Файл: Программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 369
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
эффективно использовать имеющиеся в школе-интернате условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно:
-
достижения планируемых результатов освоения образовательных программ; -
реализации программ воспитания и социализации учащихся;
-
эффективного использования здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС;
-
индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности универсальных учебных действий;
-
собственного профессионально-личностного развития и саморазвития;
-
эффективно применять свои умения в процессе модернизации инфраструктуры учебно- воспитательного процесса образовательного учреждения.
Все педагоги, реализующие АОП ООО, прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.
Психолого-педагогические условия реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования
-
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;
-
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
-
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
-
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательныхотношений (сохранение и укрепление психологического здоровья
обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
развития своей экологической культуры дифференциации и индивидуализации обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и
119
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»
ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
-
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Указанные условия конкретизируются ежегодно в плане психолого-педагогической работе и программах работы специалистов.
Учет потребностей обучающихся с НОДА предусматривает введение в штат следующих специалистов: учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, специалистов по лечебной и адаптивной физкультуре, социальных педагогов, тьюторов (при отсутствии у ребенка способности к передвижению, самообслуживанию, ограничениях вербальной коммуникации, нарушениях координации), медицинских работников.
Направления психолого-педагогического сопровождения
1. Работа с учащимися:
- Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период.
- Выявление и поддержка одарённых детей.
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска». - Психологическое просвещение учащихся.
- Формирование умения учиться как самой значимой компетенции через развитие - Универсальных учебных действий у обучающихся - Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
- Дифференциация и индивидуализация обучения.
- Сохранение и укрепление психологического здоровья.
2. Работа с администрацией школы-интерната:
- Психологическое консультирование, развитие психолого-педагогической компетенции.
3. Работа с педагогическим коллективом:
- Психологическое просвещение.
-Развитие психолого-педагогической компетентности учителей через консультирование.
- Выступления на педсоветах, методических совещаниях.
4. Работа с родителями:
- Психологическое просвещение.
- Развитие психолого-педагогической компетентности. - Консультирование.
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений
1. Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся
Одним из первых современных отечественных психологов, предпринявших попытку разграничить понятия психического и психологического здоровья, стала И.В. Дубровина. Осмысливая содержательную суть психологической службы, она пришла к выводу о необходимости введения в научный психологический лексикон нового термина — «психологическое здоровье». Определяя психическое здоровье в рамках традиционно сложившегося медицинского подхода и психотерапевтического направления, И.В.
120
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»
Дубровина объединила остальные характеристики здоровой личности новым понятием
«психологическое здоровье»: «Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом. Находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Мы вооружаем (вернее, должны вооружить) ребенка в соответствии с его возрастом средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира».
-
настоящее время проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (И.В.Дубровина, 2000; Г.С.Никифоров, 2003; В.Э.Пахальян, 2002; В.И.Слободчиков и А.В.Шувалов, 2001 и др.).
-
работе В.И.Слободчикова и А.В.Шувалова «Антропологиеский подход к решению проблемы психологического здоровья детей» отмечается, что до недавнего времени эта проблема была на периферии терапии выраженных психических расстройств. В теоретическом аспекте психологическое здоровье не имело определенного научного
содержания, а в практическом плане те, чье состояние можно квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров», оставались вне поля видения и позитивного вмешательства врачей и психологов. Т.Н.Метелкина, ст. н. сотрудник КК ИПК РО, осуществляя в своей работе
«Формирование психологического здоровья школьников» теоретический обзор подходов к названной проблеме, констатирует, что психическое здоровье — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности человека. Психологическое здоровье, в свою очередь, это определенный уровень развития и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой; определенный уровень личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие; это процесс и результат развития субъекта в его субъективной реальности в пределах одной индивидуальной жизни. Под «развитием» понимается не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к цели, определяющее последовательное накопление человеком позитивных новообразований
По мнению Л.Я. Коломенского, Психологическое здоровье можно понимать, как внутриличностный комфорт, наличие у человека гармонизированного внутреннего мира, равновесие с самим собой и окружающим миром.
О.Хухлаева в своей книге «Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной психологической службы» в качестве главных критериев психологического здоровья выделяет следующие:
- Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.
-
Высокий уровень развития рефлексии. -
Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности. -
Успешное прохождение возрастных кризисов.
Адаптированность к социуму (если это ребенок — то к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.
Психологическое здоровье, как отмечает Н.К. Смирнов, в целом можно определить двумя признаками. Первый — соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности принципа оптимума, или стремление придерживаться «золотой
121
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»
середины». Важное уточнение: зона оптимума у каждого человека своя. Второй признак — эффективная адаптация (социальная, социально-психологическая и интрапсихическая). В этом случае достигается то, что в других подходах называется гармония с природой, с людьми и с самим собой.
При оценке психологического здоровья ребенка, прежде всего, необходимо учитывать, что личность ребенка еще только формируется и поэтому главным критерием является его полноценное психическое и личностное развитие. Полноценное психическое развитие определяется согласно следующим критериям:
-
Наличие или отсутствие у ребенка каких-либо хронических нервно-психических расстройств или заболеваний.
-
Наличие или отсутствие функциональных отклонений в деятельности нервно-психической сферы.
-
Уровень достигнутого нервно-психического развития.
-Степень резистентности по частоте ухудшения функционального психического состояния ребенка (С. Громбах, Г.Н. Сердюковская).
Главным же критерием психологического здоровья, по мнению В.А. Ананьева является адаптация ребенка к социуму.
Рассматривая адаптацию как один из параметров психологического здоровья человека важно остановиться на более существенном исследовании данного параметра в переходные периоды обучения детей (5, 10 классы). Каждый из периодов адаптации имеет как свои особенности, так и общие черты. В связи с чем, важно создать условия для успешной адаптации детей на каждом переходном этапе, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом их возрастных особенностей. То, насколько успешно проходят учащиеся адаптацию в переходные периоды обучения, будет во многом определять их комфортное/некомфортное пребывание в образовательном учреждении и, следовательно, влиять на состояние психологического здоровья детей.