Файл: Сергей Иванович Танеев(18561915).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование жанра хоровой миниатюры позволяет композитору показать красочность и яркость образа одинокого дерева во всей его многогранности. Хоровая фактура и элементы полифонии в произведении позволяют слушателю особенно ясно прочувствовать мелодическую линию, понять акценты и кульминационные моменты, на которые сделал упор композитор.
Миниатюра всегда задержит в себе определенную законченную мысль, и в представленном произведении в достаточно сжатой форме автору удается показать не только красоту одинокого пейзажа, но и донести основную мысль поэтического текста.

Мелодия в произведении начинает развиваться плавно, постепенно. Благодаря присутствию в музыке утвердительных, несколько взволнованных интонаций кульминация находится в достаточном отдалении от начала произведения. Несмотря на это, мелодическая линия волнует слушателя, навевает беспокойные, тревожные образы, поскольку поначалу движение голосов не так сильно.
От того где находится в произведении кульминация зависит органичность его и стройность его формы. Стихотворный текст воспринимается каждым человеком индивидуально. С.Танеев в музыке «Сосны» раскрыл своё видение, восприятие поэтического слова. Кульминации стихотворного произведения и музыкального в целом совпадают. Самая яркая музыкальная кульминация приходится на повторное провидение строчек: «Одна и грустна на утёсе горючем прекрасная пальма растёт». Средством музыкального повтора Танеев усиливает эмоциональное содержание стихотворения и выделяет кульминацию: у сопрано звучит #f второй октавы, у теноров #f первой октавы. И у сопрано и у теноров эти ноты звучат насыщено, ярко:

Пример:



Басы к кульминации подходят постепенно: от первой вершины (11 такт) через нарастающие напряжение гармоний, отклонений и полифонического развития, они приводят произведение к его самой яркой вершине (т.17), стремительно поднимаясь по доминанте вверх (мелодическая линия баса в 16 такте ).

Пример:


Хоровая миниатюра «Сосна» С. Танеева написана в четырёхдольном метре, который сохраняется до конца произведения. Размер 4/4. Постепенно развиваясь, мелодия, благодаря выбранному композитором размеру, остается спокойной, плавной, и настраивает слушателя на необходимый лад. В данном метре чувствуется своеобразная отсылка к русской песенности.

Ритм в произведении преимущественно ровный, за исключением половинных нот с точкой и такта 12 в партии тенора:

Пример:



Это, однако, не влияет на общую плавность и мелодичность произведения, хотя имеющиеся полифонические фрагменты несколько изменяют развитие произведения, добавляя ему взволнованности. Использование ровного ритма создает нужный образ – спокойный, умиротворенный, одинокий.
«Сосна» написана в d-moll (первая часть) и в D-dur (вторая часть). Минор в первой части и мажор в второй части - контраст, который заложен в содержании стиха. Первая часть: первое предложение начинается в ре миноре, в нём есть отклонения в G-dur (тональность субдоминанты), заканчивается предложение на тонике. Второе предложение начинается в ре миноре, заканчивается на доминанте. Вторая часть: начинается с доминанты ре минора, переходит в D-dur, заканчивается в том же D-dur. Первое предложение: D-dur, второе предложение: начинается в ре мажоре, заканчивается на его доминанте, здесь есть отклонение в субдоминанту (т. 14 G dur), во вторую ступень D мажора (тот же такт e-moll)

Пример:


Третье предложение - начинается и заканчивается в ре мажоре, в нем есть отклонения: во вторую ступень (т.19 e moll) и в тональность субдоминанты (т.20 G dur).

Пример:





Тональность в произведении созвучна поэтическому тексту, поскольку позволяет лучше прочувствовать основной образ, являющийся достаточно печальным и даже несколько отрешенным.

Вокально-хоровая миниатюра «Сосна» написана в гомофонно – гармоническом складе с элементами полифонии. Движение музыки, её развитие достигается сменой гармоний, тембральными красками хора, его фактурным изложением (тесным, широким, смешанным расположением голосов), полифоническими приёмами, средствами развития мелодической линии голосов, сопоставлением кульминаций.
Фактура «Сосны» имеет гамофонно-полифонический склад. В основном голоса выстраиваются вертикально, но в нескольких тактах (тт. 12,13,14,15,16,17) партии звучат полифонически горизонтально и мелодический рисунок прослушивается не только у сопрано, но и других голосов. В этих же тактах солирующий голос выделяется. В 12, 13, 16, 17 тактах во одной или двух голосах есть паузы, в 12 такте звучит залигованный тон.



Пример:



Подобная фактура изложения выбрана для показа меняющихся оттенков эмоций, для поддержки смысла поэтического текста. Полифонические фрагменты напоминают неожиданные всплески воспоминания или далекие завывания ветра под одиноким утесом, а гомофонно-гармонический склад позволяет услышать новые мысли, увидеть во всех красках сон, приснившийся сосне.
Как было сказано раннее произведение С.Танеева «Сосна» написано в d-moll и одноименном D-dur. Это одна из ранних хоровых партитур композитора, но она уже содержит черты в целом свойственно композитору. «Сосна» имеет черты полифонического стиля, что так же характерно для творчества С. Танеева.
В гармонии «Сосны» полифонические проведения голосов отличаются стройностью, мелодичностью. В последовательности аккордов ощущается связь с русско-народной песней (тт. 1,6, 7 - натуральная доминанта)

Пример:



Использование трезвучия VI степени (т. 2), так же напоминает русскую народную песню

Пример:



Черты русской песенности свойственны творчеству С. Танеева. Иногда гармонии «Сосны» достаточно сложны, что связано с музыкальным языком композитора. Здесь встречаются альтерированные септаккорды (тт. 2, 5, 6, 14, 18, 19, 23), которые создают напряженные звучания консонансов

Пример:


Полифоническое проведение голосов так же часто дает будто бы случайное диссонирующее звучание(тт. 11, 12, 15 )

Пример:



Гармонический язык произведения помогает раскрыть возвышенность стихотворения великого поэта. Отклонение в родственные тональноcти (т.2-g moll, т 14-e moll, т. 19-e moll, т. 20-G dur) предают особую лирическую окраску

Пример:


Таким образом, можно отметить, что автор использовал множество красок и возможностей гармонического языка для показа разнообразия чувств и эмоций, заключенных в поэтическом тексте.


Тем, указанный автором: Adagio — медленный музыкальный темп, вторая степень главных музыкальных движений, более быстрый, чем ларго (самый медленный темп), но медленнее анданте. Адажио предполагает широкие, певучие мелодии, плавные интонации, что, несомненно, присутствует в данном произведении. В этом темпе у композитора есть возможность показать всю глубину и задумчивость изначальной авторской мысли.
Отклонения в темпе и динамике могут присутствовать в кульминационные моменты, а также в тех тактах, где присутствует полифония – для того, чтобы более ярко обозначить тот или иной голос.
Динамика миниатюры «Сосна» также соответствует сосредоточенно печальному, а затем мечтательно светлому настроению. В произведении нет выраженного f, динамика приглушенная, нет ярких контрастов.

Вокально-хоровой анализ

Произведение С. Танеева «Сосна» создана для четырехголосного смешанного хора без сопровождения:
Сопрано (S) Альт(A) Тенор(T) Бас(Б)
У каждой партии в произведении своя роль, и, взаимодействуя, они создают неповторимую хоровую фактуру. Роль исполнения основной мелодической линии поначалу находится у партии сопрано, однако позже ясная и понятная мелодия появляется и в других партиях.
Использование разнообразия хоровых красок позволяет слушателю получить как можно больше представлений об окружающей одинокое дерево природе. Партия сопрано, в данном случае, может быть голосом самой сосны, альт изображает шум ветра среди северных вершин, а мужским голосам отдана роль выражения незримого, глубокого одиночества, живущего внутри сосны.

Тесситурные условия для S удобные, голосовое напряжение не выходит за рамки рабочего диапазона. В т. 4 S поют ноту d 1-й октавы – этому помогает динамика p. Партия скачкообразная (скачок на ч4 тт. 6,13;на ч5 тт. 11,19;на б6 19-20 тт.), но мелодия удобная для исполнения и легко запоминаема. Она часто движется по звукам трезвучия(тт.).Композитором мало расставлены динамические оттенки дирижер творчески должен подойти к этому вопросу, на наш взгляд динамику можно сделать исходя из тесситуры.
Альтовая партия написана в удобной тесситуре. Сложности связаны с гармонической нагрузкой. Например: т.2 у альтов нота d у остальных голосов подвижная мелодия, насколько будет чисто спета нота d, от этого будет зависеть чистота мелодии; т.3-4 у альта сложный ход две нисходящих кварты. Аналогичная сложность, когда альт удерживается на одном звуке, встречается в нескольких местах (тт. 5, 6-7, 9-10). Партия несет гармоническую функцию, но во второй части, где меняется характер произведения, Танеев использует полифонические приемы и средние голоса украшают гармоническую фактуру произведения проведением мелодических ходов не только у сопрано и у всех других голосов.
Партия тенора так же написана в удобной тесситуре. Ее сложности связаны с последовательностью аккордов, которые сопровождают мелодию сопрано. Например: т. 2 альтерируется звук f и от точности этого перехода будет зависть чистота отклонения всех голосов в соль минор (аналогично т. 18). Сложность исполнения, что он как бы гармоническая начинка музыкальной ткани: т. 5-6 тенор удерживает на тоне ноту g, что создает определенную трудность для исполнителей (аналогичные места тт. 21, 23). Гармонические аккорды произведения несут эмоциональную окраску печали, светлой грусти, настольгических чувств стихотворения Лермонтова. В связи с этим встречаются неустойчивые гармонии альтерированные септакорды (тт. 2, 5, 6, 14, 18), точность их исполнения во многом зависит от теноров. Партия несет гармоническую и местами полифоническую нагрузку.