Файл: Образ жизни человека является определяющим фактором охраны и укрепления его здоровья, постоянно находится в фокусе повышенного внимания общественного сознания, культуры, образования и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 346

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Общая психофизиологическая характеристика

интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов

Психофизиологическая характеристика труда – трудовые процессы, которые ведутся в определенном направлении, планируются заранее, связаны с конкретными заданиями, выполнение которых требует определенных психофизиологических энергозатрат, соответствующего уровня мышления и умозаключений для получения конечного результата, имеющего общественное значение (обучение, самообучение, открытие, изобретение, рационализация и т. д.).

Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Утомление – объективное состояние организма, при котором в результате длительной напряженной работы снижается уровень работоспособности, дальнейшие процессы деятельности характеризуются отсутствием творческих начал, преобладанием «шаблонного» мышления и т. п.

Усталость – субъективное состояние индивидуума, для которого характерно резкое кратковременное снижение уровня работоспособности; выполнение последующих трудовых актов требует волевых усилий и использования скрытых резервных возможностей организма.

Рекреация (лат. – восстановление) – широкое понятие, связанное с отдыхом, восстановлением сил, использованием природных возможностей и т. п.

Релаксация (лат. – ослабление, успокоение) – состояние покоя, расслабленности в результате снятия напряжения.

Одна из важнейших задач высшей школы – создание условий для максимальной реализации возможностей интеллектуальной деятельности студенческой молодежи.

Каждый вуз имеет свою, рожденную им же и постоянно совершенствующуюся информационно-воспитательную среду. Многокомпонентность и положительное влияние данной среды на студента, особенно первокурсника, корреляционно зависит как от уровня педагогического мастерства преподавателей, так и от наиглавнейшего компонента – вузовской (не школьной «физры») физической культуры и спорта, существенно сокращающих период адаптации недавних школьников к условиям пребывания в вузе с его «мягкими» на первых порах формами и видами обучения в течение семестра и неизмеримо жесткими по отношению к организму, порой еще недостаточно окрепшему, в периоды зачетов и экзаменов.


Такие термины, как «самоуправление», «аутогенный менеджмент» – не только дань моде, но и важные волевые моменты, основа которых: постановка целей, планирование своей деятельности, распределение времени и многое другое, что связано с изменением уклада, стиля, образа жизни. Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на всем протяжении его развития и формирования. Вуз предоставляет такую возможность.

Особо следует сказать об адаптации к вузовским формам и видам обучения. Подчеркнем, что студенту-первокурснику, резко перешедшему границу между условиями обучения в школе и вузе, важно сократить этот период, который может длиться и семестр, и два три года. Просматривается четкая закономерность сокращения времени адаптации у тех, кто коммуникабелен, увлечен спортом, общественной работой, любой формой деятельности с высоким уровнем ответственности.

Определить, что такое интеллект, без понимания таких понятий, как «мышление», «эрудиция», невозможно. Человек вольно или невольно, познавая реальности мира, вынужден сравнивать, анализировать и синтезировать воспринимаемые им явления и предметы, моделировать и умозаключать, создавать гипотезы и теории. Далеко не все, что познается органами чувств, объективно, да многое и недоступно нашим несовершенным органам, трансформированным цивилизацией, и тогда непосредственное восприятие окружающего мира осуществляется мыслительной, умственной сферой. Реальный мыслительный процесс познания, умственная целенаправленная активность на основе алгоритма действий и личностных возможностей и есть мышление. У разных людей умственные способности к интеллектуальной работе, естественно, существенно разнятся. Возможности продуктивно мыслить, перерабатывать и осознавать сложнейшую информацию составляют сущность интеллекта, мышление же – процесс его действия. Мыслительная деятельность человека невозможна без постоянного информационного пополнения.

Материалы исследований ряда авторов [2, 3 и др.] позволяют характеризовать умственный труд как работу, которая проходит, ведется в определенном, ограниченном целевыми установками направлении, по строгому плану, для решения конкретизированных целью задач, имеющих социальное значение: обучение, самообучение, изобретение, рационализация и т. п.



2.2. Признаки и критерии нервно-эмоционального и

психофизического утомления

Учебное время студентов в среднем составляет 52 – 58 ч в неделю (включая самоподготовку), т. е. ежедневная учебная нагрузка равна 8 – 9 ч, следовательно, рабочий день студентов один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57 %), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. В возрасте 17 – 25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций (сенсорно-перцептивные, мнемические, мышление), определяющую роль здесь играет образование и учение, т. е. деятельность по усвоению знаний, формированию умений, навыков. Фактор учения, постоянной умственной работы определяет высокий тонус интеллекта студентов, позволяет им эффективно выполнять напряженную учебную деятельность.

Однако при этом восстановительные процессы у многих студентов про- ходят неполноценно по причинам недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного использования средств физической культуры и спорта и по другим причинам.

Доказано, что умственная деятельность (учебно-трудовая) студентов относится к категории умственного труда, сопровождается различными изменениями функционального состояния органов и систем организма. Так, мозговая ткань использует больше кислорода, чем другие ткани тела, – около 20 %, т. е. 40 – 50 мл в одну минуту. Суточный расход энергии при умственной работе составляет 2800 – 3000 ккал. По сравнению с расходом энергии в состоянии покоя некоторые виды умственного труда требуют повышения энергозатрат:

– чтение сидя «про себя» – на 16 %;

– вслух – на 48 %;

– слушание лекций, выполнение (стоя) практических, лабораторных заданий – на 46 %;

– чтение лекций (стоя), доклады – на 94 %.

Без вмешательства эмоциональных факторов сердечно-сосудистая система изменяется незначительно, соответственно интенсивности работы.

Главным источником энергии для мозга является окислительный процесс обмена глюкозы, потребление которой – приблизительно 80 мг в минуту. Метаболическая активность мозга зависит от его функциональной деятельности (активности). В состоянии сна накапливаются богатые энергией фосфорные соединения, а при усиленной умственной работе они расщепляются, что проявляется в повышенном гликозе и усиленном образовании молочной кислоты. Возбуждение центральной нервной системы (ЦНС) приводит к увеличению образования аммиака, а угнетение ЦНС – к уменьшению его содержания в мозговой ткани. Изменение некоторых показателей газообмена может характеризоваться напряженностью умственной работы. Так, наблюдения, проводимые над студентами, прорабатывающими трудный материал (книга, конспект – в период подготовки к экзаменам), привели к следующим результатам: при работе над первыми восемью страницами выделение углекислоты повысилось на 12 % (по сравнению с состоянием покоя), после 16 страниц – на 20 %, после 32 страниц – более чем на 35 % [6].


Представляет интерес и динамика сердечно-сосудистой системы (ССС). При умственной работе увеличивается наполнение кровью сосудов мозга, происходит сужение периферических сосудов конечностей, расширение сосудов внутренностей, т. е. сосудистые реакции обратны тем, которые характерны при мышечной нагрузке. Кратковременный интенсивный умственный труд усиливает частоту сердечных сокращений, особенно когда работа сопровождается нервно-эмоциональным напряжением, резко разрушающими факторами, условиями дефицита времени, отрицательного влияния внешних разрушителей и т. п. При долговременной умственной работе частота сердечных сокращений замедляется.

Согласно проведенным исследованиям показатели пульса в течение семестра, в день экзамена и после него в течение двух – трех дней представлены следующими данными, уд./мин: 70 – 74, 120 – 150, 78 – 82. Изменения наблюдались и с показателями артериального давления, мм рт. ст.: 118/75, 170/95 и 128/75. Такая закономерность говорит о том, что еще длительное время «рабочая доминанта» не угасает, не исчезает полностью, вызывая утомление. Исследования зарубежных ученых в определенной мере подтверждают эти данные: так, при обследовании 90 тыс. студентов Германии психические и психоневрологические расстройства были обнаружены у 9,5 %. В России более трети студентов страдают заболеваниями нервной системы, более 20 % – гипертоники, не менее 80 % школьников-старшеклассников имеют заметные отклонения в состоянии здоровья и недостаточное физическое развитие. Не менее половины требуют врачебного вмешательства для нормализации своих функциональных возможностей.

При длительном и направленном умственном труде наступает утомление – объективное состояние организма, при котором деятельность внешних органов чувств аномальна: может возникнуть резкое кратковременное повышение или крайнее ослабление реакции организма: почти мгновенное исчезновение из памяти только недавно усвоенного, снижается сила памяти, что ведет к состоянию, когда представления, образы становятся расплывчатыми, «мысли убегают», прекращается желание трудиться, состояние организма длительно не восстанавливается. Часто состояние утомления смешивают с усталос-тью – субъективным чувством индивидуума, для которого характерны практически все перечисленные выше признаки, но они кратковременны, причины их известны: неудовлетворенность сделанным, неудачи, условия плохой организации мыслительного труда, эмоциональный подъем (к примеру, получение высокой оценки в день экзамена) и т. д. Необходимо особо отметить, что, к примеру, успешная сдача экзамена может еще больше мобилизовать студента, а «провал», наоборот, привести к депрессивному состоянию.


Умственный труд проходит в условиях недостаточной двигательной активности, что способствует развитию пpоцессов торможения в коре больших полушарий и, как следствие, приводит к ухудшению общего самочувствия, пониженной работоспособности, утомлению. Обратим внимание на признаки незначительного, значительного и резкого утомления (таблица).
Внешние признаки утомления в процессе

умственного труда студентов (по С. А. Косилову)


Объект

наблюдения

Утомление

незначительное

значительное

резкое

Внимание

Резкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакции на новые раздражители (словесные указа-ния) отсутствуют

Поза

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в разные сто-роны, облокачивание, поддерживание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задавание вопро-сов

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутст-вие интереса, апатия


Проявление первых признаков значительного, особенно резкого утомления биологически необходимо – это защита от развития истощения организма, сигнал для прекращения работы, для реакции.

Волевым усилием можно заставить организм продолжать работу, что только отдалит (не ликвидирует!) утомление или, что намного опаснее, приведет к состоянию переутомления. Переутомлению присущи постоянное чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса, апатия, повышенная неадекватная реакция, головная боль, головокружение, снижение аппетита, снижение веса тела, потливость, снижение сопротивляемости организма инфекциям и т. п.
2.3. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов