Файл: Дипломная работа Выполнила студентка 5 курса до саблюкова Ольга Сергеевна (подпись).doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характеристика синтаксического уровня текста включает в себя анализ взаимодействия речевых структур, определение типов повествования, исследование пространственно-временной и субъектной организации текста, абзацев. Повествовательная структура текста может включать следующие композиционно-речевые формы: прямая речь (внешнее, произнесенное слово персонажа), косвенная речь (пересказанное слово персонажа или повествователя), несобственно-прямая речь (интегрированное слово персонажа и повествователя), внутренняя речь (внутреннее, непроизнесенное слово персонифицированного повествователя) и монологическое слово повествователя (авторское монологическое слово) [43, с.7]. При исследовании синтаксической формы текста важно выяснить соотношение разных речевых структур текста, закономерности их чередования. На данном уровне исследуются не только способы соединения отдельных отрезков текста, но также контактное или дистантное взаимодействие смысловых эпизодов, ассоциации, объединяющие их или возникающий при их взаимодействии контраст. Логичная последовательность эпизодов, нарушение этой последовательности, контрастные или ассоциативные связи отрезков – все это передает единое содержание текста, образует целостный структурный каркас.
Языковая организация художественного текста обусловлена эстетическими и идейными задачами автора. По определению известного американского исследователя Ричарда Омана синтаксис определяет стиль. Действительно, значение синтаксиса для любого типа высказывания трудно переоценить. Как считает Н. Ф. Пелевина [44, с. 47], синтаксис располагает большими экспрессивными возможностями, чем морфология, поскольку он напрямую связан с мыслью и имеет больший арсенал выразительных средств.
Синтаксическая система русского языка удивительно богата изобразительными возможностями. Свободный (относительно) порядок слов придает русскому синтаксису грамматическую гибкость, порождает огромное количество синтаксических синонимов, с помощью которых удается передать тончайшие смысловые оттенки. Для языка художественной литературы существенно то, что на уровне синтаксиса объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, не существующие в тексте изолированно, а функционирующие в синтаксической единице – предложении.
Стилистические возможности языка в области синтаксиса почти безграничны. Синонимика словосочетаний и синтаксических конструкций, вариации порядка слов в предложении, связь тех или иных типов предложения с определенными сферами общения, т.е. некоторая ограниченность их функционирования, создающая функционально-стилевую окрашенность, синтаксико-стилистические фигуры и вообще способность языка средствами синтаксиса выражать малейшие изменения мысли и оттенков содержания − таков далеко не полный перечень стилистических средств синтаксиса. Известно, что индивидуальные особенности стиля речи прежде всего проявляются в синтаксисе. Синтаксис (как и морфология) в отличие от лексики и фразеологии не обладает ни столь четкой стилевой окраской своих единиц, ни строгой функциональной их прикрепленностью к определенным речевым сферам. Действительно, тот или иной тип предложения, конструкция, оборот обычно используются в самых различных речевых сферах, являясь общеязыковыми средствами. Здесь можно говорить лишь о некоторых ограничениях в употреблении отдельных конструкций, оборотов в той или иной речевой разновидности, но не о связанности их лишь с определенным функциональным стилем. Поэтому о грамматике, в том числе в известной степени о синтаксисе, распространено мнение как о языковых уровнях не собственно стилистических, не обладающих постоянными стилевыми окрасками. И вместе с тем справедливо считается, что именно синтаксис таит в себе огромные стилистические возможности, которые заключаются преимущественно в его способности передавать тончайшие смысловые нюансы и оттенки мысли.
Многие средства синтаксиса отличаются сильной эмоциональностью и экспрессивностью и, следовательно, стилистической значимостью, например: предложения, различные по цели высказывания (побудительные, восклицательные, нередко вопросительные); многие случаи неполных и односоставных предложений; ряд явлений порядка слов; случаи использования однородных членов предложения, обособленных оборотов, видов бессоюзных предложений; приемы использования прямой речи; период; наконец, явления так называемого поэтического синтаксиса (анафора, эпифора, антитеза, градация, параллелизм и т. д.) и другие.
Также безусловными стилистическими средствами в синтаксисе являются функционально ограниченные и тем самым окрашенные синтаксические единицы. Например, причастные и деепричастные обороты, некоторые виды связок сказуемого, ряд отыменных предлогов и союзов характерны для книжной речи, и употребление их привносит в высказывание книжный колорит, а многие эллиптические конструкции, инфинитивные и безличные предложения, сказуемые, выраженные междометиями, инфинитивом, присоединительные связи, многие союзы преимущественно употребительны в разговорно-бытовой речи. Явления же так называемого поэтического синтаксиса и ряд других синтаксических средств (приемы использования порядка слов, однородных членов предложения, построение периода и др.) употребительны почти исключительно в художественной речи, типичны для нее и несут на себе «стилистическую печать» этой речевой разновидности.
Таким образом, к синтаксическим средствам выразительности относятся антитеза, инверсия, градация, зевгма, повтор, анафора, эпифора, симплока, анадиплозис, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, умолчание, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, вопросно-ответное единство, синтаксический параллелизм, парцелляция, именительный представления. Использование синтаксических средств выразительности позволяет создателям текста оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, описывать внутренний мир человека и состояние человека.
Важнейшей функцией синтаксических языковых средств является формирование текстового ритма. Речевой ритм является важнейшим семантическим и структурным компонентом художественного текста, экспрессивный потенциал и упорядоченная оформленность которого наделяет его текстообразующей и эмоционально-смысловой функциями.
Ритм является главным фактором, который вносит порядок в высказывание. Именно он объединяет всю речевую поверхность, превращает простую последовательность речевых элементов в последовательность значащую.
Ритм складывается из равномерного чередования каких-либо элементов, то есть в динамике повторения устойчивых признаков. Ритм в целом можно определить как квазипериодичность сходных и соизмеримых явлений во времени и пространстве, более или менее равномерное чередование подобного или подобного и различного. В ритме всегда присутствуют какие-либо соизмеримые элементы или явления, которые придают ему признак стабильности. А так как эти элементы находятся в движении, то ритм характеризуется также и динамичностью.
Полифункциональный характер ритма, его способность проявляться на всех уровнях языка позволяет данному явлению функционировать в тексте комплексно, пронизывая все уровни литературного произведения и находя свое материальное воплощение в каждом из них с помощью разноуровневых языковых средств.
Наиболее полно механизмы ритмической организации словесно- речевого уровня прозаического произведения pассмотpены М.М.Гиpшманом в его книге «Ритм художественной пpозы». М.М.Гиpшман выделяет в стpуктуpе pитмической оpганизации пpозаического текста несколько иеpаpхически связанных единиц, пеpвой из котоpых является колон («синтагма художественной пpозы»), входящий в состав фpазового компонента (синтаксически ему соответствует «пpедикативная единица, пpостое пpедложение в составе сложного»). Наконец, еще более кpупной стpуктуpной единицей pитма художественной пpозы является фpаза [15, с. 30].
В стpуктуpе любой единицы pитмического единства взаимодействуют фонетико-pитмические (акцентные, силлабические) и pитмико-синтаксические компоненты, при этом М.М. Гиpшман отмечает, что «объединяющее взаимодействие всех pитмических опpеделителей художественной пpозы может быть выяснено лишь с учетом синтаксической стpуктуpы, связей и взаимодействий колонов во фpазовых компонентах и фpазах, а фpаз в свеpхфpазовых констpукциях, и пpежде всего в абзацах» [15, с.32].
Ритм как способ структурной организации материи, как фактор, влияющий на единство текстового материала, находит свое проявление в синтаксисе, ассоциируясь с движением, основанном на повторах и закономерностях, и образуя изотопию плана выражения.
Именно ритмико-синтаксическая организация текста является одним из важных способов реализации основных функций языка: сообщения и художественного воздействия. Она подчеркивает индивидуальный стиль автора и служит мощным средством усиления выразительного эффекта в художественном тексте.
Итак, синтаксический уровень художественного текста характеризуется разветвленной системой синтаксических единиц. Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием стилистических средств. На синтаксическом уровне ярко проявляется экспрессивная окраска речи.
Стилистика начинается там, где существует возможность выбора, а в русском языке такая возможность постоянно возникает при обращении к различным структурным типам предложений, употреблении параллельных синтаксических конструкций, использования различных способов актуализации отдельных частей высказывания и т.п.
Синтаксис как учение о связной речи непосредственно переплетается со стилистикой, поскольку все основные функционально-стилевые и эмоционально-экспрессивные свойства языковых единиц разных уровней проявляются в условиях определенного синтаксического контекста.
Вместе с тем и сами синтаксические конструкции, рассматриваемые в единстве их семантических и формально-грамматических признаков, играют важную роль как средство различения функциональных разновидностей языка и речи, достижения соответствующего стилистического и эмоционально-экспрессивного эффекта.
В художественном тексте имеет место целенаправленное использование основных параметров синтаксической организации текста - длины, структуры предложения, порядка следования элементов в нём и средств связи. Синтаксические фигуры и экспрессивные формы являются намеренным отступлением от языковой нормы, призванным выполнять различные функции, ключевой из которых является функция усиления выразительности.
1.3 Расчлененность как актуальный процесс современного синтаксиса
Синтаксис относится к такому ярусу языковой системы, который характеризуется сравнительно небольшой восприимчивостью к внешним влияниям и медленной изменяемостью. Однако нельзя сказать, что эти изменения целиком обязаны действию внутренних закономерностей и никак не связаны с социальными причинами. Изменения в синтаксисе как особом уровне языковой системы естественно отличаются своеобразием: с одной стороны, синтаксис как часть грамматики в высшей степени устойчив и стабилен, с другой стороны, в отличие, например, от морфологии, он более вариативен и подвижен; более того, многие семантические процессы, активно протекающие в таком подвижном звене языковой системы, как лексика, осуществляются именно благодаря синтаксису, так как функционируют лексические единицы в строе предложения и словосочетания. Своеобразно в синтаксисе и взаимодействие внешних и внутренних (системных) факторов развития языка. Взаимодействие это ощутимо. Отмечается, в частности, зависимость синтаксических изменений от таких социальных факторов, как развитие средств массовой информации (радио, телевидение, печать), расширение устных контактов. Естественно, что в лексике роль внешнего толчка сильнее, но и синтаксису она вовсе не чужда. Даже общий синтаксический облик речи, в частности, в письменном ее варианте, в наше время иной, чем, например, в XIX в. От непрерывности синтаксической цепочки (синтагматики), яркой выраженности подчинительных отношений (система флексий и служебных слов) мы пришли к актуализированным построениям с имплицитно представленными синтаксическими связями (без специальных сигналов этих связей), к расчлененности грамматических структур, предельной самостоятельности отдельных их компонентов.
Тенденция к аналитизму в современном русском языке затронула всю грамматику − от морфологии до синтаксиса. Более того, аналитизм, обнаруживаемый в сфере морфологии, на уровне форм слова, проявляется именно в синтаксисе. Тенденция к аналитизму становится очевидной и возможной в строе предложения. «В синтаксисе приводятся в движение все... силы слова...; тут получают живое отношение все формы языка, им себе прежде данные» [Щерба]. Грамматические значения появляются в результате разнообразного употребления, в употреблении они шлифуются (путь от речи к языку, системе). Значит, они познаются в синтаксисе, но не остаются в нем, а выходят на морфологическую «поверхность» языка [5, с. 215]. В монографии «Морфология и синтаксис современного русского литературного языка» читаем: «Интенсивное развитие синтаксических конструкций, специальное назначение которых — не просто передать адресату ту или иную информацию, а задержать внимание на ней, максимально акцентировать ее и тем усилить ее действенность, — заметная черта языкового развития нашей эпохи... Строение экспрессивных конструкций «подчинено» коммуникативному заданию, которое они призваны выполнять, общим структурным качеством экспрессивных конструкций является их расчлененность» [25, с. 238−239]. Синтаксическая расчлененность, отмеченная Е.А.Иванчиковой, является проявлением тенденции к аналитизму.
Социальные факторы влияют на синтаксис путем активизации разговорных синтаксических конструкций. В то же время аналитизм как ведущая тенденция в современной грамматике относится к явлениям внутреннего характера, стимулируемым системными преобразованиями в грамматике. В современном синтаксисе эти две мощные тенденции оказались по своему действию однонаправленными.
Синтаксические построения становятся все более расчлененными, фрагментарными; формальные синтаксические связи − ослабленными, свободными, а это в свою очередь повышает роль контекста, внутри отдельных синтаксических единиц − роль порядка слов, акцентных выделений; повышение роли имплицитных выразителей связи приводит к словесной сжатости синтаксических единиц и, как следствие, к их смысловой емкости. Современный синтаксис, в отличие от классической своей формы, сложившейся к началу XX в., с преобладающими эксплицитными связями и отношениями, меняет свой общий ритмико-мелодический облик: резко сокращается длина предложений-высказываний; грамматические рамки предложения как основной синтаксической единицы нарушаются путем возможного отчленения компонентов этого предложения; свободные синтаксические связи типа примыкания, соположения активизируются, оттесняя формально выраженные подчинительные связи; все большее место занимают синтаксические построения, экспрессивность которых заложена в самой грамматической структуре, а не создается подбором соответствующих лексем.