Файл: Профилактика агрессивного поведения младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживости поступков.
Младший школьник жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности младшего школьника - он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и детьми растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие младшие школьники прибегают и к агрессивным формам поведения.
И.А. Фурманов [29] в своих исследованиях также отмечает, что причины агрессивного поведения младших школьников разнообразны и зависят от многих факторов, однако в основном они относятся к семейному воспитанию. Исследователь выделяет наиболее распространенные из них: 1)
Неправильная реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка.
2). Дисгармоничность семейных отношений в целом: отношения между родителями, родителями и детьми, братьями-сестрами. 3). Наказание и степень контроля со стороны родителей. Исследователи выявили, что жестокие наказания приводят к высокому уровню агрессивности у детей, при этом минимальный контроль и присмотр ведут к высокому уровню асоциальности. Часто эти 2 типа воспитания можно встретить в одной семье, когда родители не могут придерживаться единого стиля воспитания. 4).
Разрушенные эмоциональные привязанности между родителями и детьми.
Или враждебные чувства родителей по отношению друг к другу. 5). Родители не требовательны к своим детям или напротив равнодушны к их социальной успешности. Очень важно, чтобы у ребенка были домашние обязанности. 6).
Наличие противоречия между воспитуемым и собственным поведением родителя, т.е. к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. 7).
Использование таких воспитательных методов, как угрозы, ультиматумы, сознательное лишение любви, частые изоляции. Реакция лишь

13 усугубляется, особенно если родители не испытывают ни вины ни сострадания.
Таким образом, агрессивность в личностных характеристиках ребенка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности младшего школьника могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации ребенок с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более что для некоторых детей участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах.
То есть в младшем школьном возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности [30,С.287].
Известно, что в младшем школьном возрасте происходит переориентация одних ценностей на другие. Младший школьник стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становится для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание младшим школьником чувства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки агрессивности младшего школьника лежат, как правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры,


14 отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.) и в меньшей мере в коллизиях со сверстниками, учителями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст является одним из сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных факторов - возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям. Все это создает предпосылки для ведения целенаправленной работы по коррекции агрессивного поведения младших школьников.
1.2 Причины и особенности проявления агрессивного
поведения в младшем школьном возрасте
Современные данные психологических, социологических, медицинских изучений демонстрируют, что в России возросло количество людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции. В главную очередь это объясняется общественно-эмоциональным фоном существования, какой и устанавливает подбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия - агрессивного, защитного. Кроме того, дети просто перенимают образцы агрессивного поведения старших, показывая их в детском саду и школе. В связи с этим для практической

15 педагогики важная цель – отбор более результативных путей выявления, профилактики и преодоления данного отрицательного факта [5, С. 19].
Младший школьный возраст можно называть периодом наиболее активного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. В школьные годы значимые конфигурации протекают во всех фазах психического развития детей. Как ни в каком другом возрасте, дети осваивает огромный круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, создается как техническая сторона, как и мотивационно - целевая.
Особенную роль в младшем школьном возрасте приобретают высоконравственные доводы. К ним относятся рвение детей посодействовать другим людям, сделать им кое-что хорошее, приятное, полезное. Для младших школьников на первый план выступает мотив поддержке другим ребятам: они склонны достаточно длительное время обучаться скучной работой. Происходит формирование самосознания ребенка, что позволяет ему наиболее буквально и правильно рассчитывать свои способности. Он, верно, воспринимает отношения к нему остальных людей (как его расценивают предки в той или другой ситуации). Важным показателем развития малыша является его подготовленность к школьному обучению.
Готовность к школьному обучению подразумевает установленную степень познавательного развития (или интеллектуальную подготовленность). Она содержит в себе наивысший уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления
Стремление детей к школе, безусловно сопряжена с его жаждой завоевать такую позицию. Это значит, что он желает учиться чем - то значительно принципиальным, реальным, социально - ценным и стать социально важной фигурой.
В младшем школьном возрасте агрессивное поведение чаще всего проявляется по отношению к более слабым детям «выбранной жертве» одноклассникам в форме насмешек, издевательств, давления, оскорблений, рукоприкладств. Выражение агрессивного поведения школьников друг к другу в череде ситуации становится значимой проблемой. Отрицательная


16 реакция преподавателей и опекунов на такое действия нередко сокращает агрессивность ребенка, однако, наоборот, повышает её, так как предназначается косвенным подтверждением силы и самостоятельности последних. Тем не менее, непосредственно педагог, его авторитет и способность свободно высказывать собственную позиция к агрессивному действию стимулирует ребенка подбирать наиболее общественно одобряемые формы поведения
В младшем школьном возрасте организаторами агрессии считаются не единичные персоны как в дошкольном возрасте, а группы детей, агрессивное поведение делается наиболее организованным.
По мере получения способностей плодотворного общения изменяется соответствие между инструментальной и агрессивной злостью в пользу последней. Это совершается вследствие того, что агрессия со временем заменяется полезными методами свершения миссии, а агрессивная разрушительность – стремление нанести ущерб и приобрести с данного наслаждение – остается постоянной. Помимо этого, все ребята больше стремятся разрешать собственные трудности в собственном окружении, не прибегая к поддержки и заступничеству старших. Развитие объединений в целом значительно изменяет агрессивное поведение.
Нахождение в команде предоставляет им вероятность проверить ощущение удобства и безопасности, увеличения собственных способностей.
Результатом данного случаются утрата боязни наказания из-за выражение агрессии, усиленное стремление самоутвердиться в значимости полноправного соучастника происшествий, завоевать в команде заслуживающее роль. По этой причине безжалостность, сокрушительность и прочие проявления агрессивной деструктивности стремительно увеличиваются из числа учеников начальной школы.
В целом детская агрессивность считается противоположным обходным путем беззащитности. В случае если школьник ощущает себе беззащитным
(к примеру, если его потребности в защищенности и симпатии не приобретают удовлетворение), в его душе появляются множественные опасения. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к

17 защитно-агрессивному поведению
Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя.
Аутоагрессия - это действия, направленные на причинение вреда самому себе. В моменты страданий вместо эндорфинов в кровь поступают гормоны стресса, вынуждающие активно защищаться. Логично было бы противостоять тревоге, изменить ситуацию и ликвидировать источник беспокойства, но человек направляет деструктивные действия на себя.
Наказывает, калечит собственное тело, морально бьёт, вымещая злость, обиду и ненависть.
Агрессивное поведение достаточно частое явление для детей младшего школьного возраста. В целом для развития личности младшего школьника опасны не столько сами агрессивные проявления, и неправильная реакция окружающих. Стремление окружающих избавить от агрессии силой приводит к нежелательному эффекту.
В младшем школьном возрасте общепринято считать, то что выражение агрессивности во многом соединены с действиями полоролевой идентификации детей или особенностями «Эдиповой ситуации» в семье.
По понятию А. А Реана, причины, действующие на возникновение агрессивного поведения:
- манера общения в семье;
- повсеместная демонстрация сцен давления;
- нестабильная социально-экономическая обстановка;
-индивидуальная особенность человека (сниженная продуктивность, низкая степень активного торможения).
Агрессивность и агрессивное поведение являются основными чертами при ухудшению поведения младших школьников.
Одной из главных причин проявлений агрессивного поведения младших школьников может быть внутренняя неудовлетворенность ребенком, его статусом в классе, зачастую, если ему свойственно быть лидером. И если ровесники по той или другому фактору не признают ребенка, а еще ужаснее отторгают его, то агрессия простимулируется обидой


18 ущемление самолюбия, и станет ориентирована на обидчика, на того или тех кого ребенок считает предпосылкой собственного бедственного положения.
Таким образом, агрессивное поведение младших школьников как психолого-педагогическую проблему можно обрисовать как одну из самых важных тем педагогики.
В агрессивном поведении заключена общечеловеческая держава страстей, настолько нужная человеку во всем, чтобы он ни делал, хотя чаще всего агрессивное поведение рассматривается как повреждение общественной жизни, представлений о том, что дети постоянно обязаны быть мирными. Итак, под детской агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе.
1.3 Меры профилактики агрессивного поведения младших
школьников
Столкновение с детской агрессивностью постоянно порождает потерянность у старших. Но некие проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-то психических отклонений, бывает, что он элементарно не знает, как себя правильно вести, и ему мало посодействовать, проявить помощь.
Специалисты по психологии заявляют, что с агрессивными или демонстративными ребенком трудиться легче, нежели с закрытыми или медлительными, таким образом, они стремительно дают осознать то, что с ними случается.
В «Социологическом энциклопедическом словаре» дано следующее определение понятия «профилактика» - «система мер, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней, улучшения физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия».
По мнению педагога М.А. Галагузовой, «профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и

19 организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей».
Педагог Р.В. Овчарова следующим образом толкует понятие
«социальная профилактика - это профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости».
Психологическая профилактика - деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Социально-психологическая профилактика - это система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, включающая разработку и реализацию профилактических программ.
Профилактика агрессивного поведения - это система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение агрессивного поведения.
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения младших школьников становится не только социально значимой, но и психологически необходимой. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих направлениях:
– выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают возникновение агрессивного поведения, и своевременное устранение этих неблагоприятных воздействий;
– современная диагностика агрессивных проявлений в поведении детей и осуществление дифференцированного подхода в выборе профилактических средств.


20
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако большое значение отводится педагогам и психологам.
В соответствии с тем, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, а ребенок стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, необходимо обеспечить включение ребенка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ребенку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Д.И. Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для ребенка в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности младший школьник осознает себя и признается окружающими, как равноправный член общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников.
Такая деятельность предоставляет школьнику возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Основные принципы, формы и методы построения такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в нее детей, отличающихся повышенной агрессивностью. Необходима организация системы развернутой деятельности, создающей жесткие условия, определенный порядок действий и постоянный контроль.
Одним из условий эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать внимания и одобрения окружающих. В качестве вторичного подкрепления привязанность может способствовать приспособлению ребёнка к социальным требованиям и запретам.

21
Игнорирование актов агрессивного поведения младших школьников как способ предупреждения и
«снятия» агрессии оказывается неэффективным, так как грозит плохими последствиями и может вести к дальнейшему развитию агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. Если родители игнорируют акты агрессии ребенка, то оно найдет подкрепление в кругу общения ребенка, не ограничивающемся семьей. В том числе, в виде одобрения сверстниками агрессии против «не справедливо действующих родителей».
Наказание также рассматривается в качестве способа профилактики агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут совсем и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.
Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить мирные пути решения конфликтов.
Большую важность также имеют навыки совместной работы, получаемые в частности в рамках школы.
В работе по профилактике может использоваться метод дискуссии.
Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов.
Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Дискуссия предполагает общение, что является ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте.
Дискуссия высокоэффективна для закрепления сведений, осмысления проблемы и формирования ценностных ориентаций.
Для снятия раздражительности и напряжения, происходящих на фоне гормональной перестройки, в работе с детьми могут использоваться игровые упражнения.
Важным методом профилактики является интерактивная игра - активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения. То есть, это такие