так называемые «суточные ритмы», в процессе которых изменяются более пятидесяти физиологических функций организма. В период бодрствования, активной деятельности показатели функционального состояния сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают самого высокого уровня, а в период отдыха, сна реализуются на необходимом уровне восстановительные процессы. Чем больше и точнее осуществлен контакт начала учебно-трудовой деятельнос-ти с мобилизацией жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будут результаты трудовых действий.

Умственная работоспособность студентов изменяется в зависимости от психофизиологического состояния организма до начала работы, особенностей самой работы, ее организации и других причин. Независимо от времени деятельности – будь то академический час, учебный день, неделя, семестр, учебный год, учебный труд – умственная работоспособность характеризуется различными периодами эффективности: врабатывания, устойчивой (оптимальной) работоспособностью и периодом ее снижения.

Учебный день. Начало учебного дня не отличается высокой эффективностью учебного труда. Период врабатывания проходит в пределах 15 – 30 мин. Этот период характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое содержание этого периода сводится к образованию в коре головного мозга рабочей доминанты. Особое значение имеет соответствующая установка – мотивация, психологическая настройка. Второй период (высокой оптимальной работоспособности) обычно не превышает 3 ч (1,5 – 3 ч). Этот период характеризуется высокой степенью эффективности, максимальным использованием функциональных возможностей, изменения в организме адекватны требованиям учебной деятельности. Изменения функционального состояния организма соответствуют содержанию, форме, виду, объему учебного труда. Третий период – период полной компенсации – отличается тем, что появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. Далее наступает период несбалансированной (неустойчивой) компенсации, нарастает утомление (нарушаются работа анализаторов, устойчивость внимания, оперативной памяти и др.), наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается. Пятый период характеризуется прогрессирующим снижением работоспособности, резким снижением ее продуктивности и угасанием рабочей доминанты.


Рабочий день студента не заканчивается аудиторными занятиями: он включает в себя и время на самоподготовку. Второй подъем работоспособности объясняется не только суточной ритмикой, но и мотивацией, психологической установкой и использованием «волевого синдрома».

Учебная неделя: понедельник – период врабатывания; вторник – чет- верг – высокий уровень работоспособности, пятница – суббота – период снижения работоспособности. Естественно, что эта закономерность изменится при вмешательстве различных факторов нервно-эмоционального направления, связанного, например, с выполнением ответственного задания, подготовкой к контрольной, семинару, зачету и т. п.

Работоспособность студентов в течение семестра, учебного года также подчинена изменениям в периодах врабатывания, оптимальной деятельности, снижения работоспособности. Студенты обычно «входят в форму» (период пребывания) 3 – 3,5 недели. Устойчивая, высокая по степени эффективности работоспособность длится приблизительно 10 недель. В декабре в периоды увеличения ежедневной нагрузки до 11 – 13 часов и более в сочетании с нервно-эмоциональным состоянием и переживаниями в периоды зачетной и экзаменационной сессий наблюдается снижение работоспособности. Ее высокий уровень достигается психологическим настроем, целевой мотивацией и, естественно, волевыми усилиями.

Зимние каникулы – период восстановления работоспособности. У спортсменов, в группах организованного активного отдыха работоспособность восстанавливается полностью, в группах отдыха самостоятельными формами занятий работоспособность восстанавливается только на 60 – 70 % от исходных данных. Период врабатывания во втором семестре соответственно 5 – 7 и 12 – 16 дней. Устойчиво высокая работоспособность характерна почти до конца апреля. Снижение ее в конце апреля объясняется накоплением в течение учебного года многих отрицательных факторов и их кумулятивным негативным воздействием (эффектом).

Содержание профессиограмм и психограмм студентов и специалистов в различных сферах деятельности дало возможность увидеть некоторые обобщенные модельные характеристики как специалистов в условиях их профессионального труда, так и студентов в условиях вузовской среды – индивидуально-воспитательного пространства, отражающего особенности учебного заведения, будущей профессии, формирования профессионала, гражданина, личности. И, видимо, имеет смысл рассмотреть влияние и роль физической культуры и спорта на общую подготовку высококвалифицированного специалиста в нефизкультурном вузе. Следует подчеркнуть широчайшие возможности физической культуры, спорта, которые могут быть использованы с целью развития, воспитания и формирования граней будущего профессионала практически в любой деятельности человека [8].




2.4. Оптимизация сопряженной деятельности студентов

в учебе и спортивном совершенствовании

Обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Причем интенсивность учебного процесса в вузах, особенно в технических, имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока научной информации и необходимостью ее усвоения студентами в сжатые сроки.

Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависят от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6 – 8 ч занятий в неделю в течение всех лет обучения в вузе [4].

Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения.

1. Занятия физическими упражнениями (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать в первой половине каждого семестра 70 – 75 % упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, ско-ростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по частоте сердечных сокращений (ЧСС) может доходить до 160 – 170 уд./мин. Во второй половине каждого семестра примерно 70 – 75 % применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы, общей и силовой выносливости. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 150 уд./мин). Такое построение учебных и самостоятельных занятий оказывает стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов.

2. На занятиях по физическому воспитанию, проводимых первой парой, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС = 110 – 130 уд./мин) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130 – 150 уд./мин). Оптимальная моторная плотность находится в пределах 50 – 60 %. Основное назначение таких занятий – обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность, что в конечном счете стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.


В случае, когда занятие по физическому воспитанию проводится на третьей – четвертой парах, ЧСС не должна превышать 150 – 160 уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.

3. Проведение физкультурных занятий два раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не вызвать снижения умственной активности.

4. Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Так, с одной стороны, игровые виды и единоборства предъявляют повышенные требования к психике. Это обусловлено повышенным функционированием эмоционально-психических механизмов. Следствием таких занятий является снижение умственной активности. С другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.

5. В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более двух раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60 – 70 % от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег).

Таким образом, направленность занятий физическими упражнениями в период сессии может быть по своему характеру как оздоровительно-профилактической ( в основном для неспортсменов), так и поддерживающей (преимущественно для спортсменов).

В рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется следующая исходно-ориентировочная схема планирования занятий по физическому воспитанию:

понедельник – занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;

среда – занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;

пятница (или суббота) – занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.

Следует отметить, что только систематическое использование разнообразных средств физического воспитания создает объективные условия для оптимального проявления умственной работоспособности.