ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 691
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
было издано руководство по гимнастике для сельских школ.
В 1889 г. вышла в свет «Инструкция и программа пре- подавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии». Несмотря на то, что этим документом предусмат- ривались занятия строевыми и военными упражнениями, а также развитие физических качеств, на практике она мало, где применялась.
В общем, в учебных заведениях не было специалистов и материальной базы для проведения занятий физическими упражнениями. Государственные органы не проявляли за- интересованности в улучшении постановки физического воспитания.
Лишь общественные деятели и отдельные педагоги стремились к тому, чтобы улучшить положение дел с физи- ческим воспитанием детей. Они во внеучебное время орга- низовывали детские игры, создавали спортплощадки и кружки для занятий физическими упражнениями. Но и их забота во многом сводилась на нет теми
тяжелейшими ус- ловиями, в которых жила основная масса детей в России.
В начале XX в. наблюдается подъем физического вос-
питания и спорта в учебных заведениях.
В 1904 г. при министерстве народного просвещения создается врачебно-санитарный отдел, в обязанности кото- рого входило наблюдение за физическим состоянием и здо- ровьем детей.
107
В 1908 г. по инициативе военного министра и с участи- ем Николая II в начальных школах вводится обучение во- енному строю и гимнастике. Преподавателями были унтер- офицеры, солдаты, урядники.
В этот период создаются отряды «потешных», где дети обучались военному строю, гимнастическим упражнениям, принятым в армии, военным играм. В течение трех лет (1910 – 1912 гг.) военный министр и Николай II проводили и присутствовали на парадах «потешных». К 1914 г. эти отряды перестали существовать.
В средних учебных заведениях – частных гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах – учились дети дворян, буржуазии, чиновников. Занятия по физическому воспитанию в этих заведениях проводились на более высоком уровне специально обученными педаго- гами. На них отводилось 2 – 3 часа в неделю,.
В 1913 г. вопрос о состоянии физического воспитания в средних учебн
ых заведениях поднимался на заседании в Государственной думе. В результате министр народного просвещения Игнатьев утвердил комиссию по физическому воспитанию в средних школах, которая разработала про- грамму, с учетом занятий спортом и ручным трудом.
В учебных заведениях России не было единой методики преподавания гимнастики. Все зависело от подготовки учи- телей. В большинстве средних учебных заведений занятия строились по методу сокольской гимнастики, в некоторых преобладала шведская или немецкая гимнастика. Выпуск- ники курсов П.Ф. Лесгафта проводили уроки, используя средства и методы, разработанные русским ученым.
Во внеурочное время, по инициативе замечательных рус- ских педагогов Н.С. Филитиса, Н.О. Массалитовой, И.Я. Гер- да, Н.В. Зака, с детьми организовывались экскурсии, сорев- нования, занятия спортом, игры.
К этому периоду относится и создание скаутских отря-
дов, основной задачей которых являлось пополнение рядов
108
офицеров, преданных царю. Педагогами являлись скаут- мастера из Англии. Детей учили заниматься разведкой, по- могать полиции и т.д. Средствами физического воспитания являлись элементы сокольской гимнастики, различные ви- ды спорта и военизированные игры.
С начала XX в. гимнастика, спорт и игры получают рас- пространение среди студентов. Чтобы отвлечь студентов от политической борьбы, разрешено было организовывать спортивные секции. В университетах Петербурга, Москвы, Киева, Томска создаются кружки спорта, гимнастики и игр. В 1911 г. организовываются С.-Петербургская, а в 1914 г. Московская городские спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди учащихся высших учебных заведений.
К началу Первой мировой
В 1889 г. вышла в свет «Инструкция и программа пре- подавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии». Несмотря на то, что этим документом предусмат- ривались занятия строевыми и военными упражнениями, а также развитие физических качеств, на практике она мало, где применялась.
В общем, в учебных заведениях не было специалистов и материальной базы для проведения занятий физическими упражнениями. Государственные органы не проявляли за- интересованности в улучшении постановки физического воспитания.
Лишь общественные деятели и отдельные педагоги стремились к тому, чтобы улучшить положение дел с физи- ческим воспитанием детей. Они во внеучебное время орга- низовывали детские игры, создавали спортплощадки и кружки для занятий физическими упражнениями. Но и их забота во многом сводилась на нет теми
тяжелейшими ус- ловиями, в которых жила основная масса детей в России.
В начале XX в. наблюдается подъем физического вос-
питания и спорта в учебных заведениях.
В 1904 г. при министерстве народного просвещения создается врачебно-санитарный отдел, в обязанности кото- рого входило наблюдение за физическим состоянием и здо- ровьем детей.
107
В 1908 г. по инициативе военного министра и с участи- ем Николая II в начальных школах вводится обучение во- енному строю и гимнастике. Преподавателями были унтер- офицеры, солдаты, урядники.
В этот период создаются отряды «потешных», где дети обучались военному строю, гимнастическим упражнениям, принятым в армии, военным играм. В течение трех лет (1910 – 1912 гг.) военный министр и Николай II проводили и присутствовали на парадах «потешных». К 1914 г. эти отряды перестали существовать.
В средних учебных заведениях – частных гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах – учились дети дворян, буржуазии, чиновников. Занятия по физическому воспитанию в этих заведениях проводились на более высоком уровне специально обученными педаго- гами. На них отводилось 2 – 3 часа в неделю,.
В 1913 г. вопрос о состоянии физического воспитания в средних учебн
ых заведениях поднимался на заседании в Государственной думе. В результате министр народного просвещения Игнатьев утвердил комиссию по физическому воспитанию в средних школах, которая разработала про- грамму, с учетом занятий спортом и ручным трудом.
В учебных заведениях России не было единой методики преподавания гимнастики. Все зависело от подготовки учи- телей. В большинстве средних учебных заведений занятия строились по методу сокольской гимнастики, в некоторых преобладала шведская или немецкая гимнастика. Выпуск- ники курсов П.Ф. Лесгафта проводили уроки, используя средства и методы, разработанные русским ученым.
Во внеурочное время, по инициативе замечательных рус- ских педагогов Н.С. Филитиса, Н.О. Массалитовой, И.Я. Гер- да, Н.В. Зака, с детьми организовывались экскурсии, сорев- нования, занятия спортом, игры.
К этому периоду относится и создание скаутских отря-
дов, основной задачей которых являлось пополнение рядов
108
офицеров, преданных царю. Педагогами являлись скаут- мастера из Англии. Детей учили заниматься разведкой, по- могать полиции и т.д. Средствами физического воспитания являлись элементы сокольской гимнастики, различные ви- ды спорта и военизированные игры.
С начала XX в. гимнастика, спорт и игры получают рас- пространение среди студентов. Чтобы отвлечь студентов от политической борьбы, разрешено было организовывать спортивные секции. В университетах Петербурга, Москвы, Киева, Томска создаются кружки спорта, гимнастики и игр. В 1911 г. организовываются С.-Петербургская, а в 1914 г. Московская городские спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди учащихся высших учебных заведений.
К началу Первой мировой