Файл: Методические рекомендации о мерах по повышению эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для прочих подведомственных организаций (4 группа), во всяком случае, характерны:

- административно- хозяйственная деятельность – деятельность, направленная на обеспечение функционирования подведомственной организации в целом: материально-техническая база, строительство, ремонт, реконструкция помещений, занимаемых организацией, транспортное, медицинское и прочее обслуживание текущей хозяйственной деятельности, обеспечение питания и т.п.;

- финансово – экономическая деятельность – деятельность по управлению финансами подведомственной организации, их распределением, выплат, учет доходов и расходов и т.п.;

-управленческая деятельность – деятельность, направленная на определение приоритетных направлений в работе подведомственной организации, обеспечивающих ее эффективное функционирование в соответствии с ее основными целями и задачи, обеспечение реализации уставных целей, экономическую эффективность, управление внутри корпоративным взаимодействием и т.п. Управленческая деятельность предполагает принятие обязательных для подведомственной организации решений и может влиять на выбор контрагентов по любым договорам, выбор приоритетных направлений при осуществлении хозяйственной деятельности, организацию внутренней структуры подведомственной организации, осуществление персоналом своих должностных обязанностей и т.п.

В зависимости от профиля подведомственной организации в ее деятельности, кроме указанных выше, могут быть выделены другие бизнес-процессы.

В рамках каждого направления деятельности подведомственной организации (бизнес-процесса) возможно выделение точек, в которых возможно совершение коррупционных правонарушений.

Для всех групп подведомственных организаций характерна административно-хозяйственная деятельность. В рамках административно-хозяйственной деятельности возможно выделение следующих подпроцессов:

- закупка материально-технических ресурсов;

- ремонт и обслуживание материально-технических ресурсов;

- транспортное обслуживание;

- строительство, ремонт и реконструкция зданий, сооружений, помещений.

Реализация указанных подпроцессов осуществляется на основе возмездных гражданско-правовых договоров. Таким образом, критическими точками в административно-хозяйственной деятельности организации являются:

- заключение договоров на закупку, ремонт и техническое обслуживание материально-технических ресурсов, например, оргтехники;


- заключение договоров на ремонт, строительство и реконструкцию зданий и помещений;

- заключение договоров на транспортное обслуживание организации.

Возможными для данных подпроцессов коррупционными нарушениями являются:

- заключение договоров с лицами и организациями, являющимися аффилированными по отношению к подведомственной организации;

- заключение договоров с лицами, являющимися родственниками или близкими друзьями сотрудников подведомственной организации, выполняющих управленческие функции;

- получение вознаграждения либо иной материальной выгоды при условии заключения соответствующих договоров.

К числу должностей с повышенным коррупционным риском для административно-хозяйственной деятельности будут относиться:

- руководитель организации;

- главный бухгалтер организации;

- руководитель соответствующего подразделения (руководитель отдела закупок) либо иное лицо, в чьи полномочия входит подготовка и/или заключение соответствующих договоров, а также принятие исполнения по данным договорам (руководитель приемной комиссии при проведении реконструкции, главный инженер и т.п)

Например, в рамках административно-хозяйственной деятельности возможно заключение договора подряда на проведение строительных работ с аффилированным руководителю подведомственной организации контрагентом. При использовании конкурсных процедур, деятельность конкурсной комиссии также обладает повышенным коррупционным риском. Примером может служить признание победителем аукциона (конкурса) предприятия, аффилированного руководителю или члену конкурсной комиссии, или руководителю подведомственной организации.

2. Выявление и урегулирование конфликта интересов


Критическими точками в бизнес-процессах подведомственной организации являются ситуации или действия подведомственной организации, при которых создаются условия для возникновения конфликта интересов.

Выявление конфликта интересов в деятельности подведомственной организации и ее работников является одним из важных способов предупреждения коррупции. Значительной части коррупционных правонарушений предшествует ситуация, когда работник подведомственной организации уже видит возможность извлечь личную выгоду из недолжного исполнения своих обязанностей, но по тем или иным причинам еще не совершил необходимых для этого действий. Если своевременно зафиксировать этот момент и тем или иным образом склонить работника к должному поведению, можно не допустить правонарушения и избежать причинения вреда.

Наиболее важно с точки зрения предупреждения коррупционных правонарушений создание такой организационной структуры, при которой порядок принятия решений, должностные полномочия и сферы влияния сотрудников подведомственной организации не способствуют возникновению противоречия собственных интересов сотрудников с интересами подведомственной организации и, тем самым, сводят к минимуму коррупционные риски.

Особенности нормативного правового регулирования в сфере предотвращения, выявления и урегулирования конфликта интересов в подведомственной организации.

При внедрении в подведомственных организациях мер по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов следует учитывать, что в настоящее время разные определения понятия «конфликт интересов» и процедуры его урегулирования закреплены в целом ряде нормативных правовых актов.

Во-первых, соответствующие нормы содержатся в Федеральном законе Российской Федерации «О противодействии коррупции», а также в принятых в его развитие статьях Трудового кодекса Российской Федерации. Во-вторых, требования по предотвращению и урегулированию конфликта интересов закреплены в ряде федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на регулирование отдельных видов деятельности. При этом и понимание конфликта интересов, и механизмы его регулирования в разных видах деятельности могут существенно различаться. В-третьих, нормативные правовые акты, определяющие правовое положение организаций отдельных организационно-правовых форм, хотя обычно и не содержат прямого упоминания конфликта интересов, но устанавливают чрезвычайно важные, с точки зрения его регулирования, правила совершения сделок с заинтересованностью.


Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» и Трудовой кодекс Российской Федерации

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на государственной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

При этом под личной заинтересованностью государственного служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

В соответствии со статьей 12.4 Федерального закона «О противодействии коррупции», ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, данным Федеральным законом были распространены на работников, замещающих должности:

  1. в государственных корпорациях;

  2. в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;

  3. в иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

  4. в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

На данные категории работников ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции», распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом. Указанные особенности закреплены, прежде всего, в Трудовом Кодексе Российской Федерации, а также в ряде подзаконных нормативных правовых актов.

Что касается работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, то в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2013 г., № 568 «О распространении на
отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» и Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21 июля 2015 г., № 2051 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством культуры Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей» работники подведомственных организаций обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов, а также должны уведомлять в письменной форме работодателя и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. При этом в законодательстве не закреплено отдельное определение понятия «конфликт интересов», применимое к таким организациям.

Организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, рекомендуется принять за основу определение «конфликта интересов», закрепленное в статье 10 Федерального закона «О противодействии коррупции». При этом следует учитывать, что к подведомственным организациям могут одновременно применяться нормативные правовые акты, устанавливающие специальные запреты и ограничения в зависимости от характера деятельности, осуществляемой организацией.

Так, в частности, на подведомственные Министерству культуры организации будут распространяться также положения, регулирующие деятельность некоммерческих организаций.

Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г., № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) не содержит определения «конфликта интересов», однако это понятие в законе используется. Регулированию конфликта интересов в Федеральном законе № 7-ФЗ посвящена статья 27, которая в частности, устанавливает, что заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона № 7-ФЗ лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (заинтересованными лицами), признаются руководитель и заместитель руководителя некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица