Файл: Оценка понимания и факторы успешной работы с информацией в деятельности психолога Психология самооценки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


субъективную (личностную) – на осмысления себя и своей мыслительной работы в процессе этой деятельности.
Интеллектуальная форма рефлексии лучше всего проявляется в продуктивной и хорошо структурированной познавательной деятельности.
Личностная форма рефлексии обращена к самому человеку и наиболее ярко проявляется в его самооценке. По тому, как личность реагирует на проблемно- конфликтую ситуацию, можно оценить процесс порождения защитных или компенсаторных механизмов, которые или стимулируют дальнейшую деятельность, или блокируют ее.
Являясь основой саморегулируемого обучения, рефлексия всегда рассматривалась в отечественной психологии на протяжении всей второй половины XX в. Однако именно сегодня на Западе наблюдается рост статей, посвященных рефлексии, в частности тому, как в эпоху цифровых технологий XXI в. вводить в структуру учебной деятельности педагогику с рефлексивной практикой с обязательным включением этического измерения. Такое переосмысление должно поменять всю концепцию обучения, а рефлексивная практика преподавателей в школе и вузе должна подготовить молодых людей к участию в сложном и динамичном мире, находящемся под сильным влиянием глобализации и революции в цифровых технологиях.
Среди западных работ на данную тему следует отметить концепцию саморегуляции М. Снайдера. В которой самооценка выступает в роли своеобразного дисплея, с помощью которого индивид судит о продуктивности деятельности и об адекватности своего поведения.
Функция такого дисплея – транслировать зарождающиеся внутренние положительные оценки и предупреждать о возможных неблагоприятных для субъекта оценочных реакциях. Задача самооценочного дисплея в одном случае – снижение неблагоприятной для субъекта оценочной активности окружающих, в другом – канализация активности окружающих в благоприятное для самооценки субъекта русло.
Если дисплей ложный, то он рождает фальшивое Я, мешающее человеку понимать, объективно оценивать и перерабатывать собственный опыт и ошибки. В этом случае у человека не только искажается восприятие себя самого, но и деформируется в целом социальная действительность. В результате рождается
«неспособность к поступкам, приносящим чувство истинного самоуважения» и формируется стойкая боязнь негативной самооценки. Вместе с этим возникает перманентное ожидание негативного отношения со стороны значимых людей и всего окружения в целом. Ложные дисплеи создают своеобразную «защиту защит», функция которого – так воздействовать на партнеров по общению, чтобы обезопасить свою самооценку. Происходит своеобразное перепрограммирование другого человека на заранее ожидаемую и подготавливаемую реакцию одобрения, положительную оценку или согласие.
Концепция саморегуляции канадского психолога Снайдера помогает понять и объяснить природу поведения человека с точки зрения того, как он управляет собой и как корректирует свой образ, одновременно наблюдая за собой и окружающими его людьми. В его исследовании изучалась связь между различными параметрами личности, такими как имидж, взгляды, ценности, личностные особенности и самооценка. Оказалось, что у людей с высоким уровнем саморегуляции повышена восприимчивость к социальным ситуациям и ожиданиям. Такие люди, как правило, используют более гибкий формат взаимодействия с социумом для самовыражения, и, как пишет Снайдер, «у них целый калейдоскоп обличий, приспособленных для разных ситуаций, которые зачастую мало или вовсе не связаны с истинными намерениями и взглядами». У людей с низким уровнем саморегуляции статистически значимо снижен интерес к

тому, какое они производят впечатление, как выглядят в глазах других. Такие люди меньше всего обращают внимание на свой имидж, обычно высказывают собственные мнения и соображения вне зависимости от ситуации, поэтому их частное и общественное лицо не противоречат друг другу.
Рефлексия и идентификация – это основные процессы, связанные с формированием самооценки.
Изучение феномена самооценки в западной и отечественной психологии во многом шло параллельно. Системный подход к изучению данной темы, синтез теорий и концепция позволяет давать ответы на актуальные вопросы, такие как формирование самооценки, изменения ее в течении жизни человека, влияние личностных и социальных факторов на ее формирование.
1   2   3   4   5   6   7   8

Задания для самопроверки
1.
Как концепция саморегуляции канадского психолога Снайдера помогает понять и объяснить природу поведения человека. Приведите примеры.
2.
Перечислите психологические эффекты неадекватного реагирования на результаты деятельности людей с чрезмерно заниженной самооценкой.
3.
Перечислите личностные факторы, влияющие на качество самооценки деятельности, и формирование «ложного дисплея».

Приложение 1
Упражнение «Насколько я доволен своей жизнью»
Представьте себе шкалу от 0 до 10, где 0 – самый низкий уровень, а 10 – максимально возможный.
Поставьте галочку на шкале, которая соответствует Вашей внутренней оценке текущего состояния.
Поставьте галочку на шкале, которая соответствует Вашему желанию в этой области.
Например, человек оценивает, что сейчас доволен своим весом на 3 - при этом хотел бы быть довольным на 8 («сбросить килограммов 5 – и все отлично»)
Как я выгляжу, моя внешность
______________________________________________
Насколько я доволен моим весом
____________________________________________
Насколько я успешен в своей профессии______________________________________
Насколько я доволен уровнем заработка/дохода
_______________________________
Насколько я доволен отношениями (любовь)
__________________________________
Насколько я доволен отношениями (дружба)
__________________________________
Насколько я обычно доволен настроением
____________________________________
Не правда ли, во многих областях получился разрыв между тем, что есть сейчас, и тем, чего хотелось бы? Давайте теперь посмотрим, а от чего или от кого зависит переход из текущего состояния в желаемое?

Упражнение
«Насколько я влияю на свою жизнь»
Выберите только один вариант ответа в каждой строке и обведите кружочком.
Область жизни
Кто или что влияет на эту область жизни?
1
2
3
Внешность
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Вес тела
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Развитие в профессии/
Карьера
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Уровень заработка/Дохода
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Отношения с любимым мужчиной/любимой женщиной
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Отношения с друзьями
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Настроение каждый день
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Посмотрите внимательно, в каком столбике у Вас оказалось больше всего выборов:
Столбец 1 - Вы влияете на свою жизнь самостоятельно и готовы брать
ответственность за все, что происходит. Ваш успех зависит от Вас. Вы находите точку опоры внутри себя и часто получаете именно то, что хотите.
Столбец 2 - Вы «отдаете» влияние на СВОЮ жизнь ДРУГИМ людям и ожидаете, что они «все устроят», как Вам нравится. Вы часто раздражаетесь, что люди действуют не так, как Вы от них ожидаете. Вы привыкли обижаться и обвинять других в том, что они недостаточно внимания уделяют Вам, недостаточно заботятся о Вас и решают Ваши проблемы.
Столбец 3 - Вы считаете, что от Вас ничего не зависит, все складывается так,
как складывается, и повлиять ни на что нельзя. Вы часто считаете себя
«жертвой судьбы», стараетесь воспитать в себе смирение и покорность, Вы почти забыли, что такое радость, предвкушение удовольствия, Ваши страхи наступают
Вам на пятки.
Обратите внимание, что такого рода опросники – всего лишь маленькое зеркало
«здесь и сейчас». Это восприятие можно изменить. Так же, как и те области жизни, которые пока далеки от идеала.


Итак, выборы 1 совершают люди, управляющие жизнью и как следствие – вполне ею довольные. Со стороны они выглядят «везунчиками».
Выборы 2 и 3 чаще всего совершают те, кто считает себя «неудачниками».

Психология самооценки
Самооценка как объект
психологического анализа
Глоссарий
«Я-концепция» – это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействия с другими людьми и относительно к себе.
Деятельностный подход в психологии – совокупность теоретико- методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей деятельностного подхода психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешнепрактических ее форм.
Оценочная активность осуществляется на основе эталона и эталонов. Именно они выполняют функции критериев определения правильности или неправильности хода отдельных звеньев деятельности, деятельности в целом, качества полученного результата.
Потребность – вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Принятие – нейтральная эмоция, согласие с существующим положением дел, является базисом для перехода из одной эмоции в другую, создает благоприятную атмосферу. В результате принятия создается естественное, спокойное и
«безоценочное» состояние.
Самооценка – специальная функция самосознания, не сводимая ни к когнитивному, ни к эмоциональному его компонентам. В этом случае самооценка становится критической позицией индивида по отношению к тому, чем он обладает, с точки зрения определенной системы ценностей.
Социально желательные ответы – это склонность или непроизвольное желание представлять себя с наиболее выгодной для себя стороны.

Феномен нереалистического оптимизма – склонность человека считать себя более успешным и менее подверженным воздействию негативных событий, чем окружающие.
Эффект самовозвышения – склонность уделять большее внимание позитивной информации о себе, чем негативной, вне зависимости от того, соответствует она Я- концепции или нет.


Психология самооценки
Развитие самооценочной активности
и самооценочного мышления в
профессиональной деятельности
Глоссарий
Hard skills (с англ. «жесткие навыки») – профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверить.
Например, знание иностранных языков, навыки работы за компьютером, умение управлять автомобилем или самолетом. Они неизменны для конкретной профессии и не зависят от того, в какой компании или в каком коллективе работает человек.
Soft skills (с англ. «мягкие навыки») – универсальные социально- психологические качества, которые не зависят от профессии, но непосредственно влияют на успешность человека. К ним относятся коммуникативные навыки, организованность, способность решать конфликты, умение убеждать, работать в команде, адаптивность. Эти качества могут как зависеть от характера человека, так и формироваться с опытом.
Компетентность – это личностное качество, определяющее способность мотивированно и ответственно применять компетенции для решения широкого круга разнообразных учебных, научно-прикладных, профессиональных, социальных, личностных задач.
Компетенция – это знания, умения, опыт и личностные качества, необходимые для решения теоретических и практических задач.
Метанавыки – это образ мышления, интегральный показатель «твердых» и
«мягких» компетенций, обеспечивающих результативность деятельности человека.
Персональный SWOT-анализ – это методика анализа своей личности по определенным аспектам: Strengths – сильные стороны, Weakness – слабые стороны,
Opportunities – возможности, Threats – угрозы.
«Петля обратной связи» – совокупность взаимосвязанных логических причинно- следственных отношений, которые вызывают усиление или ослабление условий или поведения в рамках коммуникативной системы.
Профессиональная рефлексия – это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе – с существующими о ней представлениями.