Файл: Учебник ответственные редакторы доктор юридических наук, профессор Ю. В. Грачева, доктор юридических наук, профессор.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 948

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В примечании 1 к ст. 282.1 УК сформулирован специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

Организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК) характеризуется тремя видами общественно опасных действий: 1) собственно организация деятельности экстремистской организации; 2) склонение, вербовка или иное вовлечение лица в ее деятельность; 3) участие в ее деятельности.

Под организацией деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации следует понимать действия организационного характера, направленные на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной организации (например, созыв собраний, организация вербовки новых членов, шествий, использование банковских счетов, если это не связано с процедурой ликвидации). Под участием в деятельности экстремистской организации понимается совершение лицом умышленных действий, относящихся к продолжению или возобновлению деятельности данной организации (проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т.п.). Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистского сообщества или экстремистской организации - это, в частности, умышленные действия, направленные на вовлечение определенного лица (группы лиц) в такую деятельность, например, путем уговоров, подкупа, угрозы, убеждения, просьб, предложений (в том числе совершенные посредством размещения материалов на различных носителях и распространения через информационно-телекоммуникационные сети), применения физического воздействия или посредством поиска лиц и вовлечения их в деятельность экстремистского сообщества или экстремистской организации.

Обстановка совершения преступления определяется принятием судом вступившего в законную силу решения о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Исключение составляют организации, которые в соответствии с законодательством РФ признаны террористическими.

В примечании 1 к ст. 282.2 УК сформулирован специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

Финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК) заключается: 1) в предоставлении средств; 2) в их сборе; 3) в оказании финансовых услуг, предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации.


Финансированием экстремистской деятельности следует признавать наряду с оказанием финансовых услуг предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации (например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц).

Субъективная сторона предполагает прямой умысел и включает признак заведомости. Он означает знание предназначения соответствующих средств или услуг.

В примечании к ст. 282.3 УК сформулирован специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК), заключаются в общественно опасных действиях и обстановке совершения преступления. Первые выражаются в призывах с целью возбуждения решимости к совершению другими таких действий, которые приводят к нарушению территориальной целостности РФ, вторые - в публичности, означающей присутствие слушателей или использование общедоступных средств воспроизведения призывов.

Объективная сторона диверсии (ст. 281 УК) характеризуется совершением взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

Обязательным признаком диверсионных действий является их направленность на разрушение или повреждение перечисленных в законе объектов. Направленность по существу означает подготовительный характер соответствующих действий.

Субъективная сторона предполагает прямой умысел и включает цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ. Экономическая безопасность - защищенность РФ от нанесения ее хозяйству непоправимого ущерба, обороноспособность - подготовленность к вооруженной защите РФ.



Глава 36. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,

ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
§ 1. Понятие и виды преступлений против

государственной власти, интересов государственной службы

и службы в органах местного самоуправления
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - это общественно опасные противоправные деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом и отвечающую интересам развития общества деятельность аппарата публичной власти и управления, совершенные его должностными лицами с использованием своих служебных полномочий или благодаря служебному положению, а также в случаях, предусмотренных уголовным законом, иными специальными субъектами (должностные преступления).

Видовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 30 УК, следует признать нормальную, регламентированную законом и отвечающую интересам развития общества деятельность аппарата публичной власти, который олицетворяют государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы местного самоуправления, деятельность органов управления государственных или муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Непосредственными объектами должностных преступлений выступают конкретные общественные отношения в различных сферах деятельности отдельных звеньев органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственных или муниципальных учреждений, государственных корпораций либо органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Кроме того, отдельные преступления гл. 30 УК имеют дополнительный непосредственный объект - охраняемые законом права и интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

В теории уголовного права должностные преступления классифицируют по различным основаниям, к примеру по субъекту преступления. Непосредственные объекты конкретных должностных преступлений имеют лишь отдельные отличительные особенности, поэтому избирать этот признак критерием для классификации преступлений внутри гл. 30 УК вряд ли целесообразно.


Основанием для классификации должностных преступлений может послужить предмет преступления как признак, присущий большинству преступлений, предусмотренных гл. 30 УК, с учетом которого названные посягательства можно условно разделить на две группы:

а) деяния, в которых предмет преступления не является обязательным признаком (ст. ст. 285, 286, 286.1, 288, 289, 293 УК);

б) деяния, в которых предмет преступления выступает обязательным признаком (ст. ст. 285.1, 285.2, 285.3, 287, 290, 291, 291.1, 291.2, 292, 292.1 УК).
§ 2. Деяния, в которых предмет преступления

не является обязательным признаком
Сущность злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК) состоит в том, что должностное лицо из корыстной или иной личной заинтересованности использует "не по назначению" предоставленные ему служебные полномочия, при этом существенно нарушаются определенные охраняемые законом права и законные интересы.

Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками: а) использованием виновным своих служебных полномочий вопреки интересам службы; б) наступлением общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинной связью между использованием служебных полномочий и преступным последствием.

Злоупотребление должностными полномочиями осуществляется как путем действия, так и бездействием.

Для признания преступления оконченным необходимо установить факт наступления преступного последствия. "Существенность" нарушения указанных интересов является оценочной категорией и не имеет официально установленных количественных критериев для ее исчисления.

Субъективная сторона характеризуется: 1) прямым или косвенным умыслом; 2) мотивом - корыстной или иной личной заинтересованностью.

Субъект преступления - должностное лицо, понятие которого дано в примечании 1 к ст. 285 УК. В основу легальной дефиниции положены следующие критерии: а) функции, выполняемые работником; б) время исполнения указанных функций; в) место исполнения указанных функций.

В зависимости от характера выполняемых функций законодатель выделяет три категории должностных лиц: 1) лицо, исполняющее функции представителя власти; 2) лицо, исполняющее организационно-распорядительные функции; 3) лицо, исполняющее административно-хозяйственные функции.