ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В данной хоровой миниатюре темп и его разнообразие играют немаловажную роль в объяснении авторской мысли и создании понятного, глубокого и яркого образа. Несмотря на то, что темп изначально должен быть медленным, в кульминационный момент и момент финала дозволяются агогические изменения. Это придаст произведению большую взволнованность и позволит слушателю верно понять развитие авторского чувства, авторского творческого порыва. В финале своеобразное «оттягивание» темпа оставит легкий мечтательный флер, необходимый для сочувствия и сопереживания главному герою. А именно вызов таких чувств является одной из главных задач как хормейстера, так и исполнителей-хористов.
Фразировка имеет прямое отношение к структурному членению музыкальной формы. Фраза, как элемент музыкальной формы, объединяющий два или более мотивов, является относительно самостоятельным построением. Понимание важности верной фразировки, существенное для любого музыканта, особенно важно в хоровом коллективе. Иногда «неслышание» границ фраз приводит к злоупотреблению слишком широким legato и выливается в чрезмерно слившуюся, лишенную естественных цезур мелодию.
Фразировка в данном произведении определяется логикой и развитием авторской мысли. Верное «дробление» на фразы, а также создание мини-кульминаций в каждой фразе способствуют созданию правильных представлений у слушателя. Правильное решение того, к какому слову необходимо прийти в каждой фразе, какое слово в фразе главное способствует и правильному исполнению, и правильной фразировке. Артикуляция в хоровой миниатюре при медленном темпе и элементах полифонии имеют немаловажную роль, именно поэтому она должна быть единой. В полифонических фрагментах важно четкое, но не резкое проговаривание опорных слов, четкое вступление. Важны в «Сосне» и гласные, создающие плавный, спокойный, но немного встревоженный образ одиночества.
Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависят сила и длительность звука, его тембровые краски.
В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно-диафрагматическое дыхание, т. е. смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота. Такое дыхание не является каким-то особым, певческим, и возникает в результате приспособления дыхания к пению.
В представленном произведении такой вид дыхания будет наиболее оптимальным, поскольку певца необходим хороший запас воздуха и активное дыхание для широкой фразировки и исполнения произведения в медленном темпе. При этом, атака преимущественно должна быть мягкой, чтобы достичь наиболее яркого соответствия образу в поэтическом тексте и музыке.
Каждой вокальной культуре, будь то оперное пение, народное и т.д., соответствует характерная манера звукоизвлечения, дающая нужный по окраске звук.
В данном произведении предпочтительно использование мягкой атаки, не только как наиболее часто употребляемой в пении, но и как наиболее подходящей ко всему произведению. Для показа мягкого и печального образа тоскующего дерева мягкая атака будет подходящей, поскольку не создает напряжения и звук при ней становится полетным, округлым, мягким, устраняются зажатости, которых не должно быть в художественной сфере произведения.
Особая яркость тембровой окраски должна проявляться в полифонических элементах для поддержания разнообразия и показа развития красок одиночества.
Вибрато – это периодические изменения высоты, силы или громкости, тембра звука, пения. Присутствие вибрато в данном произведении необходимо, потому что в начале произведения присутствует перед исполнителем стоит задача навеять правильный образ, а он свободный и мягкий. Присутствие же естественного вибрато говорит о свободе голосового аппарата и правильном певческом дыхании, без которых невозможно грамотное исполнение хоровой миниатюры. Также вибрато необходимо в кульминационных моментах для показа большей взволнованности, чувственности и сочувствия, представленных в художественном образе.
Исполнительская фразировка определяется, как правило, логикой музыкальной мысли. Музыкальный текст сам в себе содержит объективные данные для расчлененности и в значительной мере обеспечивает необходимый минимум фразировочной цезурности. Но обычно дирижер привносит в исполнение свое индивидуальное понятие фразировки, характеризующее его музыкального мышление.
Фразы в данном произведении соответствуют по смыслу стихотворным строфам, что облегчает деление на фразы для дирижера и исполнителей. Однако следует помнить о том, что в полифонических фрагментах каждая партия исполняет новую фразу, и такой фразе нужно уделять особенное внимание (хористам следует дать возможность показать тембральную окраску и усилить звучность произведения представителям других партий). Фразы, троекратно повторяющиеся в финале, также следует исполнить ясно и четко, не смазывая их границ, а постепенно связывая между собой, каждую фразу исполняя несколько иначе, чем предыдущую.
При разработке своего исполнительского плана дирижер в первую очередь всегда руководствуется авторскими указаниями. Основные контуры этого плана должны формироваться по мере выявления закономерностей и особенностей музыкального языка сочинения.
Поскольку в хоровой миниатюре «Сосна» авторские указания отсутствуют, руководствоваться нужно содержанием текста и образной сферой произведения. Повествование в небольшом произведении происходит достаточно стремительно, и дирижеру важно понять, в каких местах происходит кульминации, какая фраза или слово будет иметь важное значение в миниатюре.
Также важно помнить о том, что медленный темп указан автором для поддержания образа одинокого, но мечтательного человека и, как в исполнительском, так и в драматургическом плане, темп будет иметь одно из решающих значений в разучивании произведения. Однако переходить к такому темпу следует постепенно, прежде добившись верного понимания поэтического текста и авторской задумки.
Следует упомянуть и об эпохе, и о лирическом характере хоровой миниатюре, о драматургическом развитии образа, и уже с первых нот попытаться вносить черты авторской мысли и лирики в произведение.
В хоровой практике репетиционный период теоретически делят на три периода – технический, художественный и генеральный. Эту периодизацию ввел известный хоровой дирижер и композитор П. Г. Чесноков в своей книге «Хор и управление им»12. Все периоды, по Чеснокову, тесно взаимосвязаны, не могут быть четко разграниченны и действуют лишь как схема. Тем не менее, первый период, в котором необходимо выучить текст произведения и преодолеть все технические трудности, считается наиболее важным на пути создания интерпретации сочинения.
В первую очередь, при работе над данной миниатюрой следует рассказать несколько слов о его авторе – особенное внимание уделив творчеству М.Ю. Лермонтова, связав его стихотворение с личностью самого поэта.
Разучивание произведения с каждой партией по отдельности должно происходить сразу с разучиванием особенно трудных фрагментов миниатюры. После того, как сложности будут устранены, а нотный текст усвоен, можно исполнять произведение всем хором. При этом начать следует с наиболее сложного момента – фрагментов с полифонией (с 14 такта), поскольку именно полифония представляет для большинства хоров некоторую трудность.
Разучивание текста стоит проводить лишь после рассказа об основном образе внутри произведения. Важно при этом не забывать, к какому слову следует стремиться поющим, где находится кульминация и какие средства выразительности использует композитор для наибольшего воздействия на разум слушателя. Желательно при этом работать уже с динамическими оттенками и добавлять изменения темпа в моментах кульминации и завершения.
После достижения слаженного легато и одинакового понимания авторской задумки, следует переходить к непосредственному исполнению произведения легким, мягким, спокойным звуком с соблюдением правил дыхания и фразировки, установленных дирижером; а также добавлять агогические изменения по руке дирижера.
Особенности дирижерского жеста
Ауфтакт – жест, направленный на подготовку будущего звучания, и в зависимости от того, адресован ли он звучанию, приходящемуся на начало счетной доли, или же к звучанию, возникающему после начала этой доли, определяется как полный или неполный. В данном произведении используется ауфтакт, возникающий после начала третий доли, с него начинается произведение, а поэтому, дирижеру особенно важен именно он. Начальный ауфтакт должен быть исключительно понятным, не зажатым и мягким, относящимся к образной сфере.
Кроме начального ауфтакта к четвертой доле в хоровой миниатюре присутствует комбинированный ауфтакт. Комбинированный ауфтакт используется при остановке звучания в конце фразы, предложения или периода и одновременном показе ауфтакта к дальнейшему движению. Такой ауфтакт встречается в показе окончания музыкальной фразы повсеместно.
В дирижировании пауз следует исходить из характера исполняемой музыки. Поскольку «Сосна» является лирическим произведением, рассказывающем о чувствах одинокого, брошенного всеми человека, жест в показе пауз должен стать несколько пассивным и мягким.
Особую сложность представляют в этом произведении паузы, длящиеся половину такта или больше (такты 13, 17). В дирижировании таких пауз хормейстеру необходимо не останавливать хор или хоровую партию, а актуализировать дальнейший полет музыкальный мысли. Ведь несмотря на то, что в паузе партия не звучит, музыкальное движение продолжается, и исполнители должны быть настроены на дальнейшее, активное продолжение изложения авторской задумки.
В дирижировании большую роль играет правильный выбор счетной доли. От этого во многом зависит, какие дирижерские схемы и какой вид внутридолевой пульсации изберет дирижер для данного произведения.
В представленном произведении не присутствует сложных метрических и ритмических фигур, а темп, указанный автором, позволяет дирижировать «на четыре», не устанавливая новую счетную долю. Метрические акценты в данной миниатюре совпадают с ритмическими, так что в этом плане нет особенных сложностей. Трудность может представить только показ полифонических фрагментов, однако они не вполне относятся именно к разряду ритмических сложностей. В этом плане дирижеру следует лишь четко и верно просчитывать долю вступления каждой партии, и ясным ауфтактом обозначать ее вступление.
Для передачи характера произведения, печального, несколько задумчивого и спокойного, дирижеру важно постоянно обращаться к образной сфере. Нужно сделать свой жест говорящим, рассказывающим печальную историю одинокого человека. Не следует допускать каких-либо изменений, ухода от плавного и мелодичного показа legato в сторону non legato, поскольку создающийся образ одиночества требует слаженности жеста и музыкальной мысли вплоть до самого финала.
Работая над характером в жесте дирижеру нужно не просто показывать, но рассказывать историю, делать особые акценты на кульминационных моментах в музыке и развивать непрерывную авторскую мысль.