Файл: Специальность 030501 Юриспруденция Квалификационная (дипломная) работа Проблемные вопросы исполнения наказаний и мер уголовноправового характера без изоляции от общества.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так, в США закон об электронном наблюдении был принят в 1968 г. и стала широко практиковаться пробация с интенсивным надзором, однако электронные браслеты стали применять с 1995 г. Они предназначены для контроля условно осужденных или находящихся под домашним арестом, а также отбывших срок за тяжкие преступления. В штате Калифорния вместо браслетов осужденным выдают пейджер, который они обязаны носить с собой.

Программы такой пробации различаются по содержанию. Одни, например, не включают работу с наркоманами или лицами, совершившими половые преступления; другие рассчитаны на работу с лицами, совершившими какое-то одно преступление. Но, несмотря на различия, все они имеют общие характеристики: рассчитаны на небольшие группы лиц, включают надзор, который характеризуется как «более жесткий, чем рутинный», т.е. обычный, а также обязательство осужденного осуществить реституцию (возмещение ущерба) потерпевшему, оплатить стоимость контроля над ним, выполнение определенных общественных работ, периодическое прохождение тестирования на наркотики и др. Следует отметить, что законодательство некоторых штатов в качестве дополнительного условия пробации предусматривает возможность подвергнуть осужденного электронному мониторингу.

сентября 2004 г. подобная система была введена в Великобритании. Специальные устройства носят осужденные, в том числе осужденные за воровство, которые освобождены досрочно, осуждены условно или приговорены к исправительным работам.

Во Франции аналогичное наказание в виде запрещения местопребывания влечет запрещение появляться в некоторых местах, определенных судом. Помимо этого оно включает меры надзора и содействия. Перечень запрещенных мест, так же как и меры надзора и содействия, могут быть изменены судьей по исполнению наказаний при условиях, установленных УПК Франции. Запрещение местопребывания не может превышать 10 лет в случае осуждения за преступление и 5 лет в случае осуждения за проступок. Если запрещение местопребывания сопровождает лишение свободы без отсрочки, оно применяется с начала лишения свободы и его исполнение продолжается в течение срока, установленного приговором, начиная со дня, когда лишение свободы закончилось. Стоит также отметить, что ограничение свободы как вид наказания предусмотрен уголовными кодексами Казахстана, Узбекистана и ряда других стран СНГ.


Зарубежный опыт по обеспечению исполнения наказания в виде ограничения свободы полезен для России. На протяжении нескольких лет в Российской Федерации проводится политика либерализации и гуманизации уголовного законодательства: оценка деяния человека, новый подход к преступнику приводят к уменьшению численности осужденных в местах лишения свободы. Кроме того, стали чаще применяться альтернативные виды наказания, не связанные с лишением свободы. В результате значительное число лиц не попадает под влияние криминальной части осужденных, вследствие чего происходит сокращение профессиональной преступности.

Наказание в виде ограничения свободы было введено в действие после вступления в силу с 1 июля 1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказаний. Таким образом, ранее ограничение свободы являлось основным видом наказания и заключалось в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Согласно, статьи 53 УК РФ ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.

При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

В соответствии с ч.2 этой же статьи УК РФ были определены сроки ограничения свободы, которое назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.



декабря 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. - о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы. Поправки вступили в силу 10 января 2010 г.

Принятие такого закона, по мнению специалистов должно было дать положительное явление в обществе. При большей разновидности видов наказаний у судей появляется возможность использовать индивидуализацию наказания. Эта норма предусматривает ограничения для осужденного по перемещению, месту работы и учебы.

Контроль, за исполнением установленных ограничений возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного. Так в соответствии с ч. 4 ст. 53 УК РФ в период отбывания ограничения свободы надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Осужденный на ограничение свободы не сможет уходить из дома или квартиры в определенное время суток, без уведомления надзорного органа изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы, выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. Осужденный не сможет посещать определенные места, в том числе массовые мероприятия. Суд возлагает на него определенные обязанности: он должен будет от одного до четырех раз в месяц являться для регистрации в орган, осуществляющий надзор.

При этом ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории России.

Суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания, в соответствии с ч. 3 ст. 53 УК РФ может отменить частично или дополнить ранее установленные ограничения. За злостное нарушение обязанностей осужденным ограничение свободы на основании ч. 5 ст. 53 УК РФ может быть, заменено на ее лишение из расчета один день лишения свободы за два дня ее ограничения. За хорошее поведение осужденный может получить благодарность и разрешение уезжать на выходные, праздники и в отпуск.


Таким образом, можно отметить, что Россия действительно встала на путь гуманизации и либерализации уголовного законодательства. Расширенное применение наказания в виде ограничения свободы позволит не только разгрузить тюрьмы и СИЗО, но и внесет существенный вклад в декриминализацию общества. Ограничение свободы может активно применяться в отношении отдельных категорий лиц, например обвиняемых в совершении экономических преступлений и несовершеннолетних, досрочно освобожденных из мест лишения и др.. Очевидно, что первая категория лиц не представляет физической опасности для окружающих, в то время как вторая (несовершеннолетние) требует более квалифицированного правосудия, с тем, чтобы избежать полной криминализации личности.

В Федеральной службе исполнения наказаний полагают, что этот вид наказания спасет от тюрьмы сотни тысяч человек. Ограничение свободы может быть назначено примерно 113 тысячам осужденных ежегодно. Сейчас ограничение свободы как основной вид наказания предусмотрено санкциями 66 статей Уголовного кодекса. Новый закон вводит ограничение свободы как основной вид наказания еще в 21 статью УК РФ и как дополнительный вид наказания в 22 статьи УК РФ. В частности, ограничение свободы может быть назначено за клевету, оскорбление, кражу, мошенничество, присвоение или растрату, за грабеж. За тяжкие преступления ограничение свободы может быть назначено как дополнительное наказание. Однако снижаться численность населения колоний будет постепенно: понадобится время, чтобы судьи стали в полной мере применять ограничение свободы в виде наказания.

Однако, как показывает практика применения данного вида наказания за период 2011 год, уже на начальном этапе исполнения ограничения свободы, она упирается в финансово-технический вопрос, так как для надзора за осужденными предполагается использовать различные технические средства контроля электронные браслеты и аудиовизуальные средства контроля. Кроме того, понадобится выделение дополнительного финансирования на материально-техническое оснащение всех УИИ по России и увеличения штата сотрудников федеральной службы исполнения наказаний.


2. Проблемные аспекты исполнения уголовно-исполнительными инспекциями наказаний без изоляции от общества
.1 Проблемы тюремной системы России при исполнении наказаний не связанных с лишением свободы
Несмотря на реформы, которые уже имели место, пенитенциарная система России продолжает страдать от серьезных проблем. По количеству тюремного населения Россия занимает одно из первых мест в мире и условия содержания также все еще оставляют желать лучшего. В тюрьмах все еще недостаточно мест и они переполнены. Было установлено, что ситуация в тюремной системе России действительно осложнена несоблюдением элементарных человеческих прав, как и во многих других странах.

Эта ситуация в Российской тюремной системе относится не только к вопросам соблюдения прав человека, но и затрагивает вопросы здравоохранения общества в целом. Тысячи осужденных освобождаются из мест лишения свободы каждый год и несут инфекции обратно в общество.

Существует еще другая угроза - ВИЧ-инфекция и СПИД. Тюрьмы становятся местом сосредоточения ВИЧ-инфекции. В результате за пять лет, прошедших с момента вступления в силу УК РФ объем применения наказания в виде лишения свободы, как показывает анализ судебной практики, остается практически неизменным.

По количеству осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в расчете на 100 тыс. населения страны, Российская Федерация находится на третьем месте в мире после США и Китая. (Приложение 2).

Содержание такого большого количества граждан в исправительных учреждениях тяжким бременем ложится на бюджет государства, сдерживает решение многих социальных задач, способствует распространению обычаев и традиций криминальной среды среди населения. Поэтому, еще в 2002 году Президент России в своём послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. вполне обоснованно поставил задачи по гуманизации уголовного законодательства и системы наказаний1.

Вместе с тем, многие вопросы ещё требуют своего решения. Прежде всего, это касается размещения уголовно-исполнительных инспекций, обеспечения их оборудованием и транспортом, подготовки кадров для этих учреждений, выработки соответствующих методик работы с отдельными категориями осужденных, нормативно-правовой базы. Для этого требуется определённая подготовительная работа. Несомненно, что при написании, как УК РФ, так и УИК РФ многие из их составителей исходили из того, что в Кодексах должно быть включено самое передовое и прогрессивное.