Файл: Горестная повесть о счастливой любви (народная драма времён Гулага).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С наигранным ухарством). «Эх, пить будем, да и гулять будем! А смерть придёт – так помирать будем!»… (Приосанившись, обращаясь к Е р ш о в о й). А разрешите-ка лучше, Татьяна Ивановна, для вас тоже спеть что-нибудь? По-простому, без затей – но от сердца…
Бережно-изящно перенимает у Е р ш о в о й гитару и проникновенно исполняет романс «В дороге» (И.Тургенев – В.Абаза):
«Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые…

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые…»
Все молчат, каждый думает о своём.
Стук двери.

Возвращается С е р г е й П а л ы ч, с ним – З а м п о л и т и Л е д е н ц о в.
Все «культбригадники» встают.

С е р г е й П а л ы ч. Граждане артисты! Товарищи офицеры сейчас выскажут свои мнения по программе будущего концерта. Здесь важна правильная идейно-политическая установка, так сказать!..

Л е д е н ц о в. Вот именно! Нужно учесть, что заканчивается пятая сталинская пятилетка и весь советский народ в едином порыве под руководством … Гм… (запинается, смотрит на плакат). Под неусыпным руководством наших вождей ведёт строительство коммунизма… Я предлагаю для начала концерта очень хорошее стихотворение – Василия Ивановича Лебедева-Кумача, нашего дорогого Сталинского лауреата. Идейно выдержанное, между прочим!..
Л е д е н ц о в передает какой-то листок С е р г е ю П а л ы ч у.
С е р г ей П а л ы ч (читает). «Песня бойцов НКВД». (Робко – Л е д е н ц о в у). Товарищ капитан! Но ведь – Новый год!.. Всё-таки… Так, может быть это… ну… лучше для концерта к 23 февраля приберечь?..

Л е д е н ц о в (твёрдо). Это актуально всегда! Тем более – сегодня! (Берёт листок назад, читает – воодушевлённо, улыбаясь и покачивая в такт головой).
«Нам Республика велела

Не смыкать орлиных глаз.

Мы – бойцы Наркомвнудела,

Помним Родины приказ.
Враг – умён, мы – умней,

Враг – силён, мы – сильней,

Весь советский народ нам поможет

Вражьи когти срубить,

Вражьи зубы спилить,

Вражьи гнёзда огнём уничтожить…»
Дальнейший текст Л е д е н ц о в читает про себя и, дочитав до конца, разочарованно морщится, затем возвращает листок С е р г е ю П а л ы ч у.
Л е д е н ц о в (С е р г е ю П а л ы ч у, вполголоса). М-да-а!.. Кое-что здесь уже неактуально… Там, где про «ежовые рукавицы», – ты убери!.. (Обращаясь ко всем, в полный голос
). Да, и обязательно нужно песню о Партии, о Родине, затем - сценку или пирамиду «Мы за мир!»… После всего этого - песни и танцы народов СССР… Ну, что-нибудь этакое… Есть у нас какие национальные костюмы? Лучше - украинские или белорусские… А в конце можно и что-нибудь развлекательное - из Утёсова или из фильмов современных… Всё-таки в зале будут не только зеки, но и культурная публика: наши офицеры, гости из других лагерей… Чем чёрт не шутит: может, даже – из Центрального управления… Ну – вот так… Вопросы есть? Вопросов нет. Тогда – за дело! А я потом сам все готовые номера отсмотрю… (Снова – С е р г е ю П а л ы ч у, вполголоса, указывая на лозунг). Какого чёрта у тебя всё ещё эта линялая тряпка болтается?! Есть же новая установка!.. Убери – к грёбаной матери! Повесь что-нибудь поновее!.. Ну, скажем: «Партия – наш Рулевой!» В соответствии с текущим моментом, но без имён!.. Понял меня?

С е р г е й П а л ы ч. Так точно! Будет сделано!

З а м п о л и т в это время внимательно - сверху донизу - читает свежую, сотворённую П е т р о м, Н и к о л а е м и У л ь я н о й и только что вывешенную стенгазету.

Зрители могут различить только её название («Лесоруб») и поздравление под ним – «С Новым - 1956 годом!».
З а м п о л и т (выпрямляясь, оглянувшись и повелительным жестом подзывая к себе С е р г е я П а л ы ч а). Лейтенант! А это что ещё такое?!

С е р г е й П а л ы ч (угодливо, но с опаской). А это, товарищ старший лейтенант, рубрика - «Замечательные высказывания великих людей». Всё - из прошлых веков и советской печати!

З а м п о л и т (раздражённо). Ты мне фуфло-то не гони! Ты вот эти строки прочитай-ка!

С е р г е й П а л ы ч (с недоумением читает). «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой!»

З а м п о л и т (распаляясь). Ну?!

С е р г е й П а л ы ч (всё ещё недоумевая). Но это же - из «Фауста»… Иоганн Вольфганг Гете… Великое произведение гениального немецкого поэта!..

З а м п о л и т (гневно). Ты что – ушицу ел, или просто так охренел?.. В зоне – и такую фашистскую ксиву-парашу развешивать?!.. Да это же - прямой призыв к побегу! Можешь ты это понять, дубовая твоя башка?!

«Культбригадники», навострив уши, настороженно наблюдают за происходящим, пытаясь угадать, куда же «ветер подует» и откуда может «кирпич прилететь».
Л е д е н ц о в тоже повернулся к стенгазете, внимательно смотрит на помещённый в ней рисунок - с изображением чернокожего гиганта-африканца, разрывающего цепи на фоне Земного шара.
Л е д е н ц о в (тыча в рисунок пальцем

). А это что - намёк на положение в советских лагерях?! Вы что тут – совсем офанарели, мать вашу грёб?! Короче: всю эту мазню немедленно снять и уничтожить! Об исполнении доложить!

С е р г е й П а л ы ч. Слушаюсь, товарищ капитан! Всё будет сделано!..

Л е д е н ц о в (поворачиваясь к З а м п о л и т у и кивая в сторону С е р г е я П а л ы ч а, вполголоса). Вот, ети его мать, навязали из Управы – на нашу голову! Тот ещё фрукт - идейно-незрелый и мягкотелый!.. Не наш, короче… Глаз да глаз за ним нужен!..
З а м п о л и т согласно кивает.
Оба начальника, переговариваясь, уходят.
П ё т р (Н и к о л а ю, вполголоса, иронически). Вот так: «рано пташечка запела…» Ну, давай теперь: забубетень и ты что-нибудь, подходящее к случаю, - из Петра Первого… Недаром же ты там, в Казахстане, лекции слушал - этого пражского зека-профессора из белоэмигрантов…

Н и к о л а й (лихорадочно вспоминает, затем лицо его проясняется). А вот же! Как раз самое то – из Петровского «Артикула»!

П ё т р. Ну – гони!

Н и к о л а й. А примерно так: «Подчинённый перед лицом начальствующего должен иметь вид лихой и слегка придурковатый, дабы разумением своим начальство не смущать…».
Общий смех.
«С и н ь о р». В самую точку! С юморком был царь наш Петруша, однако…
Заметно приунывший С е р г е й П а л ы ч поднимает руку, призывая «бригадников» к порядку и вниманию.
С е р г е й П а л ы ч. Граждане артисты! Внимание! Вернемся к «нашим баранам»!.. Какие будут предложения по программе предстоящего концерта - в свете новых указаний?

Н и к о л а й. Сергей Палыч! Ой, извиняюсь!.. Гражданин начальник! Тут у нас в зоне один мужик («придурок» - учётчик в производственной части) такое жизненное стихотворение сочинил –по лагерь, про махорку… Может, пригодится? Я его переписал – на всякий случай…

С е р г е й П а л ы ч (неуверенно). Ну, не знаю… Послушаем… Давай – читай!
Н и к о л а й «с выражением» зачитывает стихотворение Б.Чичибабина «Махорка»:
Меняю хлеб на горькую затяжку,

родимый дым приснился и запах.

И жить легко, и пропадать нетяжко

с курящейся цигаркою в зубах…
П р и м е ч а н и е:

Возможны проблемы с авторскими правами: со стороны вдовы поэта - Л.Карась-Чичибабиной, проживающей в Харькове, бездетной.

Вариант мизансцены в этом случае: С е р г е й П а л ы ч забирает листок у Н и к о л а я и читает стихотворение про себя.
С е р г е й П а л ы ч. Ну что ж: стих, безусловно, интересный. Душевный, можно сказать… Но вряд ли начальство его одобрит: уж больно сильная там тоска по «воле», по дому между строк-то пробивается…


Е р ш о в а. Ах, какая жалость! Хоть одна бы искренняя нотка в программе появилась!..

«С и н ь о р». Ничего не попишешь, Татьяна Ивановна: не мы тут музыку заказываем!..

С е р г е й П а л ы ч. Ну так, граждане артисты: кончаем базар и работает по утверждённому плану – времени в обрез…
С е р г е й П а л ы ч снимает стенгазету, свёртывает её в рулон, забирает его под мышку и уходит.
«С и н ь о р». Тоска-а-а!..

Е р ш о в а. Да, что уж тут скажешь?!. Но вот ведь: эта лагерная дремучая тоска иногда и горы воротит… Как здесь люди вкалывают – смотреть страшно! И всё для того, чтобы раньше на «волю» выйти – «по зачетам»?! Ведь просто не щадят себя - в лепёшку расшибаются. Руки-ноги - в кровь!..

«С и н ь о р». Ну, это кто – как… Многие просто кантуются – время тянут… (Ласково). Но вас-то, Татьяна Ивановна, наверное, вскорости освободят. Всё-таки у вас и муж - известный писатель: Борис Арбатов, лауреат Сталинской премии первой степени и всё такое прочее… Не оставит в беде…

Е р ш о в а (резко). Муж-то он муж, да объелся груш! Сразу от меня отказался. На дерьме сметану снимает!.. Так что я уж ничему и никому не верю…
Вновь - неловкая пауза.
У л ь я н а (Е р ш о в о й, участливо). Худенькая вы очень… Вам бы дополнительный паёк у начальства попросить!..

Е р ш о в а. Да что вы! Меня оба лагеря подкармливают – и «мужской», и «женский»… А худоба – это просто от неволи и тоски… Моя бабушка любила говорить: «Человека точит не работа, а забота»…

У л ь я н а (что-то заметив в заиндевевшем окне и подходя к нему). Ой, блики какие-то – будто иллюминация… А вон и по стенам сполохи заплясали!..
Общее смятение.

«С и н ь о р» (приглядевшись). «Иллюминация»!.. Да это лесобиржа горит! Пуще фейерверка пылает, родимая, - и ко всеобщему удовольствию!

П ё т р. Ну и дела!..

Н и к о л а й. Подпалил кто-то – верняк!..

П ё т р. А кто?

«С и н ь о р». Конь в пальто!.. Скорее всего, тот, кого «Колька Стальной» «назначил» - за карточный проигрыш…

П ё т р. А зачем?

Н и к о л а й (с досадой). Ну, ты как был наивный «фрей», так им и остался!.. Да кто же этого не знает?! Это – как «дважды два»: конец года, «план горит»… Хотя на бумаге всё – тики-так. Но тут карячится ревизия – из Управы. Что делать местному начальству? Ясное дело: «туфту» в кусты прятать – и срочно!.. Как говорится: «ваш Димитрий хитрый, но и наш Ванька - не дурак»...

Е р ш о в а (заинтересованно). Ну и как же это реально здесь делается? Слышала-то я много всякого, а конкретно - как!..

«С и н ь о р» с Н и к о л а е м начинают «просвещать» Е р ш о в у - взахлёб, перебивая друг друга.

«С и н ь о р». Ну, попробуем вам эту «политграмоту» разложить… Коротко… Так вот, значит: нормы-то выработки в лесу высокие…

Н и к о л а й. Да что там - заведомо невыполнимые!..

«С и н ь о р». А выполнения нормы нет – нет и полного пайка для зека… Но не это самое страшное - нет плана для лагеря! А это – главное: и для нашей Управы, и для Москвы…

Н и к о л а й. Ага! Вот приписки и идут - с негласного ведома начальства: им же не выговора нужны, а звёздочки, премии, медальки, орденки...

«С и н ь о р». Арифметика тут - проще репы пареной… Ну, к примеру: на делянке за день свалили, разделали и вывезли на биржу всего триста кубиков леса. А план-то – триста пятьдесят! Вот «придурок»-учётчик и записывает в сводку отчётную – «триста пятьдесят». Сумма прописью!.. И все довольны - сверху донизу…

Н и к о л а й. Но, как говорится, «козе понятно»: к концу квартала (или года - тем более) накапливается этой «туфты» до фуища и даже больше... А что дальше делать-то?..

«С и н ь о р». А тут начальство – через местного «кума» - договаривается с «вором в законе», «погоняющим» зону. Тот, в свой черёд, назначает «туфтача-фуфлыжника» - из чем-то провинившихся или проигравшихся своих «шестёрок»... Даёт ему «установу»…

Н и к о л а й: А этот «назначенный» на цырлах бежит к лесобирже – и делает своё дело: штабеля леса «внезапно» и «чудным образом» возгорают!..

П ё т р. Да не чёрт же это и не фокусник: подпалить зимой хлысты леса – свежего, обледенелого?!..

«С и н ь о р». Ну, тут ведь важна видимость – и только... Хотя иногда полыхает хорошо!.. Вон - прошлым летом, в жару, даже лежнёвка… (Е р ш о в о й). Это - дорога такая из древесных плах… Так вот она чуть ли не до ворот лагпункта повыгорела…

Н и к о л а й. Да и сама-то операция – проще простого: как говорится – «технология отработанная»! Наберёт назначенный «фуфлыжник» берёсты, хвороста, плеснёт на всё это припасённым бензинчиком – и дело в шляпе!..

«С и н ь о р». Ну, как водится, выезжает тут же по тревоге пожарная команда… Составляется акт о поджоге… И все «туфтовые» кубики после этого бесследно пропадают… Далее тот же «кум» находит, ясное дело, «преступника-пиромана»: дело раскрыто, а недостача закрыта!.. Всё: можно но новой кубики «рисовать»!..

Н и к о л а й. Есть свои наработанные приёмчики и на погрузке того же леса. К примеру: закладывают хлысты в вагоны клеткой, а не сплошь. Объём-то с виду есть, а кубов реальных - нет. Полвагона – воздух голимый!..

«С и н ь о р». Вот и выходит: затраты государства на всю эту лагерную махину агромадные… Хозяйство непомерное: зеков и прочих подневольных миллионы. Из них работающих – половины не наскребается… А надо ведь всё это хозяйство содержать – хоть как-то, хоть по минимуму. Да плюсом - охрану, вольняшек, обслугу… Штаты раздуты. Одного офицерья – не меряно: столько – сколько и не надо… Короче: лес-то получается прямо золотой!.. Наш главбух (тоже лагерник, из немцев Поволжья) сам подсчитал и по секрету корешу моему (бывшему начальнику какому-то - по финансовой части) доложил: в соседнем «вольном» леспромхозе себестоимость кубика аж в два с половиной раза меньше, чем у нас!..