Файл: Профилактика агрессивного поведения младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»
(АГГПУ им. В.М. Шукшина)
Психолого-педагогический факультет
Кафедра психолого-педагогического, дошкольного и начального образования
Профилактика агрессивного поведения младших школьников
Выпускная квалификационная работа
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки Психология и социальная пеагогика
Допустить к защите
Выполнил студент
Зав. кафедрой________________
_________________________группы
«_____»_______________20___г.
___________________Резцова____________
(фамилия)
____________________________
(Ф.И.О.)
___________Татьяна Сергеевна___________
(имя, отчество)
____________________________
(подпись)
________________________________
(подпись)
Научный руководитель канд пед.наук, доцент кафедры ППДиНО
(ученая степень, ученое звание)
_____________Кузнецова Л.Н.____________
(фамилии, И.О.)
________________________________
(подпись)
Оценка
________________________________
«_____»_______________20______г.
________________________________
(подпись председателя ГЭК)
Бийск – 2018

2
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы профилактики агрессивного
поведения младших школьников
1.1 Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе
1.2 Причины и особенности проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
1.3 Меры профилактики агрессивного поведения младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике
агрессивного поведения младших школьников
2.1 Исследование агрессивного поведения младших школьников
2.2 Реализация профилактических занятий по предупреждению агрессивного поведения младших школьников
2.3 Анализ результатов опытно-эксперементальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
4 8
8 15 19 26 29 29 37 47 56 57 59 64


3
Введение
В минувшие годы выросла степень агрессивности детей: они стали более громкие,
неусидчивые, стремительные и проще входят в инциденты, драчливы. С разговоров с родными, можно сделать вывод, то, что ребята сейчас стали враждебнее, нежели ранее. С ними сложно справляться, они зачастую безжалостны.
В желании достигнуть собственной цели они манипулируют родителями.
В печатных изданиях, журналах начали больше информировать о враждебных «штучках» ребенка школьного возраста по отношению и к собственным родственникам, и к людям старшего возраста.
Статистика говорит о том, что число опасных правонарушений совершают люди, не достигшие совершеннолетия, таким образом, и число тяжких преступлений в этой возрастной группе.
Немало ошибок появляется в связи с неверной трактовкой агрессивного поведения. Случается, то, что из трудной формы агрессии берутся обычные реакции детей на ту либо другую обстановку. Безусловно, данные реакции имеют все шансы не доставлять удовольствие старшим, однако в их отсутствует никакой патологии, таких детей никак не надо вылечивать.
Случается и напротив: агрессия обладает больной базой, однако опекуны и преподаватели её недооценивают.
Необходимо понимать конкретные признаки, какие могут указывать о расстройстве нервной системы и осуществлять надлежащие мероприятия. В других вариантах первопричину агрессивного поведения необходимо отыскивать в домашней ситуации, во взаимоотношениях ребенка и старшими, в недопонимании его трудностей и т. д.
С нравственной точки зрения действия лица обязаны отвечать конкретной общественной норме, установленными общественными устоями и понятиями, законами и принципами этики. Действия ребенка, проявляющих раздражение, вспыльчивость, дерзость, оппозицию, пренебрежение к старшим, рассматривается равно как негативного

4 воздействия ровесников, жестких мер воздействия со стороны старших, социума.
Данной теме посвящено достаточно много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (А. Бандура, Р. Бэрон, Л. Берковиц,
Д. Бреслав, Л.Б. Н.А. ВыготскийЮ, А.И. Гиппенрейтер, Т.Б. Горшечникова,
Л.Н. Горшечникова, Л. Дубинко, Т.Б. Дородницына, Г.Э. Захаров, А.А.
Ричардсон, Л.М. Реан, Н.Г.Семенюк, и др).
Исследования показывают, что агрессивное поведение, сформировавшееся в раннем возрасте, остается стабильной особенностью и сохраняется в течение дальнейшей жизни человека. Считается, что в младшем школьном возрасте формируются конкретные внутренние предпосылки, содействующие его проявлению в подростковом возрасте.
Целью данного исследования является выявление эффективности профилактических занятий по предупреждению агрессивного поведения младших школьников.
Объект исследования – агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – процесс профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) дать теоретическое обоснование профилактики агрессивного поведения младших школьников;
2) выявить уровень агрессивного поведения в младшем школьном возрасте;
3) разработать, апробировать и доказать эффективность профилактических занятий по предупреждению агрессивного поведения младших школьников, проанализировать и описать результаты исследования.
Гипотеза исследования: процесс профилактики агрессивного поведения младших школьников будет эффективным, если:
-включить школьников в специально разработанные профилактические


5 занятия по предупреждению агрессивного поведения;
- формировать на занятиях с помощью беседы, элементами арт- терапии, элементами музыкотерапии, ролевой игры опыт общения без злости, тревожности и обид;
- объединить усилия деятельности педагогов школы и родителей ребенка.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы специалистами сферы образования, системы дополнительного образования и социальной сферы в работе с младшими школьниками
База исследования: МБОУ «СОШ № 1» г Бийск, 1 класс. Всего в исследовании приняли участие 20 учеников первого класса составляющие контрольную и экспериментальную группу исследования.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, cписока использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы профилактики агрессивного поведения младших школьников» рассмотрено понятие «агрессивное поведение», причины, специфика проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и меры предупреждения агрессивного поведения.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по профилактике агрессивного поведения младших школьников» дается последовательное описание констатирующего, формирующего и контрольного этапов

6 экспериментального исследования.
В заключении обобщаются выводы теоретического анализа и экспериментального исследования проблемы коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Список использованной литературы содержит 53 источника.
Приложение содержит материалы по констатирующему, формирующему и контрольному этапам экспериментальной части исследования.

7
Глава 1. Теоретические основы профилактики агрессивного
поведения младших школьников
1.1 Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической
литературе
Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает
«нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким.
Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Для того, чтобы рассмотреть проблему агрессивного поведения в младшем школьном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.
Р.Бэрон и Д.Ричардсон [2, С.19], считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:
1.
Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
3. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.
Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи


8 достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.
Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [29, С.37].
Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Далее рассмотрим особенности проявления агрессивности у младших школьников.
Как отмечает Н.А. Дубинко [35], агрессивное поведение младшего школьника чаще всего выражается в формах враждебности, жестокости и демонстрации.
Враждебность, более узкое по направленности состояние, всегда имеет определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но

9 нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.
Под жестокостью как личностной чертой следует понимать стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающееся в действиях, бездействии, словах, а также фантазировании соответствующего содержания. Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении, причинение мучений словами или в воображении - фантазировании, оперирующим образами истязаний, мучений людей или животных.
Жестокость может проявляться в отношении людей и животных, причем широко известны случаи расщепления, сосуществования жестокости по отношению к людям и сентиментальности по отношению к животным.
Демонстрация - это показ возможности нападения. Демонстрация, вызывая у противника страх, позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке, очень опасной для обеих сторон. Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием.
Н.А. Дубинко [35] экспериментально исследовала особенности проявления агрессивности у младших школьников. Она выявила у детей проявление различных видов агрессии в повседневной жизни:
1) пассивная вербальная: ребенок ругается, прикрикивает;
2) активная вербальная (скрытая): злорадный смех, циничные замечания, насмешка;
3) активная вербальная (прямая): кричит, орет, ругает взрослых и детей;
4) пассивная невербальная: плюется, таскает за волосы, боксирует, царапается;
5) активная невербальная (скрытая): коварная подножка, убирает стул, толкается, злорадный отказ в помощи;


10 6) активная невербальная (прямая): бьет, толкает, кусает, царапает, таскает за волосы;
7) активная вербальная (собственная личность): ругает собственное поведение, иронизирует над собой, оскорбляет себя;
8) активная невербальная (собственная личность): грызет ногти, рвет на себе волосы, бьет себя по голове;
9) активная вербальная (предметы): ругает предметы, проклинает их, обзывает;
10) активная невербальная (предметы): повреждение предметов, вымазывает, наступает, разрывает, громко хлопает дверью, бросает вещи в воздух.
Т.Б.
Горшечникова и
Л.Н.
Дородницына также провели экспериментальное исследование особенностей и причин возникновения агрессивности у младших школьников. Ими были выявлены следующие группы факторов, влияющие на проявление агрессивного поведения[47]:
1) Семейные отношения и методы воспитания. Установлена прямая зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родитель – ребёнок» и показателями агрессии. Основные воспитательные средства, к которым прибегают родители агрессивных детей: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, изоляция детей от общения со сверстниками. Так, чем чаще родители демонстрируют негативизм по отношению к детям, тем чаще применяют наказания, тем выше уровень агрессии.
2) Нарушения социальной адаптации. Уровень агрессии выше у тех детей, семья которых меняла место жительства. Материальное благополучие семьи на уровень агрессии влияет незначительно.
3) Нарушения школьной адаптации. У испытуемых с проблемами в отношениях с одноклассниками, с учителями - более высокий уровень агрессии. Доказана прямая связь высокого уровня агрессии в тех классах, где часто менялся классный руководитель, что также приводит к снижению школьной адаптации.

11 4)
Стратегии поведения в конфликте, коммуникативная некомпетентность. Те дети, которые выбирают такую стратегию как соперничество – имеют более высокий уровень агрессии. Коммуникативная некомпетентность ведет к тому, что в случаях обиды, споров, конфликтов большинство опрошенных проявляет те или иные формы физической, вербальной, косвенной агрессии (оскорбления, крики, драки и т.д.).
5) Влияние СМИ и компьютерных игр. 40% детей предпочитают смотреть фильмы с демонстрацией культа силы (сцены насилия, убийства, драки). 34% детей в качестве любимых выбирают героев американских блокбастеров и боевиков. По результатам опроса 65% испытуемых играют в компьютерные игры, победой в которых считается уничтожение противника.
Таким образом, вырабатывается толерантное отношение к насилию, уменьшается чувствительность к чужой боли, страданиям другого человека.
6) Личностные особенности. Многие личностные особенности детей: высокий уровень тревожности, вспыльчивость, раздражительность, возбудимость, неадекватная самооценка являются причинами агрессивного поведения. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена половыми особенностями.
7) Половые (гендерные) различия. Мальчики более склонны к проявлению физической агрессии, девочки - к вербальной. Мальчики чаще выбирают такую стратегию поведения в конфликте как соперничество, девочки чаще выбирают компромисс. У мальчиков выше частота конфликтов с одноклассниками, хуже оцениваются отношения со сверстниками и с родителями, чем у девочек.
По справедливому мнению С.Н. Ениколопова [36], к сожалению, сложившаяся ныне в обществе системы воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к растущим людям не учитывают особенностей личностного становления, приводя к конфликту с личностями, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки. Критически осмысливая себя и окружающих, ребенок