Файл: Отчет по производственной практике (педагогической) в Многопрофильном лицее при ЗабГУ.pdf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К тому же сопровождались эти «Разговоры…» иногда торжественными мероприятиями, которые у лицеистов могут проводиться как на базе собственного здания, так и на ул. Бабушкина-129, где расположен один из корпусов ЗабГУ с вместительным актовым залом. Мы, прежде всего, затрагиваем мероприятия, проводимые в I четверти такие, как День знаний (1 сентября) и сопутствующая ему торжественная линейка, День учителя (5 октября) и сопряжённый с ним день самоуправления, когда школьники примеряют на себя роль учителя-предметника, а также День отца (16 октября), в который принято приглашать на классные часы родителей учеников в рамках отчасти профориентационной работы.
Прочие документы образовательной организации
При посещении официальной страницы лицея на сайте Забайкальского государственного университета помимо положения о многопрофильном лицее в разделе «Документы по вопросам организации осуществления образовательной деятельности многопрофильно лицея» входят следующие законодательные акты: основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (8-9 и 10-11 классов соответственно); положение о внешнем виде обучающихся; правила внутреннего распорядка многопрофильного лицея ЗабГУ.
Разумеется, что программы образования составлены в соответствии с ФГОС
ООО и ФГОС СОО второго поколения (программы утверждены и приняты в 2017 году).
Они указывают, каких компетенций в целом и по каждому предмету в отдельности должны достичь ученики в ходе обучения в данном образовательном учреждении.
Также здесь описаны формы взаимодействия между учениками и учителями, описаны особенности каждого из направлений урочной и внеурочной деятельности, особенности формирования ИКТ-компетенций. Также в приложении представлены рабочие программы отдельных учебных предметов.
Положение о внешнем виде учащихся лицея классическое: строгая классическая школьная форма, запрет на ношение свободной формы и аксессуаров и т.д. Здесь же указаны права и обязанности классного руководителя и меры административного воздействия на учеников, не соблюдающих форму.
Правила внутреннего распорядка тоже выполнены классически для учебного заведения: во сколько приходят, уходят ученики, что делать с верхней и спортивной одеждой, где и когда последнюю применять и т.д. Здесь описаны уважительные причины отсутствия, отмечено, что права и обязанности лицеистов должны исполняться при уважении самих лицеистов друг к другу и учителям. Запрещено использование различных мобильных устройств на уроках. А самое главное – прописаны поощрения и наказания учащегося, присутствует пункт о защите его прав.
Заключительные положения содержат информацию, что тексты самих правил внутреннего распорядка хранятся у классных руководителей, что эти правила действуют на территории Лицея. Логично. Следовательно, Многопрофильный лицей при ЗабГУ обладает необходимой для образовательного учреждения документальной базой, что хранится в свободном доступе на официальном сайте университете в надлежащей форме, текст понятен и объективно ёмкий.
Помимо вышеупомянутых документов существует ещё несколько рядов, приписанных к каждому из учебных годов, начиная с 2018/2019. Эти папки выделяются тем, что в них содержатся: календарный учебный график (расписание каникул и
учебных четвертей); недельные учебные планы 8-11 классов, в которых приведён табель недельной занятости учащихся в лицее в соответствии с максимальной допустимой (37 часов в неделю) нагрузкой; штатное расписание для 8-9 и 10-11 классов отдельно; планы работ педагога-психолога и научно-методического совета на год; годовая циклограмма психологического сопровождения учебного процесса посредством классных часов, диагностики адаптации обучающихся к старшей школе.
Анализ паспорта кабинета
Лицей все-таки – структурная единица ЗабГУ, а не типичная для города МБОУ
СОШ, что накладывает некоторые особенности. Специализированного кабинета истории здесь нет, но, разумеется, за определённым классом закреплён кабинет. Если на предыдущей педагогической практике мы говорил о специальном наборе, что перечислен в паспорте, для кабинета истории, то в лицее этот набор собран кабинете заместителя директора по воспитательной работе. О самом классе, где нам приходилось работать стоит ещё раз упомянуть, что он снабжен ноутбуков, проектором, экраном, школьной доской, иными классическими для класса элементами мебели, которые нет смысла перечислять. То, что класс закреплён за каким-то классом. Определяется, благодаря различным стендам, оформленным учениками. Здесь отображена их лицеистская жизнь, в том числе и учебная деятельность.
В кабинете же заместителя директора по воспитательной работе представлен комплект (выдающийся) политических, географических, экономических и других карт по истории России и мира с конца XV до второй половины XX века включительно всего
– (46 штук). Учитывая качество карт и их современный вид в отличие от карт в школах, где нам приходилось проходить практику или работать, можно сделать вывод, что, по крайней мере в этом аспекте, лицей позитивно выделяется, что и должно в принципе быть, среди остальных образовательных учреждений среднего звена в городе.
В данном кабинете собрана коллекция учебников для 8-11 классов по истории и обществознанию, комплект исторических источников по истории России за авторством
АС. Орлова, сборники таблиц и схем по курсам истории России и обществознания, пособия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ за последние лет 15, как минимум. Тем более, здесь собраны атласы по истории с 6 по 11 класс от издательства Дрофа, которые учителя, видимо, используют на уроках вместе с классами и при занятиях-подготовках к ЕГЭ и
ОГЭ. К этому всему добавляется ряд выпусков научно-методического журнала
«Преподавание истории и обществознания в школе» 2010-х годов издания. Сюда ещё можно присовокупить пособия по Отечественной истории, религии разных стран и обществознанию. Здесь хранятся бланки с заданиями по ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, используемые, видимо, как тренировочные шаблоны, а также формуляры контурных карт. Причём УМК в данном кабинете представлены сразу от нескольких изданий при сохранении доминирования учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова по обществознанию и от «Просвещения» по Отечественной истории и Всеобщей истории.
Сюда можно отнести и хранящиеся здесь пособия по развернутому тематическому планированию уроков.
Всё вышеописанное позволяет нам сделать вывод о полной комплектации
Многопрофильного лицея при ЗабГУ с точки зрения наглядного и теоретического преподавания курсов истории и обществознания по ФГОС ООО и СОО. Данный
материал хранится в вышеупомянутом кабинете в двух гарнитурах и составляет не просто базовый набор для преподавания истории и обществознания.
Характеристика учебного процесса
Как неоднократно проходивший практики и уже работающий учитель я могу сказать, что преподавать историю в рамках полутора часов намного удобнее, чем в форме неполного академического часа, как во многих городских школах. Здесь намного проще соблюдать все этапы урока, да и сам материал объясняется не сумбурно, он не разрывается насильно на две части. Но, с другой стороны, если подойти к этому вопросу как ученик, получается, что ваша неделя будет усеяна 3-4 парами в день, а это не совсем одно и то же, что 6 и 8 уроков. Соответственно концентрировать внимание учащихся на данных уроках сложнее. Повезло, если работаете с профильным классом (и то не всегда), но не повезло, как нам, если вы работаете в классе с двумя профилями. Здесь у вас всегда создаётся иллюзорное впечатление, благодаря ученикам, относящимся к историческому направлению, что класс работает, в то время как одиннадцатиклассники-филологи могут явно не понимать, куда они попали.
Ещё, что сразу бросается в глаза, так это проведение профильных занятий
(рассчитаны обычно на половину класса, что логично). Если в среднем класс – 30 человек, то на подобных занятиях присутствует 10-15 человек, что позволяет активировать работу в малых группах, поддерживать высокую интенсивность, используя разные образовательные технологии.
К тому же отличием университетской системы от лицеистской является то, что в
ВУЗе студенты учатся преимущественно 4-5 дней в неделю, в то время как в лицее – 6.
Это накладывает дополнительную усталость на детей, а ведь мы ещё не сказали о домашнем задании. Таким образом, люди платят не только за высокие баллы своих чад на экзаменах, но и за пару-тройку невротических расстройств, возможную потерю мотивации и наслаждения от учёбы. У всего есть свои плюсы и минусы. Но, раз в лицеи идут, значит положительное перекрывает негатив.
А вообще мы высоко оценили систему, созданную учителем, у которого проходили практику: на дом дети получают лекцию с материалами, которые предстоит изучить на последующем уроке, на самом занятии в большой степени касаются более обширного материала, а на дом им задаются более конкретизирующие занятия. Это ещё без учёта того, что на самих уроках рассматривают задания, что встречаются на ОГЭ и
ЕГЭ. Следовательно, весь полученный ещё в лекции фактический материал многократно обрастает кристаллической оболочкой при прохождении последовательно всех описанных этапов.
Анализ расписания уроков
Мы проходили практику в Многопрофильном лицее при ЗабГУ на базе 11А класса, который является профильным социально-гуманитарным классом, учащиеся углублённо изучают русский язык (2 ч.), историю (5 ч.), обществознание (6 ч.), литературу (5 ч.). Лицеисты учатся 6 дней в неделю. Количество пар варьируется от двух до пяти в день. О негативных и позитивных последствиях этого мы развернуто говорили несколько выше. Дело в том, что определенно позитивным здесь является то, что учащиеся лицея сдадут на высокие баллы итоговые экзамены, но такая загруженность учебного процесса вкупе с домашним заданием и дополнительной жизнедеятельностью в и вне учебной организации может привести к ухудшению
Характеристика учебного процесса
Как неоднократно проходивший практики и уже работающий учитель я могу сказать, что преподавать историю в рамках полутора часов намного удобнее, чем в форме неполного академического часа, как во многих городских школах. Здесь намного проще соблюдать все этапы урока, да и сам материал объясняется не сумбурно, он не разрывается насильно на две части. Но, с другой стороны, если подойти к этому вопросу как ученик, получается, что ваша неделя будет усеяна 3-4 парами в день, а это не совсем одно и то же, что 6 и 8 уроков. Соответственно концентрировать внимание учащихся на данных уроках сложнее. Повезло, если работаете с профильным классом (и то не всегда), но не повезло, как нам, если вы работаете в классе с двумя профилями. Здесь у вас всегда создаётся иллюзорное впечатление, благодаря ученикам, относящимся к историческому направлению, что класс работает, в то время как одиннадцатиклассники-филологи могут явно не понимать, куда они попали.
Ещё, что сразу бросается в глаза, так это проведение профильных занятий
(рассчитаны обычно на половину класса, что логично). Если в среднем класс – 30 человек, то на подобных занятиях присутствует 10-15 человек, что позволяет активировать работу в малых группах, поддерживать высокую интенсивность, используя разные образовательные технологии.
К тому же отличием университетской системы от лицеистской является то, что в
ВУЗе студенты учатся преимущественно 4-5 дней в неделю, в то время как в лицее – 6.
Это накладывает дополнительную усталость на детей, а ведь мы ещё не сказали о домашнем задании. Таким образом, люди платят не только за высокие баллы своих чад на экзаменах, но и за пару-тройку невротических расстройств, возможную потерю мотивации и наслаждения от учёбы. У всего есть свои плюсы и минусы. Но, раз в лицеи идут, значит положительное перекрывает негатив.
А вообще мы высоко оценили систему, созданную учителем, у которого проходили практику: на дом дети получают лекцию с материалами, которые предстоит изучить на последующем уроке, на самом занятии в большой степени касаются более обширного материала, а на дом им задаются более конкретизирующие занятия. Это ещё без учёта того, что на самих уроках рассматривают задания, что встречаются на ОГЭ и
ЕГЭ. Следовательно, весь полученный ещё в лекции фактический материал многократно обрастает кристаллической оболочкой при прохождении последовательно всех описанных этапов.
Анализ расписания уроков
Мы проходили практику в Многопрофильном лицее при ЗабГУ на базе 11А класса, который является профильным социально-гуманитарным классом, учащиеся углублённо изучают русский язык (2 ч.), историю (5 ч.), обществознание (6 ч.), литературу (5 ч.). Лицеисты учатся 6 дней в неделю. Количество пар варьируется от двух до пяти в день. О негативных и позитивных последствиях этого мы развернуто говорили несколько выше. Дело в том, что определенно позитивным здесь является то, что учащиеся лицея сдадут на высокие баллы итоговые экзамены, но такая загруженность учебного процесса вкупе с домашним заданием и дополнительной жизнедеятельностью в и вне учебной организации может привести к ухудшению
здоровья, потере мотивации на дальнейших ступенях образования и т.д. Уроки обществознания и истории проводятся в понедельник, вторник, среду, а дополнительные занятия (факультативы) – в субботу.
Анализ УМК
Хотелось бы отметить, что каким-то специализированным УМК учитель, у которого мы проходили практику, не пользовался. Скорее, материалы к урокам были созданы, благодаря опыту педагогической деятельности данного учителя в этом и иных учебных заведениях. Нам же рекомендовали при подготовке к уроку пользоваться учебниками по истории для 10-11 класс под редакцией А.Н. Сахарова. Этим учебником мы пользовались ещё в собственный период обучения в школе в 2017-2019 гг. Так как на своих уроках мы, по сути, повторяли уже пройденный учениками в 6 классе материал, а старый учебник А.Н. Сахарова писан ещё под концентрическую систему преподавания истории, нам приходилось объединять несколько параграфов (до 3-х).
Поэтому здесь видна не столько наша зависимость от УМК, сколько предоставленный просто для творчества. Учитель ведь не должен абсолютизировать учебно- методический комплект. Здесь примечательно, что в рамках домашнего задания ученики также получали лекцию от учителя, составленную, видимо, на основе базовой информации учебника, но с допустимым увеличением объёма для сопоставления история России с историей Западной Европы. Вообще такой подход не нов, он даже воплощён в современном УМК от издательства «Просвещение», где история нашего
Отечества всегда преподается в сопоставлении с историей Запада и Востока.
Мы высоко оцениваем данный учебник в связи с тем, что после каждой главы в нём имеется план семинарского занятия, вопросы для итогового обобщения и тем для докладов. Это расширяет непосредственно инструментарий, которым может пользоваться учитель для закрепления материала, подготовке класса к экзаменам.
Перечень проведенных уроков с краткой аннотацией
1-2) «Феодальная раздробленность» - 19.09.2022. На данном занятии по истории мы коснулись особенностей формирования российской государственности в разных княжествах Домонгольского периода: Новгородская республика, Галицко-Волынское княжества, Владимиро-Суздальское княжество;
3-4) «Русь между Востоком и Западом» - 21.09.2022. На данном занятии по истории мы рассматривали подробно деятельность двух личностей: Даниила Галицкого и Александра Невского – приписываемые им клише-выборы дальнейшего пути развития России;
5-6) «Культура Домонгольской Руси» - 26.09.2022. На данном занятии по истории мы касались развития культуры Древнерусского государства: от языческой к христианской – разбирали наиболее состоятельные достижения культуры того периода, говорили о личностях (Андрей Боголюбский), причастных к этим достижениям;
7-8) «Этнос и этническое» - 26.09.2022. На данном занятии по обществознанию мы рассматривали такие понятия как этнос и этничность, касались исторического развития этнических групп, межэтнических конфликтов;
9-10) «Объединение земель вокруг Москвы» - 03.10.2022 На данном занятии по истории мы говорили о том, какие центры объединения земель Северо-Восточной Руси существовали, какая судьба их постигла, каковы причины победы Москвы;
Анализ УМК
Хотелось бы отметить, что каким-то специализированным УМК учитель, у которого мы проходили практику, не пользовался. Скорее, материалы к урокам были созданы, благодаря опыту педагогической деятельности данного учителя в этом и иных учебных заведениях. Нам же рекомендовали при подготовке к уроку пользоваться учебниками по истории для 10-11 класс под редакцией А.Н. Сахарова. Этим учебником мы пользовались ещё в собственный период обучения в школе в 2017-2019 гг. Так как на своих уроках мы, по сути, повторяли уже пройденный учениками в 6 классе материал, а старый учебник А.Н. Сахарова писан ещё под концентрическую систему преподавания истории, нам приходилось объединять несколько параграфов (до 3-х).
Поэтому здесь видна не столько наша зависимость от УМК, сколько предоставленный просто для творчества. Учитель ведь не должен абсолютизировать учебно- методический комплект. Здесь примечательно, что в рамках домашнего задания ученики также получали лекцию от учителя, составленную, видимо, на основе базовой информации учебника, но с допустимым увеличением объёма для сопоставления история России с историей Западной Европы. Вообще такой подход не нов, он даже воплощён в современном УМК от издательства «Просвещение», где история нашего
Отечества всегда преподается в сопоставлении с историей Запада и Востока.
Мы высоко оцениваем данный учебник в связи с тем, что после каждой главы в нём имеется план семинарского занятия, вопросы для итогового обобщения и тем для докладов. Это расширяет непосредственно инструментарий, которым может пользоваться учитель для закрепления материала, подготовке класса к экзаменам.
Перечень проведенных уроков с краткой аннотацией
1-2) «Феодальная раздробленность» - 19.09.2022. На данном занятии по истории мы коснулись особенностей формирования российской государственности в разных княжествах Домонгольского периода: Новгородская республика, Галицко-Волынское княжества, Владимиро-Суздальское княжество;
3-4) «Русь между Востоком и Западом» - 21.09.2022. На данном занятии по истории мы рассматривали подробно деятельность двух личностей: Даниила Галицкого и Александра Невского – приписываемые им клише-выборы дальнейшего пути развития России;
5-6) «Культура Домонгольской Руси» - 26.09.2022. На данном занятии по истории мы касались развития культуры Древнерусского государства: от языческой к христианской – разбирали наиболее состоятельные достижения культуры того периода, говорили о личностях (Андрей Боголюбский), причастных к этим достижениям;
7-8) «Этнос и этническое» - 26.09.2022. На данном занятии по обществознанию мы рассматривали такие понятия как этнос и этничность, касались исторического развития этнических групп, межэтнических конфликтов;
9-10) «Объединение земель вокруг Москвы» - 03.10.2022 На данном занятии по истории мы говорили о том, какие центры объединения земель Северо-Восточной Руси существовали, какая судьба их постигла, каковы причины победы Москвы;