Файл: Предпосылки возникновения институциолизма. Этапы развития институциолизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждое предприятие — это целый социально-экономический мир, который можно рассматривать как образ экономики в миниатюре, так что, не поняв работу предприятия, не поймем принцип функционирования экономики. Часто теорию фирмы отождествляют с теорией организации, но как некорректно отождествление рынка и фирмы, так же некорректно отождествление организации и фирмы. Теория организации лежит лишь в основе теории фирмы.
Теория фирмы как самостоятельное направление экономических исследований сформировалось в XIX в., и первыми стройными теориями фирмы были теории неоклассиков.
Неоклассическая теория принимает существования фирмы как факт и специально не анализирует причины ее возникновения. Фирма идентифицируется с предпринимателем, его поведением на рынке, поэтому отпадает необходимость рассмотрения внутренней структуры фирмы, поведения персонала, контроля за его действиями. Фирма рассматривается как своеобразный «черный ящик», поведение ее всегда рационально, так как, по мнению неоклассиков, существует такой фактор, как доступность информации. В этот ящик входят труд и капитал, а выходят готовые продукты. Поэтому целью такой фирмы является сокращение затрат и увеличение результатов, дающее прибыль, и основная задача —- максимизация этой прибыли и максимизация богатства. Поэтому сущность предприятия отражается в производственной функции, которая выражает зависимость результатов производства от используемых ресурсов. Задача предприятия — выбрать такой объем и структуру ресурсов, чтобы прибыль была максимальной.
Недостатком данного подхода к анализу фирмы является отсутствием анализа процессов воспроизводства. Развитие производственной базы фирмы рассматривается как результат действия научно-технического прогресса, практически внешнего по отношению к фирме процесса создания новшеств. Но решения по производству и развитию фирмы принимаются одними и теми же людьми, которые должны постоянно иметь в виду не только процесс сохранения существующей производственной базы, но и ее развитие на основе возникающих в обществе тенденций и инноваций.
Исходя из этих моментов еще в середине XX в. экономическая наука изучала производственные функции предприятий и рынки, которые влияют на конкурентное поведение фирмы. За последнее время базовая модель анализа фирмы неоклассиками обогатилась за счет изучения неценовой конкуренции, воздействия на положение фирмы цен не только продуктов, но и ресурсов, причем с учетом географического фактора и сезонных колебаний. Кроме того, целью фирмы кроме максимизации прибыли признаются максимизация продаж, валового дохода, дохода на единицу затрат и проч.

Экономическое поведение фирмы попадает в поле зрения институционалистов в XIX в. Основоположниками этого направления были Т. Веблен, Дж. Коммонс, Т. Митчелл, а в XX в. это направление стали развивать Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, У. Ростоу, Ф. Перу и А. Тоффлер.
Институциональная теория фирмы в отличие от неоклассической не делает акцента на предсказании поведения фирмы. Она объясняет сосуществование многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, контроля, планирования и других функций управления предприятием.
С точки зрения институционализма фирма представляет собой исходную ступень формирования и функционирования современных капиталистических компаний, основанных на концентрации производства и капитала. Поэтому главными у институционалистов являются крупные компании, которые предстают как пучки явных и неявных контрактов. С их точки зрения фирма является комплексом договоренностей между отдельными участниками, определяющих их поведение. Поведение же фирмы в целом определяется способами заключения и исполнения контрактов со своими работниками и способами организации внутреннего административного механизма. Недостатком всех направлений институционализма является то, что он акцентирует внимание на характере взаимодействия людей, рассматривая вещественные факторы производства как вспомогательные условия.
Задача всех направлений институциональной теории фирмы — анализ поведения предприятия в мире асимметричной информации, и для этого используются несколько подходов.
Контрактная теория фирмы рассматривает ее как совокупность (сеть) контрактов. Все отношения внутри нее — между собственниками, управляющими и работниками — регулируются контрактами. Контракты могут быть как прямыми, классическими, так и имплицитными, т.е. не давать четкого определения условий взаимодействия партнеров, так же они могут быть внешними или внутренними. Выполнение внешних контрактов затрудняется в связи с увеличением трансакционных издержек, выполнение внутренних сопровождается издержками контроля, которые включают в себя затраты на мониторинг и потери в связи с полным или частичным неисполнением требований.
С этой точки зрения рынок можно рассматривать как сеть внешних контрактов, а фирму — как сеть внутренних. Рост трансакционных издержек сужает сферу рыночных взаимодействий, и субъекты часть внешних издержек переводят во внутренние за счет укрупнения фирм, слияний. Возрастание масштаба занятости в рамках фирмы ведет к увеличению степени оппортунизма, который проявляется как отлынивание от обязанностей, неполное их выполнение. Отсутствие или ослабление зависимости между затратами труда и его результатами вызывает усложнение форм контроля, что может привести к переводу части внутренних трансакций во внешние. В связи с этим может начаться процесс разукрупнения фирм.


Эволюционная теория фирмы основывается на том, что фирма постоянно приспосабливается к изменяющейся среде, меняется вместе с ней, прежде всего меняя комбинацию ресурсов. Работники фирмы, комбинируя имеющиеся возможности, создают новации, формируют эффективные рыночные стратегии и перестраивают структуру фирмы. Эволюционная теория фирмы рассматривает предприятие как один из объектов в среде подобных. К внутренним характеристикам такого объекта относят устоявшиеся правила принятия решений как реакции на те или иные внутренние и внешние воздействия. Внимание здесь уделяется вопросам корпоративной культуры, традициям в поведении, а также установленным процедурам принятия решений и алгоритмам реагирования предприятия на изменения во внутренней и внешней среде. Поведение предприятия обусловлено «рутинами», непосредственной и эволюционной реакцией фирмы на воздействия со стороны внешней среды. Считается, что на каждом предприятии складываются определенные традиции и процедуры принятия решений, алгоритмы реагирования на изменение условий. Они и определяют в конечном счете лицо фирмы, отличие одного предприятия от другого, так как именно от них зависит характер принимаемых решений. Недостатком этого подхода является то, что он не рассматривает причин и последствий реформирования фирм (слияний, разделения или ликвидации), поэтому неясно, можно ли это считать эволюцией фирмы.

Когнитивная теория фирмы. Французские институционалисты Р. Бокэ и О. Серве рассматривают экономическую среду функционирования фирмы с позиций когнитивной неопределенности, когда только доверие способствует минимизации трансакционных издержек взаимодействия фирм, а следовательно, и достижению равновесия на рынке в длительной перспективе. Институт доверия в интерпретации данной теории трактуется как основной фактор стабильности рыночной системы. При наличии доверия фирмы склонны к сотрудничеству и кооперации, при его отсутствии происходит ужесточение конкуренции.

Теория агентских соглашений рассматривает фирму как контракт между принципалом и агентом, в котором ограничены действия агентов и оговорены полномочия принципалов. Принципал — субъект, в чью пользу делегируется право контроля над действиями группы. Агент — тот, кому делегируются некоторые права представления интересов принципала в обмен на гарантированное вознаграждение. На фирме это формирует триаду: принципал (центральное руководство) — агент (менеджеры) — доверители (все остальные работники). В этом случае у агента больше возможностей, чем у доверителя, получить информацию о поставленных перед ним задачах. Кроме того, у него есть свои собственные предпочтения и возможности, и он не считает нужным ставить в известность о них доверителя. Появляется основа для оппортунистического поведения менеджеров через неполное выполнение своих контрактных обязательств. Эта теория предлагает наиболее эффективные решения поставленных задач. Всегда принципал контролирует и направляет действия агента для достижения поставленных целей, реализует эти действия, имея в своем распоряжении определенные ресурсы и формы стимулирования труда. Но максимальный эффект достигается только при наличии системы правил, ограничивающих оппортунистическое поведение агентов.




  1. Виды и формы фирм

То, как фирма будет действовать на рынке, каковы будут ее результаты ее деятельности зависит не только от размеров фирмы (количества используемых ресурсов), но и от того, кто в фирме принимает решения, какие цели преследует и какую ответственность при этом несет. В связи с этим все предприятия в рыночной экономике можно разделить на:

Частные коммерческие предприятия (организации) – это фирмы, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Деятельность таких предприятий определяется рынком.

Частные некоммерческие (неприбыльные) предприятия (организации) – предприятия, не преследующие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли. Последнее не означает, что такие предприятия вовсе не могут иметь прибыль. Они создаются для удовлетворения каких-либо общественных нужд, а извлечение ими прибыли трактуется законом, не как основная, но как сопутствующая цель. При этом в отличие от коммерческих фирм, некоммерческие предприятия не имеют права распределять полученную прибыль между своими учредителями. Частными некоммерческими предприятиями являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и т.п. Зачастую в форме таких предприятий действуют образовательные и лечебные учреждения, базы отдыха и т.д.

Государственные предприятия могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Обычно деятельность таких предприятий определяется политическими решениями, а не рынком.

Частные коммерческие предприятия могут иметь следующие организационно-правовые формы: индивидуальное предприятие, полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив. Рассмотрим их особенности.

Индивидуальное предприятие создается гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Такой предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое по закону взыскание не может быть обращено.

Полное товарищество – товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут солидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом.


Коммандитное товарищество (товарищество на вере) – товарищество, в котором наряду участниками, занимающимися предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несущими солидарную ответственность по его обязательству своим имуществом, имеется один или несколько вкладчиков (коммандитистов). Последние не занимаются предпринимательской деятельностью и несут риск убытков только в пределах своих вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью – общество, уставный фонд которого разделен на доли. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью – отличается от предыдущего тем, то ответственность участников не ограничивается стоимостью вкладов, но распространяется и на остальное имущество членов общества.

Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

Производственный кооператив – это объединение граждан на основе членства для совместного ведения какой-либо хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов.


  1. Особенности современной корпорации в рыночной системе

Термин «корпорация» пришел к нам из Америки, так там называют любые крупные компании (акционерные общества, паевые, долевые и проч.), основанные на совместном капитале. Каждая страна может вносить что-то новое в их формирование и функционирование, но есть и то общее, что объединяет это понятие, так же как есть понятие «рынок» и есть конкретные виды рынка. Поэтому корпорация вообще — это модель; американская, французская, российская, японская и прочие корпорации — это конкретизация общей модели.

Чаще всего корпорацией называют акционерное общество, капитал которого складывается из долей отдельных лиц — акционеров и подтвержден числом принадлежащих каждому акций. Акционеры не отвечают по обязательствам компании, они несут ответственность только в пределах своего пакета акций. Корпорации могут быть открытые и закрытые. Акционеры открытых корпораций имеют право продавать принадлежащие им акции без согласования с другими акционерами. Такое общество обязано ежегодно публиковать в открытой печати годовой отчет, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытка. Открытые корпорации получили распространения в странах с развитой рыночной системой, где функционирует стабильный рынок ценных бумаг. Корпорация, распределяющая свои вновь выпущенные акции только среди определенного круга лиц, называется закрытой. Акционеры таких обществ при продаже своих акция обязаны в первую очередь предложить их другим членам данной корпорации. Как правило, такие корпорации характерны для неразвитой рыночной экономики, в том числе и для России.