Файл: Отчет по производственной практике (педагогической) в Многопрофильном лицее при ЗабГУ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11-12) «Статусы и роли» - 03.10.2022. На данном занятии по обществознанию мы говорили о том, что такое статусы и роли, их иерархии и видах;
13-14) «Объединение земель вокруг Москвы» - 05.10.2022. На данном занятии по истории мы продолжали говорить о об объединении земель вокруг Москвы, вплоть до создания единого государства.
Психолого-педагогическая характеристика 11А класса
В 11А классе обучается 31 человек: 8 юношей и 23 девушки. Ученики разного возраста – 2005 и 2006 гг. рождения. Все обучающиеся класс активно участвуют в учебной деятельности. Большинство учащихся мотивированы к учёбе, хотят учиться лучше. Успеваемость в классе – 100%.
Дети ведут активный образ жизни, являются разносторонними личностями: некоторые занимаются танцами, профессионально поют, занимаются спортом участвуют и выигрывают городские и краевые олимпиады по предметам, принимают участие в лицеистском самоуправлении. Тут важно указать, что как структурная единица ЗабГУ лицей имел право принимать участие в спортивных соревнованиях первокурсников. В волейболе верх одержала команда девушек лицея.
Логично, что у детей нет задержек психического развития, воспитываются в полных семьях. Учащиеся давно установили между собой дружеские отношения, открыты для контактов с новыми педагогами. Всегда готовы были в ходе практики прийти к нам на помощь, проявляли любознательность не только на профильных предметах, но и на мероприятиях и экскурсиях.
Учитывая диспропорции в комплектации класса логично, что на уроках истории обществознания больше работают девочки нежели мальчики.
Ведущую роль в организации коллектива на данном этапе играет актив класса, находящий время не только на учёбу, но и участие в различных конкурсах. Именно члены актива украшают свой кабинет. Одна ученица даже является президентом лицея.
Учебная, воспитательная и научная работа в школе и классе
В рамках учебной работы в классе данные лицеисты ведут себя активно: работают на уроках, их письменные и устные ответы зачастую полные и верные. При проверке самостоятельных и творческих работ редкостью были «3». В основном работы выполнены очень качественно. В рамках школы стоит указать, что лицеисты участвуют не только в своих олимпиадах, но и выходят дальше на край и город.
Вот с воспитательной работой в классе могут проблемы, потому что не всегда ученики считают своим долгом посетить классные часы, которые, правда, и идут четвёртой парой, но всё же. Но при этом они участвуют во всех воспитательных мероприятиях в рамках школы. Эти мероприятия описаны выше.
11 класс – активный этап также и для научной деятельности. Весной выпускникам придёт время защитить свои индивидуальные проекты, но и без этого в рамках лицей действует НОУ «Лицеист», президентом которого является также учащаяся 11А класса. «Лицеист» позволяет участвовать учащимся в проектной деятельности, конференциях, конкурсах разного уровня, всероссийских онлайн- олимпиадах, образовательных поездках за границу. Все достижения в оцифрованном варианте хранятся на страничке Многопрофильного лицея на сайте ЗабГУ.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)
Историко-филологический факультет
Кафедра Истории
ОТЧЕТ
по производственной практике (педагогической) в Многопрофильном лицее при ЗабГУ
(полное наименование организации)
Психологическая часть обучающегося Комогоров Андрея Викторовича
Курс 4 группа ИСТ-19
Направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль «Историческое образование»
Руководитель практики от кафедры педагогики кандидат психологических наук, доцент, и.о. декана психолого-педагогического факультета
Гольберт Евгения Владимировна
Руководитель практики от предприятия учитель истории и обществознания и
Климова Любовь Юрьевна подпись, печать
г. Чита, 2022

Введение
Производственную (педагогическую) практику мы проходили с 12 сентября по 7 ноября 2022 года. Весной мы проходили такую же практику, но в другом образовательном учреждении города Чита. Тогда мы посетили МБОУ СОШ №1, сейчас же совместно с одногруппником М.А. Горчаковым оказались в Многопрофильном лицее при ЗабГУ, что расположен по адресу: ул. Кастринская 1.
Первая неделя практики традиционно была пассивной, последняя – неделей оформления отчётной документации. На преподавание дисциплин история и обществознание в нашем распоряжении оказалось 6 недель. Стоит отметить, что мы проходили практику не на классах средней школы, а на базе 11 классов лицея.
Новшеством для нас было ведение уроков, во-первых, по 45 минут, во-вторых, парами. Работали мы с профильным социально-гуманитарным классов и в основном повторяли материал, изученный ранее в основной общей школе.
Основная часть
Перед прохождением практики нам были поставлены задачи от преподавателей методики, педагогики и психологии. В этом фрагменте отчёта перед вашими глазами выполненное задание по психологии. Оно заключалось в проведении ряда психологических тестов: по методикам Филлипса, Шварцлендера и «Как у тебя с самооценкой» для 11 классов. Тест по методике Филлипса включал в себя 58 вопросов, опросник по самооценке – 15, а тест Шварцлендера призван был помочь сопоставить уровень притязаний с уровнем достижений. То есть каждый из тестов касался такой важной составляющей для учебного процесса и успеха в нём как самооценка.
Непосредственно в свободное от основных учебных занятий время нам удалось провести все эти тесты непосредственно, так что результаты вы можете видеть ниже.
Мы проходили тесты не со всем классом, а лишь с лицеистами-филологами из-за загруженности учебного процесса. Пройдёмся по всем тесам в порядке, указанном преподавателем в выданном задании:
А) Тест по методике Филлипса;
Б) Тест по методике Шварцлендера;
В) Тест «Как у тебя с самооценкой?»
Тест по методике Филлипса

ФИО ученика
«%» неправильных ответов
Уровень
1
Губина Валерия
25,9
Низкий уровень тревожности
2
Жеребцов Никита
15,6
Низкий уровень тревожности
3
Мирошникова Кристина
86,3
Высокий уровень тревожности


4
Переломова Ульяна
20,7
Низкий уровень тревожности
5
Потоцкий Богдан
58,3
Повышенный уровень тревожности
6
Размахнина Таисия
48
Низкий уровень тревожности
7
Романова Анастасия
30
Низкий уровень тревожности
8
Скорнякова Наталия
22,5
Низкий уровень тревожности
9
Снапко Мария
50
Повышенный уровень тревожности
10 Сорокина Мария
47
Низкий уровень тревожности
11 Субботина Арина
44,9
Низкий уровень тревожности
12 Третьякова Ярослава
44,9
Низкий уровень тревожности
13 Шалонникова Анастасия
45
Низкий уровень тревожности
14 Шнырева Ольга
19
Низкий уровень тревожности
15 Щапова Елизавета
65,6
Повышенный уровень тревожности
Здесь стоит отметить, что непосредственно тест по методике Филлипса достаточно объёмен. Как было выше сказано, он включает в себя 58 вопросов, что занимает существенную часть времени для его прохождения. Но такое количество вопросов необходимо, чтобы наиболее объективно выявить уровень тревожности конкретного ученика. Ведь при меньшем количестве вопросов может сложиться ложное представление в связи со случайным ответом опрашиваемого, а вот подобное количество как раз-таки может помочь сложить ответы в целом в систему.
Касательно критериев оценивания. Если количество несовпадений ответов
(третья колонка) учащихся с правильными достигнет 50%, то можно говорить о повышенном уровне тревожности, а при 75% и более – о высоком уровне тревожности.
Положительным считается результат, если у опрашиваемого неправильных ответов меньше 50%. Ниже представлена диаграмма с занесёнными в неё данными.

Их данных, отображённых в диаграмме, ясно видно, что меньшее количество респондентов испытывало волнения из-за возможной фрустрации достижения успеха
(у 14 опрошенных несовпадений в ответах с правильными меньше 50%), что говорит о достаточно низком уровне притязаний непосредственно этой группы опрошенных.
Далее мы видим, что, наоборот, самым волнительным сюжетом оказались страх ситуации проверки знаний (у 9 опрошенных более 50% несовпадений) и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Из этого можно сделать два промежуточных вывода: система воспитания, обучения и развития, в которой находятся ученики, видимо, предполагает (скорее неосознанно) строгое выполнение заданий в ущерб творческому аспекту, постоянных самостоятельных, контрольных, тестов, ВПР и тому подобного (и это печальное извести заставляет нас вспомнить слова кандидата педагогических наук Ш.А. Амонашвили: «Мы готовим детей не к жизни, а к сдаче
ЕГЭ»); во-вторых, мы должны констатировать зависимость учеников от общественного мнения. Наше образование во многом ещё зиждется на воспитании через коллектив, соответственно и сам человек существо биосоциальное, общественное, поэтому нормально, что он боится осуждения со стороны других. Главное, что это не доходило до фанатизма, ведь стать рабом серой массы так же ужасно, как и быть ярым нигилистом.
Но если мы будет рассматривать статистику в целом, то увидим, что большая часть подгруппы как раз-таки мало подвержена стрессу, особенно низки: общий уровень тревожности в школе, само общее количество несовпадений, переживания социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха. Это говорит о том,
Общее число несовпаде ний
Общая тревожнос ть в школе
Пережива ние социально го стресса
Фрустраци я потребнос ти в достижен ии успеха
Страх самовыра жения
Страх ситуации проверки знаний
Страх не соответств овать ожидания м окружающ их
Низкая физиологи ческая сопротивл яемость стрессу
Проблемы и страхи в отношени ях с учителями
Ниже 50%
11 10 11 14 8
6 6
7 8
Более 50%
3 3
4 0
4 8
6 4
6
Свыше 75%
1 2
0 1
3 1
3 4
1 0
2 4
6 8
10 12 14 16
Результаты теста по методике Филлипса
Ниже 50%
Более 50%
Свыше 75%

что ученики являются выходцами, как минимум, из верхушки среднего класса, многие их потребности удовлетворены на данном этапе, соответственно риск стресса не такой высокий, хотя везде имеются свои исключения. К тому же, сам статус лицея обязывает к тому, что здесь уделяется большее внимание к потребностям (образовательным и социальным, творческим т.д.) учащихся.
Негативным фактором является то, что один из учеников практически по всем категориям набрал более 75% несоответствий, исключая категорию социального стресса. Исходя из опыта практики, мы бы не сказали, что ребёнок обделён общением в классе, является «белой вороной». Творческие его способности мы могли оценить сами – ученик хорошо рисует. Только вопрос: занята ли голова учёбой или другими проблемами? В рамках одной четверти на этот вопрос ответить сложно. Но мы фиксируем негативную тенденцию как таковую.
1   2   3   4   5   6   7

Тест по методике Шварцлендера
Данный несложный тест нужен для определения уровня притязаний учащихся и его соотношения с реальным уровнем достижений. Респондентам предоставляется 4 бланка, в которых имеется две графы: уровень притязаний, уровень достижений.
Первой заполняют графу УП (пишут прогнозируемое количество плюсов, которые смогут начертить за 10 секунд). А графу УД уже заполняют постфактум.
Проводя различного рода тесты, мы также должны учитывать время, в которое даём их выполнять. Следующий тест был предоставлен ученикам на 4 паре (прихоти свободного времени), и многие ученики уже тогда сильно устали. Но результаты следующие:

ФИО ученика
Балл
Уровень
1
Губина Валерия
0,6
Низкий
2
Жеребцов Никита
1
Умеренный
3
Мирошникова Кристина
-0,6
Низкий
4
Переломова Ульяна
1
Низкий
5
Потоцкий Богдан
-3,3
Нереально низкий
6
Размахнина Таисия
0,3
Низкий
7
Романова Анастасия
-1
Низкий
8
Скорнякова Наталия
0,3
Низкий
9
Снапко Маря н
-
10 Сорокина Мария
1
Низкий
11 Субботина Арина
-0.3
Низкий
12 Третьякова Ярослава н
-
13 Шалонникова Анастасия
-0,3
Низкий
14 Шнырева Ольга
-2
Нереально низкий
15 Щапова Елизавета н
-
Из приведённых ниже результатов можно сделать не самый лучший вывод.
Подгруппа филологов 11а класса выделяется тем, что у 11 респондентов выявлен в результате проведённого по методике Шварцлендера теста низкий и нереально низкий
уровень притязаний. Когда мы претендуем на малое? Когда находимся в зоне комфорта и жизнь нас во многом устраивает, не заставляет спешить, работать наш мозг стремительнее. У нас ведь и так есть всё, а если и не всё, то многое. Я считаю данный результат для учеников лицея (ведущего общеобразовательного учреждения в городе
Чите) нормальными. К тому же здесь нужно брать в расчёт фактор усталости, так как сам тест проводился на 4 паре после достаточно тяжёлых занятий.
Стоит отметить, что умеренный уровень притязаний выявлен у Жеребцова
Никиты. Если мы суммируем непосредственно результаты прошлого теста, где уровень тревожности Никиты так ни разу и не превысил 50% с нынешним результатом, то увидим если не даровитого ученик, но уверенного в себе, спокойно относящегося к делу юношу. Также мы бы хотели включить сюда информацию о том, что этот ученик в принципе легко идёт на контакт с учителями-практикантами старается им помочь в момент прохождения практики, много времени проводит совместно им помочь во внеклассной деятельности с учениками подгруппы историков, участвует во всех мероприятиях, проводимых только для последних.
Более всего по результатам данного теста мы обеспокоились тем, какие притязания есть у двух учеников: Ольги Шнырёвой и Богдана Потоцкого. Это ведь крайне низкий уровень притязаний. Особой тяги к таким предметам как история и обществознание у этих учеников обнаружено не было. Хотя О. Шнырёва не была замечена в намеренных прогулах, нарушении дисциплины, всегда выполняла домашнее задание Девушка достаточно способная. Б. Потоцкому наоборот на уроках интересны лишь разговоры с одноклассниками, а как личность он на само деле высокоразвит – участник всероссийских танцевальных конкурсов, как мы понял со слов классного руководителя.
Правда, со слов руководителя, многие из филологов – ребята талантливые: поющие, танцующие, много где участвующие. Но во многом безразличные к нашим профильным предметам.
Тест «Как у тебя с самооценкой?»
Данный тест разработан как раз для учеников 10-11 классов для диагностирования самооценки учащихся. Говорят о влиянии самооценки на нашу жизнь много и давно. Проблема в том, что мало у кого получается действительно объективно себя оценить: обычно мы сталкиваемся с двумя гранями одной фигуры – низкая самооценка и запирательство на уроках; высокая оценка и отсутствие во многом реальных положительных результатов даже на фоне активной урочной и внеурочной деятельности учащегося. Нормально, когда наша самооценка чуть завышена, это помогает в достижении новых высот, ведь такие люди не могут просто сдаться и уйти, но и загонять себя ради достижения далёкого результата не будут.
Итак, какие же результаты мы получили в этот раз:

ФИО ученика
Балл
Самооценка
1
Губина Валерия
20
Адекватная
2
Жеребцов Никита
30
Адекватная
3
Мирошникова Кристина
45
Низкая
4
Переломова Ульяна
30
Адекватная