Файл: Отчет по производственной практике (педагогической) в Многопрофильном лицее при ЗабГУ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но здесь Е.А. Крючкова пишет, что современные рабочие тетради при уже имеющихся недостатках к тому же бывают в основном ещё и монофункциональными, их задания однообразны и вряд ли здесь есть место для творчества. В свою очередь из этой статьи мы ясно видим необходимость реформирования моделей рабочих тетрадей.
Нам бы не хотелось и отрываться от имеющихся УМК и полностью их копировать.
Поэтому за основу (идейную) мы возьмём рабочую тетрадь по истории России А.А.
Данилова и Л.Г. Косулиной от издательства «Просвещение», наиболее популярного, наверное, сейчас.
Итак, XIX век в истории России является своеобразной эпохой поиска самих себя в этом мире. Если в предыдущее столетие свершилась мощнейшая петровская вестернизация, последующее подготовило для нашей страны несколько тяжелейших испытаний, когда речь даже шла о выживании государственности. Расцвет русских науки, культуры, философии относится именно к XIX веку. Это учли при составлении
ФГОС ООО второго поколения, когда свершился переход от концентрической системы к линейной. Это позволило уделить изучению XIX века в истории мира и России целый год в сумме, так что тему народничества школьники теперь изучают в 3-й четверти 9 класса. Но при этом отчасти несправедливо, что всё общественное движение в годы правления Александра II изучается (Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов) теперь 2 часа, в течение которых учителю нужно охватить все его направления. Для сравнения раньше только на изучение народничества выделялось 2 отдельных параграфа, следовательно,
2 часа в 8 классе (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина).
Но дело здесь в другом. Если народничество всё-таки разбирается на уроках истории, то ясное дело, что вопросы историографии, предательства на них не рассматривается. Ниже представленный материал можно применить в качестве домашнего задания для 9 классов, на факультативах для 9-11 классов по истории
России, чтобы расширить кругозор интересующихся школьников или для учеников, сдающих в этот период профильные экзамены.
§20. Радикальное направление общественной мысли при Александре II. Реакция правительства
Задание 1. Укажите, следствием разочарования в какой реформе был рост радикальных настроений в обществе российских разночинцев второй половины XIX века:
А) Судебная реформа – суды оказались недостаточно либеральными;
Б) Крестьянская реформа – крестьянам была дарована воля без земли;
В) Военная реформа – крестьян забирали в армию на слишком долгое время.
Задание 2. Перед вами портреты деятелей радикального движения в России. Все, кроме одного из них, относятся к основоположникам народнических течений.
Соотнесите портреты, с фамилиями, движениями в народничестве, укажите в ответе лишнего деятеля, напишите его фамилию и чем он известен.
А) П.Н. Ткачев
I) Бунтарское
Портрет 1
Б) П.Л. Лавров
II) Заговорщическое
Портрет 2
В) М.А. Бакунин
III) Пропагандистское
Портрет 3
Портрет 4


Ответ:___________________________________________________________________
Задание 3. Подчеркните лишнюю фамилию в данном перечне. В ответе укажите, почему вы сделали такой вывод:
А) А.К. Соловьёв
Б) Д.В. Каракозов
В) А.И. Герцен
Г) С.Н. Халтурин
Задание 4. Соотнесите между собой даты и произошедшие события:
А) 1 марта 1881 года
1) Убийство императора Александра II

Б) 1876 год
2) Покушение В.И. Засулич на Ф.Ф.
Трепова
В) Весна 1874 года
3) «Хождение в народ»
Г) 24 января 1878 года
4) Создание организации «Земля и воля»
Задание 5. Перед вами текст исторического источника последней четверти XIX века
«…Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершенном злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего тогда не говорили! По селам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за лишение их крепостных людей.
В городах – пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно. Рассказы о беспорядках против евреев в Елизаветграде, Киеве и других южных городах усиливали общее беспокойство. Целые два месяца Россия была в каком-то странном смущении и оцепенении; не только руки отпадали от всякого дела, но даже ум и чувства как будто омертвели. Покойного государя любили, обожали освобожденные крестьяне и бывшие дворовые люди; но душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу. Едва ли кто из русских самодержцев был вообще так любим… Всякий русский с чувством от души говорил: Вечная тебе память!»
Опираясь на данный текст и знания по истории России, укажите верные положения из представленных ниже. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Крестьяне были освобождены этим царем в 1856 году;
2) Царь был убит представителями партии «Народная воля»;
3) В тексте говорится об императоре Александре III;
4) Этому императору наследовал Николай II;
5) Участники теракта были казнены весной 1881 года;
6) Совершённый теракт поставил крест на программе конституции М.Т. Лориса-
Меликова.
Ответ:____________________________________________________________________
1   2   3   4   5   6   7

Задание 6. Прочитайте отрывки из стихотворений и письменной ответьте на вопросы.
1. Из стихотворения народника Е.И. Минакова:
Прощай, несчастный мой народ!
Прощайте, добрые друзья!
Мой час настал, палач уж ждёт,
Уже колышется петля...
Умру спокойно, твёрдо я
С горячей верою в груди,
Что в жизни светлая заря
Блеснет народу впереди...

И если прежде не вполне
Тебе на пользу я служил -
Прости, народ, теперь ты мне:
Тебя и искренно любил.
Прости, прости!.. Петля уж жмет,
В глазах темно, хладеет кровь...
Ура! Да здравствует народ,
Свобода, разум и любовь!
2. Из стихотворения народоволки В.Н. Фигнер:
Если, товарищ, на волю ты выйдешь,
Всех, кого любишь, увидишь, обнимешь,
То не забудь мою мать!
Ради всего, что есть в жизни святого,
Чистого, нежного нам дорогого,
Дай обо мне ты ей знать!
Ты ей скажи, что жива я, здорова,
Что не ищу я удела иного
Всем идеалам верна…
Было мне трудно здесь в первое время:
Страшной разлуки тяжелое бремя,
Думала, сломит меня.
Но не сломило: Теперь не бледнею,
Что уж надежды в душе не имею
Мать дорогую обнять…
1. Предположите, что случилось с лирическими героями?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Почему именно такая судьба постигла народников?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Какие ценности имели представители народнического движения, судя по представленным отрывкам?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Задание 7. Многие народники и национальные меньшинства российской империи были осуждены судами на разные сроки каторги. В Забайкалье на Нерчинской каторге в период с 1861 по 1895 гг. побывал 271 человек как мужчины, так и женщины.
Ниже для вас представлено две диаграммы. Основываясь на них, выберите верные утверждения.

1) От деятельности провокаторов, шпионов, предателей пострадало чуть больше четверти революционеров, прошедших Нерчинскую каторгу;
2) Прошения о помиловании и смягчении участи подали чуть меньше шестой части революционеров, посетивших Нерчинскую каторгу;
3) Наименьшую угрозу для народников несли предатели;
4) Всего около 40 прошений о помиловании было подано;
5) Больше десятой части революционеров пострадало от деятельности шпионов;
6) От деятельности шпионов, провокаторов и предателей, вместе взятых пострадало меньше человек, чем подало прошения о помиловании и смягчении наказаний.
Ответ:___________________________________________________________________
Задание 8. Революционная организация «Земля и воля» летом 1879 года раскололась на две организации, представители которых, преследуя в общем-то одну цель, пытались достичь разными средствами. Ваша задача – заполнить ниже представленную таблицу, вставив в неё предложенные фамилии, термины.
Фамилии: С.Л. Перовская, Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, А.И. Желябов
Положения: борьба за политические свободы, отказ от политической борьбы, террор, хождение в народ, установление социализма.
Название:
Название:
Фамилии:
Фамилии:
Цель:
Цель:
Средства:
Средства:
Кто из них убил царя?
9%
62%
29%
ПОСТРАДАЛИ ОТ
Шпион
Предатель
Провокатор
Всего - 65
85%
15%
ПРОШЕНИЯ
Помилование
Смягчение
Всего - 52


Паспорт и конспект внеурочного мероприятия по плану классного руководителя
Внеурочная деятельность – совокупность мероприятий школьников, во время которых решаются вопросы воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Цель – создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Каждый классный руководитель в соответствии с планом, утверждённым директором образовательного учреждения, обязан проводить классные часы раз в неделю. В лицее они проводятся раз в две недели в связи с особенностями организации учебного процесса парами. Так и получается, что за одно занятие ученики лицея проходят две темы.
Описанное ниже занятие было приурочено к дню музыки и балета, что отображено в содержании мероприятия.
Методический паспорт мероприятия «Европейская музыка второй половины
XIX века и дягилевский балет»
1. Цель мероприятия – ознакомить лицеистов с европейской культурой второй половины XIX века, а именно с её музыкальным направлением, показать трагедия русской эмиграции через деятельность Сергея Дягилева.
2. Краткая характеристика формы и содержания – интерактивная аудио-лекция, на занятии рассказывалось о специфике европейской музыки второй половины XIX века, об особенностях развития русского балета вначале XX века.
3. Принципы подготовки внеклассного мероприятия:
• принцип открытости. Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем или учителем-практикантом, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план, какие - то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.
• принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот - растет.
• принцип обратной связи. Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.
4. Этапы подготовки и проведения:


А) Подготовительный – определение темы и названия мероприятия, составление плана сценария;
Б) Коррекционный – корректировка сценария, проверка оборудования
В) Основной – проведение мероприятия, самоанализ:
• актуализация знаний – этап, на котором объясняется важность сегодняшней темы;
• работа с интерактивным материалом посредством презентации;
• рефлексия – подведение итогов, слово классному руководителю, который присутствовал при проведении мероприятия.
5. Информационно-материальные ресурсы: проектор, экран, ноутбук, колонки, интерактивная презентация, информация о развитии европейской и русской культур.
6. Риски при проведении мероприятия – возможно, нужно ещё больше интерактивного элемента; возможно, рассмотрение нами узкой, а не широкой темы, как предполагалась «Разговорами о важном» - недостаток.
7. Предполагаемые результаты:
А) предметные: актуализация знаний по истории культуры (один из самых сложных вопросов ЕГЭ!);
Б) метапредметные: развитие навыка работы с картой, интерпретации информации, развитие понимания связи истории с другими науками, развитие коммуникативных способностей;
В) личностные: продолжение развития эстетических чувств, чувства сопричастности к истории собственной страны, чувства любви к Отечеству.
Технологическая карта образовательного события
Сроки проведения
18.10.2022. С 13:35 до 15:40 (4-я пара)
Участники
Лицеисты 11А класса
Место проведения
Многопрофильный лицей при ЗабГУ
Планируемые образовательные результаты:
А) предметные
Б) метапредметные
В) личностные
А) предметные: актуализация знаний по истории культуры
(один из самых сложных вопросов ЕГЭ!);
Б) метапредметные: развитие навыка работы с картой, интерпретации информации, развитие понимания связи истории с другими науками, развитие коммуникативных способностей;
В) личностные: Продолжение развития эстетических чувств, чувства сопричастности к истории собственной страны, чувства любви к Отечеству.
Оборудование и материалы:
Проектор, экран, ноутбук, колонки, интерактивная презентация, информация о развитии европейской и русской культур.
Роли участников события
А) Подготовительный – пассивная роль школьников, активная
– учителя-практиканта;
Б) Коррекционный – пассивная у учеников, активная у учителя- практиканта;
В) Основной – активная у учеников и учителей: