Файл: Профилактика агрессивного поведения младших школьников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работа с детьми
Когнитивный блок
1
«Агрессивное поведение: виды и формы»
Цель: расширение знаний детей младшего школьного возраста о понятии агрессивное поведение и способность распознавать собственные агрессивные реакции
Лекция, беседа
Социальный педагог
2
«Агрессия в конфликте»
Цель: обучение эффективному взаимодействию, выхода из конфликтных ситуаций
Лекция, беседа
Социальный педагог
3
«Как не стать жертвой интернет - агрессии»
Цель: информировать о способах защиты от интернет- агрессии.
Беседа, дискуссия
Социальный педагог
41
Продолжение таблицы 6
1 2
4 2
5 4
«Способы управления мыслями и чувствами»
Цель: обучение способам гармонизации состояния (усвоение информации о способах управления эмоциями; развивать умения выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих).
Игры («привет»), элементы арт- терапии («рисуем чувства»), элементы музыкотерапи и
(включается музыка, пока дети сконцентриро ваны на задании)
Социальный педагог
5
«Мир с женским лицом»
Цель: гармонизация внутреннего состояния, актуализация женских качеств
Арт-терапия для девочек («рисуем женское спокойствие»)
Психолог
6
«Мир с мужским лицом»
Цель: гармонизация внутреннего состояния, актуализация мужских качеств
Арт-терапия для мальчиков
(«рисуем мужскую невозмутимость»)
Психолог
7
«Решаем проблему»
Цель: расширить поведенческий репертуар детей
Сюжетно - ролевые игры
(инсцинировка ток-шоу)
Социальный педагог
8
«Кто прав?»
Цель: расширить поведенческий репертуар детей
Совещание- прецедент
/Просмотр и обсуждение видеороликов
(мультик «пример конфликта»,
«Чучело», «Класс коррекции»)
Психолог
9
«Кто если не я?»
Цель: обучение учащихся поиску конструктивного выхода из ситуации
Деловая игра
(решение кейсовых заданий)
Социальный педагог
42
Окончание таблицы 6
1
2
3
4
5
Работа с родителями
10
«Детская агрессия и ее виды»
Цель: привлечение внимания к проблеме агрессивного поведения
Брошюра
Социальный педагог
11
«Если ребенка..»
Цель: развитие эмпатии
Памятка
Социальный педагог
12
«Правила общения с агрессивными детьми и подростками»
Цель: информирование о конструктивном общении с ребенком.
Памятка
Социальный педагог
Методика реализации программы.
Когнитивный блок программы включает в себя следующие формы и методы: лекция, беседа, дискуссия.
Лекция - трансляция информации на любое число людей. Программе необходима для того чтобы просветить учащихся о том что есть агрессивное поведение и какие виды существуют.
Беседа - помогает выяснить ограниченный круг интересующих вопросов, труднодоступных непосредственному наблюдению. В нашем случае нас интересует вопрос о том, как учащиеся справляются с агрессивным поведением, их мысли, мнения и т.д.
На занятии «Агрессивное поведение: виды и формы» выяснилось, что младшие школьники совсем не знали о различных видах агрессии. Они думали что агрессивное поведение это только физическое насилие и даже не
43 представляли, что существует вербальная, предметная, самоагрессия. На занятии «Агрессия в конфликте» была активная беседа по поводу того, что считать конфликтом, ребята познакомились с понятием конфликтная ситуация. Начали приводить примеры из жизни, анализировать.
Я считаю, что чередование методов лекция и беседа в рамках одного занятия, положительно влияют на восприятие детьми информации.
Позволяют донести до ребят новую, актуальную информацию, а затем обсудить их мнение.
Дискуссия - дает равные, реальные возможности каждому участнику развить в себе коммуникативные качества, научиться рассматривать проблемы с разных точек зрения, аргументировано доказывать свою позицию, выступать на публике. В программе используются методы для умения отстаивать свою точку зрения без применения физической силы.
Яркая дискуссия прошла на занятии «Как не стать жертвой интернет- агрессии». Так как эта тема является очень актуальной в современном мире, она не оставила детей равнодушными. Я рассказала о современных тенденциях кибербуллинга, привела статистические данные. Дети были в шоке, говорили «этого не может быть». А несколько человек и вовсе сказали о том, что сами являются иногда интернет-агрессорами, но подсознательно делали это. Ребята высказывали свое мнение. В такой форме очень важно заранее обговорить правила с ребятами, т. к. в процессе обсуждения у ребят может завязаться спор и в последующем перерасти в конфликт, на нашем занятии действовали правила поднятой руки, уважения, принятия.
Эмоциональный блок программы включает в себя следующие формы и методы: игры, элементы арт-терапии, элементы музыкотерапии, экскурсия.
Игры - дают выход запасам энергии ребенка, учат оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы, повышают положительный настрой и укрепляют психоэмоциональное здоровье и развивают навыки общения.
Элементы арт-терапии - позволяет более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы, и найти путь к их решению, является объективным свидетельством настроений
44 и мыслей человека. Включены для того чтобы учащиеся выразили свои эмоции, расслабились, это способствует снижению агрессивного поведения.
Для нас будет являться дополнительным источником информации о ребенке.
Элементы арт-терапии помогают ребенку выражать свои переживания, посмотреть на ту или иную ситуацию с другой стороны. Они помогают расслабиться ребенку, выплеснуть свои негативные чувства. Эта форма так же хороша тем что есть возможность применять ее на большую аудиторию и индивидуально, имеет минимум затрат, позволяет узнать скрытые переживания человека и его особенности.
Применение элементов арт-терапии (занятие по теме «Способы управления мыслями и чувствами») мы использовали совместно с элементами музыкотерапии в классе, показывали презентацию со значением того или иного цвета. Дети были заинтересованы, даже те, кто поначалу отказывался рисовать, с течением времени присоединились к группе.
Ребятам требовалось нарисовать свои чувства и ощущения в данный момент.
Некоторые принялись рисовать конкретные образы: людей, небо, здания, природу. А остальные просто раскрашивали лист бумаги красками, как получится, без особого представления целостного образа. Затем мы разбирались какой цвет какие чувства обозначает. Многие узнали про себя что-то новое, что раньше в себе скрывали или не замечали.
Элементы музыкотерапии - повышает социальную активность, облегчают усвоение новых положительных установок и форм поведения.
Используются для расслабления и снятия напряжения учащихся, благодаря чему снижается проявление агрессивного поведения, что незаменимо в программе по его профилактики. Элементы музыкотерапии (занятие по теме
«Способы управления мыслями и чувствами») расслабляют аудиторию, дает ей настрой, снижает напряжение, а это в свою очередь незаменимо для программы профилактики агрессивного поведения. Музыка помогла детям отвлечься от проблем и расслабиться. Форма хороша применением, как на большую аудиторию, так и индивидуально. Совместима с различными формами и методами работы.
45
Использовали следующие мелодии: Бетховен: "Лунная соната"; Шопен:
"Мазурка"; Брамс: "Колыбельная";
Деятельностный блок программы включает в себя следующие формы и методы: сюжетно - ролевые игры, совещание-прецедент, деловые игры.
Сюжетно - ролевые игры - учат детей самостоятельно мыслить, делать выбор, оценивать собственные поступки и действия других. Данный прием взят в программу профилактики агрессивного поведения для того чтобы дети умели чувствовать других людей, понимать то, что они чувствуют и исходя из этого анализировать свои действия и поведение.
Занятие «Решаем проблему» интересно тем, что можно проиграть одну и ту же ситуацию несколько раз и найти варианты ее решений и возможных последствий. Это так же заставляет детей прежде подумать, а потом уже делать. Достоинства этого метода в том что он максимально приближен к обычной повседневной жизни, может применяться как индивидуально так и на большую аудиторию.
С использование данного метода мы могли посмотреть, как дети ведут себя в обычных жизненных ситуация. Что бы они сделали раньше, что сейчас. Дети отметили что этот метод был приближен к жизни, и что в похожих ситуациях будут задумываться над своими поступками и чувствами других людей.
Совещание-прецедент - дает участнику увидеть и проследить проявления агрессивного поведения, и помогают задуматься над собственными поступками и поведением. Трансляция информации идет на любое (большое) число людей.
Деловые игры - учащиеся видят больше возможностей в каждой ситуации, знают вероятные последствия принятых решений, что заставляет их задуматься над свои поведением и поступками. На этих основаниях метод был включен в деятельностный блок нашей программы профилактики.
На протяжении реализации программы было организовано информальное образование родителей: оформлены и переданы памятки и брошюры. К разработке памяток были привлечены сами ребята, на занятиях
46 мы часто выписывали на доску важные открытия, например виды агрессии, способы борьбы с агрессивным поведением, какая помощь была бы важна ребятам в трудную минуту и т. д.. Ребята знали, что по их тезисам будут разработаны памятки, поэтому очень трепетно относились к ним и стремились передать родителям.
Содержание занятий (приложение 6).
Эти занятия помогли детям понять себя, научиться контролировать свои действия и поступки, разбираться в чувствах других людей, помогли самодисциплинировать себя, помимо этого они помогли развить воображение и творческие способности.
Общее отношение детей к занятиям менялось. Они показывали как заинтересованность, так и безразличие. Темы которые с ними не раз уже обсуждались ранее с социальным педагогом не вызывали у них энтузиазма, однако занятия приближенные к жизни вызывал у них восторг. Дети с удовольствием отвечали на вопросы, активно принимали участие в заданиях и играх.
Таким образом, считаем, что реализация нашей программы обеспечила эффективную социально-педагогическую помощь в профилактике агрессивного поведения младших школьников.
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Итоговая диагностика проводилась с целью определения эффективности проделанной работы – реализации программы по профилактике агрессивного поведения младших школьников.
Диагностическое исследование проводилось по той же методике, что и до проведения занятий. В результате были получены следующие данные:
1.Беседа с классным руководителем. Для начала были заданы вопросы классному руководителю. Из беседы с классным руководителем было выяснено, что в классе наладилась коммуникация, класс стал более сплочен, проявлений агрессивного поведения детей замечено не было. Ребята стали
47 более дружелюбными, вежливыми друг к другу, более сдержанными в сложных ситуациях. У мальчиков не было драк и потасовок, а девочки стали вербально менее агрессивны.
Таблица 7
Повторные результаты учащиеся склонные к агрессивному поведению
Имя
Имеет ли склонность к агрессивному поведению
Светлана
-
Михаил
-
Юлия
-
Марна
-
Карина
-
Степан
-
Данил
-
Максим
-
Евгений
-
Татьяна
-
Анастасия
-
Елена
-
Любовь
-
Федор
-
Павел
-
Милена
-
Жанна
-
Наталья
-
Александр
-
Артём
+
Если на констатирующем этапе классный руководитель выделял 6 ребят, у которых бывают проявления агрессивного поведения, то после реализации программы выделила только 1ребенка.
48 3.Тест агрессивности «Опросник Л.Г. Почебут» [приложение 4] выявляет обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде по 5 шкалам.
По результатам теста было выявлено, что у детей не выявлен завышенный общий уровень агрессивности. У остальных 20 (100%) детей общий уровень агрессивности в норме.
По отдельным шкалам у 2 (10%) детей был завышенный уровень. У некоторых балл завышал по нескольким шкалам.
Завышенная шкала вербальной агрессии - 3 человека (15%)
Завышенная шкала предметной агрессии – 1 человек (5 %)
Завышенная шкала физической агрессии – 2 человека (10%)
Завышенная шкала эмоциональной агрессии – 1 человек (5 %)
Завышенная шкала самоагрессии - 0 человек.
У девочек заметно снизился уровень вербальной агрессии, у мальчиков преимущественно снизился уровень физической агрессии.
49
Таблица 8
Повторные результаты теста «Опросник Л.Г. Почебут»
Имя
Общий уровень агрессивности
Повышенный уровень по шкале
Светлана
Норма
ВА
Михаил
Норма
Юлия
Норма
Марна
Норма
Карина
Норма
Степан
Норма
Данил
Завышен
ФА
Максим
Норма
Евгений
Норма
Татьяна
Норма
Анастасия
Норма
Елена
Норма
Любовь
Норма
Федор
Норма
ФА
Павел
Норма
ПА
Милена
Норма
Жанна
Норма
Наталья
Завышен
ВА, ЭА
Александр
Норма
Артём
Завышен
ВА
50
Рис. 2. По общему уровню агрессии
Рис. 3. По отдельным шкалам
4. Адаптированный опросник для родителей «Ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов) выявляющий ситуационно-личностные реакции агрессии [приложение 5].
По результатам диагностики было выявлено, что 2 (5 %) родителя отмечают второй уровень агрессивных реакций у своего ребенка. Это значит, что у их детей иногда проявляются вегетативные признаки агрессии, ребенок
51 успокаивается сам, но для этого нужно время, реагирует агрессией на агрессию других, может вербально или физически принести вред другому человеку, появляется тенденция к агрессивному поведению и т. д.
Остальные 18 (90%) родителей отмечают первый уровень. Значит, у ребенка нет тенденций к агрессивному поведению, ребенок редко проявляет агрессию, быстро успокаивается.
Таблица 9
Результаты опросника для родителей «Ребенок глазами взрослого» (А. А.
Романов)
Имя
Уровень проявлений реакций агрессии
Светлана
1
Михаил
1
Юлия
1
Марна
1
Карина
1
Степан
1
Данил
1
Максим
1
Евгений
1
Татьяна
1
Анастасия
2
Елена
1
Любовь
1
Федор
1
Павел
1
Милена
1
Жанна
1
Наталья
1
Александр
1
Артём
2
52
Рис. 3. Адаптированный опросник для родителей «Ребенок глазами взрослого»
5.Коммуникативная игра «Путешествие на остров». Суть данной игры заключается в том, что классу дается проблемная ситуация и всем ребятам необходимо единогласно решить все задания. Методика диагностирует проявления агрессии и способ коммуникации.
Было выявлено, что при коммуникации класса 5 ребят (10 %) проявляют агрессивное поведение в различных формах. Остальные спокойно пытаются найти общее решение проблемы, вежливо общаются, мальчики не пытаются решить проблему силой.
53
Таблица 10
Анализ результаты коммуникативной игры «Путешествие на остров»
Имя
Имеет ли склонность к агрессивному поведению
Светлана
+
Михаил
+
Юлия
-
Марна
-
Карина
-
Степан
-
Данил
+
Максим
-
Евгений
-
Татьяна
-
Анастасия
-
Елена
-
Любовь
-
Федор
+
Павел
-
Милена
-
Жанна
-
Наталья
-
Александр
-
Артём
+
Рис. 4. Коммуникативная игра «Путешествие на остров»
54
Таким образом, результаты проведенной вторичной диагностики подтверждают наличие позитивной динамики профилактической работы.
Можем отследить, что дети стали меньше применять физическую агрессию, пытаются подбирать выражения, чтобы не задеть чувства другого человека и не разжигать конфликт. Если между детьми есть какие-то недомолвки, они стремятся выяснить и разрешить их мирным путем.
Основными положительными признаками мы бы выделили то, что дети стали более спокойные, сдержаны, уверены в себе, у них развивается адекватная самооценка по отношению к себе и окружающим, начинает исчезать скованность и стеснительность.
По гендеру результаты различны, мальчики перестали пытаться решать конфликты силой, девочки более вежливо общаются и стали стремиться спокойно решить проблемную ситуацию.
Данные подтверждаются результатами беседы с педагогами, которые отмечают, что поведение у детей изменилось, дети стали спокойнее и уравновешеннее.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная работа по профилактике агрессивного поведения младших школьников как социально педагогическая деятельность эффективна. Смогли оказать профилактическое воздействие и добиться положительных результатов. Можно сказать, что дети освоили программу на начальном уровне, т.е. научились управлять своей агрессией, но необходимо еще закреплять. Для этого нужна более длительная работа, которая будет включать в себя не только работу с детьми, но и более глубокую работу с родителями и педагогами. Исходя из результатов, полученных в ходе эксперимента, были даны рекомендации социальным педагогам для работы с агрессивным поведением младших школьников в целях решения проблем их взаимодействия (см. приложение
7).
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности программы профилактики агрессивного поведения детей.
Когнитивный блок
1
«Агрессивное поведение: виды и формы»
Цель: расширение знаний детей младшего школьного возраста о понятии агрессивное поведение и способность распознавать собственные агрессивные реакции
Лекция, беседа
Социальный педагог
2
«Агрессия в конфликте»
Цель: обучение эффективному взаимодействию, выхода из конфликтных ситуаций
Лекция, беседа
Социальный педагог
3
«Как не стать жертвой интернет - агрессии»
Цель: информировать о способах защиты от интернет- агрессии.
Беседа, дискуссия
Социальный педагог
41
Продолжение таблицы 6
1 2
4 2
5 4
«Способы управления мыслями и чувствами»
Цель: обучение способам гармонизации состояния (усвоение информации о способах управления эмоциями; развивать умения выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих).
Игры («привет»), элементы арт- терапии («рисуем чувства»), элементы музыкотерапи и
(включается музыка, пока дети сконцентриро ваны на задании)
Социальный педагог
5
«Мир с женским лицом»
Цель: гармонизация внутреннего состояния, актуализация женских качеств
Арт-терапия для девочек («рисуем женское спокойствие»)
Психолог
6
«Мир с мужским лицом»
Цель: гармонизация внутреннего состояния, актуализация мужских качеств
Арт-терапия для мальчиков
(«рисуем мужскую невозмутимость»)
Психолог
7
«Решаем проблему»
Цель: расширить поведенческий репертуар детей
Сюжетно - ролевые игры
(инсцинировка ток-шоу)
Социальный педагог
8
«Кто прав?»
Цель: расширить поведенческий репертуар детей
Совещание- прецедент
/Просмотр и обсуждение видеороликов
(мультик «пример конфликта»,
«Чучело», «Класс коррекции»)
Психолог
9
«Кто если не я?»
Цель: обучение учащихся поиску конструктивного выхода из ситуации
Деловая игра
(решение кейсовых заданий)
Социальный педагог
42
Окончание таблицы 6
1
2
3
4
5
Работа с родителями
10
«Детская агрессия и ее виды»
Цель: привлечение внимания к проблеме агрессивного поведения
Брошюра
Социальный педагог
11
«Если ребенка..»
Цель: развитие эмпатии
Памятка
Социальный педагог
12
«Правила общения с агрессивными детьми и подростками»
Цель: информирование о конструктивном общении с ребенком.
Памятка
Социальный педагог
Методика реализации программы.
Когнитивный блок программы включает в себя следующие формы и методы: лекция, беседа, дискуссия.
Лекция - трансляция информации на любое число людей. Программе необходима для того чтобы просветить учащихся о том что есть агрессивное поведение и какие виды существуют.
Беседа - помогает выяснить ограниченный круг интересующих вопросов, труднодоступных непосредственному наблюдению. В нашем случае нас интересует вопрос о том, как учащиеся справляются с агрессивным поведением, их мысли, мнения и т.д.
На занятии «Агрессивное поведение: виды и формы» выяснилось, что младшие школьники совсем не знали о различных видах агрессии. Они думали что агрессивное поведение это только физическое насилие и даже не
43 представляли, что существует вербальная, предметная, самоагрессия. На занятии «Агрессия в конфликте» была активная беседа по поводу того, что считать конфликтом, ребята познакомились с понятием конфликтная ситуация. Начали приводить примеры из жизни, анализировать.
Я считаю, что чередование методов лекция и беседа в рамках одного занятия, положительно влияют на восприятие детьми информации.
Позволяют донести до ребят новую, актуальную информацию, а затем обсудить их мнение.
Дискуссия - дает равные, реальные возможности каждому участнику развить в себе коммуникативные качества, научиться рассматривать проблемы с разных точек зрения, аргументировано доказывать свою позицию, выступать на публике. В программе используются методы для умения отстаивать свою точку зрения без применения физической силы.
Яркая дискуссия прошла на занятии «Как не стать жертвой интернет- агрессии». Так как эта тема является очень актуальной в современном мире, она не оставила детей равнодушными. Я рассказала о современных тенденциях кибербуллинга, привела статистические данные. Дети были в шоке, говорили «этого не может быть». А несколько человек и вовсе сказали о том, что сами являются иногда интернет-агрессорами, но подсознательно делали это. Ребята высказывали свое мнение. В такой форме очень важно заранее обговорить правила с ребятами, т. к. в процессе обсуждения у ребят может завязаться спор и в последующем перерасти в конфликт, на нашем занятии действовали правила поднятой руки, уважения, принятия.
Эмоциональный блок программы включает в себя следующие формы и методы: игры, элементы арт-терапии, элементы музыкотерапии, экскурсия.
Игры - дают выход запасам энергии ребенка, учат оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы, повышают положительный настрой и укрепляют психоэмоциональное здоровье и развивают навыки общения.
Элементы арт-терапии - позволяет более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы, и найти путь к их решению, является объективным свидетельством настроений
44 и мыслей человека. Включены для того чтобы учащиеся выразили свои эмоции, расслабились, это способствует снижению агрессивного поведения.
Для нас будет являться дополнительным источником информации о ребенке.
Элементы арт-терапии помогают ребенку выражать свои переживания, посмотреть на ту или иную ситуацию с другой стороны. Они помогают расслабиться ребенку, выплеснуть свои негативные чувства. Эта форма так же хороша тем что есть возможность применять ее на большую аудиторию и индивидуально, имеет минимум затрат, позволяет узнать скрытые переживания человека и его особенности.
Применение элементов арт-терапии (занятие по теме «Способы управления мыслями и чувствами») мы использовали совместно с элементами музыкотерапии в классе, показывали презентацию со значением того или иного цвета. Дети были заинтересованы, даже те, кто поначалу отказывался рисовать, с течением времени присоединились к группе.
Ребятам требовалось нарисовать свои чувства и ощущения в данный момент.
Некоторые принялись рисовать конкретные образы: людей, небо, здания, природу. А остальные просто раскрашивали лист бумаги красками, как получится, без особого представления целостного образа. Затем мы разбирались какой цвет какие чувства обозначает. Многие узнали про себя что-то новое, что раньше в себе скрывали или не замечали.
Элементы музыкотерапии - повышает социальную активность, облегчают усвоение новых положительных установок и форм поведения.
Используются для расслабления и снятия напряжения учащихся, благодаря чему снижается проявление агрессивного поведения, что незаменимо в программе по его профилактики. Элементы музыкотерапии (занятие по теме
«Способы управления мыслями и чувствами») расслабляют аудиторию, дает ей настрой, снижает напряжение, а это в свою очередь незаменимо для программы профилактики агрессивного поведения. Музыка помогла детям отвлечься от проблем и расслабиться. Форма хороша применением, как на большую аудиторию, так и индивидуально. Совместима с различными формами и методами работы.
45
Использовали следующие мелодии: Бетховен: "Лунная соната"; Шопен:
"Мазурка"; Брамс: "Колыбельная";
Деятельностный блок программы включает в себя следующие формы и методы: сюжетно - ролевые игры, совещание-прецедент, деловые игры.
Сюжетно - ролевые игры - учат детей самостоятельно мыслить, делать выбор, оценивать собственные поступки и действия других. Данный прием взят в программу профилактики агрессивного поведения для того чтобы дети умели чувствовать других людей, понимать то, что они чувствуют и исходя из этого анализировать свои действия и поведение.
Занятие «Решаем проблему» интересно тем, что можно проиграть одну и ту же ситуацию несколько раз и найти варианты ее решений и возможных последствий. Это так же заставляет детей прежде подумать, а потом уже делать. Достоинства этого метода в том что он максимально приближен к обычной повседневной жизни, может применяться как индивидуально так и на большую аудиторию.
С использование данного метода мы могли посмотреть, как дети ведут себя в обычных жизненных ситуация. Что бы они сделали раньше, что сейчас. Дети отметили что этот метод был приближен к жизни, и что в похожих ситуациях будут задумываться над своими поступками и чувствами других людей.
Совещание-прецедент - дает участнику увидеть и проследить проявления агрессивного поведения, и помогают задуматься над собственными поступками и поведением. Трансляция информации идет на любое (большое) число людей.
Деловые игры - учащиеся видят больше возможностей в каждой ситуации, знают вероятные последствия принятых решений, что заставляет их задуматься над свои поведением и поступками. На этих основаниях метод был включен в деятельностный блок нашей программы профилактики.
На протяжении реализации программы было организовано информальное образование родителей: оформлены и переданы памятки и брошюры. К разработке памяток были привлечены сами ребята, на занятиях
46 мы часто выписывали на доску важные открытия, например виды агрессии, способы борьбы с агрессивным поведением, какая помощь была бы важна ребятам в трудную минуту и т. д.. Ребята знали, что по их тезисам будут разработаны памятки, поэтому очень трепетно относились к ним и стремились передать родителям.
Содержание занятий (приложение 6).
Эти занятия помогли детям понять себя, научиться контролировать свои действия и поступки, разбираться в чувствах других людей, помогли самодисциплинировать себя, помимо этого они помогли развить воображение и творческие способности.
Общее отношение детей к занятиям менялось. Они показывали как заинтересованность, так и безразличие. Темы которые с ними не раз уже обсуждались ранее с социальным педагогом не вызывали у них энтузиазма, однако занятия приближенные к жизни вызывал у них восторг. Дети с удовольствием отвечали на вопросы, активно принимали участие в заданиях и играх.
Таким образом, считаем, что реализация нашей программы обеспечила эффективную социально-педагогическую помощь в профилактике агрессивного поведения младших школьников.
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Итоговая диагностика проводилась с целью определения эффективности проделанной работы – реализации программы по профилактике агрессивного поведения младших школьников.
Диагностическое исследование проводилось по той же методике, что и до проведения занятий. В результате были получены следующие данные:
1.Беседа с классным руководителем. Для начала были заданы вопросы классному руководителю. Из беседы с классным руководителем было выяснено, что в классе наладилась коммуникация, класс стал более сплочен, проявлений агрессивного поведения детей замечено не было. Ребята стали
47 более дружелюбными, вежливыми друг к другу, более сдержанными в сложных ситуациях. У мальчиков не было драк и потасовок, а девочки стали вербально менее агрессивны.
Таблица 7
Повторные результаты учащиеся склонные к агрессивному поведению
Имя
Имеет ли склонность к агрессивному поведению
Светлана
-
Михаил
-
Юлия
-
Марна
-
Карина
-
Степан
-
Данил
-
Максим
-
Евгений
-
Татьяна
-
Анастасия
-
Елена
-
Любовь
-
Федор
-
Павел
-
Милена
-
Жанна
-
Наталья
-
Александр
-
Артём
+
Если на констатирующем этапе классный руководитель выделял 6 ребят, у которых бывают проявления агрессивного поведения, то после реализации программы выделила только 1ребенка.
48 3.Тест агрессивности «Опросник Л.Г. Почебут» [приложение 4] выявляет обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде по 5 шкалам.
По результатам теста было выявлено, что у детей не выявлен завышенный общий уровень агрессивности. У остальных 20 (100%) детей общий уровень агрессивности в норме.
По отдельным шкалам у 2 (10%) детей был завышенный уровень. У некоторых балл завышал по нескольким шкалам.
Завышенная шкала вербальной агрессии - 3 человека (15%)
Завышенная шкала предметной агрессии – 1 человек (5 %)
Завышенная шкала физической агрессии – 2 человека (10%)
Завышенная шкала эмоциональной агрессии – 1 человек (5 %)
Завышенная шкала самоагрессии - 0 человек.
У девочек заметно снизился уровень вербальной агрессии, у мальчиков преимущественно снизился уровень физической агрессии.
49
Таблица 8
Повторные результаты теста «Опросник Л.Г. Почебут»
Имя
Общий уровень агрессивности
Повышенный уровень по шкале
Светлана
Норма
ВА
Михаил
Норма
Юлия
Норма
Марна
Норма
Карина
Норма
Степан
Норма
Данил
Завышен
ФА
Максим
Норма
Евгений
Норма
Татьяна
Норма
Анастасия
Норма
Елена
Норма
Любовь
Норма
Федор
Норма
ФА
Павел
Норма
ПА
Милена
Норма
Жанна
Норма
Наталья
Завышен
ВА, ЭА
Александр
Норма
Артём
Завышен
ВА
50
Рис. 2. По общему уровню агрессии
Рис. 3. По отдельным шкалам
4. Адаптированный опросник для родителей «Ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов) выявляющий ситуационно-личностные реакции агрессии [приложение 5].
По результатам диагностики было выявлено, что 2 (5 %) родителя отмечают второй уровень агрессивных реакций у своего ребенка. Это значит, что у их детей иногда проявляются вегетативные признаки агрессии, ребенок
51 успокаивается сам, но для этого нужно время, реагирует агрессией на агрессию других, может вербально или физически принести вред другому человеку, появляется тенденция к агрессивному поведению и т. д.
Остальные 18 (90%) родителей отмечают первый уровень. Значит, у ребенка нет тенденций к агрессивному поведению, ребенок редко проявляет агрессию, быстро успокаивается.
Таблица 9
Результаты опросника для родителей «Ребенок глазами взрослого» (А. А.
Романов)
Имя
Уровень проявлений реакций агрессии
Светлана
1
Михаил
1
Юлия
1
Марна
1
Карина
1
Степан
1
Данил
1
Максим
1
Евгений
1
Татьяна
1
Анастасия
2
Елена
1
Любовь
1
Федор
1
Павел
1
Милена
1
Жанна
1
Наталья
1
Александр
1
Артём
2
52
Рис. 3. Адаптированный опросник для родителей «Ребенок глазами взрослого»
5.Коммуникативная игра «Путешествие на остров». Суть данной игры заключается в том, что классу дается проблемная ситуация и всем ребятам необходимо единогласно решить все задания. Методика диагностирует проявления агрессии и способ коммуникации.
Было выявлено, что при коммуникации класса 5 ребят (10 %) проявляют агрессивное поведение в различных формах. Остальные спокойно пытаются найти общее решение проблемы, вежливо общаются, мальчики не пытаются решить проблему силой.
53
Таблица 10
Анализ результаты коммуникативной игры «Путешествие на остров»
Имя
Имеет ли склонность к агрессивному поведению
Светлана
+
Михаил
+
Юлия
-
Марна
-
Карина
-
Степан
-
Данил
+
Максим
-
Евгений
-
Татьяна
-
Анастасия
-
Елена
-
Любовь
-
Федор
+
Павел
-
Милена
-
Жанна
-
Наталья
-
Александр
-
Артём
+
Рис. 4. Коммуникативная игра «Путешествие на остров»
54
Таким образом, результаты проведенной вторичной диагностики подтверждают наличие позитивной динамики профилактической работы.
Можем отследить, что дети стали меньше применять физическую агрессию, пытаются подбирать выражения, чтобы не задеть чувства другого человека и не разжигать конфликт. Если между детьми есть какие-то недомолвки, они стремятся выяснить и разрешить их мирным путем.
Основными положительными признаками мы бы выделили то, что дети стали более спокойные, сдержаны, уверены в себе, у них развивается адекватная самооценка по отношению к себе и окружающим, начинает исчезать скованность и стеснительность.
По гендеру результаты различны, мальчики перестали пытаться решать конфликты силой, девочки более вежливо общаются и стали стремиться спокойно решить проблемную ситуацию.
Данные подтверждаются результатами беседы с педагогами, которые отмечают, что поведение у детей изменилось, дети стали спокойнее и уравновешеннее.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная работа по профилактике агрессивного поведения младших школьников как социально педагогическая деятельность эффективна. Смогли оказать профилактическое воздействие и добиться положительных результатов. Можно сказать, что дети освоили программу на начальном уровне, т.е. научились управлять своей агрессией, но необходимо еще закреплять. Для этого нужна более длительная работа, которая будет включать в себя не только работу с детьми, но и более глубокую работу с родителями и педагогами. Исходя из результатов, полученных в ходе эксперимента, были даны рекомендации социальным педагогам для работы с агрессивным поведением младших школьников в целях решения проблем их взаимодействия (см. приложение
7).
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности программы профилактики агрессивного поведения детей.