ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 689

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в, при-

знавшая Советскую власть, в Петрограде и Москве начала разрабатывать научные основы системы социалистического физического воспитания.

22 апреля 1918 г. ВЦИК принял декрет «Об обязатель- ном обучении военному искусству», согласно которому было учреждено Главное управление всеобщего военного обучения и формирование резервных частей Красной Ар- мии (всевобуч). В его составе был организован отдел физ- культурного развития и спорта, ведавший физической под- готовкой в частях Красной Армии, на пунктах допризывной подготовки, а также среди гражданского населения.

Военное обучение проходили граждане от 16 до 40 лет. Оно включало в себя и физическую подготовку занятия гимнастикой и различными видами спорта. Военное обуче- ние строилось по 96-часовой программе.

Но для того, чтобы осуществлять физическую подго- товку по программе всевобуча, нужны были специалисты. В связи с этим в Москве в 1918 г. было создано высшее специальное физкультурное заведение
, а в 1919 г. на базе бывших курсов П.Ф. Лесгафта открылся Государственный институт физического образования.

В 1919 г., руководствуясь программой по военному де- лу, было разработано содержание занятий физкультурой с детьми и юношеством. Эти материалы служили основой для составления губернскими отделами народного образо- вания примерных программ.

Программы разрабатывались учителями, инспекторами и инструкторами физкультуры и утверждались губернски- ми научно-методическими советами. Программы значи-
112


тельно отличались по содержанию. Например, в основу программы, разработанной Иркутским ГубОНО (губерн- ский отдел народного образования), была положена соколь- ская система с сохранением ее терминологии. Авторы про- граммы не отказывались от исторического наследия в об- ласти теории и практики физического воспитания, макси- мально используя все лучшее, полезное, что было накопле- но ранее. Материалами при составлении программы служи- ли «Теория и практика, к

урс физического воспитания (Ж. Демени, Ж. Филини), «Физическое воспитание» (В.В. Го- риневский).

В апреле 1919 г. состоялся первый Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготов- ке, который выработал программу развития советского фи- зического воспитания и спортивного движения на военный период.

Охваченная кольцом интервенции Советская Россия не получила приглашения на Олимпийские игры, проходив- шие в 1920 г. в Антверпене. И было решено провести в стране областные соревнования под названием «Среднеази- атская», «Сибирская», «Кавказская» олимпиады. Но из-за необходимости сосредоточить силы против Колчака прове- дение в Москве финалов не состоялось.

В середине 20-х гг. вместе с созданием ликбезов развер- нулось движение за ликвидацию «физкультнеграмотности», которое сопровождалось вовлечением широких масс насе- ления в спортивные секции, разъяснением оздоровительной и воспитательной
роли занятий физическими упражнения- ми.

27 июня 1923 г. был образовал центральный орган управления Высший Совет физической культуры (ВСФК), который учредил свои отделы в республиках, губерниях и городах, решал задачи, связанные с физической культу- рой.

113


Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах
Высший Совет физкультуры ввел на 1923/24 учебные годы всеобщее, обязательное преподавание физкультуры в школах. Но этот процесс шел очень медленно. Такая же картина была и со школьным спортом. Физкультурные кружки были только в школах крупных городов. Такое кри- тическое положение объяснялось экономическими трудно- стями, нехваткой гимнастических залов и специалистов, но самой основной трудностью было отсутствие содержания и методов работы советской физической культуры.

В связи с этим возникло много всевозможных направ- лений в вопросах определения содержания и методов со- циалистической физической культуры.

Выступавшие под знаком центризма детского физиче- ского воспитания видели развитие физической культуры в том, чтобы в школах занимались только благоприятной и полезной