Файл: Профилактика агрессивного поведения младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22 методы, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, возникшее непосредственно в ходе этого процесса, либо явившееся его следствием.
Результатом хорошо организованной и эффективно проведенной интерактивной игры могут быть изменения в восприятии участников, инсайт, который приводит к быстрому, немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы.
Метод арт-терапии (терапии творчеством) является эффективным в профилактической деятельности.
Цель арт-терапии - проработка переживаний человека, которые препятствуют его нормальному самочувствию и его общению с окружающими. В первую очередь - это переживания, возникающие в результате беспокойства, страха, обиды, неуверенности в себе, скованности, нерешительности в общении, неумения постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства. Игровое пространство, изобразительный материал и образ являются для участников средством психической проекции.
Проекция разрушительных и саморазрушительных тенденций и чувств на изобразительный материал и образ позволяет «дистанцироваться» от них и достичь определенной степени контроля над ними. Кроме того, эти тенденции и чувства могут стать предметом анализа и осознания.
Занятия арт-терапией предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой форме. Сам процесс рисования помогает снять напряжение, что особенно важно для тех, кто не может выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря.
Направленность профилактической работы состоит в том, что младшим школьникам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя, быть оцененным другими в ходе участия в работе и, наконец,

23 попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
Существуют различные научные работы и программы по профилактике агрессивного поведения подростков. Мы изучили и проанализировали некоторые из них:
– диссертация
«Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников». Автор: Андрюшина Лариса Олеговна кандидат психологических наук.
Значимость диссертации в углублении научных подходов, доказывающих неразрывную интегральную связь между агрессивностью и эмоциональной сферой ребенка, в обогащении психологии труда
(относительно деятельности психолога, педагога), в обосновании целесообразности комплексного использования на основе принципа взаимодополняемости определенной системы психодиагностических и психокоррекционных методов в целях профилактики и коррекции агрессивного поведения, в определении порогового фактора взаимовлияния уровня агрессивности и того, что может быть условно названо уровнем
«эмоциональной глухоты» субъекта профессиональной деятельности.
В диссертации большое внимание уделяется комплексности, взаимодействию педагогов для профилактики агрессивного поведения младших школьников.
– коррекционная программа профилактики и снятия агрессивных состояний у детей «Управление гневом». Автор: Т.Ж. Чубарова педагог- психолог.
– авторская программа «Учимся работать с агрессивными детьми».
Автор: С.А. Дубравина, педагог-психолог.
– программа профилактики агрессивного поведения детей. Автор:
Г.Б.Литвинова и др.
По целям и задачам эти программы очень схожи.


24
Целью программы «Учимся работать с агрессивными детьми» С.А.
Дубравиной и программы профилактики агрессивного поведения детей Г.Б.
Литвиновой является:
1. Построить благоприятные условия для адекватного восприятия и принятия детей с повышенной агрессивностью.
2. Формировать адекватное поведение в отношении агрессивных детей, развивать коммуникативные навыки, уметь снимать эмоциональное напряжение.
В соответствии с этими целями формируются следующие задачи:
- усвоить правильное, более точное представление об агрессивных детях;
- формирование способности правильно оценивать отношение к себе детей с повышенной агрессивностью;
- формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности агрессивных детей;
- освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим; формирование чувства самоценности и ценности детей;
- развитие навыков совместной деятельности;
- умения сотрудничать с данной категорией детей, согласовывать собственное поведение с их поведением;
- коррекция психоэмоционального состояния
(снятие психоэмоционального напряжения (состояний агрессивности, тревожности), мышечных зажимов, преодоление двигательного автоматизма, освоение приемов саморасслабления).
Целью коррекционной программы профилактики и снятия агрессивных состояний у детей
«Управление гневом» является расширение адаптационных возможностей детей и подростков.
Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:
- формировать способность к осознаванию собственного эмоционального мира, к пониманию чувств других людей;

25
- развивать эмпатию;
- обучать детей навыкам контроля и управления собственным гневом
(навыкам саморегуляции);
- обучать детей приемлемым способам выражения гнева;
- обучать детей конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации;
- формировать позитивную самооценку;
- формировать мотивацию к социальному взаимодействию и сотрудничеству.
Содержание программы:
1. Вводное занятие
2. Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии
3. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева
4. Коррекционная работа, направленная на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)
5. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.
Программа предусматривает использование терапевтических методик, психогимнастических упражнений, бесед, коррекционные упражнений, тестирования, релаксационных упражнений, игровых методик.
Программа наполнена методическим материалом, что будет очень полезно в дальнейшей нашей исследовательской работе.
В дальнейшей разработке программы профилактики агрессивного поведения младших школьников будем опираться на коррекционную программа профилактики и снятия агрессивных состояний у детей
«Управление гневом» автора Чубаровой Т. Ж..
Выводы по первой главе


26
Агрессивное поведение в целом подразумевается как мотивированные внешние действия, не соблюдающие нормы и аспекты сосуществования, наносящие ущерб, наносящие страдание и страдания людям. Эмоциональный компонент агрессивного поведения– данное чувства, и в первую очередь в целом злость. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не любой гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злобы, мстительности также нередко сопутствуют агрессивным действиям, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно изучать детей обдумывать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Не менее главен и волевой компонент - умение справляться с импульсивностью, владеть навыками саморегуляции.
Психолого-педагогическое сопровождение агрессивных детей выполняется согласно последующему алгоритму: психологическое диагностирование
– исследование результатов
- рекомендации, консультирование – коррекционные мероприятия и т. д.
Качество комплексного сопровождения развития агрессивного ребенка младшего школьного возраста обеспечивается за счет интеграции деятельности всех специалистов школы и родителей ребенка. Возникает сложная функциональная система, в которой органично переплетаются задачи диагностики и коррекции агрессивных детей. В качестве показателя результативности следует рассматривать динамику психологического развития ребенка, то есть возникновение и развитие психических новообразований - навык общения без агрессии, снижение тревожности и обидчивости.
Направленность профилактической работы состоит в том, что младшим школьникам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя, быть оцененным другими в ходе участия в работе и, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

27
Появляется сложная многофункциональная концепция, в которой неотделимо переплетаются проблемы диагностики и ликвидации агрессивного поведения детей. В качестве признака результативности необходимо расценивать динамику эмоционального формирования детей, в таком случае существует возникновение и развитие психологических новообразований - навык общения без злобы, снижение тревожности и обидчивости.
Главными условиями, характеризующими развитие детской агрессивности, считаются: семья, ровесники, эта сфера, в которой они пребывают ресурсы массовой информации и пр. Ребята обучаются агрессивному поведению с помощью прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Угроза заключается в том, что у нового поколения болезнь способна быть врожденной и общественной, преобразоваться из социальной патологии в общественную норму, по этой причине следует продолжать более детальный и полный анализ этой проблемы, как на уровне психологической и педагогической наук, таким образом, и на уровне практической деятельности с детьми.


28

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике
агрессивного поведения младших школьников
Целью опытно-экспериментальной работы является выявление эффективности профилактических занятий по предупреждению агрессивного поведения младших школьников.
Задачи:
1) выявить уровень агрессивного поведения младших школьников;
3) разработать, апробировать и доказать эффективность профилактических занятий по предупреждению агрессивного поведения младших школьников;
3) проанализировать и описать результаты опытно-экспериментальной работы.
База проведения опытно-экспериментальной работы:МБОУ «СОШ № 1» г Бийск, 1 класс. Всего в исследовании приняли участие 20 учеников первого класса составляющие контрольную
(10 человек) и экспериментальную группу исследования (10 человек).
Опытно-экспериментальная работа по профилактике агрессивного поведения младших школьников проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования.
2.1 Исследование агрессивного поведения младших
школьников
С целью выявления наличия в классе учеников с проявлением агрессивного поведения было проведено диагностическое исследование.
База исследования: МБОУ «СОШ № 1» г. Бийска. В качестве экспериментальной группы был выбран 1 класс в составе 20 человек: 9 мальчиков и 11 девочек.
Диагностика направлена на получение информации об обучающихся в рамках проблемы агрессивного поведения. Она даёт картину их

29 фактического состояния развития, уровень проявления агрессивности и компонентов его структуры.
Для выявления агрессивного поведения младших школьников были использованы следующие методики:
– беседа с классным руководителем, беседа с психологом, метод наблюдения, тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут), адаптированный опросник для родителей «Ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов), коммуникативная игра «Путешествие на остров»
Для начала были заданы вопросы классному руководителю и психологу школы [приложение 1].
Таблица 1
Результаты склонности младших школьников к агрессивному поведению
Имя
Имеет ли склонность к агрессивному поведению
Светлана
-
Михаил
+
Юлия
-
Марна
+
Карина
-
Степан
-
Данил
+
Максим
-
Евгений
-
Татьяна
-
Анастасия
+
Елена
-
Любовь
-
Федор
-
Павел
-
Милена
-
Жанна
-
Наталья
+
Александр
-
Артём
+
Результаты опроса классного руководителя о склонности младших