Файл: Понятие административной деятельности полиции, ее роль в осуществлении основных направлений деятельности полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Манёвр силами и средствами в условиях осложнения оперативной обстановки или возникновения чрезвычайных обстоятельств осуществляется по специальному плану.

  1. Контроль за деятельностью полиции.

Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полици

1. Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

2. Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

2. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".

3. Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

4. Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Статья 51. Судебный контроль и надзор

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

  1. Надзор за законностью деятельности полиции.

Статья 52. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.


Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции

Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

При рассмотрении вопроса о контроле и надзоре за деятельностью полиции как способов обеспечения законности и дисциплины необходимо вначале раскрыть эти способы.

Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки, в результате которых выявляется соответствие процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям.

Необходимо отметить, что в управленческой деятельности контроль выступает как самостоятельная функция процесса управления и как один из элементов организации исполнения решения.

В подразделениях полиции основными задачами контроля являются: (1) обеспечение неуклонного выполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность ОВД; (2) обеспечение своевременного и качественного выполнения принимаемых в органах внутренних дел решений; (3) повышение общего уровня организаторской и оперативно-служебной деятельности; (4) своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе;

(5) выявление и внедрение положительного опыта; (6) повышение дисциплины и ответственности сотрудников; (7) содействие правильной оценке и использованию (перемещению) кадров.

В зависимости от органов (должностных лиц), осуществляющих контроль за деятельностью полиции, различают:

(1) государственный контроль, который можно, в свою очередь, подразделить на контроль, проводимый:

(а) органами законодательной и исполнительной власти;

(б) судебными органами;

(в) руководителями подразделений полиции, их организационно-инспекторскими (штабными) и другими аппаратами;

(2) общественный контроль.

Организационными формами контроля со стороны представительных и исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, города (района) за работой ОВД могут быть:



(1) обсуждение отчетов и предложений руководителей подразделений полиции, участковых уполномоченных полиции, отделов (отделений) по делам несовершеннолетних, других служб и подразделений о состоянии общественного порядка на заседаниях законодательных и исполнительных органов;

(2) личные доклады и отчеты руководителей подразделений полиции законодательному (представительному) органу, администрации города (района) по вопросам деятельности органа внутренних дел;

(3) оценка и анализ ежесуточных сводок, поступающих в администрацию из органа внутренних дел.

Контроль судебных органов за административной деятельностью полиции заключается в рассмотрении судьями большого количества материалов (дел) об административных правонарушениях: о мелком хулиганстве; неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции; о нарушении правил дорожного движения, связанном с лишением водителей прав на управление транспортными средствами, и других дел. Районные суды рассматривают также жалобы граждан на действия руководителей и сотрудников российской полиции и принимают по ним решения (производство по жалобам и заявлениям граждан).

Таким образом, рассматривая дела или материалы, жалобы и заявления граждан, протесты прокурора, суд (федеральный, районный, мировой судья) проверяет правомерность принимаемых руководителями и другими сотрудниками подразделения полиции решений, исправляет ошибки и упущения и тем самым активно способствует укреплению законности в деятельности полиции.

Внутриведомственный контроль за соблюдением законности и дисциплины в административной деятельности полиции. Рассмотрим организацию контроля за соблюдением законности со стороны вышестоящих ОВД за нижестоящими.

Контроль и проверка исполнения в подразделениях полиции — неотъемлемая составная часть организаторской работы, важнейшее средство совершенствования их деятельности, укрепления законности и дисциплины и повышения культуры в работе. Они направлены на обеспечение своевременного выполнения задач, стоящих перед полицией.

Контроль и проверки исполнения возлагаются на Организационно-аналитический департамент МВД России, руководителей подразделений центрального аппарата, ГУ МВД России по ФО, министров внутренних дел республик, начальников главных управлений МВД России, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, административным округам г. Москвы, органов МВД России на транспорте и их штабов, а также на подразделениями собственной безопасности территориальных органов МВД России.


Существуют следующие виды контроля со стороны вышестоящих подразделений полиции за нижестоящими:

(1) инспектирование;

(2) контрольные проверки;

(3) комплексные выезды для оказания практической помощи;

(4) целевые выезды по отдельным направлениям оперативнослужебной деятельности, проверке жалоб, заявлений и другим вопросам;

(5) оперативно-зональный контроль;

(6) линейный контроль;

(7) ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности;

(8) заслушивание отчетов руководителей подразделений полиции на заседаниях коллегий ГУ МВД России по ФО и других коллегиях, а также на оперативных совещаниях в главных управлениях (департаментах, управлениях) МВД России, МВД по республикам, главных управлениях (управлениях) МВД России по иным субъектам РФ и других структурах.

Рассмотрим один из основных видов контроля, который наиболее часто используется в указанной деятельности.

Инспектирование — это наиболее сложный и объемный вид внутриведомственного контроля, включающий в себя комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке и оценке состояния оперативно-служебной деятельности подразделений полиции, выработке мер по повышению ее эффективности.

Задачи инспектирования:

(1) проверка соответствия организации деятельности инспектируемых органов требованиям законодательных и иных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, приказов МВД России;

(2) определение соответствия мер, принимаемых подразделениями полиции, складывающейся на обслуживаемых территориях и объектах оперативной обстановке, анализ результатов их деятельности и степени влияния на состояние общественного порядка;

(3) оценка фактического положения дел в инспектируемых подразделениях полиции по всем направлениям их деятельности, роли руководства в управлении имеющимися силами и средствами;

(4) выявление недостатков в деятельности подразделений полиции, а также причин и условий, способствующих их возникновению, разработка мер, направленных на их устранение;

(5) изучение, обобщение и распространение положительного опыта, новых форм и методов работы;

(6) оказание практической помощи в повышении служебной и мобилизационной готовности, совершенствовании оперативно-служебной деятельности, соблюдении законности в работе, улучшении профессиональной подготовки кадров, укреплении служебной дисциплины и внутреннего порядка.


С учетом комплексности данного вида контроля деятельность инспектируемого органа оценивается по следующим основным направлениям:

(1) управленческая деятельность;

(2) служебно-боевая готовность к действиям при чрезвычайных ситуациях;

(3) учетно-регистрационная дисциплина и организация работы с обращениями граждан;

(4) профилактика, выявление, предотвращение, пресечение и раскрытие преступлений;

(5) предварительное следствие, дознание и экспертно-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений;

(6) обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

(7) тыловое и техническое обеспечение;

(8) работа с кадрами, дисциплина и законность.

  1. Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия.

Пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — это законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.

Правовой основой применения:

физической силы являются ст.ст. 18 и 20 Федерального закона РФ «О полиции» и п. 23 Устава патрульно-постовой службы

специальных средств – ст. ст. 18 и 21 Федерального закона РФ «О полиции» и п. 23 Устава патрульно-постовой службы

огнестрельного оружия – ст. 18, части 1 и 3 ст. 23 Федерального закона РФ «О полиции» и п. 23 Устава патрульно-постовой службы

  1. Обжалование неправомерных действий сотрудников полиции. Ответственность сотрудников полиции.

Согласно ст. 53 Федерального закона «О полиции» действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Ответственность сотрудника полиции определена в ст. 33 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», в соответствии с которой сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.