Файл: Перечень теоретических вопросов к экзамену Дайте криминалистическую характеристику взяточничества. Криминалистическая характеристика взяточничества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обязательным участником и организатором действия является следователь (лицо, производящее дознание, начальник следственного отдела или прокурор в случае принятия ими дела к своему производству; суд в процессе судебного следствия) (ст. 288 УПК РФ).
Следователь принимает решение, определяет место, время, обстановку, необходимые предметы, участников эксперимента и др., планирует ход эксперимента, обеспечивает выполнение необходимых условий, гарантирующих достоверность результата; проводит следственный эксперимент, руководит всем процессом его производства, фиксирует ход и результаты эксперимента, оценивает последние.
Наряду со следователем обязательно присутствие понятых (ст. 170 УПК РФ). Закон не определяет их количество — это устанавливает сам следователь, исходя из характера эксперимента и содержания повторяемых опытов. В приводимом выше примере эксперимента «на слышимость» было четверо понятых: двое в комнате, где происходил разговор, двое — где проверялась возможность слышать.
Равным образом обязательно присутствие переводчика, если участник эксперимента, чьи показания проверяются, не владеет языком, на котором ведется судопроизводство (ст. 18, 59, ч. 5 ст. 164, ст. 169 УПК РФ), а также педагога, выступающего в роли специалиста, если в ходе эксперимента проверяются показания свидетеля или потерпевшего в возрасте до 14 лет (ст. 58, 168, 191 УПК РФ).
При эксперименте вправе присутствовать защитник, если он допущен к участию в деле (ст. 53 УПК РФ).
По усмотрению следователя в эксперименте могут принимать участие: потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, свидетель, специалист (ст. 42, 46, 47, 56, 58 УПК РФ), сотрудник органа внутренних дел (ст. 164 УПК РФ).
Когда эксперимент проводится для проверки показаний обвиняемого или подозреваемого, то следователю в каждом случае предстоит решать вопрос об их привлечении к участию с учетом целей и предполагаемых результатов эксперимента. При проверке личных качеств (возможность совершения определенных действий и т. п.) их участие необходимо. В тех же случаях, когда проверяется возможность существования какого-либо факта, надо исходить из реальности и наглядности ожидаемого результата. Так, при экспериментальной проверке возможности размещения 80 ящиков со стеклотарой в киоске отрицательный результат для следователя был очевиден. Поэтому, привлекая к участию в эксперименте обвиняемого, он рассчитывал, что результат эксперимента повлияет на него нужным образом, и не ошибся.
В целях создания в УИС единой организационной и методологической основы проведения экспериментов в 2001 году была утверждена Инструкция по проведению экспериментов в УИС Минюста России[372]. Согласно данной Инструкции, эксперимент определяется как «поставленный опыт, позволяющий на практике оценить оптимальные формы и методы работы учреждений, органов, научных и учебных заведений, а также других организаций, входящих в УИС». В Инструкции определены виды и цели экспериментов, проводимых в УИС, подробно регламентированы вопросы их организации.
В соответствии с Инструкцией по проведению экспериментов в УИС все эксперименты подразделяются в зависимости от направлений деятельности органов и учреждений УИС, в рамках которых они проводятся, на следующие виды: управленческие, оперативно-режимные, служебно-боевые, производственно-хозяйственные и экономические, социально-психологические, педагогические и иные.
В качестве экспериментальных объектов выбираются наиболее типичные, лишенные каких-либо преимуществ подразделения УИС, личный состав которых способен реализовать программу эксперимента. Эксперименты в УИС проводятся при условии, когда намеченные преобразования не влекут за собой нарушений прав и законных интересов осужденных, лиц, содержащихся в следственных изоляторах, а также персонала УИС. Категорически запрещается создавать ситуации, которые могут способствовать совершению правонарушений, причинению ущерба физическим и юридическим лицам, а также препятствовать выполнению задач, стоящих перед учреждениями УИС. В рамках эксперимента планируются мероприятия, которые позволят свести к минимуму потри от возможных отрицательных результатов экспериментальных преобразований и вынужденного возврата к прежним системам, формам и методам деятельности. Сроки работы подразделений УИС в экспериментальном режиме должны обеспечивать возможность глубокой проверки гипотезы эксперимента, устойчивость итоговых результатов. В подразделениях УИС, на базе которых организуется эксперимент, должны быть созданы все необходимые материальные, организационные и иные условия для осуществления намеченных экспериментальных преобразований. Необходимым условием проведения эксперимента является также наличие «реальной практической возможности распространения положительных результатов эксперимента в необходимых масштабах»
54. Представьте систему судебных экспертиз.
55. Приведите типичные следственные ситуации, возникающие при расследовании дезорганизации нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Типичную следственную ситуацию можно определить как обобщенную, основанную на сходстве криминалистических характеристик совершения и расследования преступлений обстановку, которая при заданных информационных и иных характерных для нее данных объективно отражает внутреннее состояние, ход и условия расследования.
Первоначальный этап расследования действий, дезорганизующих деятельность ИУ, зачастую не ограничивается по своему содержанию единственной следственной ситуацией, поэтому роль криминалистической ситуалогии в условиях ИУ возрастает многократно. Очевидно, что типизация следственных ситуаций применительно к условиям ИУ как в рамках действий, дезорганизующих деятельность ИУ, так и в рамках дел по иным видам преступлений, характерных для УИС в целом, является существенным резервом для развития как криминалистической науки в целом, так и пенитенциарной криминалистики в частности.
Учитывая, что в основе типичной следственной ситуации находятся информационные данные, сориентированные на общие черты криминалистической характеристики отдельных видов преступлений и условия их расследования, выделим основные информационные компоненты типичной следственной ситуации, которая возникает на первоначальном этапе расследования дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества:
1) основания полагать, что осужденный или сотрудник стали жертвами преступления, предусмотренного ст. 321 УК РФ;
2) обнаружены следы преступления, иные доказательства, имеющие значение для экспертного исследования;
3) данные, характеризующие личность потерпевшего и подозреваемого (обвиняемого);
4) данные о наличии у субъекта преступления мотива, охватываемого составом преступления, информация об обстоятельствах совершения преступления.
При формировании следственных версий на первоначальном этапе расследования важен факт не только установления лица, совершившего действия, дезорганизующие деятельность ИУ, но и факт оказания этим лицом содействия следствию, признания вины и дачи соответствующих показаний.
Уровень информационной неопределенности на первоначальном этапе расследования не может складываться только из наличия либо отсутствия у следователя информации о личности преступника. Данные о личности потерпевшего также имеют немаловажное значение для разрешения сложившейся следственной ситуации.
Ст. 321 УК РФ предусматривает в качестве потерпевшего как сотрудника, так и осужденного. Если потерпевшим по делу является осужденный, зачастую, опасаясь мести со стороны других осужденных, подчиняясь сложившимся в коллективе неформальным отрицательным традициям, он скрывает как сам факт преступления, так и при его обнаружении личность преступника. Также необходимо отметить, что на разрешение следственной ситуации с большей информационной определенностью оказывает влияние наличие у потерпевшего способности принимать участие в следственных действиях (такая способность может отсутствовать при получении тяжелых травм).
Важно указать, что одним из определяющих успех всего расследования критериев является наличие у подозреваемого (обвиняемого) желания сотрудничать с органами следствия и давать признательные показания.
Таким образом, типичными следственными ситуациями будут следующие:
-
1) потерпевший - сотрудник УИС, находится в тяжелом состоянии, которое не позволяет ему принимать участие в расследовании, личность преступника неизвестна; -
2) потерпевший - сотрудник УИС, находится в тяжелом состоянии, которое не позволяет ему принимать участие в расследовании, личность преступника известна, преступник задержан, оказывает содействие следствию; -
3) потерпевший - сотрудник УИС, находится в тяжелом состоянии, которое не позволяет ему принимать участие в расследовании, личность преступника известна, преступник задержан, отказывается от дачи показаний; -
4) потерпевший - сотрудник УИС, не пострадал физически либо состояние здоровья позволяет ему активно участвовать в расследовании; личность преступника известна, преступник задержан, оказывает содействие следствию; -
5) потерпевший - сотрудник УИС, не пострадал физически либо состояние здоровья позволяет ему активно участвовать в расследовании; личность преступника известна, преступник задержан, отказывается от дачи показания; -
6) потерпевший - осужденный, дает обличительные показания, личность преступника известна, преступник задержан, оказывает содействие следствию; -
7) потерпевший - осужденный, дает обличительные показания, личность преступника известна, преступник задержан, отказывается от дачи показаний; -
8) потерпевший - осужденный, отказывается от дачи показаний либо отрицает сам факт совершения преступления, личность преступника неизвестна; -
9) потерпевший - осужденный, отказывается от дачи показаний либо отрицает сам факт совершения преступления, личность преступника известна, преступник отказывается от дачи показаний.