Файл: Сборник учебнометодических материалов по дисциплинам общевоенной подготовки книга iv.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 820
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола)
Требования безопасности при выполнении различного рода ремонтно-строительных и хозяйственных работ.
Влияние экологически опасных факторов на живые организмы.
Основные проблемы взаимоотношения войск с природой.
Предотвращение и ликвидация последствий загрязнения природной среды.
Неблагоприятные экологические факторы и ослабление их влияния.
Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения.
Реализация требований экологической безопасности в ходе полевых занятий и учений- 30 минут.
Реализация требований экологической безопасности при перевозке опасных грузов.
⎯ есть ли по месту работы клуб, библиотека, спортзал, пользовался ли ими;
⎯ имел ли поощрения за труд, учебу, общественную работу;
⎯ были ли замечания в связи с неправильными поступками.
4) Воинская служба:
⎯ как представлял себе службу в армии, что подтвердилось и что нет из этих представлений;
⎯ читал ли книги о военной службе, какие именно;
⎯ какие цели поставил на период службы, думал ли стать отличником учебы, какие успехи уже достигнуты, какие есть недостатки, их причины, пути устранения;
⎯ как помогают товарищи, взаимоотношения с ними по службе;
⎯ какие предметы военного обучения нравятся больше, какие черты думает воспитать у себя;
⎯ какие трудности службы особенно чувствует;
⎯ как проводит личное время, выходные дни;
⎯ кого ставит себе в пример в армии, в жизни вообще;
⎯ личность (художественный образ), произведший наиболее сильное впечатление;
⎯ какие фильмы любит смотреть;
⎯ каким видом спорта увлекается, думает ли стать спортсменом-разрядником;
⎯ какую общественную работу хотел бы выполнять;
⎯ каково состояние здоровья, чем болел раньше, нуждается ли в лечении сейчас.
⎯ имеются ли предложения по улучшению службы, учебы, жизни и быта личного состава.
5) Политические интересы:
⎯ какие книги, газеты, журналы читает;
⎯ за какими событиями внутри страны и за рубежом особенно внимательно следит, как, по его мнению, могут развиваться события, какие выводы из них вытекают для воинов;
⎯ какие достижения имеет область, край, район, откуда призван, кого знает из передовиков производства.
⎯ как смотрит на перспективу стать сержантом, прапорщиком, командиром,
⎯ каковы успехи по гуманитарной подготовке, что необходимо предпринять по устранению недостатков в политической учебе.
Беседа не должна вылиться в простой опрос. Предварительно намеченные вопросы не могут ограничить содержание разговора – они лишь основные ориентиры его общей направленности. Вместе с тем целесообразно придерживаться определенного плана, особенно начинающему психологу.
Другое требование беседы – ее непринужденность. Необходимо позаботиться, чтобы собеседование проходило в спокойной и доверительной обстановке, при отсутствии посторонних лиц и не прерывалось. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их нужно так, чтобы они способствовали развертыванию единого целостного рассказа военнослужащего о себе, своей жизнедеятельности, трудностях прохождения военной службы.
Следует помнить, что в результате беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие.
В завершение беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие адаптацию к условиям военной службы.
Роль младших командиров в укреплении взаимоотношений в воинских коллективах.
В своей деятельности младшим командирам, как правило, приходится иметь дело с микрогруппами, т.е. малыми группами военнослужащих, насчитывающими два-три и более человек, связанных общими интересами. Практическое отношение командира (начальника) к микрогруппам должно зависеть от их направленности (положительной или отрицательной).
Микрогруппы с положительной направленностью возникают на основе стремления военнослужащих к сотрудничеству и взаимопомощи на основе общих интересов, например, к военной специальности, рационализаторству, спорту и т.д. Взгляды и мнения при этом обычно совпадают с мнением всего коллектива. Взаимоотношения членов такой микрогруппы не носят конфликтного характера и способствуют формированию коллективизма и воспитанию лучших черт личности каждого.
Микрогруппы с отрицательной направленностью чаще всего формируются на основе эгоистических устремлений одного или нескольких наиболее сильных и влиятельных среди военнослужащих личностей.
Таким образом, знание психологических основ структуры коллектива, взаимоотношений между военнослужащими способствует созданию условий, при которых подчиненные и без приказов (приказаний) активно сотрудничают в интересах выполнения подразделению поставленных задач. В основе решения задачи оптимизации взаимоотношений военнослужащих лежит повышение общей и коммуникативной культуры каждого солдата, сержанта, прапорщика, командира. Очевидным является тот факт, что культурные и коммуникативно-компетентные люди, как правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах.
Основой культуры взаимоотношений принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях и специфике оптимальных способов, приемов и средств построения и поддержания благоприятных взаимоотношений с окружающими (сослуживцами, командира- ми и др.). На основе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими. К числу наиболее важных умений и навыков взаимодействия младших командиров следует отнести следующие:
- быстрое установление контактов с окружающими;
- оказание благоприятного впечатления;
- чувство эмоционального состояния партнеров по общению и взаимодействию и разделение его;
- предотвращение конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия;
- убеждающее и внушающее воздействие на окружающих;
- концентрация на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера;
- демонстрация искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др.
Совершенствование коммуникативных умений и навыков предполагает развитие у младших командиров умений говорить, слушать, слышать, понимать, обеспечивать принятие передаваемой информации. Умение говорить предполагает свободное владение речью, точную формулировку своих мыслей, изложение их в доступной для собеседника форме, ориентированность в общении на реакцию собеседника. Умение слушать предполагает прием информации. Однако можно слушать, но не слышать. Этого при беседе следует избегать. Умение слышать означает восприятие и понимание передаваемой информации. При этом нужно всячески избегать типичных ошибок, например, перебивать собеседника. Умение понимать означает способность осмысливать, постигать содержание, смысл, значение передаваемой информации. На обыденном языке это выражается в словах: «Все должны говорить на одном языке, в терминах, понятных для собеседника». Умение обеспечивать принятие передаваемой информации состоит в том, чтобы сформулированное сообщение не противоречило бы взглядам и установкам принимающего информацию. Если же противоречия обнаруживаются, то необходимо их устранить (разъяснить позицию, сделать сообщение исчерпывающе полным, непротиворечивым, недвусмысленным). Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно «автоматизируются» во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки – устойчивые формы нашего поведения. Необходимо учитывать, что только осознанная персональная потребность и убежденность в необходимости добрых отношений с окружающими позволят достигнуть успеха во взаимоотношениях с окружающими. Показателями эффективности таких достижений следует считать наличие уравновешенности, чуткости, чувства юмора, искренности, оптимизма, доброжелательности, терпимости к другим взглядам (оценкам), открытости и другие положительные черты характера.
Переход на новый облик Вооруженных Сил существенно повышает роль младших командиров в управлении воинскими коллективами. Поэтому более подробно рассмотрим, как необходимо работать с этой категорией военнослужащих. Работа по формированию здоровых взаимоотношений между военнослужащими приобретает особое значение в период приема молодого пополнения, на этапе изменения неформальной структуры личного состава подразделения –
образование новых связей, контактов, зарождение новых взаимоотношений. Новичков при этом необходимо ориентировать на уважение к знаниям и умениям старослужащих, на вежливое признание их достижений, в то же время поддерживать в них чувство собственного достоинства.
Военнослужащих старших периодов службы следует ориентировать на восприятие молодежи в качестве нуждающихся в поддержке младших сослуживцев, неопытных в службе и легкоранимых в незнакомой обстановке. В этом отношении оправдывают себя вечера на тему «Представляюсь коллективу», встречи по профессиям, по увлечениям. Хорошо сближаются военнослужащие на основе общности их судеб до службы в армии. Большое влияние на процесс формирования взаимоотношений военнослужащих оказывает бытовая сфера. Если в служебных взаимоотношениях контакты являются вынужденно необходимыми и строго регламентированными, то в быту они устанавливаются более естественно, под влиянием эмоциональных увлечений и случайных впечатлений. Регулирование взаимоотношений в сфере общественной деятельности заключается в том, чтобы создавать, направлять мнения и мотивацию военнослужащих на интересы и потребности коллектива. Нужно помочь им обрести уверенность в себе, правильно и принципиально оценивать свои действия и поступки товарищей. Для этого младшим командирам необходимо постоянно вести индивидуальную воспитательную работу с подчиненными, прививать им активную жизненную позицию. Младшие командиры должны знать увлечения подчиненных, постоянно заботиться об удовлетворении их нужд и запросов, об обеспечении их всеми положенными нормами довольствия, организации интересного и содержательного отдыха и досуга. От того, насколько умело решаются эти задачи, во многом зависит и психологический настрой военнослужащих на эффективную служебно-боевую деятельность.
Сплочению коллектива также содействует опора на традиции войскового товарищества, дружбы и взаимовыручки, примеры и опыт ведения боевых действий в Афганистане и Чечне. Младшему командиру следует помнить, что подчиненным надо всячески помогать, относиться к ним и их ошибкам как можно терпеливее, стараясь исправлять их постепенно и путем преимущественного убеждения, а не подавления.
Основные пути оптимизации взаимоотношений всех категорий военнослужащих в воинском коллективе.
1. Постоянное изучение взаимоотношений между военнослужащими в коллективе, выявление реальных отношений между ними, проявление при этом гибкости и учет их психологического состояния.
2. Работа по изучению, формированию и укреплению взаимоотношений между военнослужащими должна проводиться планово, целенаправленно, систематически.
3. Строгая организация жизни и деятельности военнослужащих подразделения с опорой на устав.
4. Обеспечение объективности и справедливости в обсуждении основных процессов и явлений, происходящих в воинском коллективе.
5. Привлечение к работе по формированию и укреплению взаимоотношений членов коллектива военнослужащих, пользующихся доверием и авторитетом.
6. Соблюдение такта в ходе бесед с подчиненными.
7. Правильное использование общественного мнения для формирования и укрепления взаимоотношений.
8. Неразглашение среди конфликтующим военнослужащим той информации, которая может укрепить ошибочную позицию и неверное отношение друг к другу.
9. Контроль поведения лиц, выведенных из конфликта, и корректировка их поступков, побуждение к проявлению порядочности, совести, разума.
Основными способами совершенствования у младших командиров практических умений и навыков общения в условиях воинской службы могут быть:
- публичные выступления на собраниях, занятиях по ОГП и других мероприятиях воспитательной работы;
- самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии;
- индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами, построенные на принципах и в форме диалога;
- составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а так- же переработка собственных письменных материалов (письмо, текст беседы, обращение к какому-либо лицу и т.п.);
- самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.);
- аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в своих силах;
- групповые социально-психологические тренинги, консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под руководством войсковых психологов.