Файл: Образовательное учре ждение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕ- ЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)
ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ


Сравнительная характеристика ассортимента и оценка конкурентоспособности чая, реализуемого на потребительском рынке г. Белгорода

Выпускная квалификационная работа
студента дневного отделения 4 курса группы 07001217 Мальцевой Олеси Ивановны
Научный руководитель

ст. преподаватель Коротких И. Ю.

БЕЛГОРОД 2016

Содержание



Введение…………………………………………………………………....

4

1. Теоретическое обоснование процессов формирования и развития

ассортимента, оценка качества и конкурентоспособности чая на рос- сийском потребительском рынке…………………………………..


7

1.1. Состояние и перспективы развития рынка чая в РФ…………..........

7

1.2. Пищевая ценность и факторы, формирующие качество чая, его ас-

сортимент и конкурентоспособность…………………………………..


12

1.3. Классификация и характеристика современного ассортимента чая

и чайных продуктов…………………………………….............................


23

1.4. Принципы и методы оценки уровня качества и безопасности

чая…………………………………………………………………………...


30

1.5. Критерии и общие принципы оценки конкурентоспособности раз-

личных сортов чая и чайных продуктов………………………………


38

2. Исследование ассортимента и оценка конкурентоспособности чая,

представленного в АО «Тандер» ПАО «Магнит» (Белгородский фи- лиал), магазине «Магнит-Браслет»…………………………………….


44

2.1. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности (АО

«Тандер» ПАО «Магнит» (Белгородский филиал)) магазина «Магнит- Браслет......................................................................................................... ..


44

2.2. Анализ ассортимента чая, представленного в магазине «Магнит-

Браслет»…………………………………………………………………….


57

2.3. Организация контроля и оценки качества чая на торговом пред-

приятии……………………………………………………………….


59

2.3.1. Объекты и методы исследования………………………………….

60

2.3.2. Результаты органолептической оценки качества чая…………….

62

2.3.3. Результаты физико-химической и микробиологической оценки

качества чая………………………………………………………………....


63

2.3.4 Оценка безопасности чая…………………………………………….

66





2.4. Оценка конкурентоспособности чая различных торговых марок,

реализуемых в магазине «Магнит-Браслет»……………………………...


69

2.5. Направления совершенствования ассортимента и повышения кон-

курентоспособности чая, реализуемого на региональном рын- ке………………………………………………………………………...


74

Заключение………………………………………………………………….

78

Список использованных источников……………………………………..

80

Приложе-

ния………………………………………………………………....


83

Введение
Чай является одним из самых популярных и доступных большинству населения напитков на нашей планете. Люди выбирают этот напиток за его неповторимые вкусовые качества, а также в силу его полезных свойств.

Чай фактические единственный среди импортируемых товаров, включающийся в продовольственную корзину, состоящую из предметов первой необходимости для российского населения. Вследствие своей социальной важности как самого дешевого напитка, чай в магазинах всегда был в наличие даже в эпоху товарного дефицита. Но тогда магазинам предлагалось 1-3 популярных сорта чая.

На сегодняшний день чай поражает своим многообразием и обилием видов и сортов, начиная с традиционных и заканчивая всевозможными чайными блендами и композициями. Только одна торговая группа «Орими» предлагает более 40 сортов и брендов чая. Постоянное расширение ассортимента чая, его популярность и высокая оборачиваемость делают чай привлекательным для многих товаропроизводителей и продавцов, поэтому чайный

рынок постоянно пополняется новыми видами чая.

Еще одной отличительной особенностью чая является гибкость его цены, такое свойство он сам может формировать свою стоимость, путем смешивания в одном продукте самых разных сортов и видов чая, что делает чай доступным людям различных социальных групп. Благодаря высокому предложению, любой потребитель может сделать выбор по своему вкусу и кошельку.

Соответственно, такой высокий выбор товаров и товаропроизводителей на одном рынке, будет вызывать их острое конкурентное соперничество, вынуждающее товаропроизводителей «выискивать» новые возможности повышения конкурентоспособности товаров, а предприятия розничной торговли – формировать торговый ассортимент с учетом уровня конкурентоспособности каждого товара-претендента.

Поэтому целью дипломной работы является сравнительная характеристики ассортимента и оценки конкурентоспособности чая, реализуемого на АО «Тандер» ПАО «Магнит» (Белгородский филиал), магазин «Магнит-Браслет».

Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:

  • провести анализ развития рынка чая в РФ;

  • изучить пищевую ценность и факторы, формирующие качество чая, его ассортимент и конкурентоспособность;

  • ознакомиться с классификацией и характеристикой современного ассортимента чая и чайных продуктов;

  • изучить принципы и методы оценки уровня качества и безопасности

чая;

  • провести анализ организационно-экономической характеристики

розничного предприятия АО «Тандер» ПАО «Магнит» (Белгородский филиал), магазин «Магнит-Браслет»;

  • проанализировать ассортимент чая, представленный в АО «Тандер» ПАО «Магнит» (Белгородский филиал), магазин «Магнит-Браслет»;

  • изучить организацию контроля на розничном предприятии «Магнит- Браслет»»

  • провести органолептическую, физико-химическую и микробиологическую оценки качества чая;

  • ознакомиться с оценкой безопасности чая;

  • провести оценку конкурентоспособности чая различных торговых марок, реализуемых в АО «Тандер» ПАО «Магнит» (Белгородский филиал), магазин «Магнит-Браслет».

  • предложить магазину направления совершенствования ассортимента и повышения конкурентоспособности чая.


Объектом данной дипломной работы является АО «Тандер» ПАО «Магнит» (Белгородский филиал), магазин «Магнит-Браслет».

Предметом исследования является ассортимент и оценка конкурентоспособности чая.

Теоретической основой для написания данной дипломной работы по-

служили труды российских ученых в области товароведения, таких как Н. Р. Куликова, В. М. Поздняковский, В. И. Теплов, В. А. Тутельян, учебники, ста- тьи, материалы сети интернет, указанные в списке используемых источников. Методологической основой послужили методы сравнения, группировки и балансовый метод.

Структура данной дипломной работы включает в себя введение, 2 гла- вы, заключение, список используемых источников, приложения. Работа вы- полнена на 82 страницах текста, имеет в своей структуре 24 таблицы, 12 ри- сунок, 4 приложения.

  1. Теоретическое обоснование процессов формирования и развития ассортимента, оценки качества и конкурентоспособности чая

на российском потребительском рынке

    1. Состояние и перспективы развития рынка чая в РФ


Чай – один из любимых напитков в России. Его в нашей стране упо- требляют как дома, так и на работе, и в кафе и в ресторанах. Рынок имеет вы- сокий уровень спроса и предлагает огромный ассортимент этого напитка. Несмотря на то, что кофе занимает второе место, интерес к чаю со стороны российских потребителей не ослабевает.

Объем рынка на протяжении нескольких лет остается стабильным. По оценке экспертов Маркетингового агенства «ROIF Expert», развитие самих участников рынка в сложившейся ситуации происходит за счет расширения ассортимента и совершенствования внешних атрибутов продукта (упаковки).

Таким образом, несмотря на замедление количественного роста, внутри рынка отмечаются такие процессы, как появление новых марок, изменения в дизайне упаковки, формирование оригинальных чайных коллекций. С этой точки
зрения, российский чайный рынок динамично развивается, однако, речь идет, в первую очередь, о качественном развитии.

Основными тенденциями развития рынка чая в настоящее время явля- ются: смещение спроса в сторону средних и более дешевых сортов чая, вы- званное финансовым кризисом, рост розничных цен на чай, обострение кон- куренции. Эксперты компании «ROIF Expert» отмечают, что, несмотря на до- вольно тяжелое положение участников рынка, отрасль производства чая чув- ствует себя лучше, чем многие другие сферы экономики благодаря высоким показателям конечного спроса на продукцию. Потребительские предпочте- ния на рынке чая претерпевают заметные изменения: как результат снижения покупательской способности, вновь начинается рост доли черного чая, осо- бенно среднего и нижнего ценовых сегментов.

Объем потребления чая в нашей стране достаточно стабилен: на нача- ло 2016 года он составил 1,3 килограмма на человека в год. Разнообразие чайной продукции на магазинных полках ежегодно растет. Несмотря на это более 75% населения все же предпочитает традиционный черный чай. Доля любителей зеленого чая ежегодно растет – по разным оценкам, в настоящее время она составляет 20-25%. Среди молодежи популярны фруктовые, ягод- ные и ароматизированные чаи.

Особое место на рынке занимает холодный чай – негазированный то- низирующий напиток на основе экстракта чая. Основными игроками в дан- ном сегменте рынка являются его первопроходцы ООО «Юнилевер Русь» (ТМ Lipton) и ООО «Нестле Россия» (ТМ Nestea).

Рынок чая в значительной степени зависим от импорта. Собственное производство чая в России в настоящее время крайне невелико: он произво- дится в Краснодарском крае, но его доля весьма мала. Более чем 95% потреб- ляемого в РФ чая импортируется и фасуется на российских производствен- ных предприятиях (рис.1.1). Большая часть сырья, ввозимого в Россию, по- купается на чайных аукционах по месту выращивания: в Шри-Ланке, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии,