Файл: Сборник учебнометодических материалов по дисциплинам общевоенной подготовки книга iv.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 821

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола)

Требования безопасности при выполнении различного рода ремонтно-строительных и хозяйственных работ.

Загрязнение окружающей среды.

Влияние экологически опасных факторов на живые организмы.

Основные проблемы взаимоотношения войск с природой.

Предотвращение и ликвидация последствий загрязнения природной среды.

Неблагоприятные экологические факторы и ослабление их влияния.

Реализация требований экологической безопасности в повседневной деятельности подразделений и воинских частей и в быту.

Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения.

Реализация требований экологической безопасности в ходе полевых занятий и учений- 30 минут.

Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим.

Реализация требований экологической безопасности при выполнении работ с пожаро- и взрывоопасными, агрессивными, сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами.

Реализация требований экологической безопасности при перевозке опасных грузов.



В этой категории встречаются военнослужащие, как проходившие службу по призыву в соответствующих родах или видах войск (а потому не нуждающиеся в продолжительной адаптации к службе в подразделении, легко усваивающие специфику своей штатной должности), так и те, кто впервые столкнулся с жизнью данного вида Вооруженных Сил. Последним особенно необходима помощь в период их становления как военнослужащих.

В целом это уже сложившиеся личности с устоявшимися жизненными взглядами, имеющие свое мнение, свою позицию. Командиру нужно быть готовым к тому, что с появлением в воинском коллективе контрактников возникают конфликтные ситуации, с которыми ему ранее не приходилось иметь дело.

Следующая категория военнослужащих, особенности которой следует рассмотреть подробнее - военнослужащие-женщины. По уровню мотивации к военной службе их можно разделить на три группы.

1. Военнослужащие-женщины, ориентированные на долговременную перспективу службы в армии, поскольку относятся к военной службе как лучшей возможности для личностной самореализации. Им присуши высокие идеалы самоотверженного служения Родине. Они стараются образцово выполнить свои обязанности, стойко переносят тяготы и лишения военной службы, стремятся к повышению квалификации и к профессиональному росту.

2. Военнослужащие-женщины, имеющие прагматическую ориентацию на удовлетворение, прежде всего, материальных и в какой-то мере духовных потребностей. Как правило, они довольны своей военной специальностью и материальным благополучием, легко адаптируются в коллективе (умеют завоевывать авторитет и уважение со стороны командования и сослуживцев). Обычно они считают занимаемую должность «потолком» своей карьеры.

3. Наиболее трудная для понимания категория военнослужащих-женщин - это те, кто по существу являются «случайными людьми» в армии. Они готовы в любой момент расторгнуть контракт, как только представится возможность получать где-то в другом месте более высокое материальное обеспечение.

Командиру (начальнику) по отношению к женщине-подчиненной приходится вносить коррективы в стиль своего руководства, сложившегося у него по опыту работы в мужском коллективе. При этом важно способствовать взаимопониманию в общении, настраивая подчиненную на объективную оценку полученного задания, поведения сослуживцев, действий командного состава и т.п.

Если нервно-эмоциональный срыв предотвратить не удалось, то руководителю не следует принимать поспешных решений. Лишь тогда, когда подчиненная успокоится, можно дать соответствующие оценки и распоряжения. При постановке задач важно учитывать не только опыт, подготовленность, общее состояние здоровья, но и временные периоды снижения работоспособности у военнослужащих-женщин.


Помня об их повышенной способности к детализации предмета своего внимания, нужно избегать общих рассуждений, излагать задачу как можно более конкретно. Абстрактное и рациональное мышление мужчины, как правило, входит в противоречие с иррационально-чувственным мышлением женщины.

Правило взаимопонимания начальника-мужчины и подчиненной женщины гласит: «Прежде чем убеждать в важности и необходимости каких-либо действий, постарайтесь вызвать положительный настрой на общение (искренняя забота о бытовых проблемах, слова поддержки и внимания, не помешает и комплимент)». Во взаимоотношениях с военнослужащими-женщинами нельзя быть чересчур официальным. Создавая доброжелательную атмосферу общения, важно уметь выдерживать четкую социально- психологическую дистанцию.

При организации индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими-женщинами важно стимулировать процесс личностного самосовершенствования и положительного самоутверждения своего «Я» в нормативной социально-психологической роли. При этом в качестве ориентировочной основы действий для опоры на положительное в самой себе могут быть использованы такие качества, как: обаяние, женственность, дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, привычка к порядку, душевная доброта, выносливость, старательность, настойчивость.

Серди негативных качеств, нуждающихся в подавлении в процессе самовоспитания, можно назвать: несдержанность, бестактность, грубость, чехарду настроений, мелочность, зависимость, ранимость, болтливость, склонность к сплетням, слабую стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях, неопрятность.

В этой непростой работе можно рекомендовать руководителю использовать следующие три метода.

Первый метод - «напоминание о недостатках». Для этого целесообразно тактично посоветовать женщине обратить внимание на свои недостатки и рекомендовать ей регулярно повторять про себя: «Сдерживайся!», «Не болтай лишнего!», «Не падай духом!».

Второй метод - «сдерживание отрицательных эмоций». Состоит в отвлечении подчиненной от переживаний, предупреждении неприятного разговора. Полезно способствовать погружению женщины в другие дела, что позволит ей отвлечься от нежелательных чувств.

Третий метод - «немедленной остановки» применяется в ситуации резкого обострения межличностного конфликта. Его суть в том, чтобы не отвечать ударом на нанесенный удар, собрать волю, энергично и корректно прекратить общение, чтобы спустя некоторое время выяснить отношения, устранить недоразумения.



Осуществляя руководство военнослужащими-женщинами, надо стремиться избегать излишнего мягкосердечия и всепрощенчества. Задача командира (начальника) состоит в том, чтобы быть справедливым ко всем подчиненным, подчеркнуто вежливым в предъявлении требований. Нельзя забывать, что именно на нем лежит забота о создании необходимых условий для службы подчиненных. Все это в целом должно способствовать формированию здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе.

Опыт свидетельствует, что только комплексное использование всех многочисленных форм и методов изучения индивидуально-психологических особенностей подчиненных в ходе повседневной служебной деятельности дает желаемый результат. В каждом конкретном случае командир (начальник) определяет, какие методы и как целесообразно использовать для получения наиболее достоверной и качественной информации о подчиненном. И, конечно, изучение и учет индивидуально-психологических особенностей подчиненных выступает не как самоцель, а как средство обеспечения эффективности их обучения, воспитания, совместной с ним деятельности в интересах воинской службы и самих воинов.
Как правило, командир подразделения достаточно много времени проводит рядом с подчиненными. Однако это далеко не всегда позволяет ему достаточно глубоко изучить их индивидуальные психологические качества. Поэтому на практике нередко возникает проблема получения командиром достоверной и достаточной по объему информации об индивидуальных особенностях военнослужащих. Лишь целенаправленная и систематическая работа командира подразделения способна обеспечить эффективность деятельности по изучению и учету индивидуально-психологических особенностей подчиненных в повседневной служебной деятельности.

Методика проведения индивидуальной беседы. 

Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов психологии, который широко применяется в различных ее областях. В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

Основной задачей ознакомительной беседы
 психолога с военнослужащим является первичное индивидуальное знакомство с ним. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них. Информацию о военнослужащем, которую целенаправленно получает психолог, необходимо впоследствии дополнить и расширить с помощью других методов изучения личности воина, в частности биографической анкеты, анализа документов, наблюдения и др.

Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания воина, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах и т.д. Результаты беседы помогут составить психологический «диагноз», на основе которого строится индивидуальная работа с военнослужащим, и вырабатываются рекомендации командирам (начальникам).

Наиболее сложным видом индивидуальной беседы, требующей от психолога высокого уровня знаний, умений и навыков ее проведения, является экспериментальная беседа. Она может быть заключительным этапом социально-психологического изучения военнослужащего, когда психолог уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию о военнослужащем, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих личность воина, и в беседе подтверждает одну из них. Правильно построенная беседа позволяет уточнить имеющиеся сведения, оценить те стороны личности, которые не удалось достаточно изучить с помощью применявшихся методов и тестов. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности.

Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения определенных условий проведения. Одно из первых условий эффективности беседы составляет тщательная подготовка к ее проведению.

До начала беседы требуется четко определить основную цель, продумать последовательность постановки задаваемых вопросов, изучить всю имеющуюся информацию, необходимо ознакомиться с результатами анализа документов и отметить те факты, которые требуют особого внимания и уточнения. В ходе беседы желательно не делать какие-либо записи. Ответы на вопросы можно зафиксировать после окончания беседы.


Беседа должна проводиться по плану, соответствующему ее цели, с чередованием вопросов на разные темы (военно-профессиональная направленность, общие познавательные способности, особенности личности, нервно-психическая устойчивость).

Примерный перечень вопросов для беседы с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту:

1) Семья:

⎯    кто родители, где живут и работают;

⎯    состав семьи, занятия каждого члена семьи;

⎯    отношение родителей к детям, занимались ли родители систематическим воспитанием детей;

⎯    кто из членов семьи оказывал наибольшее влияние в детстве;

⎯    каково материальное положение родителей, состояние их здоровья;

⎯    как родители и родственники встретили его призыв в армию;

⎯    женат, холост, есть ли дети;

⎯    отношение родителей к жене;

⎯    есть ли знакомая девушка, кто она, где живет и что делает, каковы с ней взаимоотношения;

⎯    в каких местах страны побывал, в связи с чем были поездки;

⎯    есть ли дома книги, выписывают ли родители газеты и журналы;

⎯    культурные запросы семьи.

2) Школа:

⎯    в какой школе учился, профессиональный уклон школы;

⎯    успехи в учебе, оставался ли на второй год;

⎯    какие предметы любил, кто из учителей был наиболее авторитетным и почему;

⎯    переходил ли из школы в школу, причины перехода;

⎯    чем увлекался в свободное время, с кем дружил, какие черты друзей нравятся, какие нет;

⎯    какие кружки посещал, какого содержания читал литературу, о какой профессии мечтал;

⎯    какой общественной работой занимался в школе;

⎯    думает ли продолжать учебу после увольнения в запас из армии.

3) Работа до призыва:

⎯    где кем и сколько времени работал;

⎯    как предприятие, бригада, вено выполняли план;

⎯    какую профессию приобрел;

⎯    нравится ли работа;

⎯    переходил ли с одного места работы на другое, причины перехода;

⎯    как выполнял норму;

⎯    какой был заработок, куда его расходовал;

⎯    каковы были взаимоотношения с администрацией;

⎯    чем занимался после работы, чем увлекался;

⎯    кто были друзья по работе, круг их интересов;

⎯    как обычно проводил выходные дни, праздники;

⎯    переписывается ли с друзьями;

⎯    выступал ли на собраниях трудового коллектива, какие общественные поручения выполнял;

⎯    имел ли административные взыскания, за что;