Файл: Профилактика агрессивного поведения младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30 школьников к агрессивному поведению представлены в таблице 1.
Из беседы с классным руководителем было выяснено, кого из класса, по внешним признакам, она относит к учащимся, склонным к агрессивному поведению. Педагог исходила из того, проявляется или нет агрессия в поведении учащихся во время уроков и на переменах (оскорбление учащимися друг друга, применение физической силы, отказ от выполнения заданий). Психолог, исходя из проведенных ранее диагностических исследований, также сообщила на кого стоит обратить внимание, как на учащегося, проявляющего агрессивное поведение.
На констатирующем этапе применили метод наблюдения.
Педагогическое наблюдение - это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях. По специально составленной карте наблюдения проследили за реакциями агрессии во время урока [приложение 2] и перемены [приложение 3]. И выявили, что у 13 детей
(65%) в классе присутствует проявление агрессивного поведения. Дети спорят, ругаются, раздражаются, портят предметы, толкаются, замахиваются.
Результаты склонности младших школьников к реакциям агрессивного поведения во время урока и перемены представлены в таблице 2
Таблица 2
Результаты склонности младших школьников к реакциям агрессивного поведения во время урока и перемены
Имя
Имеет ли склонность к агрессивному поведению
Светлана
+
Михаил
+
Юлия
-
Марна
+
Карина
-
Степан
+
Данил
+
Максим
-
Евгений
+
Татьяна
-
Анастасия
+

31
Елена
-
Любовь
+
Федор
+
Павел
+
Милена
-
Жанна
+
Наталья
+
Александр
-
Артём
+
Для обследования подбирались методики с учетом возрастных показателей применения, информативности, возможности группового проведения, простоты и быстроты обработки.
Тест агрессивности «Опросник Л.Г. Почебут» [приложение 4] выявляет обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде по 5 шкалам.
Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал:
- Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.
- Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
- Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.
- Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.
- Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.


32
По результатам теста было выявлено, что у 3 (15%) детей выявлен завышенный общий уровень агрессивности. У остальных 17 (85%) детей общий уровень агрессивности в норме.
По отдельным шкалам у 20 (100%) детей был завышенный уровень. У некоторых балл завышал по нескольким шкалам.
Завышенная шкала вербальной агрессии - 11 детей (55%)
Завышенная шкала предметной агрессии – 7 детей (35 %)
Завышенная шкала физической агрессии – 9 детей (45 %)
Завышенная шкала эмоциональной агрессии – 3 детей (15 %)
Завышенная шкала самоагрессии - 2 детей (10 %)
Таблица 3
Обработка результатов теста агрессивности «Опросник Л.Г. Почебут»
Имя
Общий уровень агрессивности
Повышенный уровень по шкале
Светлана
Норма
ВА, СА
Михаил
Норма
ПА, ФА
Юлия
Норма
ВА
Марна
Норма
ВА, СА
Карина
Норма
ВА
Степан
Норма
ПА, ФА
Данил
Завышен
ФА, ЭА
Максим
Норма
ПА, ФА
Евгений
Норма
ПА, ФА
Татьяна
Норма
ВА
Анастасия
Норма
ВА
Елена
Норма
ВА
Любовь
Норма
ВА
Федор
Норма
ПА, ФА
Павел
Норма
ПА, ФА
Милена
Норма
ФА
Жанна
Норма
ВА
Наталья
Завышен
ВА, ЭА
Александр
Норма
ФА
Артём
Завышен
ВА, ПА, ЭА
При обработке результатов выявилось, что у девочек значительно преобладает завышенный уровень вербальной агрессии (человек вербально

33 выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления), у мальчиков – физическая (человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы).
Дети часто не могут оценить себя объективно, поэтому провели адаптированный опросник для родителей «Ребенок глазами взрослого» (А. А.
Романов) выявляющий ситуационно-личностные реакции агрессии
[приложение 5].
Результаты выводятся в 4 уровня проявления реакций агрессии:
Уровень I - от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
Уровень II - от 67 до 134 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Уровень III - от 134 до 201 балл. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
Уровень IV - от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.
По результатам диагностики было выявлено, что 7 (35 %) родителей отмечают второй уровень агрессивных реакций у своих детей. Это значит, что у их детей иногда проявляются вегетативные признаки агрессии, ребенок успокаивается сам, но для этого нужно время, реагирует агрессией на агрессию других, может вербально или физически принести вред другому человеку, появляется тенденция к агрессивному поведению и т. д.


34
Таблица 4
Результаты выявления уровня проявлений реакций агрессии младшими школьниками глазами взрослого по методике А. А. Романова
Имя
Уровень проявлений реакций агрессии
Светлана
1
Михаил
2
Юлия
1
Марна
2
Карина
1
Степан
1
Данил
2
Максим
1
Евгений
1
Татьяна
1
Анастасия
2
Елена
1
Любовь
2
Федор
1
Павел
1
Милена
1
Жанна
1
Наталья
1
Александр
2
Артём
2
Остальные 13 (65%) родителей отмечают первый уровень. Значит, у ребенка нет тенденций к агрессивному поведению, ребенок редко проявляет агрессию, быстро успокаивается.
Для более достоверного результата эксперимента решили провести коммуникативная игру «Путешествие на остров», разработанную психологом школы № 1 г. Бийска. Суть данной игры заключается в том, что классу дается проблемная ситуация и всем ребятам необходимо единогласно решить все задания. Методика диагностирует проявления агрессии и способ коммуникации.
Было выявлено, что при коммуникации класса 16 детей (80 %)

35 проявляют агрессивное поведение в различных формах.
Таблица 5
Результаты выявления проявлений реакций агрессии младшими школьниками в коммуникативной игре «Путешествие на остров»
Имя
Имеет ли склонность к агрессивному поведению
Светлана
+
Михаил
+
Юлия
+
Марна
+
Карина
+
Степан
-
Данил
+
Максим
-
Евгений
+
Татьяна
+
Анастасия
+
Елена
-
Любовь
+
Федор
+
Павел
+
Милена
+
Жанна
+
Наталья
+
Александр
-
Артём
+
По результатам коммуникативной игры подтвердилась гипотеза, выявленной по результатам опросника Почебут, расхождения агрессивных реакций по гендеру. Девочки, в 80% случаев агрессию проявляют вербально
(обзываются, ругаются, кричат). У мальчиков же в 55% ситуаций реакция агрессии носит физический характер, а в 40 % случаев предметный (щипают, пинают, замахиваются, толкают).
Таким образом, проведя констатирующий эксперимент, выявили, что изучаемая проблема в классе существует.
По результатам диагностического исследования можно сделать

36 следующие вывод, что в классе в основном у детей средний уровень агрессивности (умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях; неадекватное применение агрессии в напряженных ситуациях).
Необходимость профилактической работы есть, так как, возраст сложный, наша задача – предупредить агрессивное поведение младших школьников.
2.2 Реализация профилактических занятий по предупреждению
агрессивного поведения младших школьников
В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем социально- педагогической теории и практики относится агрессивное поведение детей и подростков.
Основная цель формирующего этапа исследования заключается в проверке эффективности мер профилактики агрессивного поведения младших школьников.
Задачи:
- подобрать методы и разработать занятия профилактики агрессивного поведения младших школьников;
- реализовать занятия профилактики агрессивного поведения младших школьников.
Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей, т.к. оно на сегодняшний день проявляется буквально повсюду.
Современный ребенок, наблюдает его ежедневно в интернете, online- играх, телевидении, на улице, а иногда и в собственном доме и все это выливается в то, что ребенок все чаще транслирует его в обществе. Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Это проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества, излишней критичности, придирок, насмешек, издёвок по отношению к ребёнку. Кроме того, они порой испытывают удовольствие, унижая тех, кто слабее. Такого ребенка очень трудно принять


37 таким, какой он есть, еще труднее понять. Агрессивный ребенок, как и любой другой нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Поэтому специалистам по профилактике необходимо помочь детям научиться контролировать свои действия, совершаемые под влиянием эмоций.
Цель программы: профилактика агрессивного поведения младших школьников.
Задачи:
1. Информировать детей о том, что такое агрессивное поведение.
2. Способствовать развитию способности осознания и принятия детьми собственного чувства гнева, злости.
3. Обучить ребенка приемам конструктивного регулирования своего эмоционального состояния.
4. Формировать коммуникативные умения и навыки учащихся.
Новизна программы состоит в том, что использован гендерный подход к профилактике агрессивного поведения младших школьников.
Данная программа строится на принципах:
- систематичности и последовательности
- заключается в непрерывности, планомерного процесса, в котором реализуются задачи профилактической работы.
- доступности – занятия строятся на материале близком, понятном и интересном детям, так как они построены в игровой форме, с учетом возрастных особенностей.
- гуманизации – этот принцип обусловливает установление связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство общекультурного, социально- нравственного и профессионального развития личности.
- наглядности – демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребенку их правильно выполнять.
Направления:

38 1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
Программа профилактики агрессивного поведения младших школьников предполагает три этапа:
1. Первый этап – диагностический, который выявит уровень проявления агрессивного поведения младших школьников.
2. Второй этап – основной, на нем предполагается работа с детьми и родителями по профилактике агрессивного поведения.
3. Третий этап – заключительный, который направлен на проведение контрольного эксперимента нашего исследования с целью выявления эффективности программы профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Отличительные особенности программы:
Отличительная особенность программы состоит в ее самостоятельности, в гибкости. Возможна перестановка компонентов, надстройка проблемы в соответствии с выявленными проблемами и потребностями. Акцент программы идет на формирование умений контроля эмоциональных состояний.
Деятельность детей направлена на выполнение теоретических и практических занятий. Теоретические занятия включают в себя не просто лекционные занятия, а диалог с учащимися, обсуждения, высказывание своего мнения.
На практических занятиях используются разнообразные методы, средства и формы, такие как инсценировки, личный опыт, элементы арт- терапии, дебаты и многое другое.
В структуру программы входят 3 блока: когнитивный, эмоциональный, деятельностный. Программа ориентирована не только на усвоение теоретических знаний, но и на формирование деятельностно- практического опыта у учащихся для самоконтроля и конструктивного выхода агрессивного поведения.


39
Первый блок включает в себя теоретический аспект. Речь идет о повышении осведомленности детей о понятии агрессивное поведение и способность распознавать собственные агрессивные реакции, а так же поиск методов и средств для снижения агрессивного поведения.
Второй блок ориентирован на работу с эмоциональной сферой детей.
Занятия в этом блоке формируют у учащихся позитивный эмоциональный настрой, способствуют развитию внутреннего самоконтроля, самодисциплины, развивают умения выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих, способствуют самораскрытию и творческому самовыражению, эмоциональной разрядке и снижению проявления агрессивного поведения.
Третий блок поведенческий, формирует у младшего школьника умение принимать другого человека, обучает искать конструктивный выход из ситуации, способствует расширению их поведенческого репертуара и создает условия для формирования у детей окончательной системы представлений о способах, методах и приемах выхода из агрессивного состояния.
Для работы с родителями сделали выбор в пользу информального образования: рассылка буклетов, памяток. Так как в современном ритме жизни достаточно проблемно собирать родителей для встреч.
Для результативности программы должны учитываться такие условия как:
- актуальность данной проблемы в классе;
- учет возрастных особенностей учащихся;
- опора на уже имеющиеся знания детей по проблеме профилактики агрессивного поведения;
- личная заинтересованность и мотивы учащихся;
- активность всех участников.
Возраст детей, участвующих в реализации данной профилактической программы: от 7 до 8 лет.
Ожидаемые результаты освоения программы.

40
- снижение проявлений агрессивных тенденций в поведении младших школьников и появление доброжелательности;
- преобладание положительных эмоций;
- способность осознавать наличие нежелательных эмоций;
- умение устанавливать контакт с детьми и взрослыми.
Способы проверки результатов освоения программы: диагностические методики, различные виды рефлексии после каждого занятия.
Таблица 6
План профилактической работы
№ п/п Тема
Цель
Формы и методы
Специалисты
1 2
3 4
5
1   2   3   4