Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕ- ЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
Сравнительная характеристика ассортимента и оценка конкурентоспособности чая, реализуемого на потребительском рынке г. Белгорода
Выпускная квалификационная работа
студента дневного отделения 4 курса группы 07001217 Мальцевой Олеси Ивановны
Научный руководитель
ст. преподаватель Коротких И. Ю.
БЕЛГОРОД 2016
Содержание
Введение………………………………………………………………….... | 4 |
1. Теоретическое обоснование процессов формирования и развития ассортимента, оценка качества и конкурентоспособности чая на рос- сийском потребительском рынке………………………………….. | 7 |
1.1. Состояние и перспективы развития рынка чая в РФ………….......... | 7 |
1.2. Пищевая ценность и факторы, формирующие качество чая, его ас- сортимент и конкурентоспособность………………………………….. | 12 |
1.3. Классификация и характеристика современного ассортимента чая и чайных продуктов……………………………………............................. | 23 |
1.4. Принципы и методы оценки уровня качества и безопасности чая…………………………………………………………………………... | 30 |
1.5. Критерии и общие принципы оценки конкурентоспособности раз- личных сортов чая и чайных продуктов……………………………… | 38 |
2. Исследование ассортимента и оценка конкурентоспособности чая, представленного в АО «Тандер» ПАО «Магнит» (Белгородский фи- лиал), магазине «Магнит-Браслет»……………………………………. | 44 |
2.1. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности (АО «Тандер» ПАО «Магнит» (Белгородский филиал)) магазина «Магнит- Браслет......................................................................................................... .. | 44 |
2.2. Анализ ассортимента чая, представленного в магазине «Магнит- Браслет»……………………………………………………………………. | 57 |
2.3. Организация контроля и оценки качества чая на торговом пред- приятии………………………………………………………………. | 59 |
2.3.1. Объекты и методы исследования…………………………………. | 60 |
2.3.2. Результаты органолептической оценки качества чая……………. | 62 |
2.3.3. Результаты физико-химической и микробиологической оценки качества чая……………………………………………………………….... | 63 |
2.3.4 Оценка безопасности чая……………………………………………. | 66 |
2.4. Оценка конкурентоспособности чая различных торговых марок, реализуемых в магазине «Магнит-Браслет»……………………………... | 69 |
2.5. Направления совершенствования ассортимента и повышения кон- курентоспособности чая, реализуемого на региональном рын- ке………………………………………………………………………... | 74 |
Заключение…………………………………………………………………. | 78 |
Список использованных источников…………………………………….. | 80 |
Приложе- ния……………………………………………………………….... | 83 |
Введение
Чай является одним из самых популярных и доступных большинству населения напитков на нашей планете. Люди выбирают этот напиток за его неповторимые вкусовые качества, а также в силу его полезных свойств.
Чай фактические единственный среди импортируемых товаров, включающийся в продовольственную корзину, состоящую из предметов первой необходимости для российского населения. Вследствие своей социальной важности как самого дешевого напитка, чай в магазинах всегда был в наличие даже в эпоху товарного дефицита. Но тогда магазинам предлагалось 1-3 популярных сорта чая.
На сегодняшний день чай поражает своим многообразием и обилием видов и сортов, начиная с традиционных и заканчивая всевозможными чайными блендами и композициями. Только одна торговая группа «Орими» предлагает более 40 сортов и брендов чая. Постоянное расширение ассортимента чая, его популярность и высокая оборачиваемость делают чай привлекательным для многих товаропроизводителей и продавцов, поэтому чайный
рынок постоянно пополняется новыми видами чая.
Еще одной отличительной особенностью чая является гибкость его цены, такое свойство он сам может формировать свою стоимость, путем смешивания в одном продукте самых разных сортов и видов чая, что делает чай доступным людям различных социальных групп. Благодаря высокому предложению, любой потребитель может сделать выбор по своему вкусу и кошельку.
Соответственно, такой высокий выбор товаров и товаропроизводителей на одном рынке, будет вызывать их острое конкурентное соперничество, вынуждающее товаропроизводителей «выискивать» новые возможности повышения конкурентоспособности товаров, а предприятия розничной торговли – формировать торговый ассортимент с учетом уровня конкурентоспособности каждого товара-претендента.
Поэтому целью дипломной работы является сравнительная характеристики ассортимента и оценки конкурентоспособности чая, реализуемого на АО «Тандер» ПАО «Магнит» (Белгородский филиал), магазин «Магнит-Браслет».
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
-
провести анализ развития рынка чая в РФ; -
изучить пищевую ценность и факторы, формирующие качество чая, его ассортимент и конкурентоспособность; -
ознакомиться с классификацией и характеристикой современного ассортимента чая и чайных продуктов; -
изучить принципы и методы оценки уровня качества и безопасности
чая;
-
провести анализ организационно-экономической характеристики
розничного предприятия АО «Тандер» ПАО «Магнит» (Белгородский филиал), магазин «Магнит-Браслет»;
-
проанализировать ассортимент чая, представленный в АО «Тандер» ПАО «Магнит» (Белгородский филиал), магазин «Магнит-Браслет»; -
изучить организацию контроля на розничном предприятии «Магнит- Браслет»» -
провести органолептическую, физико-химическую и микробиологическую оценки качества чая; -
ознакомиться с оценкой безопасности чая; -
провести оценку конкурентоспособности чая различных торговых марок, реализуемых в АО «Тандер» ПАО «Магнит» (Белгородский филиал), магазин «Магнит-Браслет». -
предложить магазину направления совершенствования ассортимента и повышения конкурентоспособности чая.
Объектом данной дипломной работы является АО «Тандер» ПАО «Магнит» (Белгородский филиал), магазин «Магнит-Браслет».
Предметом исследования является ассортимент и оценка конкурентоспособности чая.
Теоретической основой для написания данной дипломной работы по-
служили труды российских ученых в области товароведения, таких как Н. Р. Куликова, В. М. Поздняковский, В. И. Теплов, В. А. Тутельян, учебники, ста- тьи, материалы сети интернет, указанные в списке используемых источников. Методологической основой послужили методы сравнения, группировки и балансовый метод.
Структура данной дипломной работы включает в себя введение, 2 гла- вы, заключение, список используемых источников, приложения. Работа вы- полнена на 82 страницах текста, имеет в своей структуре 24 таблицы, 12 ри- сунок, 4 приложения.
-
Теоретическое обоснование процессов формирования и развития ассортимента, оценки качества и конкурентоспособности чая
на российском потребительском рынке
-
Состояние и перспективы развития рынка чая в РФ
Чай – один из любимых напитков в России. Его в нашей стране упо- требляют как дома, так и на работе, и в кафе и в ресторанах. Рынок имеет вы- сокий уровень спроса и предлагает огромный ассортимент этого напитка. Несмотря на то, что кофе занимает второе место, интерес к чаю со стороны российских потребителей не ослабевает.
Объем рынка на протяжении нескольких лет остается стабильным. По оценке экспертов Маркетингового агенства «ROIF Expert», развитие самих участников рынка в сложившейся ситуации происходит за счет расширения ассортимента и совершенствования внешних атрибутов продукта (упаковки).
Таким образом, несмотря на замедление количественного роста, внутри рынка отмечаются такие процессы, как появление новых марок, изменения в дизайне упаковки, формирование оригинальных чайных коллекций. С этой точки
зрения, российский чайный рынок динамично развивается, однако, речь идет, в первую очередь, о качественном развитии.
Основными тенденциями развития рынка чая в настоящее время явля- ются: смещение спроса в сторону средних и более дешевых сортов чая, вы- званное финансовым кризисом, рост розничных цен на чай, обострение кон- куренции. Эксперты компании «ROIF Expert» отмечают, что, несмотря на до- вольно тяжелое положение участников рынка, отрасль производства чая чув- ствует себя лучше, чем многие другие сферы экономики благодаря высоким показателям конечного спроса на продукцию. Потребительские предпочте- ния на рынке чая претерпевают заметные изменения: как результат снижения покупательской способности, вновь начинается рост доли черного чая, осо- бенно среднего и нижнего ценовых сегментов.
Объем потребления чая в нашей стране достаточно стабилен: на нача- ло 2016 года он составил 1,3 килограмма на человека в год. Разнообразие чайной продукции на магазинных полках ежегодно растет. Несмотря на это более 75% населения все же предпочитает традиционный черный чай. Доля любителей зеленого чая ежегодно растет – по разным оценкам, в настоящее время она составляет 20-25%. Среди молодежи популярны фруктовые, ягод- ные и ароматизированные чаи.
Особое место на рынке занимает холодный чай – негазированный то- низирующий напиток на основе экстракта чая. Основными игроками в дан- ном сегменте рынка являются его первопроходцы ООО «Юнилевер Русь» (ТМ Lipton) и ООО «Нестле Россия» (ТМ Nestea).
Рынок чая в значительной степени зависим от импорта. Собственное производство чая в России в настоящее время крайне невелико: он произво- дится в Краснодарском крае, но его доля весьма мала. Более чем 95% потреб- ляемого в РФ чая импортируется и фасуется на российских производствен- ных предприятиях (рис.1.1). Большая часть сырья, ввозимого в Россию, по- купается на чайных аукционах по месту выращивания: в Шри-Ланке, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии,