Файл: Сборник учебнометодических материалов по дисциплинам общевоенной подготовки книга iv.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 828
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола)
Требования безопасности при выполнении различного рода ремонтно-строительных и хозяйственных работ.
Влияние экологически опасных факторов на живые организмы.
Основные проблемы взаимоотношения войск с природой.
Предотвращение и ликвидация последствий загрязнения природной среды.
Неблагоприятные экологические факторы и ослабление их влияния.
Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения.
Реализация требований экологической безопасности в ходе полевых занятий и учений- 30 минут.
Реализация требований экологической безопасности при перевозке опасных грузов.
На стрелковых тренировках вырабатываются, совершенствуются и доводятся до автоматизма навыки обучаемых в действиях при оружии (в приемах стрельбы), в разведке целей наблюдением, определении дальностей до них и целеуказании, в практическом применении правил стрельбы, в метании ручных гранат и управлении огнем подразделений, необходимые для успешного решения различных огневых задач в бою.
При выполнении упражнений учебных стрельб обучаемые получают практику в действиях при вооружении (с оружием), в обращении с боеприпасами и в самостоятельном решении различных огневых задач штатными боеприпасами или их заменителями в условиях, приближенных к боевой обстановке, при этом одновременно проверяется уровень огневой выучки обучаемых.
На боевых стрельбах и тактических учениях с боевой стрельбой совершенствуются навыки командиров подразделений в организации боя, в управлении подразделениями и их огнем в бою, а личный состав совершенствует навыки в решении различных огневых задач при действиях в составе подразделений в обстановке, максимально приближенной к боевой; при этом одновременно проверяется слаженность подразделений.
При проведении работ в часы ухода за вооружением и боевой техникой и в парково-хозяйственные дни обучаемые углубляют знания по материально части оружия, приборов прицеливания и наблюдения и совершенствуют навыки в осмотре и техническом обслуживании оружия, устранении неисправностей оружия и выверке прицельных приспособлений.
В часы самоподготовки обучаемые, как правило, закрепляют приобретенные знания по материальной части оружия, основам и правилам стрельбы и могут совершенствовать навыки в действиях при вооружении (с оружием) и в применении правил стрельбы.
При проведении стрелковых состязаний совершенствуется огневая выучка личного состава подразделений.
На занятиях по другим предметам обучения, проводимых с использованием вооружения и боевой техники, особенно по тактической и разведывательной подготовке и вождению боевых машин, наряду с изучением вопросов по данному предмету должны совершенствоваться навыки по огневой подготовке. Так, на занятиях по этим предметам обучения должны совершенствоваться навыки в действиях при вооружении (с оружием), в разведке целей наблюдением, определении дальностей, целеуказании, применении правил стрельбы и в управлении огнем подразделений; на занятиях по физической подготовке - в приемах стрельбы; по инженерной подготовке - в выборе и оборудовании огневых позиций и в стрельбе из окопов, траншей и т.д.
Принципы обучения
Огневая подготовка проводится на основе общих принципов обучения и воспитания войск: научность в обучении; учить войска тому, что необходимо на войне; сознательность и активность обучаемых; систематичность и последовательность в обучении; наглядность в обучении; доступность в обучении; прочность знаний, умений и навыков; коллективизм и индивидуальный подход в обучении.
Учить войска тому, что необходимо на войне, - это значит максимально приближать учебную обстановку к боевым условиям, не допускать упрощений и послаблений, при проведении стрелковых тренировок и стрельб создавать неизвестную для обучаемых мишенную обстановку, показывая цели в различных вариантах, учить личный состав самостоятельному обнаружению и поражению различных целей в кратчайший срок и с наименьшим расходом боеприпасов, как правило, с первого выстрела (очереди).
Сознательность и активность обучаемых заключаются в осмысленном усвоении обучаемыми изученного материала и проявлении ими творчества и активности в ходе занятия. Сознательное усвоение учебного материала должно быть противопоставлено механическому "натаскиванию" или зазубриванию.
Систематичность и последовательность в обучении заключается в том, чтобы занятия, стрелковые тренировки и стрельбы проводились равномерно в течение всего учебного года, а изучаемый материал излагался в определенной последовательности (системе). При планировании огневой подготовки должны тесно увязываться вопросы изучения материальной части оружия, основ и правил стрельбы с практическим решением огневых задач, пройденное - с новым материалом, стрелковые тренировки· - с проведением стрельб и т.п.
Наглядность в обучении облегчает понимание и содействует лучшему усвоению учебного материала. Самыми лучшими наглядными пособиями являются изучаемые образцы оружия, боеприпасов, приборов прицеливания и наблюдения (так называемая натуральная наглядность).
Доступность в обучении требует, чтобы объем и содержание изучаемых вопросов были посильны для данной категории обучаемых.
Прочность знаний, умений и навыков предусматривает, чтобы ранее изученный материал (прием, действие) усваивался прочно и на длительное время, систематически повторялся, а приобретенные знания совершенствовались и применялись в новых, более сложных условиях.
Коллективизм и индивидуальный подход в обучении заключаются в том, чтобы в ходе обучения создать благоприятные условия для успешной работы всех воинов подразделения и в то же время индивидуально подойти к каждому из них. Коллективизм обеспечивает слаженность, согласованность и четкость действий, взаимозаменяемость всех воинов расчета, экипажа и подразделения.
Осуществлять индивидуальный подход - это значит хорошо знать духовные и физические возможности каждого воина в процесс е обучения и воздействовать на него с учетом этих особенностей, помогать каждому найти кратчайший путь к усвоению знаний, умений и навыков.
Методы обучения
В огневой подготовке обычно применяются следующие методы обучения: рассказ, лекция, объяснение, показ, тренировка (упражнение), беседа, самостоятельная работа и стрельба. Выбор методов обучения зависит от темы, цели и содержания занятия и степени подготовленности обучаемых.
Рассказ - это краткое повествовательное изложение изучаемого материала. Он применяется при изучении боевых свойств оружия и некоторых вопросов по материальной части оружия и основ стрельбы.
Лекция - это развернутое научно-теоретическое изложение основных, наиболее сложных вопросов изучаемой темы. Главное назначение лекции - помочь обучаемым в их последующей работе.
Объяснение - это изложение сущности изучаемых явлений, процессов, действий. Объяснение применяется при изучении всех разделов огневой подготовки и, как правило, в сочетании с показом изучаемого оружия (боеприпаса, прибора) или действия с оружием.
Показ является наиболее доступным методом обучения.
Тренировка (упражнение) - метод обучения, при котором путем многократного, целенаправленного и сознательного повторения изучаемых действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необходимые умения и навыки.
Тренировки (упражнения) по огневой подготовке могут быть индивидуальные и групповые (в составе расчета, подразделения). Индивидуальные тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков, необходимых отдельному воину. Групповые тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков в коллективных действиях и для слаживания расчета и подразделения.
Тренировки (упражнения) по огневой подготовке проводятся, как правило, путем выполнения нормативов и специально разработанных подготовительных упражнений.
Беседа - это такой метод обучения, при котором командир спрашивает обучаемых, требуя ответов на поставленные вопросы.
Беседа применяется в целях закрепления, повторения изучаемого материала, проверки знаний обучаемых и сообщения им новых знаний.
Самостоятельная работа - это метод, при котором обучаемые без непосредственного участия командиров закрепляют ранее полученные знания, умения и навыки или овладевают новыми, используя руководства, инструкции, плакаты, схемы, макеты, учебное оружие и другие учебные пособия.
Стрельба - это метод, при котором обучаемые практически применяют полученные знания, умения и навыки в боевом использовании штатного оружия и боеприпасов для поражения различных целей.
Последовательность подготовки к занятиям и составление плана (плана-конспекта)
Занятия по огневой подготовке, как правило, организуются и проводятся в масштабе взвода. Занятия во взводе организуются по отделениям. Такая организация занятий позволяет каждому командиру учить своих подчиненных и повышает его ответственность за их огневую подготовку. При необходимости, обучаемые некоторых специальностей (например, гранатометчики, снайперы) могут выделяться на занятиях в отдельные группы.
Стрелковые тренировки и стрельбы из группового оружия проводятся в составе штатных расчетов (экипажей), а в учебных подразделениях и учебных заведениях - в составе сводных экипажей, создаваемых, как правило, на весь период обучения. Занятия по огневой подготовке необходимо организовывать так, чтобы максимальную часть времени, отводимого на занятия, обучаемые использовали на практические действия при вооружении (с оружием) и решали огневые задачи с полным напряжением физических и моральных сил.
Любое занятие по огневой подготовке подразделяется на вводную, основную и заключительную части.
Вводная часть включает проверку наличия обучаемых, их внешнего вида, готовности к занятию, степени усвоения пройденного материала, знаний условий упражнения, порядка его выполнения и мер безопасности; объявление темы, учебных целей, отрабатываемых вопросов и порядка проведения занятия.
Основная часть включает изложение учебных вопросов изучаемой темы или отработку упражнений, нормативов, приемов, закрепление знаний и навыков, проверку практического усвоения изучаемого материала.
Заключительная часть включает разбор занятия, задание на самоподготовку, объявление темы очередного занятия.
Вводная и заключительная части должны занимать не более 10% учебного времени, отводимого на занятие.
Планирование и учет огневой подготовки
Планирование огневой подготовки начинается с определения сроков отработки упражнений стрельб и проведения боевых стрельб и тактических учений с боевой стрельбой. Стрельбы должны планироваться и проводиться равномерно в течение всего периода обучения (примерно одна стрельба в месяц).
Каждой стрельбе должно предшествовать проведение четырех-пяти стрелковых тренировок и изучение соответствующих вопросов по материальной части оружия, основам и правилам стрельбы.
Огневая подготовка должна планироваться в тесной связи с тактической подготовкой.
Для проведения стрелковых тренировок на каждый период обучения разрабатываются подготовительные упражнения, обеспечивающие подготовку личного состава к выполнению запланированных стрельб, и определяются сроки их отработки.
Итоги каждого занятия по огневой подготовке записываются в журнал взвода, в котором учитывается посещаемость занятий и успеваемость личного состава взвода, выполнение нормативов, подготовительных упражнений, упражнений учебных стрельб. Учет результатов выполнения упражнений учебных стрельб, кроме того, ведется руководителем стрельбы в ведомости, предусмотренной Курсом стрельб.
В учебных заведениях учет успеваемости обучаемых по огневой подготовке ведется в классных журналах, экзаменационных ведомостях, зачетных книжках и учебных карточках курсантов.
Подготовка к проведению занятий
Подготовка к проведению занятий по огневой подготовке обычно включает: подготовку руководителя и его помощников (руководителей занятий на учебных местах), подготовку обучаемых, подготовку учебных мест и материального обеспечения занятий.
Качественное проведение занятий по огневой подготовке зависит, прежде всего, от уровня огневой выучки и методического мастерства руководителей занятий. Подготовка руководителей занятий проводится на учебно-методических сборах, инструкторско-методических, показных и открытых занятиях, инструктажах и путем самостоятельной работы. Кроме того, для повышения методического мастерства руководителей занятий проводятся методические совещания и конференции.