Файл: Техническая эксплуатация летательных аппаратов и авиационных двигателей самара издательство сгау 2014 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9
От крана 11 жидкость параллельно подается через фильтр тонкой очист- ки 13 и коллектор 26 к гидроусилителям и отдельно к сигнализатору давле- ния 36 (МСТ-25А). При достижении в дублирующей системе давления выше
(2,5±0,16)
МПа [(25±1,6) кгс/см
2
] сигнализатор замыкает электроцепь элек- тромагнитного реле, которое срабатывает и выключает кран ГА-74М/5 ос- новной гидросистемы. При этом давление в основной системе падает, гаснет световое табло ОСНОВНАЯ ГИДРОСИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА и загорается табло ДУБЛИРУЮЩАЯ ГИДРОСИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА.
1.3.
Агрегаты гидравлической системы
1.3.1.
Панель гидроагрегатов
Панель гидроагрегатов (рис. 1.2) представляет собой кронштейн клепа- ной конструкции, выполненный из листового дюралюминия и укрепленный уголковыми профилями. На кронштейне имеются четыре узла для крепления его к фюзеляжу и седла для крепления гидробака и гидроаккумуляторов. Па- нель с гидроагрегатами собирают на стенде, как отдельный блок, и в собран- ном виде устанавливают на вертолет.
Рис. 1.2. Панель гидроагрегатов

10

1.3.2.
Гидробак
Основная и дублирующая гидросистемы имеют один общий бак сварной конструкции из алюминиевого сплава АМцМ (рис. 1.3), состоящий из обе- чайки и двух днищ, разделенный перегородкой пополам на два отсека, из которых раздельно подается жидкость к насосам основной и дублирующей систем. В верхней части перегородки в обечайке бака вварен корпус залив- ной горловины, в который вставлен фильтр из латунной сетки. Горловина закрывается пробкой с мерной линейкой. Через горловину в обе части бака заливается примерно по 10 л жидкости АМГ-10. Сверху на горловину уста- навливается крышка, закрепленная на цепочке. Для определения уровня жид- кости в обеих частях бака имеются мерные стекла сварной конструкции.
Через заливную горловину отсе- ки бака сообщаются между собой с целью предотвращения переполне- ния одного из отсеков при работе системы. В заливной горловине ус- тановлены сетчатый фильтр и пробка с мерной линейкой для контроля за количеством жидкости в баке. Проб- ка в закрытом положении затягива- ется траверсой. Сверху на заливную горловину установлена крышка. На днищах бака установлены мерные стекла для визуального контроля за уровнем жидкости в баке.
В верхней части обечайки расположены штуцеры для подсоединения трубопроводов слива жидкости от автоматов разгрузки насосов. Под ними в баке установлены трубки с большим числом отверстий малого диаметра для предотвращения пенообразования при работе насосов в режиме холостого хода. Снаружи отсек бака основной системы окрашен серой эмалью, а отсек бака дублирующей системы – зеленой. Бак крепится внутри гидропанели по- средством двух стяжных лент и тандеров. Под ленты проложены войлочные прокладки.
1.3.3.
Насосы НШ-39М
Насосы НШ-39М – шестеренчатого типа, одноступенчатые высокого давления предназначены для подачи жидкости под давлением к гидроусили- телям КАУ-30Б и РА-60Б. Насосы крепятся к главному редуктору вертолета.
Рис. 1.3. Гидробак

11
Основная и дублирующая гидросистемы включают по одному насосу
НШ-39М. Насос создает рабочее давление 45...65 кгс/см
2
Максимальное дав- ление – 90 кгс/см
2
Производительность насоса при 2500 об/мин и давлении
65 кгс/см
2
– 30 л/мин.
Особенностью конструкции насоса является наличие бронзовых непод- вижных и подвижных дисков, которые давлением жидкости плотно прижи- маются к торцам зубчатых колес, и отсутствие редукционного клапана. Кор- пус имеет трубку из нержавеющей стали для контроля за герметичностью армированных манжет. На корпусе имеется фланец для крепления насоса.
В литом корпусе (рис. 1.4), изготовленном из алюминиевого сплава, ус- тановлены ведущее и ведомое зубчатые колеса, подвижные и неподвижные диски с кольцами, наружные кольца игольчатых подшипников, стакан с дву- мя армированными уплотнительными манжетами и резиновыми кольцами.
Резиновые кольца обеспечивают уплотнение камеры В. Стакан в корпусе фиксируется стопорным кольцом. На хвостовике ведущего зубчатого колеса имеются шлицы, на которые установлена шлицевая втулка для соединения с приводом насоса на главном редукторе. Для отвода просочившейся жидкости из крышки в полость Б предусмотрен канал Д, а для контроля за работой уп- лотнения хвостовика ведущего зубчатого колеса в корпусе имеется канал К.
Зубчатые колеса имеют цапфы с буртиками для монтажа игольчатых под- шипников.
В крышке корпуса насоса установлены штуцера всасывания и нагнета- ния. Корпус и крышка стянуты шпильками, уплотнение разъема обеспечива- ется резиновым кольцом. Для крепления насоса к редуктору на корпусе име- ется фланец. При вращении зубчатых колес жидкость из полости всасывания Б заполня- ет впадины зубьев и перено- сится в камеру нагнетания А.
Объем камеры А за счет зубча- того зацепления уменьшается, и жидкость вытесняется в нагнетающую полость насо- са. С целью уменьшения утеч- ки жидкости через торцовые зазоры зубчатых колес в насосе предусмотрены два подвижных бронзовых диска. Диски под давлением жидкости плотно прижимаются к торцам зубча- тых колес, обеспечивая устра- нение зазора между торцами дисков и зубчатых колес.
Рис. 1.4. Гидронасос НШ-39М


12
1.3.4.
Фильтры
Фильтры предназначены для очистки жидкости от твердых взвешенных частиц. Механические частицы, попадая в рабочую жидкость, способствуют разрыву масляной пленки, ухудшая режим смазки, а также могут вызвать заклинивание золотниковых пар гидроагрегатов, закупорку дроссельных ще- лей и других каналов малого сечения. В каждой гидросистеме установлены два фильтра: фильтр тонкой очистки 8Д2. 966.017-2, обеспечивающий чисто- ту фильтрации до 16 мкм, и фильтр тонкой очистки ФГ-11СН, обеспечиваю- щий чистоту фильтрации до 12 мкм.
Фильтр 8Д2.966.017-2 (рис. 1.5) состоит из корпуса, стакана, фильт- рующего элемента, перепускного и перекрывного клапанов.
Корпус фильтра отлит из алю- миниевого сплава, имеет два резь- бовых отверстия, в которые ввер- нуты подводящий и отводящий штуцеры. В центральной расточке корпуса вмонтировано перекрыв- ное устройство, состоящее из пе- репускного клапана с пружиной, перекрывного клапана с пружиной и седла.
Стакан изготовлен из алюми- ниевого сплава с резьбой на его цилиндрической наружной части для соединения с корпусом фильт- ра и канавкой под резиновое уп- лотнительное кольцо.
Фильтрующий элемент представляет собой цилиндрический стальной каркас, на который снаружи напаяны внутренняя каркасная и наружная фильтрующая гофрированные сетки. Торцы каркаса совместно с сетками за- деланы во втулки, которыми он центруется при установке в стакане и корпу- се. Верхняя втулка имеет буртик, на который опирается клапан.
Рабочая жидкость через штуцер входа и кольцевой зазор, образованный клапаном и седлом, поступает в стакан. Пройдя через фильтрующий элемент, очищенная жидкость через кольцевой зазор, образованный клапанами, по- ступает к штуцеру выхода.
При засорении фильтрующего элемента, когда перепад давлений на фильтре увеличится до (
2
,
0 1
,
0 7
,
0
+

)
МПа [(
2 1
7
+

) кгс/см
2
], открывается перепуск- ной клапан, и рабочая жидкость через кольцевую щель между клапаном и верхней втулкой фильтроэлемента подается к штуцеру выхода.
При демонтаже фильтроэлемента отворачивают стакан. При этом клапан под действием пружины перемещается и садится на седло, предотвращая вы- текание рабочей жидкости из магистрали входа. Одновременно под действи-
Рис. 1.5. Фильтр тонкой очистки
8Д2.966.017-2


13 ем пружины, установленной в направляющей, отсечной клапан перекрывает выход жидкости из магистрали нагнетания. Таким образом, количество рабо- чей жидкости, теряемое при снятии фильтрующего элемента, равно объему внутренней полости стакана.
Фильтр тонкой очистки ФГ-11СН (рис. 1.6) состоит из литого корпу- са, стакана, фильтрующего элемента и штуцеров входа и выхода.
Фильтрующий элемент представляет собой цилиндрический стальной каркас, на который снаружи припаяны внутренняя гофрированная каркасная никелевая сетка и внешняя гофрированная фильтрующая сетка саржевого плетения. Торцы каркаса совместно с сетками заделаны во втулки, которыми его устанавливают в расточках стакана и корпуса.
Уплотнение по втулкам и расточкам корпуса и стакана обеспечивается резино- выми кольцами. Со стороны цилиндриче- ской части корпуса имеется резьбовая рас- точка для вворачивания стакана. Уплотне- ние стыка обеспечивается резиновым кольцом. Рабочая жидкость через штуцер входа поступает в стакан, фильтруется и из полости каркаса отводится в сис- тему.
1.3.5.
Автомат разгрузки насоса ГА-77В
Автомат разгрузки насоса ГА-77В предназначен для автоматического поддержания в гидросистеме рабочего давления жидкости в диапазоне от
(4,5±0,3)...(
8
,
0 2
,
0 5
,
6
+

)
МПа [(45±3)...(
8 2
65
+

) кгс/см
2
].
В основной и дублирующей системах установлены автоматы ГА77В раз- грузки насоса, предназначенные для автоматического поддержания давления в гидросистеме.
При повышении давления в гидросистеме до 63...73 кгс/ см
2
он переклю- чает насос НШ-39М на работу вхолостую (прокачку жидкости в бак).
При понижении давления до 45 ± 3 кгс/ см
2
автомат переключает насос на рабочий режим – нагнетание жидкости в гидросистему.
Рис. 1.6. Фильтр тонкой очистки ФГ-11СН

14
Кроме того, автомат разгрузки насоса предотвращает увеличение давления в системе выше 78...88 кгс/ см
2
при отказе его автоматической части.
В расточки корпуса (рис. 1.7), отлитого из алюминиевого сплава, запрессовано пять стальных гильз с отверстиями для перепуска жидкости.
В гильзах размещены обратный кла- пан с пружиной, поршень с пружи- ной, промежуточный золотник, ко- мандный золотник с плунжером и предохранительный клапан, состоя- щий из плунжера, клапана и двух пружин.
Поддержание рабочего диапазона давления жидкости в системе обеспе- чивается регулировкой редукционной пружины при помощи винтовой крышки. Для устранения влияния пульсации давления жидкости на ра- боту автомата к плунжеру жидкость подводится непосредственно от гид- роаккумулятора через дроссель в под- водящем штуцере.
Внутри поршня имеется пружи- на, которая при малом давлении жид- кости смещает поршень в крайнее правое положение. Для предохране- ния золотника от самопроизвольного перемещения в случае вибрации и толчков предусмотрен замок, состоящий из двух полуколец и пластинчатой пружины. Перемещаясь вправо, золотник нажимает на полукольца и раздвигает их. Полукольца при этом разжимают концы пластинчатой пружины и захватывают плотно буртик золотника.
В плунжере предохранительного клапана имеется радиальное отверстие диаметром 0,8 мм, через которое подводится жидкость под плунжер к шари- ковому клапану. Пружина оттарирована на открытие шарикового клапана при повышении давления жидкости под плунжером (7,8+1) МПа [(78+10) кгс/см
2
].
Обратный клапан шарикового типа предохраняет перетекание жидкости из системы при переключении насоса на режим холостого хода. Для подсое- динения автомата разгрузки насоса к магистралям гидросистемы в корпусе
Рис. 1.7. Схема работы автомата разгрузки насоса ГА-77В: I – автомат работает на гидроаккумулятор и систе- му (насос нагружен); II – автомат рабо- тает на слив гидроаккумулятор (насос разгружен); III – давление выше макси- мального (перепуск через предохрани- тельный клапан)


15 установлено пять штуцеров, которые имеют маркировку в соответствии с их назначением.
1.3.6.
Работа автомата разгрузки насоса ГА-77В
Через штуцер входа (рис. 1.7), обратный клапан агрегата и штуцер выхо- да жидкость поступает в систему и в то же время по каналу в корпусе агрега- та, кольцевой проточке в гильзе поршня и средней кольцевой расточке про- межуточного золотника – к центральной проточке командного золотника.
Положение командного золотника зависит, с одной стороны, от усилий ре- дукционной пружины, с другой – от усилий на золотник со стороны давления гидрожидкости в системе, подводимой к плунжеру командного золотника.
Поскольку в данный момент давление жидкости ниже (
8
,
0 2
,
0 5
,
6
+

)
МПа [(
8 2
65
+

) кгс/см
2
], пружина удерживает золотник в крайнем правом положении.
В этом случае центральная проточка командного золотника сообщает жид- кость из канала с правой рабочей полостью промежуточного золотника, обеспечивающего через среднюю расточку подвод жидкости из канала в ле- вую полость поршня. Соответственно, противоположные полости золотника и поршня сообщатся со сливной магистралью. Поршень, установленный в крайнем правом положении, предотвращает перепуск жидкости на слив и обеспечивает рабочий диапазон давления в системе.
При достижении давления жидкости в системе (
8
,
0 2
,
0 5
,
6
+

)
МПа [(
8 2
65
+

) кгс/см
2
] плунжер, преодолевая усилие пружины, перемещает золотник влево.
Тогда жидкость через центральную кольцевую канавку золотника поступает под левый торец золотника и перемещает его вправо. Золотник своей средней кольцевой расточкой сообщает канал с правой полостью поршня, который, перемещаясь влево, соединяет своей кольцевой проточкой подводящий канал с каналом слива жидкости в бак. Насос переключается на режим холостого хода. Вследствие образовавшейся разности давления в подводящем и отво- дящем каналах обратный клапан прижимается к своему седлу и перекрывает перепуск жидкости из системы.
По мере понижения давления жидкости в системе пружина начинает пе- ремещать золотник вправо. Когда давление достигает нижнего предела
(4,5±0,3)
МПа [(45±3 кгс/см
2
)], золотник занимает правое крайнее положение и подает жидкость под правый торец золотника, который, перемещаясь влево до упора, через свою среднюю кольцевую, расточку подает жидкость под левый торец поршня. Поршень под давлением жидкости и пружины переме- щается в противоположное положение и разобщает подводящий канал от сливного канала. Насос начинает подавать жидкость в систему.
В случае отказа подвижных элементов автомата разгрузки насоса давле- ние в системе повышается до (7,8+1) МПа [(78+10) кгс/см2], после чего сра- батывает шариковый клапан, и жидкость из правой полости плунжера слива-