ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22.1-2 В изломе: | Поперечные усталостные трещины в головке в виде светлого или темного пятна, возникшие от внутренней или наружной продольной трещины, образовавшейся вследствие недостаточной контактно-усталостной прочности металла, и приведшие к отказу рельса до пропуска гарантийного тоннажа. | Код дефекта: в стыке 22.1 вне стыка 22.2 | |
а | б | ||
а - Вид излома после вскрытия внутренней продольной и поперечной трещин. Источником первоначальной контактно-усталостной внутренней продольной трещины (далее - ВПТ) является вытянутое вдоль рельса в виде строчки-дорожки скопление неметаллических включений (видно на рисунке как светлая линия вдоль рельса в середине ВПТ). Вокруг строчечного скопления неметаллических включений видны характерные кольца контактно-усталостного роста трещины. От края ВПТ развилась поперечная контактно-усталостная трещина, дефект 22.1-2. б - Вид излома после вскрытия трещины контактной усталости, возникшей от поверхности, от одной из неглубоких поверхностных параллельных трещин контактной усталости, которая углубляется по мере своего развития, дефект 11.1-2. От края продольной трещины развилась поперечная контактно-усталостная трещина, дефект 22.1-2. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Началом образования дефекта является возникновение ВПТ от скоплений неметаллических включений, вытянутых при прокатке в виде строчек-дорожек, или продольной трещины от поверхности рельса. Развитие продольной трещины приводит либо к выкрашиванию металла, деф.12.1-2, либо к образованию поперечной трещины (деф. 22.1-2). При своем развитии до размера, превышающего критический (14-16 мм по высоте или 25-30% площади поперечного сечения головки при температуре выше -20°С и от 15% площади поперечного сечения головки при температуре -20°С и ниже) поперечные трещины могут привести к излому всего рельса (дефект 72.1-2). СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр. ультразвуковое дефектоскопирование. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельсы типа Р50 с выявленными в них поперечными трещинами независимо от их размера являются остродефектными (ОДР) и подлежат замене без промедления. Рельсы типов Р65 и Р75 при обнаружении в них при дефектоскопиро-вании поперечных трещин в головке, выходящих за вертикальную ось симметрии рельса или на поверхность рельса, являются остродефектными (ОДР) и подлежат замене без промедления. В том случае, когда внутренняя поперечная трещина не выходит на поверхность рельса, а границы её – за середину головки, рельс также является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления, или рекомендуется перевод рельса из остродефектного в дефектный путём установки на поврежденное место на рельсах типов Р65 и Р75 шестидырных накладок временно на 4 струбцины, а затем на четыре болта так, чтобы середина накладки совмещалась с дефектом. При этом отверстия для двух средних болтов не сверлят во избежание развития дефекта в их сторону. После установки накладок указанным способом поезда пропускаются с установленной скоростью. Шестидырные накладки не допускается устанавливать в том случае, если дефект расположен на расстоянии менее 3 м от сварного шва, менее 2,5 м от торца рельса (конца плети) или если он расположен ближе 12,5 м от уже имеющегося дефекта, взятого в накладки. Дефект, на котором установлены накладки, именуется в дальнейшем как дефект 22.2.Н, а сам рельс считается дефектным (ДР). До замены рельса в звеньевом пути или окончательного восстановления рельсовой плети бесстыкового пути, выполняемых в плановом порядке, дефект 22.2.Н подвергается визуальному контролю и периодическому дефектоскопированию по графику, утвержденному начальником дистанции пути. Если поперечная внутренняя трещина дефекта 22.2.Н в процессе эксплуатации распространилась со стороны рабочей грани головки за ее середину (за вертикальную ось симметрии рельса) или вышла на поверхность рельса, или образовалось выкрашивание, которое препятствует определению размеров трещины, то такой рельс переводят в категорию остродефектных (ОДР) и заменяют без промедления. При преждевременном образовании в рельсе дефекта 22.1-2 в эксплуатационных условиях, отвечающих гарантийным обязательствам, предъявить рекламацию металлургическому комбинату-изготовителю рельсов. |
24.1-2 В изломе: | Поперечные трещины в головке, возникшие от термомеханических повреждений из-за боксования или юза | Код дефекта: в стыке 24.1 вне стыка 24.2 | ||||||||
Вид поверхности катания и поверхности излома. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Дефект образуется вследствие боксования или юза, когда происходит термомеханическое повреждение металла головки рельса, где в поверхност-ных слоях изменяется микроструктура стали – возникает хрупкий белый слой, от которого затем растут поперечные усталостные трещины. Эти поперечные трещины могут привести к хрупкому излому, в особенности при низких температурах (дефект 74.1-2). Поперечные трещины иногда могут образовываться от термомеханического повреждения в результате сильных ударов при проходе колес с ползунами или выщербинами. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр, ультразвуковое дефектоскопирование. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс с обнаруженной поперечной трещиной, дефект 24, является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления. На участке, где прошел подвижной состав с неисправными колесами или где имели место боксование и (или) юз, до плановой замены рельсов необходимо более частое (по утвержденному начальником дистанции пути графику) наблюдение и дефектоскопирование рельсов, даже если никаких внешних признаков повреждения рельсов нет. Следует предъявить претензии и штрафные санкции локомотивным или вагонным депо. В случае невозможности определения конкретного вагонного или локомотивного депо, по вине которого было допущено повреждение рельса, претензии предъявляются соответствующей службе или дирекции железной дороги. |
25.1-2 | Поперечные трещины в головке вследствие ударов по рельсу (инструментом, рельсом о рельс), других механических повреждений. | Код дефекта: в стыке 25.1 вне стыка 25.2 |
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В результате механических повреждений могут образоваться концентраторы напряжений, которые могут служить местами образования трещин. Трещины могут привести к излому рельса (дефект 75.1-2 ). СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр, дефектоскопирование. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс с поперечной трещиной является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления. При погрузочно-разгрузочных работах и эксплуатации рельсов в пути необходимо бережно обращаться с ними, не допуская ударов и повреждений. |
26.3-4 | Поперечные трещины в головке из-за нарушений технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, приведшие к отказу рельса после пропуска гарантийного тоннажа. | Код дефекта: в сварном стыке 26.3 26.4 |
Вид поверхности излома после вскрытия трещины. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Наличие непроваров, неметаллических включений, пор, раковин, трещин в головке рельса в месте сварки из-за нарушения режимов сварки, наличие участков недопустимой микроструктуры из-за нарушения режимов термической обработки сварного стыка. От зародышевого дефекта развивается поперечная усталостная трещина, имеющая светлую поверхность (если трещина не вышла на поверхность рельса) или тёмную поверхность (если трещина вышла на поверхность рельса и подверглась коррозии). При грубых нарушениях технологии сварки наблюдаются хрупкие разрушения. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр. Контроль сварных стыков проводится в соответствии с действующими технологической инструкцией по ультразвуковому контролю сварных стыков рельсов в рельсосварочных предприятиях и в пути, а также правилами контроля стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс с поперечной трещиной в головке в месте сварки является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления. В сварной плети необходимо вырезать участок рельса с трещиной и вварить новую вставку. Проинформировать предприятие, которое произвело сварку рельсов, о факте обнаружения дефекта. |
27.3-4 | Поперечные трещины в головке из-за нарушений технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, приведшие к отказу рельса до пропуска гарантийного тоннажа. | Код дефекта: в сварном стыке 27.3 27.4 |
Вид поверхности излома после вскрытия трещины. Дефект сварки в головке и хрупкая трещина от него. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Наличие непроваров, неметаллических включений, пор, раковин, трещин в головке рельса в месте сварки из-за нарушения режимов сварки, наличие участков недопустимой микроструктуры из-за нарушения режимов термической обработки сварного стыка. От зародышевого дефекта развивается поперечная усталостная трещина, имеющая светлую поверхность (если трещина не вышла на поверхность головки рельса) или тёмную поверхность (если трещина вышла на поверхность головки рельса и подверглась коррозии). При грубых нарушениях технологии сварки наблюдаются хрупкие разрушения. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ
УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс с поперечной трещиной головки в месте сварки является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления. В сварной плети необходимо вырезать участок рельса с трещиной и вварить новую вставку. Предъявить в соответствии с гарантийными обязательствами рекламацию предприятию, которое производило сварку рельсов. |
30.1-2 | Горизонтальные продольные трещины в головке из-за нарушения технологии изготовления рельсов. | Код дефекта: в стыке 30.1 вне стыка 30.2 | |
| После вскрытия трещины | ||
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ При наличии загрязнений стали в виде крупных скоплений неметаллических включений, вытянутых вдоль прокатки, в эксплуатации могут возникнуть горизонтальные продольные трещины на глубине более 8,0 мм различной длины. К образованию таких продольных трещин может также приводить постепенное заглубление продольных трещин, образовавшихся на поверхности рельсов и развивающихся сначала на глубине, меньшей 8,0 мм. При глубине залегания их 8,0 мм и более от поверхности катания они обычно имеют значительную протяженность. Наибольшую опасность представляют поперечные трещины (дефекты 21.1-2, 22.1-2), которые могут образовываться от продольных, и могут привести к поперечному излому рельса (дефекты 71.1-2, 72.1-2). СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр, ультразвуковое дефектоскопирование. При дефектоскопировании необходимо убедиться в отсутствии поперечных трещин. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс с обнаруженной продольной трещиной в головке на глубине более 8,0 мм является остродефектным (ОДР) вне зависимости от длины и зоны расположения трещины по длине рельса, и подлежит замене без промедления. Предъявить в соответствии с гарантийными обязательствами рекламацию металлургическому комбинату-изготовителю рельсов. |
31.1-2 | Вертикальные продольные трещины в головке из-за недостаточной прочности металла | Код дефекта: в стыке 31.1 вне стыка 31.2 | ||
| | | ||
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Вертикальные продольные, часто клинообразные, расширяющиеся кверху, трещины образуются в результате раздавливания головки рельсов под колесами подвижного состава. Этому способствуют излишнее возвышение наружной рельсовой нити в кривой для данного радиуса кривой и скорости движения поездов (тогда трещины возникают на рельсах внутренней нити), недостаточная прочность рельсовой стали и ее пониженное сопротивление смятию (см. также дефект 41.0,2). СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр. Ультразвуковое дефектоскопирование. Особенно тщательно исследовать рельс с уширенной головкой (свыше 85 мм) и наличием продольного желоба. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс с вертикальной продольной трещиной в головке является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления. Необходимо восстановить соответствие между возвышением наружного рельса и реализуемыми скоростями движения поездов в кривой. |