Файл: Отчет по производственной практике (педагогической) в Многопрофильном лицее при ЗабГУ.pdf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)
Историко-филологический факультет
Кафедра Истории
ОТЧЕТ
по производственной практике (педагогической) в Многопрофильном лицее при ЗабГУ
(полное наименование организации) обучающегося Комогоров Андрея Викторовича
Курс 4 группа ИСТ-19
Направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль «Историческое образование»
Руководитель практики от вуза старший преподаватель кафедры истории
Мясникова Галина Васильевна
Руководитель практики от предприятия учитель истории и обществознания и
Климова Любовь Юрьевна подпись, печать
г. Чита, 2022 г.
Содержание
Дневник производственной практики (педагогической)
Отчет по производственной практике (педагогической):
Отчет по методике
Отчет по психологии
Отчёт по педагогике
Характеристика от учителя предметника
Приложения:
Календарь педагогической практики;
Список 11А класса;
Расписание 11А класса;
Успеваемость 11А класса за период педагогической практики;
Конспекты уроков по
- истории тема
- обществознанию тема с самоанализом
Сценарий внеклассного мероприятия тема
Выполненное индивидуальное задание их расписываем
- Мероприятие по ВКР
-
Паспорт внеурочного мероприятия по плану воспитательной работы классного руководителя
-
Конспект внеурочного мероприятия по плану воспитательной работы классного руководителя
- Мероприятия по профориентационной работе
Фрагмент Школьного плана воспитательной работы на период
Фрагмент тематического планирования по курсам
История раздел
Обществознание раздел
Фотоматериалы с практики.
Отчёт
по производственной (педагогической) практике
студента группы Ист-19
Комогорова Андрея Викторовича
Краткая справка об образовательном учреждении
Сокращённое наименование организации: Многопрофильный лицей ЗабГУ
Дата создания организации: 30.10.1993
Тип образовательной организации: лицей
Адрес: г. Чита, ул. Кастринская, дом 1
Историческая справка
1
История лицея при ЗабГУ началась, благодаря доктору педагогических наук Т.К.
Клименко. Под её протекцией были собраны первые 26 учеников в центре «Детство» при педагогическом институте им. Н.Г. Чернышевского. После объединения ЗабГГПУ и ЗабГУ было сформировано единое образовательное пространство.
Уже свыше четверти века лицей при большом проценте медалистов поставляет студентов в лучшие ВУЗы России, Ближнего и Дальнего Зарубежья. Сейчас директором лицея является Е.А. Пустовит. В лицее образование проходит под эгидой широкой профилизации на базе 10-11 классов. Существует 5 профилей обучения:
1. Гуманитарный:
А) Социально-гуманитарное направление (на углублённом уровне изучаются русский язык, литература, история, обществознание);
Б) Филологическое (на углублённом уровне изучаются русский язык, литература и иностранные языки);
2. Технологический:
А) Физико-математическое (на углублённом уровне изучаются математика, физика, информатика);
3. Естественно-научный:
А) Химико-биологическое (на углублённом уровне изучаются химия, математика и биология);
4. Социально-экономический профиль (на углублённом уровне изучаются география, экономика, математика).
5. Универсальный профиль (на углублённом уровне изучаются математика, информатика, обществознание).
Само же обучение ведется с 8 класса, то есть начинается ещё на финальных ступенях основного общего образования. Но целенаправленно дети идёт в данное учебное заведение в основном после 9 класса, чтобы подготовиться наилучшим образом к сдаче ЕГЭ.
Существует также ряд ученических организаций: совет лицеистов, НОУ
«Лицеист», волонтёрский отряд «Лайм», информационное сообщество «ЛИС».
1
Информация взята с официального сайта ЗабГУ. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://zabgu.ru/php/page.php?query=licej_zabgu
(дата обращения – 31.10.2022). И с сайта chita.ru [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.chita.ru/text/gorod/2018/10/29/71082068/
(дата обращения – 31.10.2022)
Оплата за год обучения в лицее на данный момент (осень 2022 года) составляет
116608 рублей.
Материально-техническая база
Учитывая, что лицей является структурным подразделением крупнейшего ВУЗа
Забайкальского края – ЗабГУ – делит пополам здание (один из 23 кампусов университета) по ул. Кастринская-1 с Энергетическим факультетом, можно сделать вывод, что учащиеся имеют доступ к современным образовательным технологиям. В ведении лицея находится 33 учебных помещения вместе с одним из спортивных залов университета. К тому же, каждый кабинет снабжен проектором, ноутбуком (всего их 40 в лицее), экраном и колонками для воспроизведения фильмов и презентаций, что позволяет учителям более комфортно следовать одному из центральных принципов в педагогике – принципу наглядности. Сюда же можно отнести наличие принтеров (9 – ч/б и 1 – цветной).
В здании лицея имеются также столовая и спортивный зал, аудитории-гардеробы для классов, медицинское помещение, кабинеты для проведения внеурочных мероприятий, кабинет информатики., архив А библиотека Забайкальского государственного университета является крупнейшей в регионе. Электронно- информационная среда ЗабГУ обеспечивает доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин
(модулей). Библиотека самого лицея насчитывает 1165 экземпляров, из которых 786 – учебники.
Лицей оборудована пожарной сигнализацией, системой видеонаблюдения, системой электронных пропусков.
Каждый год в здании 1972 года проводится косметический ремонт. В 2013 году здесь была проведена перепланировка некоторых кабинетов.
Коллектив педагогов и учащихся
В лицее существует ряд методических объединений: русского языка, литературы и искусств; математики и информатики; естественных наук, физической культуры и
ОБЖ; общественных наук; иностранных языков. Также в школу трудится педагог- психолог. Всего педагогический коллектив лицей при ЗабГУ насчитывает 43 человека
(весь персонал – 60 человек). для учеников 8-11 классов ведут непосредственно крупнейшего ВУЗа Забайкальского края. Заместителями директора по воспитательной работе является А.В. Бакланов, по научно-методической работе С.К. Толстихина, по воспитательной работе Л.З. Матвеева. Часть из них имеют высшие категории и кандидатские степени, то есть занятия
Сейчас всего насчитывается порядка 12 классов (с 8 по 11) учащихся. Более крупные – 10-11 классы, где объединены ученики нередко сразу двух профилей. Здесь обучается в среднем 30 человек. Максимальное число учащихся в лицее – 322 человека на момент учебного года 2017/2018. Число классов в параллели зависит от набора в основном в 10 классе. В 2020/2021 учебном году из лицея выпускалось целых четыре
11 классов, а в этом году уже 3. Соответственно класс формируется либо по профильной системе (тогда классов в параллели будет пять), либо по системе, когда ученики близких профилей (социально-гуманитарный и филологический, например) входят в один класс, но рабочая программа как у учителей, так и у учеников разнится. Например,
ученики-историки (социально-гуманитарный профиль) будут иметь на одно занятие по истории и обществознанию больше, чем филологи, которые будут иметь в свою очередь дополнительные пары по русскому, литературе и иностранным языкам. Такой же алгоритм применим и к учителям-предметникам.
Уроки ведутся в одну (утреннюю) смену. Занятия начинаются, как и в университете, в 8:30. Занятия ведутся парами, что занимается два академических часа
(90 минут) с переменами внутри пары по 5, а между – 10 минут, с получасовым перерывом на обед с 13:35 до 14:05 (после третьей пары). У учащихся 9-11 классов в день может быть до четырех пар: у девятиклассников на четвёртые пары выпадают факультативы по сдаваемым ими предметами. Факультативы у 11-х классов проводятся по некоторым предметам в субботу, которая у 10-х классов занята занятиями по индивидуальным проектам, также факультативами и общеобразовательными предметами.
Действующее положение о лицее утверждено ректором ЗабГУ С.А. Ивановым
(сейчас в отставке) 28.01.2016 года. Изменения вносились приказом ректора ЗабГУ С.А.
Иванова от 17.01.2018 года. Тогда из положения был удалён ряд пунктов о функциях лицея.
Положение состоит из 14 пунктов. Сделаем выборку из некоторых из них:
1. Общие положения
• Лицей – структурное подразделения Забайкальского государственного университета, то есть пользуется теми правами, что и любой субъект-факультет ЗабГУ.
Лицеисты могут принимать участие в культурно-массовых, спортивных и иных мероприятиях, проводимых под эгидой университета, как и в мероприятиях среди школьников города Читы, имеют доступ к другим структурным единицам университета;
• В лицее не допускается деятельность политических партий, общественно- политических и религиозных движений. Таким образом, здесь сохраняется светский принцип образования, а ученики в силу ещё не полной эмансипации не подвергаются влиянию политических партий и религиозных объединений;
• Лицей может быть приказом ректора реорганизован, перепрофилирован, упразднён по решению Ученого совета ЗабГУ. Этот пункт не просто утверждает подчиненность лицея университету, но указывает, в чем конкретно это выражается.
2. Структура подразделения
• Педсовет, собираемый не реже, чем четыре раза в год, может быть собран в формах: совещание, семинар, конференция, круглый стол и др. Это пункт демонстрирует нам, что педсовет, во-первых, может быть разных уровней, раз применяться могут разные формы, во-вторых, может преследовать разные цели по той же причине.
• В лицее существует пять методических объединений, которые могут быть упразднены приказом директора лицея по представлениям заместителей директора, следовательно, в этом пункте прописана автономия лицея от университета и выделяется демократический тип управления государственным учреждением, потому что реорганизуются, упраздняются или создаются МО и другие иные объединения учителей-предметников, родителей, учащихся не по воле директора, а по совету заместителей.
Уроки ведутся в одну (утреннюю) смену. Занятия начинаются, как и в университете, в 8:30. Занятия ведутся парами, что занимается два академических часа
(90 минут) с переменами внутри пары по 5, а между – 10 минут, с получасовым перерывом на обед с 13:35 до 14:05 (после третьей пары). У учащихся 9-11 классов в день может быть до четырех пар: у девятиклассников на четвёртые пары выпадают факультативы по сдаваемым ими предметами. Факультативы у 11-х классов проводятся по некоторым предметам в субботу, которая у 10-х классов занята занятиями по индивидуальным проектам, также факультативами и общеобразовательными предметами.
Действующее положение о лицее утверждено ректором ЗабГУ С.А. Ивановым
(сейчас в отставке) 28.01.2016 года. Изменения вносились приказом ректора ЗабГУ С.А.
Иванова от 17.01.2018 года. Тогда из положения был удалён ряд пунктов о функциях лицея.
Положение состоит из 14 пунктов. Сделаем выборку из некоторых из них:
1. Общие положения
• Лицей – структурное подразделения Забайкальского государственного университета, то есть пользуется теми правами, что и любой субъект-факультет ЗабГУ.
Лицеисты могут принимать участие в культурно-массовых, спортивных и иных мероприятиях, проводимых под эгидой университета, как и в мероприятиях среди школьников города Читы, имеют доступ к другим структурным единицам университета;
• В лицее не допускается деятельность политических партий, общественно- политических и религиозных движений. Таким образом, здесь сохраняется светский принцип образования, а ученики в силу ещё не полной эмансипации не подвергаются влиянию политических партий и религиозных объединений;
• Лицей может быть приказом ректора реорганизован, перепрофилирован, упразднён по решению Ученого совета ЗабГУ. Этот пункт не просто утверждает подчиненность лицея университету, но указывает, в чем конкретно это выражается.
2. Структура подразделения
• Педсовет, собираемый не реже, чем четыре раза в год, может быть собран в формах: совещание, семинар, конференция, круглый стол и др. Это пункт демонстрирует нам, что педсовет, во-первых, может быть разных уровней, раз применяться могут разные формы, во-вторых, может преследовать разные цели по той же причине.
• В лицее существует пять методических объединений, которые могут быть упразднены приказом директора лицея по представлениям заместителей директора, следовательно, в этом пункте прописана автономия лицея от университета и выделяется демократический тип управления государственным учреждением, потому что реорганизуются, упраздняются или создаются МО и другие иные объединения учителей-предметников, родителей, учащихся не по воле директора, а по совету заместителей.
3. Основные функции лицея
• Создание материально-технических условий для современного и качественного проведения образовательной деятельности.
Организация и осуществление образовательной деятельности, соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Здесь хотелось бы отметить, что на многих уроках ученики старших классов лицея не пользуются учебниками, но при этом никогда не возникало сомнения в компетентности учителей. И при этом каждый кабинет оснащён экраном, ноутбуком, колонками и проектором, что предоставляет педагогу, да и ученикам самим простор для творческой деятельности.
4. Организация образовательной деятельности
• Особенностью лицея как одного из передовых учебных заведений среднего звена является то, что в 10 классе ученики сдают переводные экзамены по русскому языку, литературе, математике (в формате ЕГЭ), а также по профильному предмету (по билетам, составленным учителями-предметниками).
• Как было сказано выше режим учебного дня в лицее соответствует оному в
ЗабГУ, следовательно, это накладывает определённые особенности в подготовке преподавателей к урокам. В целом особенность ряда учебников по Всеобщей истории за авторством А.Я. Юдовской таково, что преподать один параграф за 40 минут невозможно физически. Параграфы перегружены информацией. Поэтому применение
УМК А.Я. Юдовской и её соавторов особо прижилось в лицеистской системе обучения, как пример.
5. Руководство подразделением
• Осуществляется через выборный Попечительский совет, набор в который осуществляет из лиц, достигших 25 лет, относящихся любой из следующих категорий:
- Бывшие или действующие члены администрации, учителя ВУЗа и/или лицея;
- Другие лица, ранее участвовавшие ранее в процессе обучения и развития обучающихся Лицея;
- Лица, проучившиеся в Лицее не менее года, кроме исключенных;
- Родители, близкие родственники обучающихся в Лицее не менее двух полных лет;
- Представите общественности и спонсоры.
Этот пункт позволяет нам говорить о Лицее как о демократически управляемом учебном заведении. Таким образом, в лицее при ЗабГУ также можно говорить о соблюдении принципа самоуправления и единоначалия в соответствии с законом «Об образовании».
• Директор Лицея назначается приказом ректора ЗабГУ, что ещё раз указывает на статус структурной единицы лицея, его зависимости от университета.
6. Права администрации лицея
• Администрация лицея может проводить на базе учреждения различные мероприятия, олимпиады, конференции, дни открытых дверей. Это подтверждает статус лицея как одного из передовых среднеобразовательных учреждений города
Читы.
7. Финансирование и хозяйственная деятельность
• Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов лицея являются: внебюджетные средства, переданное учреждению имущество ЗабГУ,
добровольные пожертвования физических и юридических лиц, средства родителей
(законных представителей), доход от интеллектуальной собственности педагогического коллектива и др. Это подчеркивает ещё раз особый статус лицея среди других общеобразовательных учреждений города, зависимость от ЗабГУ вместе с некоторой финансовой самостоятельностью относительно других школ.
8. Взаимодействие
• Помимо постоянно упоминаемой связи лицея с ректором ЗабГУ, приказом которого собственного и утверждено данное положение, существует также тесное взаимодействие администрации лицея с проректоратом университета, его отделом кадров, различными учреждениями культуры, образования, а также государственными учреждениями. Такая разветвленная система существует практически у каждой школы города, но у лицея она гораздо шире, что позволяет обучающимся активно пользовать большим количеством ресурсов, особенно университетских.
Именно эти пункты положения о многопрофильном лицее ЗабГУ кажутся нам наиболее важными, соответственно они и вошли в наш отчёт.
Анализ плана воспитательной работы организации
В связи с осознанием, возникшим в высших эшелонах власти, что последние годы культивирование патриотизма в школах пробуксовывает, многие школы (за неимением статистики не станем абсолютизировать) страны, в том числе и города Чита по понедельникам с начала учебного года 2022/2023 торжественно под гимн стали поднимать флаг вместе с учащимися. В лицее это происходит, например, в 8 утра, что подчеркивает удобство от начала учебных занятий в 8:30. Каждую неделю, как и в других школах, функция подъёма флага переходит от одного класса к другому. Что-то вроде дежурства по школе, что с незапамятных времён существует в отечественных школах. Здесь мы констатируем, что отдельные приказы директоров школ страны, следуя за приказом министра Просвещения РФ, внесли ряд изменений в свои учебные планы, и лицей при ЗабГУ как один из флагманов среднего общего образования в Чите, разумеется, в их числе.
К вышеописанному стоит добавить, что теперь классные часы в школах города
(лицей не исключение) проходят в формате «Разговоров о важном». Эти мероприятия были разработаны совместно Министерством Просвещения РФ и Институтом стратегии развития образования. Они официально включены в план воспитательной работы и проводятся еженедельно. Теперь содержание классных часов не просто стало строго регламентированным (оно носит лишь рекомендательный характер), но и более качественным, так как классному руководителю не надо тратить собственное время на создание дидактических материалов. Причём эти материалы разработаны по новейшему слову педагогической науки – здесь собраны: сценарий, методические материалы, инструкции, инновационные QR-коды, дополнительные материалы, видео, презентации, плакаты и интерактивный элемент.
Здесь стоит только сделать оговорку, что в лицее при ЗабГУ «Разговоры о важном», как и уроки, проходят в формате пар, поэтому проводятся раз в две недели
(по верхней неделе). Следовательно, за период I четверти (сентябрь-октябрь) классными руководителями совместно с учениками было рассмотрено 8 тем
«Разговоров о важном» на 4 парах.
(законных представителей), доход от интеллектуальной собственности педагогического коллектива и др. Это подчеркивает ещё раз особый статус лицея среди других общеобразовательных учреждений города, зависимость от ЗабГУ вместе с некоторой финансовой самостоятельностью относительно других школ.
8. Взаимодействие
• Помимо постоянно упоминаемой связи лицея с ректором ЗабГУ, приказом которого собственного и утверждено данное положение, существует также тесное взаимодействие администрации лицея с проректоратом университета, его отделом кадров, различными учреждениями культуры, образования, а также государственными учреждениями. Такая разветвленная система существует практически у каждой школы города, но у лицея она гораздо шире, что позволяет обучающимся активно пользовать большим количеством ресурсов, особенно университетских.
Именно эти пункты положения о многопрофильном лицее ЗабГУ кажутся нам наиболее важными, соответственно они и вошли в наш отчёт.
Анализ плана воспитательной работы организации
В связи с осознанием, возникшим в высших эшелонах власти, что последние годы культивирование патриотизма в школах пробуксовывает, многие школы (за неимением статистики не станем абсолютизировать) страны, в том числе и города Чита по понедельникам с начала учебного года 2022/2023 торжественно под гимн стали поднимать флаг вместе с учащимися. В лицее это происходит, например, в 8 утра, что подчеркивает удобство от начала учебных занятий в 8:30. Каждую неделю, как и в других школах, функция подъёма флага переходит от одного класса к другому. Что-то вроде дежурства по школе, что с незапамятных времён существует в отечественных школах. Здесь мы констатируем, что отдельные приказы директоров школ страны, следуя за приказом министра Просвещения РФ, внесли ряд изменений в свои учебные планы, и лицей при ЗабГУ как один из флагманов среднего общего образования в Чите, разумеется, в их числе.
К вышеописанному стоит добавить, что теперь классные часы в школах города
(лицей не исключение) проходят в формате «Разговоров о важном». Эти мероприятия были разработаны совместно Министерством Просвещения РФ и Институтом стратегии развития образования. Они официально включены в план воспитательной работы и проводятся еженедельно. Теперь содержание классных часов не просто стало строго регламентированным (оно носит лишь рекомендательный характер), но и более качественным, так как классному руководителю не надо тратить собственное время на создание дидактических материалов. Причём эти материалы разработаны по новейшему слову педагогической науки – здесь собраны: сценарий, методические материалы, инструкции, инновационные QR-коды, дополнительные материалы, видео, презентации, плакаты и интерактивный элемент.
Здесь стоит только сделать оговорку, что в лицее при ЗабГУ «Разговоры о важном», как и уроки, проходят в формате пар, поэтому проводятся раз в две недели
(по верхней неделе). Следовательно, за период I четверти (сентябрь-октябрь) классными руководителями совместно с учениками было рассмотрено 8 тем
«Разговоров о важном» на 4 парах.