Файл: Техническая эксплуатация летательных аппаратов и авиационных двигателей самара издательство сгау 2014 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
63 на приборной доске должна стоять против деления 1° с допуском по дуге указателя ± 1 мм. Показания указателя УШВ-1 регулируют изменением дли- ны тандера и поводка датчика. Контролируемые параметры при правильном регулировании управления общим шагом приведены в табл. 2.1
Таблица 2.1
Необходимо затянуть фрикцион ручки ШАГ-ГАЗ маховиком так, чтобы без нажатия на кнопку фрикциона усилия на ручке соответствовали 200...250
Н. При нажатии на кнопку фрикциона ручка ШАГ-ГАЗ должна перемещаться от усилия на нее не более 60 Н.
Как правило, при необходимости после регулирования управления об- щим шагом производится регулирование управления двигателями, ибо рас- смотренная система является объединенной и управляется совместно.
2.15.3.
Регулирование управления двигателями
Регулирование управления двигателями производится при зафиксиро- ванных рычагах раздельного управления двигателями на средней впадине сектора. Для проверки и регулирования управления двигателями необходимо установить ручку ШАГ-ГАЗ в крайнее нижнее положение, а рукоятку кор- рекции – налево до упора. При этом рычаги насосов НР-40ВГ должны встать на упоры малого газа. Перевести рукоятку коррекции в крайнее правое поло- жение, причем угол поворота рычагов насосов НР-40ВГ должен соответство- вать по указателю лимба (42 ± 2)°. Регулирование малого и большого газа производится винтами-ограничителями, расположенными на корпусе ручки
ШАГ-ГАЗ.
Установить ручку ШАГ-ГАЗ в промежуточное положение (соответству- ет 9°30' ± 30' по УШВ-1) и правую коррекцию. В этом случае указатели рыча- гов насосов должны остановиться на отметке лимба (84 ± 2°). При установке ручки ШАГ– ГАЗ в верхнее положение и при правой коррекции угол поворо- та рычагов насосов должен быть 90... 105°.
В случае необходимости регулирование производить путем изменения длин плеч рычагов насосов НР-40ВГ. Радиус рычага разрешается изменять в пределах, допускаемых регулировочным пазом рычага от 40 до 50 мм.
Характеристика управления двигателями при правильном регулирова- нии приведена в табл. 2.2.
64
Таблица 2.2
Регулирование тяг управления двигателями и кранами останова двигате- лей должно обеспечить ход рычагов на насосах НР-40ВГ с таким расчетом, чтобы при установке рычагов управления двигателями на упоры рычаги на насосах не доходили до упоров на 0,5...1 мм. Для этого следует установить винтовые упоры, расположенные на шпангоуте №5Н, и винт-ограничитель рукоятки коррекции так, чтобы при крайних положениях проводки управле- ния рычаги на насосе-регуляторе подходили к своим упорам без усилий.
2.15.4.
Регулирование продольного и поперечного
управлений вертолетом
Регулирование продольного и поперечного управлений вертолетом про- изводят с выключенными автопилотом и гидросистемой во избежание среза- ния нерегулируемых упоров-ограничителей наклона тарелки автомата пере- коса. В случае замены подвижных конструктивных элементов (тяг, ка- чалок, направляющих тяг) в цепи управления проверяют усилие на ручке управления на всем диапазоне ее хода. При отсоединенных гидро- усилителях и механизмах загрузки усилие, замеряемое динамо метром, закрепленном на средней части ру- коятки, должно быть не более 12 Н
(1,2 кгс). После проверки гидроуси- лители и механизмы загрузки под- соединяют к проводке управления.
Установить ручку управления в нейтральное положение и зафикси- ровать ее штырями. Кроме того, штырем фиксируются качалки про- водки на агрегате управления, а при необходимости производится регу- лирование наконечниками горизон- тальных тяг до совпадения отвер- стий. Проверку и регулирование нейтрального положения ручки управления производят при установ-
Рис. 2.23. Проверка отклонения тарелки автомата перекоса: а – продольное управление; б – поперечное управление
65 ке ручки ШАГ-ГАЗ в среднее положение. Выход штоков гидроусилителей продольного и поперечного управлений в этом случае должен соответство- вать их среднему положению. Регулирование требуемого выхода штоков гидроусилителей осуществляется тягами, соединяющими качалки агрегата управления с гидроусилителями и тягами, соединяющими качалки гидроуси- лителей с качалками автомата перекоса.
При нейтральном положении ручки управления и штоков гидроусилите- лей продольного и поперечного управлений тарелка автомата перекоса должна находиться в нейтральном положении, что соответствует наклону ее вперед на 1
о
30' ± 6' и влево на 30' ± 6'. Замер углов наклона тарелки произво- дится по шкалам и нониусам, предусмотренным на качалках продольного и поперечного управлений автомата перекоса.
При установке ручки управления в нейтральное положение проверяют положения поводков электромагнитных тормозов ЭМТ-2М продольного и поперечного управлений. Поводки должны быть соединены со штоками пру- жинных механизмов загрузки под прямым углом. Изменение положения по- водков осуществляется резьбовыми наконечниками штоков пружинных ме- ханизмов загрузки.
После проверки и регулировки соответствия нейтрального положения тарелки автомата перекоса нейтральному положению ручки управления не- обходимо снять штыри, фиксирующие ручку управления и качалки на агре- гате управления и проверить углы наклона тарелки автомата перекоса при отклонении ручки в крайние положения, которые должны соответствовать углам наклона тарелки.
В случае несоответствия углов наклона тарелки требуемым величинам следует отсоединить тяги продольного и поперечного управлений от качалок автомата перекоса, вертикальные тяги от агрегата управления, отключить гидроупор путем разъединения штепсельного разъема крана ГА-192Т и включить гидросистему. Довести шток гидроусилителя продольного управ- ления до упора перемещением вертикальной тяги вверх. В этом положении штока гидроусилителя, соответствующего положению ручки управления
НАЗАД ДО ОТКАЗА, регулируя наконечником длину тяги, состыковать тягу с качалкой тарелки автомата перекоса в положении
6 12
о
5
′
+
−
После этого следует состыковать вертикальную тягу гидроусилителя продольного управления с качалкой агрегата управления, находящегося в зафиксированном среднем положении. Изменяя наконечниками длину верти- кальной тяги, качалки тарелки автомата перекоса устанавливают вперед с наклоном на 1°30' ± 6'. При этом, перемещая шток гидроусилителя вниз и управляя его золотником вручную за вертикальную тягу, необходимо не до- пускать перемещения качалки тарелки автомата перекоса за пределы 1°30'.
При отсоединенных от автомата перекоса и агрегата управления тягах гидроусилителя поперечного управления следует определить размер видимой части штока гидроусилителя, который определяется по выражению
66
А
ср
=
А
н
+ (
А
в
–
А
н
) / 2, где А
ср
– размер, соответствующий среднему положению штока;
А
н
– размер, соответствующий крайнему нижнему положению штока;
А
в
– размер, соответствующий крайнему верхнему положению штока.
После этого следует состыковать вертикальную тягу с агрегатом управ- ления, зафиксированном в среднем положении. Путем регулировки длины тяги наконечниками добиться выхода штока гидроусилителя поперечного управления, соответствующего размеру А
ср
± 1 мм. Состыковать тягу попе- речного управления с качалкой тарелки автомата перекоса и, регулируя на- конечником ее длину, установить наклон тарелки влево на 30' ± 6'.
Если при изменении длины тяги как в продольном, так и в поперечном управлении не удается обеспечить регулировку наклона тарелки автомата перекоса, следует произвести дополнительную регулировку наконечником штока гидроусилителя в пределах (
5 2
30
+
−
) мм.
После регулировки поперечного управления снять штыри, фиксирующие среднее положение ручки управления и агрегата управления, а ручку ШАГ-
ГАЗ оставить в среднем положении и медленным перемещением ручки управления вперед из нейтрального положения установить тарелку автомата перекоса в положение наклона 7°. Подвести к ручке винтовой упор, ограни- чивающий ее переднее положение, и законтрить упор в положение наклона тарелки вперед на
6 2
1
o
7
′
+
′
−
Перевести ручку управления назад до отказа и ус- тановить между упором хода ручки назад и качалкой зазор 1...2 мм.
Довести ручку управления влево, а затем вправо до упоров и отсчитать при этом углы наклона тарелки по шкалам и нониусам качалки поперечного управления автомата перекоса. При правильной регулировке среднего поло- жения гидроусилителя поперечного управления они должны находиться в пределах: влево 4°12' ± 12' и вправо 3°24' ± 12'.
После регулировки диапазона наклона тарелки автомата перекоса опре- делить соответствие хода ручки управления, который должен быть: в про- дольном направлении (±170±10) мм, в поперечном (±135±10) мм. Расстояние отклонения ручки в продольном направлении замеряют от центра головки ручки до приборной доски, а в поперечном – до окантовки блистера кабины экипажа.
Подсоединить электрожгут к штепсельному разъему крана ГА-192Т включения гидроупора и включить основную гидросистему от наземной гид- роустановки. Отрегулировать винтом гидроупора наклон тарелки автомата перекоса назад на 2°±12' при положении ручки управления назад. При этом ролик качалки должен прижиматься к торцу винта, выворачивание которого разрешается не более 18 мм.
С целью проверки правильности регулирования продольного управления при включенном гидроупоре проконтролировать динамометром усилие на ручке управления при перемещении ее назад за положение, соответствующее
67 наклону тарелки автомата перекоса назад на 2°±12'. При отсоединенном ме- ханизме загрузки усилие должно быть небольшим, а при переходе угла на- клона тарелки назад за 2°±12' достичь (120±30) Н [(12±3) кгс]. При отклю- ченном кране ГА-192Т, нижнем положении штока гидроупора и крайнем заднем положении ручки управления между роликом качалки и торцом винта гидроупора должен быть зазор не менее 0,5 мм. При полностью обжатой ка- мере низкого давления между коромыслом и штоком микровыключателя ме- ханизма включения гидроупора должен быть зазор (1±0,5) мм, который регу- лируется толкателем коромысла.
Окончательная проверка правильности регулирования продольного и поперечного управлений производится при включенной гидросистеме от на- земной гидроустановки. При проверке контролируют соответствие углов на- клона тарелки автомата перекоса отклонениям ручки управления, перемеще- ние ручки без заеданий и рывков с плавным нарастанием усилий, а при включении электромагнитных тормозов снятием этих усилий и фиксацией ручки в заданном положении.
2.15.5.
Устранение несоконусности лопастей несущего винта
Устранение несоконусности лопастей несущего винта при вращении вы- полняют в том случае, когда не все лопасти описывают одинаковый конус после установки одинаковых установочных углов в процессе предваритель- ной регулировки корпусов осевых шарниров.
Соконусным называется такое движение лопастей несущего винта при вращении, при котором они движутся по поверхности одного и того же кону- са. Соконусность лопастей может быть лишь при условии, что все лопасти имеют одинаковые геометрические, кинематические, аэродинамические и массовые характеристики.
При наличии несоконусности лопастей равнодействующая аэродинами- ческих сил несущего винта смещена в сторону от оси вращения, что вызыва- ет тряску вертолета не только в полете, но и на земле. Следовательно, одним из важнейших требований при работе несущего винта является наличие со- конусности его лопастей.
Для выполнения этой работы необходимо:
– установить вертолет на специальную площадку и пришвартовать его или загрузить вертолет до взлетной массы и установить под колеса упорные колодки;
– подготовить установку для проверки соконусности несущего винта, для чего в гнездо удлинителя приспособления закрепить рулон плотной бе- лой бумаги с длиной видимого участка не менее 500 мм. Отрегулировать длину шеста приспособления так, чтобы середина рулона бумаги находилась на уровне торца концов лопастей;
– замерить и при необходимости специальной обоймой отогнуть вниз триммерные пластины каждой лопасти на угол 2°. Окрасить торец законцов-
68 ки каждой лопасти краской определенного цвета. Произвести предваритель- ную установку корпусов осевых шарниров
– подготовить двигатели к запуску, запустить и прогреть их на режиме малого газа, после чего установить режим работы двигателей n
н.в
= 50...55% при угле установки лопастей
ϕ
= 1°, который не должен изменяться до окон- чания регулировки.
По сигналу пилота подвести приспособление к вращающемуся несуще- му винту так, чтобы окрашенные торцы концов лопастей коснулись рулона приспособления, после чего отвести приспособление. Остановить двигатели и проконтролировать отпечатки концов лопастей, максимальный разброс ко- торых в сумме не должен превышать 20 мм.
При наличии разбросов отпечатков больше допустимых необходимо от- регулировать установочные углы лопастей. Для этого из пяти имеющихся выбирают средний отпечаток, от которого определяют расстояния до отпе- чатков остальных лопастей. Лопасти, отпечатки которых находятся выше среднего, имеют больший установочный угол, лопасти с отпечатками ниже среднего – меньший. Изменение установочных углов лопастей производится регулировкой длины вертикальных тяг поворота лопастей из расчета: изме- нение длины тяги на увеличение повышает установочный угол лопасти и, наоборот, при укорачивании длины тяги – уменьшает его. На данном режиме работы двигателей один оборот вертикальной тяги изменяет высоту конуса лопасти на 60...65 мм, а поворот тяги на одну грань вызывает вертикальное перемещение конца лопасти на 10...11 мм. После затяжки и контровки болтов верхних вилок тяг повторно запускают двигатели (выход на режим n
н.в
=
50...55%) и вновь проверяют соконусность лопастей.
После устранения несоконусности на режиме n
н.в
= 50...55% производят аналогичную проверку на режиме n
н.в
= (95±2)% при
ϕ
= 1°.
Это делается с той целью, что полученная соконусность при одной частоте вращения несу- щего винта может перейти в несоконусность винта при другой частоте вра- щения. Объясняется это тем, что лопасти винта не являются абсолютно жест- кими и от действия аэродинамических и инерционных сил они подвергаются не только изгибу, но и кручению. Кручение же лопасти во время ее изгиба происходит вследствие того, что центр масс и центр давления лопасти, как правило, не совпадают с центром ее жесткости. При условиях совпадения центра масс с центром жесткости лопасти месторасположение центра давле- ния непостоянно и зависит, в основном, от величины углов атаки. Поэтому, перейдя на другую частоту вращения, изменяющиеся моменты вокруг про- дольной оси лопасти будут закручивать отдельные лопасти на увеличение или уменьшение установочных углов. Это приводит к изменению углов ата- ки, подъемной силы и образованию другого конуса вращения этой лопасти, а, следовательно, и несущего винта в целом. Если на режиме n
н.в
=(95±2)% рас- стояние между крайними отпечатками лопастей превышает 20 мм, необхо- димо произвести регулирование исходя из условия: