Файл: Основные группы антивирусных средств противоцитомегаловирусные, противогерпетические, противогриппозные и антиретровирусные.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Широта ассортимента – характеризуется количеством ассортиментных групп, представленных в аптечной организации.
Отношение количества ассортиментных групп, представленных в организации (широта фактическая), к максимально возможному числу ассортиментных групп (широта базовая) называется коэффициентом широты.
Кш = Шфакт / Шбаз*100%, (2.2)
где Шф - широта фактическая - количество ассортиментных групп (подгрупп) товаров, имеющихся в аптеке;
Шб - широта базовая - количество ассортиментных групп (подгрупп), представленных в классификаторах, регистрах или формулярных списках.
За Шбаз примем количество зарегистрированных в государственном реестре лекарственных средств РФ международных непатентованных наименований противовирусных препаратов - 31, в аптечном пункте представлено - 17, следовательно - коэффициент широты ассортимента составляет 54,8%.
Полнота товарной номенклатуры – характеризуется количеством ассортиментных единиц, представленных в аптечной организации.
Отношение количества ассортиментных единиц, представленных в организации (полнота фактическая), к максимально возможному количеству ассортиментных единиц (полнота базовая) называется коэффициентом полноты. Для лекарственных средств полноту базовую возможно определить с помощью Государственного реестра лекарственных средств.
Кп = Пфакт / Пбаз *100%, (2.3)
где Пфакт – полнота фактическая – количество товарных единиц одной ассортиментной группы, имеющихся в аптеке;
Пб – полнота базовая – количество товарных единиц одной ассортиментной группы, представленных в классификаторах, реестрах, регистраторах.
За Пбаз
возьмем количество зарегистрированных в государственном реестре лекарственных средств РФ торговых наименований – 96. В аптечном пункте представлено - 46, следовательно - коэффициент полноты ассортимента составляет 47,9%.
Глубина – характеризуется количеством разновидностей одного вида товара, представленных в аптечной организации.
Отношение количества разновидностей одного вида товара, представленных в аптечной организации (глубина фактическая), к максимально возможному количеству разновидностей (глубина базовая) называется коэффициентом глубины.
Кг = Гфакт / Гбаз *100%, (2.4)
где Гфакт – глубина фактическая – количество вариантов одной товарной единицы, имеющихся в аптеке;
Пб – глубина базовая – количество вариантов товарных единиц одной представленных в классификаторах, реестрах, регистраторах
Различными медицинскими справочниками и государственным реестром лекарственных средств предусмотрено 15 лекарственных форм противовирусных препаратов, при анализе ассортимента аптечного пункта было установлено, что представлено 9 лекарственных форм. Соответственно по формуле 2.3 рассчитаем коэффициент глубины ассортимента противовирусных препаратов, который составляет – 60%.
Таким образом, в ходе проведенных расчетов были получены следующие результаты:
- коэффициент широты ассортимента - 54,8%;
- коэффициент полноты ассортимента - 47,9%;
- коэффициент глубины ассортимента - 60%.
2.3 Анализ оптимального ассортимента аптечного ООО «Апрель» препаратами для лечения гриппа и острых респираторных заболеваний
С целью выявления потребительских предпочтений при выборе противовирусных лекарственных средств, изучения факторов, влияющих на реализацию исследуемой группы препаратов, мною разработаны анкеты и проведен опрос среди покупателей противовирусных препаратов в аптечном пункте ООО «Апрель».
В ходе исследования оценили важность признаков лекарственных препаратов: эффективность, удобство применения, рациональность лекарственной формы, производитель, информированность о препарате.
В анкетировании приняли участие 47 человек, из них 20 мужчины (43%) и 27 женщин (57%). Наибольшая часть опрошенных, а именно 17 человек (36,2%) в возрасте до 30 лет, 18 опрошенных (38,3%) в возрасте от 30 до 50 лет, старше 50 лет среди опрошенных - 12 (25,5%) человек.
В опрошенной группе работающие представляют наиболее весомую группу, а именно 32 человек (68,1%), 11 человек пенсионеры (23,4%) и 7 человек являются безработными (14,9%).
Среди опрошенных 2 участника (4%) болеют гриппом и острыми респираторными заболеваниями раз в месяц, 11 участников (23%) болеют раз в 3 месяца, 17 участников (36%) болеют раз в полгода, 12 участников (26%) болеют раз в год и 5 участников (11%) болеют и того реже.
Как видно из представленного рисунка на вопрос о том, чем пользуются опрошенные для лечения и профилактики гриппа 25 респондентов (53%) ответило, что пользуются медикаментами, всего 4 (9%) указали народную медицину и 18 (38%) ответило, что пользуются и тем и тем.
Рисунок 26 – Ответ респондентов на вопрос о том, чем они пользуются для лечения и профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний
Под народной медициной опрошенные по их словам подразумевали различные процедуры, например ингаляцию парами вареной картошки, ингаляции над горячим раствором соды, растирания медом и применение горчичников. Не может не радовать и то, что большая часть опрошенных в любом случае прибегают к использованию медикаментов для лечения и профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний, так как их эффективность, как правило, доказана с применением различных методов исследования, в то время как методы народной медицины, как правило, не имеют широкой доказательной базы.
Рисунок 27 - Ответ респондентов на вопрос о том, чем они руководствуются при покупке препарата
При покупке лекарственного препарата 12 респондентов (26%) обращают внимание на стоимость, большая часть опрошенных, а именно 34 человека (72%) обращают внимание на эффективность, 1 человек (2%) заостряет внимание на безопасности и никто не беспокоится об удобстве приема. Говоря об эффективности, речь идет об опыте использования респондентом того или иного препарата.
В результате анализа анкет было выявлено, что покупатели отдают предпочтение зарубежным лекарственным препаратам, так ответили 36,8% опрошенных, 63,2% респондентов отметили предпочтение отечественных препаратов.
Рисунок 28 - Ответ респондентов на вопрос о предпочтительной стоимости препаратов для лечения гриппа и острых респираторных заболеваний
Наиболее покупаемы противовирусные препараты стоимостью от 250 до 500 рублей (66,7% опрошенных), на втором месте препараты, стоимость которых не превышает 150 рублей (19% респондентов), 14,3% опрошенных готовы приобрести препараты стоимостью свыше 500 рублей.
Из опрошенных 7 человек (14,8%) пользуются Ацикловир для лечения и профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний, 5 человек (11%) используют Арбидол, 2 человека (4%) используют Амиксин, 11 человек (23%) пользуются Кагоцелом, 10 человек (21%) Ингавирином, 2 человека (4%) Ремантодином и остальные 5 человек (11%) указали свой препарат в качестве используемого. Среди своих препаратов были названы Оциллококцинум, Видомарин, Эргоферон, Анаферон, Максиколд Рино.
Рисунок 29 - Ответ респондентов на вопрос о том, какими лекарственными препаратами они пользуются для лечения и профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний
Таким образом, можно выделить двух наиболее популярных фаворитов, которыми в сумме пользуется почти половина респондентов, это Кагоцел и Ингавирин.
При выборе противовирусных лекарственных средств наиболее востребованы такие лекарственные формы, как таблетки (32,7% респондентов), капсулы (27,4% респондентов) и суппозитории (20,2%респондентов).
Установлено, что частыми причинами замены на другие препараты и большое число отказов при покупке противовирусных средств являются высокая стоимость (50,2% опрошенных), неэффективность препаратов (17,8% респондентов), отсутствие доверия к производителю (17,4% опрошенных), необходимость совета врача (15,4% респондентов).
42% опрошенных приобретают лекарственные препараты по рекомендации фармацевтического работника.
Среди опрошенных 13 участников (28%) всегда обращаются к врачу, когда болеют гриппом и острыми респираторными заболеваниями, 31 респондент (66%) обращается, но не всегда и 3 (6%) никогда не обращаются к врачу по данной болезни.
Рисунок 30 – Ответ респондентов на вопрос о том, как часто они обращаются к врачу при появлении симптомов гриппа и острых респираторных заболеваний
Текущие показатели, в свою очередь, свидетельствуют о низком уровне пропаганды в лечебно-профилактических учреждениях, так как больше половины респондентов могут не обратиться к врачу при появлении симптомов гриппа и острых респираторных заболеваний, в то время как согласно многочисленным правилам это является необходимым для профилактики эпидемий.
Наибольшая часть опрошенных, а именно 33 респондента (70%), руководствуется назначением врача при выборе лекарственного препарата, 2 респондента (4%) доверяют авторитетному мнению провизора, и 12 респондентов (26%) пользуются советом друзей и родственников при выборе препарата.
Говоря о симптомах, 23 человека (50%) от общего числа опрошенных указали насморк, как симптом при котором следует обращаться к врачу, 34 (79%) от общего числа опрошенных указали кашель и першение в горле, 21 респондент (46%) указали общее недомогание, и абсолютное большинство в количестве 39 человек (85%) указали повышение температуры, как симптом, при котором следует обратиться к врачу.
Стоит отметить, что несмотря на то что насморк не является достоверным симптомом острых респираторных заболеваний или гриппа, при его появлении все равно необходимо обратиться к врачу для дальнейшего обследования.
На вопрос о длительности приема препаратов 20 человек (43%) ответили, что будут пить столько, сколько сказано в рецепте врача, 17 респондентов (38%) ответили, что будут руководствоваться инструкцией к препарату и 10 человек (19%) указало, что будут использовать препарат до исчезновения симптомов.
Из данного результата можно также сделать вывод о низкой осведомленности населения о принципе действия противовирусных препаратов, так как окончание приема после исчезновения симптомов может привести к рецидиву болезни и возвращению всех клинических симптомов.
Рисунок 31 - Частота заболеваемости гриппом и острыми респираторными заболеваниями среди мужчин города Краснодара
Рисунок 32 - Частота заболеваемости гриппом и острыми респираторными заболеваниями среди женщин города Краснодара
Частота заболеваемости гриппом и острыми респираторными заболеваниями среди женщин и мужчин. Стоит обратить внимание на то, что гистограмма с результатами мужчин смещена вправо, по сравнению с гистограммой женщин, что говорит о меньшей подверженности заболеваниям гриппом и острым респираторным заболеваниям среди мужского населения города Краснодара по сравнению с женским.
Рисунок 33 - Частота заболеваемости гриппом и острыми респираторными заболеваниями среди респондентов использующих Ингавирин для лечения