Файл: Предпосылки возникновения институциолизма. Этапы развития институциолизма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Информационные издержки, включающие затраты на кодирование, передачу сигналов, расшифровку и обучение пользованию системой информации.
3. Издержки масштаба рынка, при росте которого установление «доверия» одновременно проблематично и слишком дорогостояще.
4. Издержки поведения, связанные с проблемой эгоистического поведения агентов в ситуации конкуренции (например, жульничество), что зачастую оборачивается выгодами для обманщиков и потерями для обманутых.
По концепции П. Милгрома и Дж. Робертса, трансакционные затраты включают затраты координации и мотивации.
По времени осуществления процесса контрактации трансакционные издержки Д. Нортом и Дж. Уоллисом делятся на три категории. Предварительные (ex ante) ТАИ относятся к периоду до совершения трансакции, например сбор информации о ценах, возможных альтернативах, надежности контрагента и т.д. Вторая часть ТАИ (ex interim) приходится на момент оформления сделки и процесс обмена, например переговоры и заключение контракта, получение нотариально заверенных документов, страховки, осуществление расчетов и т.д. Третья часть относится к периоду после заключения сделки (ex post), например затраты по защите контрактов, контроль за их выполнением, контроль за качеством и т.п.
Э. Фуруботн и Р. Рихтер правомерно классифицируют трансакционные издержки в зависимости от той сферы, в которой они возникают.
Во-первых, рыночные трансакционные издержки, в числе которых издержки поиска и обработки информации, издержки ведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и мониторинга. Нужно заметить, что эта классификация рыночных трансакционных издержек соответствует трем стадиям процесса контрактации, обозначенным в классификации Норта–Уоллиса.
Во-вторых, управленческие трансакционные издержки, включающие издержки разработки внедрения, поддержания и изменения организационной структуры.
В-третьих, политические трансакционные издержки, в том числе издержки создания, поддержания и изменения формальной и неформальной политической организации системы, а также обеспечения функционирования политической системы, включая учреждения законодательства, обороны, судопроизводства, транспорта и образования.
На основе обобщения многочисленных исследований обычно выделяется пять функциональных групп трансакционных издержек 11.
1. Издержки поиска информации. Они связаны с поиском информации о продавцах, покупателях и сложившихся ценах, а также с потерями, обусловленными неполнотой и несовершенством найденной информации.
2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Проведение переговоров, заключение и оформление контрактов требуют определенных затрат, которые нередко увеличивают цену товара. Кроме того, сюда относятся потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений.
3. Издержки измерения. Сюда относятся затраты на измерительную технику, на проведение самого процесса измерения, на осуществление мер защиты от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Уменьшает эти издержки стандартизация продукции, гарантии фирм, торговые марки и другие меры.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности.
В эту категорию входят расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка, затраты ресурсов на восстановление нарушенных прав, а также потери от плохой спецификации и ненадежной защиты прав собственности.
5. Издержки оппортунистического поведения. Термин «оппортунистическое поведение» введен О. Уильямсоном и означает недобросовестное поведение индивида, нарушающее условия сделки и нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру (см. разд. 2.2). Эти издержки касаются постконтрактного поведения и особенно характерны для совместной работы в команде, когда потенциальные возможности каждого полностью неизвестны. Распространены две основные формы постконтрактного оппортунизма – отлынивание и вымогательство. Поэтому издержки оппортунистического поведения складываются из связанных с ним потерь в эффективности, а также затрат, необходимых для ограничения такого поведения.
Трансакционные издержки могут выступать в явной и неявной формах. Во втором случае они могут быть настолько велики, что блокируют возможность трансакции, и их невозможно зарегистрировать.
Трансакционные издержки возникают при принятии решений на индивидуальном и коллективном уровнях. Например, затраты по функционированию правовой системы падают на всех членов общества, а расходы по юридической защите конкретной сделки – на ее участников.
Различают такие постоянные и переменные трансакционные издержки. Постоянные трансакционные издержки совершаются один раз для некоторого количества трансакций. Например, издержки по установлению и защите прав собственности. Переменные трансакционные издержки совершаются для каждой трансакции отдельно. Например, издержки на подготовку и реализацию конкретного контракта.
- 1 2 3 4 5
Понятие и виды контрактов
Значение контрактов в римском частном праве классического и постклассического периода сложно переоценить. Следует отметить, что сначала термин contractus использовался для обозначения не только соглашений, договоренностей, но и обязательств вообще. Уже позднее под этим начали понимать соглашение сторон, обеспеченное исковой защитой.
Итак, контракт — это договоренность, соглашение двух или более сторон, обеспеченное исковой защитой. Контракты всегда представляют собой двустороннее соглашение, ибо речь идет о согласовании волеизъявлений как минимум двух сторон, направленное на установление той правовой связи, которая составляет содержание обязательств.
Но в зависимости от распределения между сторонами прав и обязанностей различали контракты односторонние (одна сторона имеет только право, другая — только обязанность, например, заем) и дву- и многосторонние, где каждая из сторон имеет как права, так и обязанности.
Безымянные контракты – они являются синелагматическими и вступают в силу, когда одно лицо выполнило предоставление т.е. исполнило обязательство. Для всех договоров требуется согласие т.е. консенсус. Безымянные контракты получили признание в 1в. Эти контракты являлись синелагматическими т.е. предусметривали встречные эквивалентные обяз-ти. Сначала сторона исполнившая обязанность не имела иска для побуждения другой стороны к встречному предоставлению. М/б воспользоваться кондикционным иском для возврата предоставления. Специальные иски к противоположной стороне появились при Юстиниане.
Выделяют 4 вида безымянных контрактов: 1. Мена. 2. Оценочный договор (одна сторона передает другой стороне вещь для продажи по обусловленной цене, а др. сторона должна возвратить деньги или саму вещь). 3.Прекарий ( в классическом праве прекарий – это безвозмездное пользование чужой вещью до востребования.4. Трансакцио-мирное соглашение (кредитор отказывался от иска получа меньшую сумму, либо обе стороны отказывались от взаимных требований).
Важное значение имела классификация контрактов в зависимости от характера действий, которыми устанавливаются обязательства. По этому признаку Гай различал четыре вида контрактов: 1. Verbis — вербальные; обязательства устанавливаются путем провозглашения участниками будущего договора определенных словесных формул; 2. Litteris — литеральные; обязательства устанавливаются в результате осуществления определенной записи, а позже путем выдачи долговой расписки; 3. Re — реальные; обязательства возникают вследствие передачи вещи; 4. Consensus—консенсуальные; для установления обязательств достаточно простого соглашения (договоренности) сторон. (консенсуальные договоры: купля-проджа, наем или аренда, поручение, товарищество).
В свою очередь названные виды контрактов подразделялись на разновидности.
Так, основным видом вербального контракта была stipulation (стипуляция), которая состояла в торжественном провозглашении вопроса будущим кредитором к будущему должнику: «Обещаешь ли торжественно сделать...?» Последний должен был ответить: «Обещаю», после чего контракт считался заключенным. Нарушение порядка слов, несоответствие ответа вопросу в каких-то деталях влекли недействительность стипуляции.
Позднее, кроме стипуляции, появились такие виды вербальных контрактов, как adpromissio — поручительство, adstipulatio — введение дополнительного кредитора, dotis dictio — соглашение о приданом, jurata operarum promissio — торжественное обещание вольноотпущенным услуг своему патрону.
Литеральные контракты сначала заключались в форме expensilatio, представляющий собой запись фиктивного, «как бы из договора займа», долга в кассовую книгу кредитора с согласия должника, вследствие чего и возникало обязательство. Со временем эта форма вытесняется долговыми расписками от третьего лица (синграф), а потом — от первого лица (хирограф).
Поскольку вербальные и литеральные договоры относились к строго формальным, могли заключаться только при условии соблюдения довольно сложных процедур, то со временем они утратили свое значение в качестве самостоятельных видов контрактов, а все более играли роль долговых расписок, письменной формы других видов контрактов, служили основанием для векселя и т.д.
В отличие от них реальные и консенсуальные контракты, как более гибкие, основанные на bona fides, в большей мере отвечали потребностям торгового оборота и со временем приобретали все большее значение. Они оказались настолько жизнеспособными, что и в современном частном (гражданском) праве существует такое деление.
-
Оппортунизм и защита контрактов
Заключение контракта предполагает фиксирование на определенный момент своего положения на конкурентном рынке. В зависимости от того, что является приоритетным для данного контракта, он становится или планом будущих действий, или набором обещаний. При этом отношения строятся на предположении о том, что слова участников сделки не расходятся с делом, т.е. при таких контрактах в отношениях контрагентов отсутствует оппортунизм. В отдельных случаях он превращается в механизм конкуренции или в механизм управления сделкой. Самой большой опасностью в контрактных отношениях является возникновение оппортунизма. Как известно, оппортунизм означает, что индивиды, преследуя личные интересы, используют различные методы и формы обмана, предоставляют недостоверную информацию, направленную на ухудшение положения другой стороны. Он присутствует на всех фазах сделки: