Файл: Техническая эксплуатация летательных аппаратов и авиационных двигателей самара издательство сгау 2014 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
57 для опор валов является общим. Валы имеют возможность как одновремен- ного, так и раздельного углового перемещения. На концах валов укреплены рычаги, соединенные тягами с рычагами топливных насосов двигателей, и рычаги, к которым подсоединены тяги, связанные с проводкой, идущей от дифференциального узла.
2.13.
Управление остановом двигателей
Управление остановом двигателей осуществляется двумя рычагами, за- крепленными в кронштейне, расположенном на потолке кабины экипажа справа от левого пилота.
Рычаги с помощью тросов связаны с роликами (рис. 2.18 и 2.19), уста- новленными в кронштейнах, расположенных над потолком между шпанго- утами №2 и 3 средней части фюзеляжа. На оси ведущего ролика установлен рычаг, к которому подсоединяется тяга, идущая к рычагу на НР-40ВА.
Для выключения двигателя необходимо соответствующий рычаг пере- вести назад до упора.
Ручки крепятся в крон- штейне. На рукоятках ручек установлены фиксаторы с пру- жинами, обеспечивающими стопорение ручек в положении
ЗАКРЫТО. К рычагам рукояток прикреплены цилиндрические пружины, предназначенные для фиксации ручек в положении
ОТКРЫТО.
На концах рукояток при- клепаны ролики, на которых закреплены тросы.
При остановке двигателя необходимо перевести соответствующую руч- ку назад до упора.
Рис. 2.18. Рукоятки останова двигателя
Рис. 2.19. Ролики
Рис. 2.17. Кинематическая схема проводки останова двигателей
58
2.14
Управление тормозом несущего винта
Управление тормозом несущего винта (рис. 2.20) осуществляется руч- кой, которая связана с рычагом тормоза тросовой проводкой. Для предохра- нения рычага тормоза от перегрузки последовательно в тросовую проводку включена спиральная пружина.
Управление тормозом сблокировано с системой запуска двигателей, что исключает запуск двигателей с заторможенной трансмиссией. Блокировка осуществляется концевым выключателем, установленным на кронштейне ручки. При крайнем нижнем положении ручки концевой выключатель замы- кает электрическую цепь системы запуска двигателей.
Тормоз несущего винта выключен при нижнем положении ручки.
Ручка управления тормозом несущего винта (рис. 2.21) уста- новлена на полу кабины экипа- жа с правой стороны от сиденья левого летчика. На кронштейне ручки закреплен зубчатый сек- тор, который обеспечивает сто- порение ручки в любом поло- жении на всем диапазоне хода.
Расстопорение ручки осуществ- ляется нажатием на кнопку, ус- тановленную в переднем торце ручки.
Рис. 2.21. Ручка тормоза несущего винта
Рис. 2.22. Тормоз несущего винта
Тормоз несущего винта (рис. 2.22) предназначен для сокращения време- ни останова винта и стопорения трансмиссии при стоянке.
Тормоз крепится к главному редуктору на шести шпильках. На корпусе закреплены две колодки, стянутые пружиной. Между колодками установлена
Рис. 2.20. Схема управления тормозом несущего винта
59 распорная втулка. На одной из колодок закреплен рычаг, соединенный с тро- совой управления. Для регулировки зазора 0,2...0,3 мм предусмотрены два регулировочных винта. Барабан закреплен на хвостовом валу и вращается вместе с ним. Тормоз управляется ручкой, установленной в кабине пилотов справа от левого пилота.
2.15.
Техническое обслуживание
В процессе эксплуатации вертолета обслуживание управления в основ- ном заключается в визуальном контроле фактического состояния элементов управления (тяг, качалок, тросовой проводки), в отсутствии на них механиче- ских повреждений, надежности крепления, смазке шарнирных соединений, правильности отклонения командных рычагов, регулировке зазоров.
Все осматриваемые элементы управления должны быть чистыми, не иметь следов коррозии, трещин, острых кромок и прочих дефектов. Гайки должны быть полностью затянуты и зашплинтованы. На тягах не должно быть смятия, потертостей в роликовых направляющих, прогибов и коррозии.
Допускаются овальность и вмятины на трубах до 0,5 мм, выработка от роли- ков глубиной до 0,2 мм, прогибы до 0,5 мм на длине трубы тяги до 700 мм и до 1,2 мм при длине более 700 мм. Если дефекты превышают установленные размеры, то тяги заменяют. Легким покачиванием тяги вдоль оси убеждаются в отсутствии зазоров в шарнирных соединениях наконечников тяг. При кон- троле суммарного зазора (свободного хода) проводки управления допускает- ся при зафиксированном штырями положении свободный ход ручек управле- ния до 3 мм, а педалей до 5 мм. Радиальный зазор в роликовых направляю- щих должен быть в пределах 0,1...0,4 мм. Зазоры, выходящие за пределы до- пусков, устраняются заменой наконечников тяг. Заменяя наконечники, сле- дует не допускать выхода резьбовой части наконечника за контрольное от- верстие. При ослаблении заклепок крепления наконечников тяг поврежден- ную тягу заменяют. При ослаблении контргаек регулируемых наконечников следует затянуть их с моментом 30...40 Н·м и восстановить контровку и мет- ки. Перемычки металлизации должны обеспечивать свободный ход на всем диапазоне и не задевать за другие детали.
Зазоры между подвижными элементами управления и неподвижными элементами конструкции вертолета должны быть не менее 3 мм, а между тя- гами, качалками и подвижными элементами конструкции вертолета – не ме- нее 5 мм. Тщательно осматривают тяги и качалки, а также болты установки качалок на отсутствие трещин, царапин, коррозии. Шарнирные соединения элементов проводки управления смазывают смазкой ЦИАТИМ-201.
Осматривая механизмы загрузки и ЭМТ-2М, необходимо убедиться в отсутствии ослабления гаек штоков, трещин на вильчатом наконечнике што- ка, ушке цилиндра и качалке, которые не допускаются. Проверяют зазоры между подвижными элементами механизма и деталями, которые должны быть не менее 3 мм. Механические повреждения корпуса тормоза ЭМТ-2М, а
60 также трещины на поводке, срез шлиц и ослабление его крепления не допус- каются.
При осмотре тросовой проводки особое внимание следует обращать на места прохода тросов через ролики и текстолитовые направляющие и отсут- ствие повреждения тросов. На тросах не допускаются обрыв отдельных ни- тей или прядей, нарушения заделки в наконечнике, резкие перегибы и изло- мы, уменьшение диаметра троса в результате вытяжки и коррозии. Не допус- каются касания тросов в местах прохождения их по роликам и на участках, где имеются минимально допустимые зазоры между тросами и деталями конструкции. Так, зазоры между тросами и шпангоутами концевой балки должны быть: на шпангоуте №3 не менее 3 мм, №4 – 9 мм, №5 – 7 не менее
11 мм, №8-5 мм, а №13 хвостовой балки не менее 15 мм. Зазоры между тро- сами и боковыми поверхностями роликов должны быть не менее 0,5 мм, а между ступицами качалок и кронштейнами их установки – не менее 1 мм.
Трещины и изломы реборд роликов и текстолитовых направляющих не до- пускаются. Направляющие должны быть установлены строго по направле- нию тросов. Тандеры тросов управления должны быть надежно законтрены.
Тросы с заершенностью, вспучиванием отдельных нитей или прядей заменя- ют. Коррозию с тросовой проводки удаляют ветошью, смоченной в керосине.
Если этим способом коррозия не устраняется, то трос необходимо заменить.
При техническом обслуживании проверяют натяжение тросов ножного управления и состояние втулочно-роликовой цепи и звездочки. Для контроля цепи и звездочки снимают крышку с хвостового редуктора, цепь и звездочку протирают сухой салфеткой, после чего контролируют соединение пластин звеньев цепи с ее роликами и тросами и состояние звездочки. Не допускают- ся трещины, износ звездочки, перегибы и перекосы цепи. Втулочно- роликовую цепь, тросы и звездочку смазывают смазкой ЦИАТИМ-201.
Исправность системы управления вертолетом проверяют при подсоеди- ненной к вертолету наземной гидроустановке. Усилие при перемещении руч- ки управления циклическим шагом по мере ее отклонения от нейтрального положения должно возрастать. Ручка управления при отпущенной кнопке управления триммером должна фиксироваться во всех промежуточных по- ложениях. Педали и ручка ШАГ-ГАЗ при перемещении должны отклоняться плавно, без заеданий на всем диапазоне рабочего хода.
Рычаги управления кранами останова должны перемещаться без заеда- ний и фиксироваться в крайних положениях. При заедании фиксатора прове- ряют состояние оси и пружины рычага фиксатора.
При периодических проверках регулировки управления двигателями не- обходимо при крайнем нижнем положении ручки ШАГ-ГАЗ и левой коррек- ции, нейтральном положении рычагов раздельного управления проверить положение рычагов на насосах НР-40ВГ, которые должны находиться против делений «0» на лимбах. Рукоятка коррекции ручки ШАГ-ГАЗ должна вра- щаться плавно, без заеданий, с некоторым самоторможением, необходимым для ее удержания при вибрациях вертолета в полете.
61
Установив рычаг раздельного управления одного из двигателей в край- нее нижнее положение, а второго – в крайнее верхнее, следует убедиться в том, что рычаг управления газом первого двигателя находится напротив де- ления «0» на лимбе насоса, а второго – напротив делений 90...105°.
В случае эксплуатации вертолета без замены подвижных элементов управления необходимо периодически проверять отклонения тарелки авто- мата перекоса в продольном и поперечном направлениях по шкалам и нониу- сам, а также отсутствие зазоров в соединениях. Для этого подключают на- земную гидроустановку и основную гидросистему. Плавно перемещая ручку управления и устанавливая ее в крайние положения до упоров, проверяют наклон тарелки автомата перекоса, который должен соответствовать техни- ческим требованиям. Кроме того, проверяют нейтральное положение тарелки при фиксации ручки и агрегата управления в нейтральном положении. Ручка
ШАГ-ГАЗ при этом находится в среднем положении. Зазоры при покачива- нии тяг управления не допускаются. Момент затяжки гаек опор гидроусили- телей должен быть (60+10)Н·м [(6+1)кгс·м].
Сохранение летно-технических характеристик вертолета и безопасность полетов на нем возможны только при правильном регулировании системы управления вертолетом, т. е. при обеспечении требуемого соответствия управляемых элементов конструкции определенным (конкретным) положе- ниям органов управления.
Регулирование производится в случаях замены деталей и агрегатов сис- темы управления, при сборке вертолета, при наличии грубых посадок (вы- полняется проверка правильности регулирования), а также при замечаниях экипажа на управление вертолетом.
1 2 3 4 5 6 7 8
2.15.1.
Предварительная установка корпусов осевых
шарниров втулки несущего винта
Предварительная установка корпусов осевых шарниров втулки несущего винта производится для удобства регулирования управления общим и цикли- ческим шагом несущего винта, а также для устранения значительной тряски вертолета при регулировании несущего винта с работающими двигателями. С этой целью ручки ШАГ-ГАЗ устанавливают в крайнее нижнее положение и замеряют длину вертикальных тяг поворота лопастей, которая должна быть
380 ± 5 мм. Замер ведут между осями отверстий верхней и нижней вилок вер- тикальных тяг.
При несоответствии требуемого размера длины тяги необходимо осла- бить стяжной болт на резьбовом стакане верхней вилки тяги, сдвинуть рези- новые чехлы на стакане нижней вилки и, вращая тягу в нужную сторону, до- биться требуемой длины последней. После окончания регулирования длины вертикальных тяг следует затянуть и законтрить стяжные болты и установить резиновые чехлы на место.
Предварительная установка корпусов осевых
шарниров втулки несущего винта
Предварительная установка корпусов осевых шарниров втулки несущего винта производится для удобства регулирования управления общим и цикли- ческим шагом несущего винта, а также для устранения значительной тряски вертолета при регулировании несущего винта с работающими двигателями. С этой целью ручки ШАГ-ГАЗ устанавливают в крайнее нижнее положение и замеряют длину вертикальных тяг поворота лопастей, которая должна быть
380 ± 5 мм. Замер ведут между осями отверстий верхней и нижней вилок вер- тикальных тяг.
При несоответствии требуемого размера длины тяги необходимо осла- бить стяжной болт на резьбовом стакане верхней вилки тяги, сдвинуть рези- новые чехлы на стакане нижней вилки и, вращая тягу в нужную сторону, до- биться требуемой длины последней. После окончания регулирования длины вертикальных тяг следует затянуть и законтрить стяжные болты и установить резиновые чехлы на место.
62
2.15.2
Регулирование управления общим шагом несущего винта
Регулирование управления общим шагом несущего винта необходимо вести при включенной гидросистеме от наземной гидроустановки и отклю- ченном автопилоте ввиду того, что в цепи управления установлен гидроуси- литель.
Перед регулированием необходимо убедиться, что рукоятки коррекции правой и левой ручек ШАГ-ГАЗ при переводе их в крайние положения дохо- дят до винтов-ограничителей, расположенных на корпусе ручек. При несоот- ветствии крайних положений ручки отрегулировать упоры.
В случае замены подвижных конструктивных элементов (тяг, качалок, направляющих тяг) в цепи управления общим шагом проверяют плавность перемещения ручек ШАГ-ГАЗ на всем диапазоне их хода, а также усилия, возникающие на рычагах при этом. Для этого пучки устанавливают в край- ние нижние положения, от проводки управления отсоединяют гидроусили- тель, включают гидросистему и при нажатии на кнопку фрикциона динамо- метром (крепится на средней части рукоятки коррекции) замеряют усилия на всем диапазоне хода рычага. Усилия не должны превышать 10 Н (1 кгс), в противном случае проверяют подвижные элементы проводки управления на отсутствие в них заеданий и рывков.
Для проверки правильности регулирования управления следует при под- ключенном гидроусилителе и включенной гидросистеме установить ручку
ШАГ-ГАЗ в среднее положение, зафиксировать качалки на агрегате управле- ния штырем и замерить расстояние от упора направляющей ползуна до ниж- него торца ползуна автомата перекоса (среднее положение ползуна), которое должно быть (23,5 ± 0,5) мм. При этом выход штока гидроусилителя должен соответствовать (36 ± 1) мм.
В случае несовпадения отверстий для фиксации на корпусе и качалке аг- регата управления совместить их изменением длин горизонтальных тяг.
Среднее положение ползуна и выхода штока гидроусилителя регулируют изменением длины тяги, соединяющей качалку агрегата управления со ши- ком гидроусилителя и наконечником гидроусилителя. Расфиксировать качал- ки на агрегате управления, установить ручку ШАГ– ГАЗ в крайнее нижнее положение и замерить зазор от упора направляющей до нижнего торца пол- зуна автомата перекоса, который должен быть 0,3... 0,5 мм.
Установить ручку ШАГ-ГАЗ в крайнее верхнее положение. При этом расстояние от нижнего упора направляющей до нижнего торца ползуна должно соответствовать (47 ± 1) мм. Регулирование производить винтом- упором, расположенным на основании ручки ШАГ – ГАЗ. При этом шток гидроусилителя не должен доходить до упора в силовом цилиндре не менее чем на 1 мм. Зазор определяют вычитанием длины хода штока при верхнем положении ручки ШАГ-ГАЗ из размера полного хода штока до упора.
Проверить и при необходимости отрегулировать привод датчика указа- теля общего шага. При нижнем положении ползуна стрелка указателя УШВ-1