Файл: Учебник ответственные редакторы доктор юридических наук, профессор Ю. В. Грачева, доктор юридических наук, профессор.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 765

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лица, наделенные функциями представителя власти, имеют право в пределах предоставленных им полномочий предъявлять обязательные к исполнению требования к другим гражданам, в том числе не подчиненным им по службе.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия, связанные с непосредственным управлением людьми, участком работы, производственным процессом (через других лиц).

Административно-хозяйственные функции связаны с непосредственным распоряжением и управлением государственным или муниципальным имуществом, организацией получения либо отпуска материальных ценностей и контролем над этими операциями и др.

Должностные лица могут выполнять указанные функции за вознаграждение или бесплатно, постоянно, временно или по специальному полномочию в местах, которые определены законом: в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Злоупотребление должностными полномочиями лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления (понятия даны в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК) определено в ст. 285 УК в качестве квалифицирующего признака (ч. 2); особо квалифицирующим признаком указаны тяжкие последствия (ч. 3), наступившие в результате деяний виновного.

При превышении должностных полномочий (ст. 286 УК) должностное лицо совершает такие действия по службе, которые явно выходят за пределы его полномочий, предоставленных законом, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Объем прав и полномочий субъекта определяется его должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (уставах, положениях, инструкциях, приказах и т.п.).

Оконченным преступление признается только при наступлении предусмотренных законом последствий.


Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Субъект преступления специальный - должностное лицо.

Превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления охватывается ч. 2, а в случаях применения насилия или угрозы его применения, применения оружия или специальных средств - ч. 3 ст. 286 УК.

Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1 УК) начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, заключается в фактическом умышленном бездействии при наличии обязанности действовать тем или иным образом. Помимо деяния, с объективной стороны преступление включает в себя: последствия в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, а также причинную связь между бездействием и указанными последствиями.

Субъективная сторона предусматривает прямой или косвенный умысел.

Субъект преступления - сотрудник органов внутренних дел.

Если деяние совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо повлекло тяжкие последствия, ответственность наступает по ч. 2 ст. 286.1 УК.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК) общественно опасно тем, что учреждение должностными лицами организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие таких лиц в управлении указанной организацией лично или через посредника способствует развитию коррупции. Поэтому в законодательных и иных нормативных актах РФ регламентирован прямой запрет должностным лицам на занятие предпринимательской деятельностью.

Объективная сторона может быть альтернативно выражена в следующих действиях:

а) учреждение виновным организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность;

б) участие в управлении такой организацией лично или через посредника.

Любое из указанных действий совершается вопреки запрету, установленному законом, непременно должно быть связано с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Субъективная сторона предполагает вину в виде прямого умысла.

Субъект преступления специальный - должностное лицо.

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288

УК) состоит в том, что виновный, нарушая установленный порядок или не имея надлежащим образом оформленного специального полномочия (самовольно), путем обмана выдает себя за представителя власти либо иное должностное лицо и осуществляет свойственные им функции.

Объективная сторона включает три обязательных признака:

а) присвоение полномочий должностного лица и совершение в связи с этим определенных действий;

б) наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций;

в) наличие причинной связи между присвоением полномочий должностного лица, совершением в связи с этим определенных действий и существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций.

Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом.

Субъект преступления - государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом.

Халатность (ст. 293 УК) состоит в ненадлежащем поведении по службе (должности) вследствие небрежности или недобросовестности, что приводит к причинению крупного ущерба, существенному нарушению прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Халатность относится к числу материальных составов, для признания преступления оконченным требуется фактическое наступление хотя бы одного из названных в законе последствий.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный - должностное лицо.

В ст. 293 УК как квалифицирующие обозначены признаки: причинения особо крупного ущерба (ч. 1.1); халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ч. 2) либо повлекшая смерть двух или более лиц (ч. 3).

Размер крупного или особо крупного ущерба при халатности определен в примечании к ст. 293 УК.
§ 3. Деяния, в которых предмет преступления

выступает обязательным признаком
Объективная сторона нецелевого расходования бюджетных средств (ст. 285.1 УК) состоит в расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, которые определены утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов или расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств. Диспозиция нормы имеет бланкетный характер - расходование бюджетных средств формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ.


Предметом преступления выступают бюджетные средства в размере, установленном законом, - крупном (ч. 1) или особо крупном (ч. 2), который определен в примечании к ст. 285.1 УК. В зависимости от размера бюджетных средств, расходуемых нецелевым образом, дифференцирована ответственность за данное преступление.

По конструкции состав преступления формальный, преступление признается оконченным с момента фактического нецелевого использования (потребления) бюджетных средств.

Субъективная сторона выражается виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления - должностное лицо получателя бюджетных средств.

Квалифицированным видом (ч. 2 ст. 285.1 УК) выступает деяние, совершенное по предварительному сговору группой лиц или в особо крупном размере.

Уголовная ответственность за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК) наступает в случае расходования средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенного в крупном размере.

Рассматриваемая норма сконструирована законодателем с использованием тех же приемов юридической техники, что и в ст. 285.1 УК. Это делает преступления весьма похожими одно на другое, их разграничение надлежит проводить в первую очередь по предмету преступления.

Предмет преступления - средства государственных внебюджетных фондов в размере, установленном законом, - крупном (ч. 1) или особо крупном (ч. 2), который определен в примечании к ст. 285.1 УК. Ответственность дифференцируется в зависимости от размера средств указанных фондов, израсходованных нецелевым образом.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления - должностное лицо.

Квалифицирующие признаки соответствуют признакам, предусмотренным ч. 2 ст. 285.1 УК.

Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК) альтернативно выражается в следующих действиях:

- умышленное внесение в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений;

- подлог документов, на основании которых была внесена запись в указанные единые государственные реестры;

- подлог документов, на основании которых было внесено изменение в указанные единые государственные реестры;


- уничтожение документов, на основании которых была внесена запись в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством РФ;

- уничтожение документов, на основании которых было внесено изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством РФ.

Предмет преступления - единый государственный реестр либо документ, на основании которого была внесена запись в единый государственный реестр.

Субъективная сторона выражается виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления - должностное лицо.

Если деяние совершено по предварительному сговору либо повлекло тяжкие последствия, ответственность наступает по ч. 2 ст. 285.3 УК.

Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК) предусматривает в качестве предмета преступления информацию (содержащие ее документы, материалы).

Объективная сторона альтернативно выражается в виде следующих деяний:

а) неправомерный отказ в предоставлении информации (документов, материалов) Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, который означает не основанный на положениях нормативных актов отрицательный (не имеющий уважительных причин) ответ перечисленным в законе органам государственной власти, выраженный в любой форме;

б) неправомерное уклонение от предоставления информации (документов, материалов) этим органам, заключающееся в бездействии виновного, не желающего передать затребованную информацию;

в) предоставление заведомо неполной либо ложной информации тем же органам, которое означает сокрытие виновным части сведений от интересующихся органов;

г) предоставление указанным органам ложной информации, т.е. выдача упомянутым органом не соответствующей действительности информации.

Окончено преступление с момента совершения одного из указанных в законе деяний.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Субъект преступления - должностное лицо, обязанное предоставлять информацию Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ.

Преступление имеет квалифицирующие признаки: совершение деяния лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (ч. 2); сопряженность деяния с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти; совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; наступление тяжких последствий (ч. 3).