ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 651
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
27
Императорскийпериод (71 г. до н.э. – 476 г. н.э.).
Название этого периода обусловила смена правления в
Риме, теперь во главе государства встал император.
Физическая культура из средств военных баталий пре- вратилась в предмет «заботы» императорской власти и ста- ла носить репрезентативные функции.
Императоры строили громадные купальни, посреди ко- торых размещались площадки для посетителей, где знатные римляне могли танцевать, бегать, бороться, поднимать тя- жести, играть в мяч и настольные игры.
Император Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Но только Доминициану удалось с 86 года возобновить Капитолийские игры.
Для удовлетворения потребностей народа в развлечени- ях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тыс. мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развле- кательных представлений достигала 175 дней в году. Гро- мадные цирковые сооружения и амфитеатры
воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сираку- зах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиато- ров были оттеснены на задний план цирковыми представ- лениями и различными состязаниями.
Для того чтобы сделать народные зрелища разнообраз- ными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где уст- раивались затем всевозможные поединки на воде с участи- ем судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения (в Саламисе), в ходе ко- торых зрители могли полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.
Римская знать, утратившая потребность в военно-физи- ческой подготовке в связи с наличием наемной армии, пре- давалась забавам и развлечениям, которые использовались для достижения своих целей, т.е. в борьбе за власть.
28
Место
спорта в цирковых зрелищах,
атлетических состязаниях и играх
Появившись в царский период, «цирк» особо развился в период республики. Цирковые состязания колесниц, симво- лизировавшие круговое движение планет, обрели новое содержание: стали средствами развлечения знати и разо- рившихся, хлынувших в город народных масс, «античного пролетариата». А потому цель этих зрелищ теперь состояла уже не в том, чтобы оказать магическое воздействие на природу или в состязаниях публично продемонстрировать силу и ловкость, а в том, чтобы завоевать расположение народа.
Цирковые представления стали более жестокими, по- скольку эстетические и этические запросы бездельничаю- щего населения Рима притупились; оно жаждало крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колес- ниц освистывали. Кумирами становились те профессиона- лы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать сим- патии капризной публик
и.
Бои гладиаторов времен республики были намного жес- тче, чем во времена империи. Большинство гладиаторов выбрали этот путь, подчиняясь силе. Это были похищенные жители, военнопленные, осужденные преступники и т.д.
Пополнение гладиаторов обеспечивалось благодаря трем видам наказаний.
1. Осуждение мечом гладиатора. Такого осужденного выставляли против опытного гладиатора. Естественно, что победителем в этих поединках всегда выходил гладиатор, искусный фехтовальщик, опытный, владеющий приемами нападения и защиты боец.
2. Осужденного бросали к диким зверям. В этом случае осужденным давали примитивное оружие, чтобы поединок мог протянуться подольше.
29
3. Согласно приговору, осужденный зачислялся в школу гладиаторов. Эта форма наказания не означала обязатель- ную смерть. После определенного количества боев гладиа- тор освобождался от обязанности участвовать в поединках. В знак этого ему вручался деревянный меч, и
если он был рабом, он получал свободу.
Почему же популярность поединков гладиаторов вы- теснила в период республики театральные и цирковые представления? Поединки оказывали огромное психологи- ческое воздействие на суеверных римлян тем, что в их представлении с помощью чужой пролитой крови они мо- гут покончить с губительной властью покойных. Поединок должен был означать, что народ также привлекается к оп- равданию публичного правосудия над осужденными и мо- шенниками. Захватывающие поединки полностью удовле- творяли массовые потребности той эпохи в развлечениях и зрелищах, а также приучали юношей-римлян безразлично относиться к смерти, не быть чувствительным к человече- ским страданиям.
Судя по описаниям, в императорский период хорошо обученные всадники на колесницах и гладиаторы пользова- лись огромной популярностью. Зрители одаривали
Императорскийпериод (71 г. до н.э. – 476 г. н.э.).
Название этого периода обусловила смена правления в
Риме, теперь во главе государства встал император.
Физическая культура из средств военных баталий пре- вратилась в предмет «заботы» императорской власти и ста- ла носить репрезентативные функции.
Императоры строили громадные купальни, посреди ко- торых размещались площадки для посетителей, где знатные римляне могли танцевать, бегать, бороться, поднимать тя- жести, играть в мяч и настольные игры.
Император Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Но только Доминициану удалось с 86 года возобновить Капитолийские игры.
Для удовлетворения потребностей народа в развлечени- ях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тыс. мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развле- кательных представлений достигала 175 дней в году. Гро- мадные цирковые сооружения и амфитеатры
воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сираку- зах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиато- ров были оттеснены на задний план цирковыми представ- лениями и различными состязаниями.
Для того чтобы сделать народные зрелища разнообраз- ными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где уст- раивались затем всевозможные поединки на воде с участи- ем судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения (в Саламисе), в ходе ко- торых зрители могли полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.
Римская знать, утратившая потребность в военно-физи- ческой подготовке в связи с наличием наемной армии, пре- давалась забавам и развлечениям, которые использовались для достижения своих целей, т.е. в борьбе за власть.
28
Место
спорта в цирковых зрелищах,
атлетических состязаниях и играх
Появившись в царский период, «цирк» особо развился в период республики. Цирковые состязания колесниц, симво- лизировавшие круговое движение планет, обрели новое содержание: стали средствами развлечения знати и разо- рившихся, хлынувших в город народных масс, «античного пролетариата». А потому цель этих зрелищ теперь состояла уже не в том, чтобы оказать магическое воздействие на природу или в состязаниях публично продемонстрировать силу и ловкость, а в том, чтобы завоевать расположение народа.
Цирковые представления стали более жестокими, по- скольку эстетические и этические запросы бездельничаю- щего населения Рима притупились; оно жаждало крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колес- ниц освистывали. Кумирами становились те профессиона- лы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать сим- патии капризной публик
и.
Бои гладиаторов времен республики были намного жес- тче, чем во времена империи. Большинство гладиаторов выбрали этот путь, подчиняясь силе. Это были похищенные жители, военнопленные, осужденные преступники и т.д.
Пополнение гладиаторов обеспечивалось благодаря трем видам наказаний.
1. Осуждение мечом гладиатора. Такого осужденного выставляли против опытного гладиатора. Естественно, что победителем в этих поединках всегда выходил гладиатор, искусный фехтовальщик, опытный, владеющий приемами нападения и защиты боец.
2. Осужденного бросали к диким зверям. В этом случае осужденным давали примитивное оружие, чтобы поединок мог протянуться подольше.
29
3. Согласно приговору, осужденный зачислялся в школу гладиаторов. Эта форма наказания не означала обязатель- ную смерть. После определенного количества боев гладиа- тор освобождался от обязанности участвовать в поединках. В знак этого ему вручался деревянный меч, и
если он был рабом, он получал свободу.
Почему же популярность поединков гладиаторов вы- теснила в период республики театральные и цирковые представления? Поединки оказывали огромное психологи- ческое воздействие на суеверных римлян тем, что в их представлении с помощью чужой пролитой крови они мо- гут покончить с губительной властью покойных. Поединок должен был означать, что народ также привлекается к оп- равданию публичного правосудия над осужденными и мо- шенниками. Захватывающие поединки полностью удовле- творяли массовые потребности той эпохи в развлечениях и зрелищах, а также приучали юношей-римлян безразлично относиться к смерти, не быть чувствительным к человече- ским страданиям.
Судя по описаниям, в императорский период хорошо обученные всадники на колесницах и гладиаторы пользова- лись огромной популярностью. Зрители одаривали