Файл: Образ жизни человека является определяющим фактором охраны и укрепления его здоровья, постоянно находится в фокусе повышенного внимания общественного сознания, культуры, образования и воспитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 351
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.
Избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью, отражают интересы. Они возникают на основе мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны с удовлетворением процессом занятий, с его результатами и перс-пективой. Личностные отношения определяют социальную и индивидуальную значимость физической культуры в жизни человека. Профессиональная нап-равленность физического воспитания объединяет операционный, мотивационно-ценностный и практико-деятельностный компоненты физической культуры личности.
Профессиональная направленность физического воспитания – это совокупность средств, форм, методов и приемов воспитательной деятельности в вузе, обеспечивающей формирование личности будущих специалистов.
Существенные свойства и меру проявления физической культуры личнос-ти можно выявить, опираясь на следующие критерии:
степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;
интенсивность сложности и творческий уровень этой деятельности;
выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);
степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;
проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;
уровень физического совершенства и отношение к нему;
владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;
системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;
широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни.
1.6. Физическая культура в структуре профессионального образования
Физическая культура студентов высших учебных заведений, являясь частью гуманитарного образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, физическая культура служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся, является характеристикой общей и профессиональной культуры личности.
В основе учебно-воспитательного процесса заложен системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовки будущих специалистов, в которых проявляется целостность формирования мировоззрения, трудового, физического, нравственного, эстетического и других видов воспитания. Это связано с формированием здорового образа жизни студенческой молодежи, предусматривающим оптимизацию режима труда и отдыха студентов, организацию их двигательной активности, проведение гигиенических и закаливающих мероприятий, профилактику вредных привычек и психофизическую регуляцию организма. В системе образования, воспитания, организации труда и досуга физическая культура, таким образом, не только проявляет традиционно образовательно-воспитательное и оздоровительное значение, но и оказывает существенное влияние на молодежную политику в сфере воспроизводства культурных ценностей. Содержание физической культуры предусматривает целенаправленное воздействие на физиологические системы организма занимающихся, на совершенствование психофизических, моральных и волевых качеств, ментальную и эмоциональную сферы студентов [8].
В связи с получением статуса гуманитарной составляющей высшего образования социокультурная значимость физической культуры существенно возросла. Укрепление гуманистических основ физической культуры студентов связано с формированием научно обоснованного позитивного социокультурного образа гармонически развитого человека и предусматривает в этой связи коррекцию целей, принципов, ценностных ориентиров и педагогических задач, способствуя формированию молодежной моды на здоровье и физическое совершенство.
Направленность и особенности содержания физической культуры в среднеспециальных и высших учебных заведениях обусловлены выполнением ряда общекультурных и специфических функций, реализуемых с учетом специфических требований избранной профессии:
биокомпенсаторной, связанной с созданием оптимальных условий, обеспечивающих достаточную двигательную активность студентов в профилактике заболеваний;
преобразовательно-созидательной, связанной с оптимизацией физического развития студенческой молодежи, совершенствованием личности, укреплением ее здоровья и подготовкой к профессиональной деятельности;
интегративно-организационной, объединяющей студентов в клубы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;
информационно-гедонистической (получение удовольствия от информации), обеспечивающей освоение знаний, накопленных в сфере физической культуры;
проективно-творческой, стимулирующей творческие способности студентов в самосовершенствовании;
проективно-прогностической, обеспечивающей реализацию сформированного потенциала физической культуры в последующей профессиональной деятельности;
ценностно-ориентационной, связанной с формированием профессионально-ценностных ориентаций студентов;
коммуникативно-регулятивной, определяющей особенности взаимодействия студентов в физкультурно-спортивной деятельности;
социализации, в процессе которой происходит включение студентов в систему общественных отношений.
Реализация перечисленных функций обеспечивает повышение профессионально-прикладной направленности учебного процесса, его устойчивую ориентацию на конечные результаты, что позволит студентам овладеть системными знаниями, умением ставить и решать творческие задачи с использованием средств физической культуры, методически правильно организовать свой досуг, т. е. сформировать природосообразные стереотипы поведения, соответст-вующие мотивы и потребности. Учебному процессу по физической культуре свойственны, таким образом, не только описательные и объяснительные функции, но и прогностические, направленные на достижение целостности знаний о человеке, его возможностях и жизненных ценностях.
Стратегия приоритетных направлений государственной политики в сфере физкультурного образования студентов, отражающая возрастание количества сверхсложных систем и технологий, информатизацию всех сфер жизни общества, определяет новые требования к творческой подготовке будущего специалиста, его готовность к высокопроизводительному труду. Реализация направлений государственной политики связана с раскрытием психофизических возможностей студенческой молодежи, гармоническим развитием ее физических, интеллектуальных и духовных сил путем использования физических упражнений, различных видов двигательной активности, рационального питания, природосообразного режима труда и отдыха. Используемая с этой целью физкультурная деятельность связана с физическим упражнением, сущность которого отражает целенаправленно выполняемые двигательные действия, включающие в себя как моторно-исполнительные (операционные механизмы), так и познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты.
Таким образом, свои развивающие и формирующие функции физическая культура студентов наиболее полно реализует в системе физического воспитания, направленного на решение следующих основных задач:
всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности;
овладение техникой двигательных действий различных видов спорта;
овладение специальными знаниями, формирование потребности систематически заниматься физическими упражнениями;
обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;
освоение организаторских умений и навыков по проведению самостоятельных форм занятий физической культурой.
Одной из важнейших задач в преподавании учебной дисциплины «Физическая культура» является внедрение в молодёжную среду ценностей физического воспитания, которое рассматривается как базовый фактор физкультурного образования, способствующий общему и профессиональному развитию личности [3].
Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте следует выделять следующие группы ценностей: интеллектуальные (знания о методах и средствах развития физического потенциала человека), двигательные (лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки), технологические (комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физической активности, ее ресурсного обеспечения); интенционные (сформированность общественного мнения, прес-тижность физической культуры в обществе) и мобилизационные (способность к рациональной организации бюджета времени).
Физическая культура и спорт воспитывают у студентов потребность в организации здорового стиля жизни, что тесно связано с воспитанием их ценност-ного отношения к предмету путём развития клубной деятельности (объединяющей студентов по интересам), способствуя активизации их творческой деятельности в овладении навыками продуктивной самостоятельной работы. Это предусматривает создание физкультурного пространства (инфраструктуры физической культуры), способствующего объединению студенческого актива, привлечению из студенческой среды волонтеров, участвующих в организации массовых физкультурных мероприятий (спортивных вечеров, массовых соревнований), в целом обеспечивающих усиление роли различных форм студенческого самоуправления, развития демократических основ творческой самореализации студенческой молодежи.
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА