Файл: Основные группы антивирусных средств противоцитомегаловирусные, противогерпетические, противогриппозные и антиретровирусные.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Высокая эффективность в лечении и профилактике сезонных вирусных инфекций, безопасность и возможность семейного применения способствовали тому, что лекарственное средство Кагоцел на протяжении последних нескольких лет остается лидером продаж среди противовирусных препаратов в российских аптеках.
Таким образом, в результате проведенной работы можно сделать вывод противовирусные препараты очень актуальны и востребованы на фармацевтическом рынке в связи с постоянно нарастающей мировой эпидемиологической ситуацией. Противовирусные препараты обеспечивают максимальный лечебный эффект, дают возможность преодоления ряда заболеваний, действуют быстро и эффективны, но их минусом является большое количество противопоказаний и побочных реакций, вызывающих передозировку, интоксикацию и привыкание.
1.4 Способы формирования оптимального ассортимента аптеки
В современных условиях для выживания на фармацевтическом рынке и сохранения конкурентоспособности аптечная организация должна быть гибкой, динамичной и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Несмотря на то, что ситуация на российском фармацевтическом рынке носит весьма нестабильный характер, рациональное планирование на основе проведения ситуационного анализа позволяет значительно снизить риск негативных последствий при принятии управленческих решений и повысить эффективность управления аптечной организацией.
Управление ассортиментом лекарственных средств - это сложный и индивидуальный для каждой аптечной организации процесс, требующий от специалистов владения современными методами маркетингового исследования.
Действенным методом управления ассортиментом лекарственных средств является использование модели, включающей стратегическое, тактическое и оперативное управление ассортиментом, применение которой позволит аптечным организациям адекватно реагировать на изменение во внешней и внутренней среде.
Модель формирования оптимального ассортимента лекарственных средств, способного удовлетворить потребности целевой аудитории потребителей, основанной на принципах управления ассортиментом, применяемых в крупных аптечных сетях выглядит следующим образом:
- управление ассортиментом проводится в рамках каждой фармакотерапевтической группы лекарственных средств;
- управление ассортиментом проводится с учетом формата аптечной организации и места ее расположения;
- управление ассортиментом проводится с учетом конкурентного окружения аптек и индивидуальных потребностей постоянных клиентов;
- управление ассортиментом проводится посредством составления ассортиментного плана: стратегического, тактического и оперативного.
Стратегический план формируется на год с учетом обязательного минимального ассортимента лекарственных средств в соответствии с распоряжением Правительства РФ «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» и анализа ведомости движения товара за год с учетом сезонных компаний.
Тактический план формируется сроком на полгода на основании анализа продаж в суммовом, натуральном и валовом исчислении и построения рейтинговой матрицы с целью выявления позиций аутсайдеров. Тактический план составляется на основе стратегического, но включает на 20,0% больше с учетом спроса.
Тактика управления ассортиментом предполагает ввод новых позиций при поступлении предложений производителей или выявление неудовлетворенного спроса. Для новых позиций устанавливается тестовый период 3 месяца и барьерный план продаж. Вывод позиций из ассортимента осуществляется при не прохождении «барьера продаж» и низкого рейтинга.
Оперативный план формируется каждый квартал на основе совмещенной матрицы АВС-анализа и XYZ-анализа и учета сезонности продаж.
Для тактического планирования ассортимента проводится определение рейтинга каждого лекарственного средства с помощью модифицированной методики интегрирования данных АВС-метода по трем показателям: товарооборот, количество проданных упаковок и валовой прибыли по каждой позиции.
Для этого определяются весовые коэффициенты значимости каждого показателя экспертным путем. Данным направлением деятельности, в управлении аптечным ассортиментом в крупных аптечных сетях занимаются специалисты, обладающие специальными познания в данной области.
Умножением показателей на весовой коэффициент и суммированием трех полученных значений получается интегральный показатель по трем величинам для каждого лекарственного средства. Полученный интегральный показатель не имеет экономического смысла, но позволяет провести рейтинг лекарственных средств с учетом влияния их на товарооборот и на приносимую прибыль, а также определить барьерный показатель для отслеживания аутсайдеров продаж и принятия решения об исключении его из ассортиментного плана.
По данным проведенного исследования, возможно установление минимального барьера для показателя интегрального коэффициента: в случае не прохождения лекарственным препаратом данного барьера принимается решение об исключении данной ассортиментной позиции из ассортиментного плана аптечной организации.
Для оперативного управления ассортиментом проводится совмещенный АВС- и XYZ-анализ, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж ЛС, а также выявлять отклонения и скачки, нестабильность сбыта.
Далее на основании проведенного анализа составляется матрица АВС- и XYZ-анализа с перечнем противовирусных препаратов. Высоким вкладом в продажи и стабильным спросом обладают препараты, попавшие в группу AX-AY и BX. Группа AZ оказывает влияние на товарооборот, несмотря на то, что спрос на них нестабильный.
Оперативный план ассортимента позволяет отслеживать не только количество ассортиментных позиций, но и формировать оптимальные запасы по каждому лекарственному средству.
Наиболее важной и часто возникающей ситуацией в работе аптечной организации является возникновение неудовлетворенного спроса, который ведет к снижению основного экономического показателя деятельности – прибыли. Следовательно, чтобы снизить частоту возникновения данной ситуации необходимо оптимизировать одну из важнейших составляющих спроса – ассортиментный портфель аптечной организации.
Для реализации указанной цели необходимо проведение ситуационного анализа ассортимента аптечной организации, алгоритм которого, включает в себя следующие организационно-методические подходы (рисунке 18):
1) диагностику проблемы – выявление неудовлетворенного спроса в аптечной организации;
2) ситуационный анализ данных об объемах продаж анализируемых лекарственных препаратов по месяцам и за год:
- изучение сезонности потребления лекарственных препаратов по месяцам (в натуральных и денежных показателях) методом обычных средних;
- анализ реализации лекарственных препаратов по месяцам (в натуральных показателях и денежном выражении) методом АВС-анализа;
- изучение частоты приобретения лекарственных препаратов;
3) определение «категории товара» лекарственного препарата и выработка стратегии дальнейшего анализа.
Рисунок 19 – Организационно-методические подходы к оптимизации ассортимента аптечной организации
Выявление и ситуационный анализ препаратов, имеющих неудовлетворенный спрос, положены в основу разработки математического алгоритма для разработки компьютерной программы по оптимизации ассортиментного портфеля аптечной организации, которая позволяет рационально формировать товарные запасы аптечной организации, эффективно управлять им, повышая качество оказания лекарственной помощи населению.
2 АНАЛИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ГРИППА И ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В АПТЕЧНОМ ПУНКТЕ ООО «АПРЕЛЬ»
2.1 Характеристика аптечной организации
Аптечный пункт ООО «Апрель», расположен по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, ул.Чекистов, 35, входит в региональную сеть аптек «Апрель».
Аптечная сеть Апрель ведет свою историю с 2003 года и за это время прошла путь от нескольких точек продаж до крупнейшей компании, которая на сегодняшний день насчитывает 1239 точек, представленных в Краснодарском крае и Республике Адыгея, а также в Ставропольском крае, Воронежской и Ростовской областях, Республике Крым и других субъектах РФ.
Согласно рейтингу аптечных сетей России по итогам 2018 года ООО «Апрель» представляет собой классическую аптечную сеть и занимает 9 место, доля лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке составляет 1,58%, продукция не являющаяся лекарственными препаратами – 2,16%, рынок в целом без льготного лекарственного обеспечения -1,69%.
Общество с ограниченной ответственностью «Апрель», 23.07.2003 года зарегистрировано по юридическому адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, ул.Захарова 35, пом.1. Юридическому лицу присвоен ИНН 2309084401, ОГРН 1032304941745, КПП 230901001.
По данным единого государственного реестра юридических лиц директором ООО «Апрель» является Анисимов Вадим Георгиевич, с уставным капиталом 10000 рублей.
Основным видом деятельности ООО «Апрель» является - Торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах.
Лицензия на осуществление фармацевтической деятельностью - ЛО-23-02-005910 от 04.04.2019 года.
В результате изучения открытых Интернет-источников, результатов проведенного аудиторами анализа ключевых финансовых показателей Организации, установлено следующее: Финансовое состояние ООО «Апрель» на 31.12.2017 года примерно соответствует финансовому состоянию, характерному для средних предприятий, занимающихся видом деятельности торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код по ОКВЭД 47.73). При этом в 2017 году финансовое состояние Организации улучшилось. Основные показатели финансовой отчетности ООО «Апрель» (по данным ФНС РФ и Росстата РФ) представлены в таблице 4.