Файл: Специальность 030501 Юриспруденция Квалификационная (дипломная) работа Проблемные вопросы исполнения наказаний и мер уголовноправового характера без изоляции от общества.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Была проделана огромная аналитическая работа по изучению зарубежных пенитенциарных систем практически всех европейских государств, с целью приспособления к российской тюремной действительности. При этом исследователи обращали внимание не только на учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, но и на органы управления ими, включая кадровый состав, то есть на всю уголовно-исполнительную систему иностранного государства в целом, рассматривая ее в самом широком смысле.
февраля (12 марта по новому стилю) 1879 года в Министерстве внутренних дел было создано Главное тюремное управление, которое впоследствии в 1895 году было передано в подчинение Министерства юстиции и просуществовало в нем до 1922 года.
В этот период издается ряд законов, определяющих карательную систему государства; устанавливающих виды уголовных наказаний, структуру тюремной системы, а также материальные и социальные условия, льготы и гарантии службы кадрового аппарата.
Для обеспечения реализации целей и задач пенитенциарной системы была создана структура учреждений, имеющих особый правовой статус, включающая в себя: помещения для подвергнутых аресту; арестантские помещения при полиции; тюрьмы губернские, областные и уездные, тюремные замки; исправительные арестантские отделения; тюрьмы для содержания осужденных приговоренных к каторжным работам; пересыльные тюрьмы.
Пенитенциарная система Российского государства просуществовала в таком виде вплоть да Великой Октябрьской революции. После 1917 года народный комиссариат юстиции получил в свое управление все существующие в то время места заключения.
Сначала руководство местами лишения свободы осуществляло «Главное управление местами заключения», а в мае 1918 года было переименованное в «Карательный отдел», в дальнейшем - «Центральный карательный отдел» который, направлял свою основную деятельность на реформирование исправительно-трудового дела и улучшение всей системы управления местами заключения.
В 1918 году были созданы первые сельскохозяйственные колонии. Постановление ВЦИК от 17 мая 1919 года «О лагерях принудительных работ» положило начало созданию во всех губернских городах лагерей, с наполняемостью не менее 300 человек, подчинив их ВЧК и НКВД. Этим же постановлением был регламентирован порядок организации лагерей, и впервые в истории тюремной системы Советской России было определено правовое положение заключенных.
Современная централизованная уголовно-исполнительная система РСФСР ведет свое начало с 25 июля 1922 года. В этот день Совет народных комиссаров принял постановление, а позднее совместное постановление было принято народным комиссариатом юстиции и народным комиссариатом внутренних дел о сосредоточении всех мест заключения под юрисдикцию НКВД, с образованием в его составе Главного управления по руководству местами заключения. На местах создавались губернские или областные управления местами заключения.
Уже к 1923 году в 355 исправительных учреждениях РСФСР содержалось 79 тысяч 947 заключенных, половина из которых были осуждены за кражи, грабежи и разбои. Но развитие уголовно-исполнительной системы не остановилось на данном этапе, и уже в 1924 году ВЦИК утвердил первый исправительно-трудовой кодекс РСФСР.
В процессе дальнейшего реформирования исправительно-трудового законодательства 1 августа 1933 года был принят второй исправительно-трудовой кодекс РСФСР. В то время места лишения свободы представляли собой: исправительно-трудовые лагеря; изоляторы для подследственных; пересыльные пункты; исправительно-трудовые колонии; учреждения для несовершеннолетних; учреждения для больных; колонии массовых работ в отдельных местностях страны (штрафные колонии).
На 1 января 1934 года в лагерях и колониях содержалось 510 тысяч 327 осужденных. Трудом заключенных охватывались многие отрасли экономики: лесозаготовка, добыча золота и цветных металлов, строительство различных объектов в районах Севера и Дальнего востока.
Перед Великой Отечественной войной систему мест лишения свободы возглавляло Главное управление лагерей (ГУЛАГ). В него входили: 53 исправительно-трудовых лагеря, 425 исправительно-трудовых колонии (в том числе 50 колоний для несовершеннолетних), тюрьмы, следственные изоляторы и бюро исправительных работ. На 1 января 1941 года в них в общей сложности содержались 1 млн. 929 тысяч 729 осужденных.
Обсуждение иностранного пенитенциарного опыта с выработкой рекомендаций, еще пока не имеющих общепризнанного значения и во многом обязательного выполнения, происходило в рамках второй серии вплоть до 1950 г., в котором под эгидой Международной уголовной и пенитенциарной комиссии состоялся последний тюремный конгресс в Гааге. Однако, именно в этот период закладывается информационная основа и предопределяется культурно-гуманистическая направленность норм международного пенитенциарного права, формируется и отечественная методика разработки стандартов в области обращения с осужденными.
УК РСФСР 1960 г., помимо контроля в рамках условного осуждения (ст. 44 УК РСФСР) и условно-досрочного освобождения от наказания (ст. 53, 53.2 УК РСФСР), также предусматривал возможность передачи лица на поруки (ст. 52 УК РСФСР) с обязательным установлением испытательного срока. Позднее, в 1977 г., УК РСФСР был дополнен ст. 46.1, регламентирующей применение отсрочки исполнения приговора.
Применение данной меры предоставляло суду возможность обязать лицо возместить причиненный ущерб, трудоустроиться, не менять постоянного места жительства, периодически являться для регистрации в орган внутренних дел и т.д. В течение последующих лет, инспекции исправительных работ претерпевали изменения в связи с передачей их сначала в 1985 году в систему Главного управления по исправительным делам МВД СССР, а затем в 1989 году по причине изъятия Управления по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, и его передачи во вновь созданное Управление профилактической службы МВД СССР, т.е. примерно за 20 лет существования рассматриваемого вида наказания система управления инспекций исправительных работ кардинально изменялась несколько раз.
В 1990 году данная служба вновь была передана в ведомство социальной ресоциализации службы по исправительным делам и социальной реабилитации. С 1993 года в связи с ликвидацией института условного осуждения и условного освобождения на стройки народного хозяйства, инспекции исправительных работ остались единственной службой ОВД, исполняющей уголовные наказания, не связанные с лишением свободы.
Процесс реорганизации в Главное управление исполнения наказаний в 1997 году затронул и инспекции исправительных работ, которые на основании Постановления Правительства РФ от 16.06.1997 г. были преобразованы в уголовно-исполнительные инспекции.
Вместе с тем рецепция европейских моделей обращения с осужденными, осуществляемая посредством международного пенитенциарного сотрудничества, затормаживалась отсутствием законодательного закрепления ряда личных и гражданских прав, медленным действием результатов судебной реформы, незавершенностью отраслевой дифференциации законодательства. При этом подобные ретроспективные особенности отечественной правовой системы характерны и для современной России.
Таким образом, в основе постепенной гармонизации пенитенциарного законодательства России выступает конвенциональная природа устанавливаемых естественных прав человека. Теоретическая оценка роли международных пенитенциарных стандартов в решении известных проблем отечественного «тюремоведения» демонстрирует постепенное становление концепции приоритета прав человека, как универсальной общечеловеческой ценности, выработку необходимых смысловых ориентиров и закрепление исторически апробированных форм обращения с осужденными.
.2 Опыт пенитенциарных органов зарубежных стран и способы его реализации в уголовно-исполнительном праве РФ при исполнении наказания в виде обязательных работ
Начиная с 1970-х годов некоторые государства стали искать пути разрешения данной проблемы, в частности через распространение применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Совет Европы и ООН со своей стороны стали разрабатывать и принимать документы, направленные на внедрение подобной практики во всем мире. В 1981 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы рекомендовала участникам «заменять наказания в виде лишения свободы, предусматривающие непродолжительное содержание под стражей, другими мерами, которые были бы более эффективны и не противоречили принципу наказания».
В 1985 г. на Седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями государства-участники приняли Резолюцию №16, которая акцентировала внимание на сокращении численности заключенных, предпочтении альтернативных мер наказания и социальной реинтеграции правонарушителей. В 1986 г. Комитет министров Совета Европы принял Резолюцию под названием «Некоторые меры, альтернативные тюремному заключению», в которой также рекомендовал правительствам государств-участников вводить различные альтернативные наказания и рассмотреть возможности включения их в национальные уголовные кодексы.
Мы вряд ли также должны слепо копировать зарубежную практику в части порядка назначения обязательных работ (и сходной с ним меры - бесплатных общественных работ при условном осуждении). Как известно, на Западе и в других странах (к примеру, в Испании) бесплатные общественные работы в качестве наказания назначаются лишь с согласия или, во всяком случае, при непротивлении виновного. Иной подход считается противоречащим международным документам, запрещающим принудительный труд.
С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2004 №177 - «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» началось практическое исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ.
Между тем, упомянутый запрет принудительного труда - не абсолютен. Иное не вытекает ни из международных документов, ни из российского законодательства. Запрещая «принудительный и обязательный труд», Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 8) определяет, что данным термином, в частности, не охватывается «какая то ни была работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда. В то же время, по нашему мнению, ст. 19.24 КоАП РФ при ее дополнении могла бы сыграть и более широкую роль административно правового средства обеспечения порядка и условий исполнения некоторых альтернативных санкций, в том числе обязательных работ.
Аналогичный опыт (в частности, опыт использования ареста) есть в отечественном законодательстве. Ст. 40 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. предусматривала «за уклонение от отбывания принудительных работ, неявку на регистрацию, несоблюдение установленных правил, а также недобросовестное исполнение работы» следующие взыскания: перевод на другие работы; незачет в срок небрежно проработанного или самовольно пропущенного времени; арест в дисциплинарном порядке на срок до четырнадцати суток.
Последнее взыскание налагалось губернским (областным) инспектором мест заключения. В современных условиях в соответствии с Конституцией РФ арест и заключение под стражу (независимо от их разновидностей) возможны только в судебном порядке. Вместе с тем право, ходатайствовать об аресте перед судом, должно быть предоставлено уголовно исполнительным инспекциям в пределах их компетенции. Это существенно повысит юридический инструментарий обеспечения обязательных работ, сделает его более гибким, а в конечном итоге будет способствовать сокращению лишения свободы в качестве уголовного наказания.
В этой связи необходимо распространить действие ст. 19.24 КоАП РФ на осужденных без лишения свободы, если они нарушают обязанности, возложенные на них судом в соответствии с федеральным законом. В ч.2 ст. 29 УИК РФ нужно изложить в следующей редакции: «В отношении осужденных, злостно или систематически уклоняющихся от отбывания обязательных работ, инспекция направляет в суд представление о применении к ним мер, предусмотренных ст. 19.24 КоАП РФ»2. Часть 3 ст. 49 УК РФ3 в этой связи необходимо отменить
В случае изменении в ст.19.24 КоАП РФ, она станет применима и к условно осужденным, не выполняющими возложенные на них судом обязанности, во всяком случае, административный арест до 15 суток представляется здесь более действенной и оперативной мерой, нежели призрачная отмена условного осуждения либо продление испытательного срока. Конечно, саму возможность отмены условного осуждения следует сохранить, иначе она потеряет «условный» характер.
Наказание в виде обязательных работ является одним из видов уголовных наказаний, назначаемых судом. В ст.49 УК РФ указано, что обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. При этом судом не устанавливается место работы, конкретный вид работы.