ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский колледж искусств»
АННОТАЦИЯ
на произведение «Сосна»
Муз.С.И.Танеева сл.М.Лермонтова
Подготовила:Студентка 3 курса ХД
Полущенко Ксения
Класс преподавателя Мальцевой О.И.
Южно-Сахалинск 2022г.
Сергей Иванович Танеев(1856-1915)
Сергей Иванович Танеев (13 ноября 1856, Владимир – 6 июня 1915, г. Дютьково под Звенигородом) – русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель из дворянского рода Танеевых.
В 1875 году окончил Московскую консерваторию у Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция) с золотой медалью. Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист. Первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского (Второго и Третьего фортепианных концертов, доработал последний после смерти композитора), исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 год работал в Московской консерватории (с 1881 года профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы, в 1885—1889 годах занимал должность директора Московской консерватории. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906).
Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера «Орестея» (1894, по Эсхилу) — образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII—XVIII вв. жанр — хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные ансамбли).
Создал уникальный труд – «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889-1906) и его продолжение – «Учение о каноне» (конец 1890-х гг. – 1915 года).
Как педагог, Танеев добивался повышения профессионального музыкального образования в России, боролся за высокий уровень музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов.
Михаил Юрьевич Лермонтов(1814-1841)
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – великий русский поэт, писатель, художник, драматург и офицер Царской армии Российской империи. Родился 15 октября в 1814 году в Москве. Его отцом был офицер, и спустя года, сын пойдёт по его стопам. В детстве же он воспитывался бабушкой. Именно бабушка дала ему начальное образование, после которого юный Лермонтов отправился в один из пансионов Московского университета. В этом заведении из под его пера вышли самые первые, ещё не очень удачные, стихотворения. По окончанию этого пансиона Михаил Юрьевич стал студентом Московского университета, а уже потом он отправился в школу гвардейских подпрапорщиков в тогдашнюю столицу Петербург.
После этой школы, Лермонтов начал свою службу в Царском селе, поступив в Гусарский полк. После того, как на смерть Пушкина им было написано и опубликовано стихотворение «Смерть поэта», его арестовали и отправили в ссылку на Кавказ. По дороге в ссылку он пишет своё гениальное произведение «Бородин», посвятив его годовщине битвы.
На Кавказе ссыльный Лермонтов начинает увлекаться живописью, пишет картины. В то же время его отец ходит по чиновникам, прося помиловать сына. Что и происходит в скором времени – Михаила Юрьевича Лермонтова восстанавливают на службе. Но ввязавшись в дуэль с Барантом, его снова отправляют на Кавказ в ссылку, на сей раз на войну.
За это время он пишет множество произведений, которые навсегда вошли в Золотой фонд мировой литературы – это «Герой нашего времени», «Мцыри», «Демон» и многие другие.
После ссылки Лермонтов приезжает в Пятигорск, где случайно оскорбляет шуткой своего старого знакомого Мартынова. Товарищ, в свою очередь, вызывает поэта на дуэль, которая стала для Лермонтова роковой. 15 июля 1841 года он гибнет.
История создания произведения, его основная идея и содержание
Хоровое произведение «Сосна» принадлежит к ряду ранних произведений в творчестве композитора. Как и созданные в 1880 гг романсы С. Танеева, данное произведение прочно связано с домашним музицированием. В семье друзей композитора Масловых были представлены все голоса, и особенно хорошо — мужские. Следовательно, существует предположение, что хоровая миниатюра «Сосна» была написана под влиянием такого музицирования в кругу друзей и семьи.
Уже в ранние годы творчества можно отметить стремление С. Танеева показать величавость и разнообразие картин природы. Начиная непременно с образов, композитор постепенно переходит к полномасштабным картинам. Хотя о «Сосне» такого нельзя сказать.
Данное произведение скорее похоже именно на образ – одинокую картину, пейзажную зарисовку, в которой автор, вероятно, выражает дань почтения творчеству великого русского писателя и поэта. В то же время, помимо, непосредственно, поэтического текста, сама музыка рисует слушателю образ невыразимого одиночества. Музыка в произведении олицетворяет грусть и даже скорбь дерева, в котором на деле сокрыт человеческий образ. Основная идея состоит в том, что одиноких людей в мире великое множество, и на обоих краях земли – в заснеженных сторонах и среди жаркого юга – грустят о своем одиночестве люди.
Ведь далеко не о природе писал М.Ю. Лермонтов, как и С. Танеев, подхватывая мысль поэта, не стал ограничиваться изображением застывшей картины. Тема одиночества – мирного, спокойного, скорбного – но, все же, одиночества – звучит с первых аккордов и сопровождает слушателя вплоть до самого финала. «Встретятся ли два одиночества?» - таков извечный вопрос, содержащийся в музыкальном произведении.
Анализ литературного текста, его содержание.
Текстом хоровой миниатюры является стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
В данном стихотворении говорится об одиночестве, образом для которого служит сосна. На неприступной скале, далекой от человеческого взора, стоит она, и автору легко удается передать с помощью олицетворения образ одинокого человека. Читатель видит, как грустен, но, по-прежнему, непреклонен этот человек, и кажется, что ничто живое не может уже порадовать его.
Однако дерево мыслями живет далеко от своего ледяного утеса. Мысли одиночества обращены на восток – туда, где растет прекрасная пальма, такая же печальная и одинокая. Этим и поддерживает себя человек: возможно, в мире кому-то так же одиноко, как и ему.
Стихотворение является переводом стихотворения Г. Гейне, и тема одиночества, звучащая в нем – крайне близка М.Ю. Лермонтову. Образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.
Олицетворение природы – достаточно частый прием, используемый в русской литературе. И стихотворение М.Ю. Лермонтова наглядно иллюстрирует читателю, как легко и просто проводится параллель между миром человека и миром природы. Следует отметить, что стихотворным строфам созвучна картина И.И. Шишкина «На севере диком…», что еще раз убеждает слушателя и читателя в гармоничной взаимосвязи нескольких видов искусств.
Стихотворение написано в стихотворном размере амфибрахий, поскольку ударение падает на втором слог строфы.
Условно стихотворение можно разделить на две части. Первая часть рисует читателю одинокий, продуваемый всеми ветрами утес, мрачный и тяжелый пейзаж. Используя большое количество эпитетов («на севере диком, на голой вершине, на утесе горючем» и т.п.), автор способствует расширению зрительных представлений читателя. Олицетворения, отождествления человека с деревьями, придают стихотворению большую проникновенность, позволяют провести параллель между жизнью М.Ю. Лермонтова и жизнью одинокого, всеми покинутого дерева.
Вторая же часть – пейзаж не менее одинокий и унылый. Приписывая дереву способность видеть сны, автор еще раз подчеркивает, как легко на деле олицетворять природу и человека. Слушатель представляет себе совершенно другую местность, другое дерево, но последние строки стихотворения, в любом случае, снова уносят мысли в дали одиночества. Духовное единство двух одиночеств вселяет в слушателя надежду на лучшее.
С. Танеев – композитор удивительного творческого дарования, и в случае с произведением «Сосна» автору удалось наилучшим образом передать характер и эмоции, заложенные автором в поэтический текст.
Произведение достаточно созвучно музыке потому что в кульминационные моменты развития стихотворного текста, в моменты наивысшего эмоционального напряжения, происходит всплеск, развитие и в музыкальном плане (например, на повторе строк «одна и грустна…», значительную роль играет повышение тесситуры).
Стихотворный текст и произведение также гармонируют в плане темпа. Взятый автором темп Adagio позволяет зрительному образу развиваться плавно и мелодично, лучшим образом донося до слушателя смысл поэтического текста.
Строки «И дремлет, качаясь…» чем-то напоминают покачивание, благодаря отсутствию мощного мелодического развития, скачков мелодии и изменений агогики.
Текст соответствует музыке, поскольку, также, добавленные автором повторы и элементы полифонии усиливают тему одиночества и тоски, изначально данную М.Ю. Лермонтовым. Акцентируя внимание на особо важных моментах с помощью музыки, С. Танеев добивается гармоничного сочетания звука и слова, предоставляющего возможность почувствовать и понять глубину душевных терзаний автора.
Музыкально-теоретический анализ
«Сосна» - произведение, написанное в двухчастной форме. Первая часть представляет собой период из двух предложений, и по содержанию первая часть соответствует первым четырем строкам стихотворения. В этой части слушатель впервые видит пейзаж, одинокую сосну, горестно стоящую на диком севере. Очень лирическая и печальная, первая часть написана в d-moll, что соответствует смысловому содержанию текста.
Вторая часть – и второй, третий период – еще одно четверостишие стихотворения. Внутренне очень теплые строки переданы автором с помощью смены тональности (с минора на D-dur). Постепенно развиваясь, музыка вносит все большее напряжение, подчеркивает общий смысл текста. Третий период - как бы логически уравновешивает драматизм второго предложения. Это достигается расширением его размеров до восьми тактов, постепенным спадом музыкального напряжения (заключительная строка стихотворения «Прекрасная пальма растёт» проходит три раза).
Такое строение музыкального произведения неслучайно избрано автором, поскольку позволяет показать контраст, и в то же время, некоторую общность между образами. Использование повтора в финале произведения только усиливает образность и заставляет читателя задуматься, поразмыслить над общей идеей стихотворения и заложенной в нем темы одиночества.
Произведение «Сосна» относится к жанру хоровой миниатюры. Хоровая миниатюра – это небольшое произведение для хора, в котором особенно развита многоголосная фактура, и в которой часто используется полифонический склад.