Файл: Отчет по производственной практике (педагогической) в Многопрофильном лицее при ЗабГУ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   2   3   4   5   6   7

Сценарий внеклассного мероприятия «Европейская музыка второй половины
XIX века и дягилевский балет»
Здравствуйте, дорогие одиннадцатиклассники. Сегодня предмет нашего разговора составит такое направление в искусстве как музыка. Но для начала стоит указать, что ваш классный руководитель попросил в самом начале нашего мероприятия исполнить совместно гимн нашей страны, который по праву признан одним из самых лучших в мире.
К последней четверти XIX века мы можем говорить с вами о формировании в своих современных во многом границах таким национальных государств как Германия и Италия. У этих государств был тяжёлый путь, сопряжённый с национально- освободительными войнами против угнетателей, которым наследственная от феодализма раздробленность была на руку. Искусство не возникает на пустом месте.
Так и музыка стала отражением борьбы за объединение.
Задание классу: обратите внимание на карту. Она интерактивная. Можете выбрать одну из стран, к музыке которой мы перейдём.
Работа с картой в презентации.
Итальянская опера давно пленяла слушателей по всей Европе. Можно здесь даже вспомнить «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, где в одном из своих снова Вера
Павловна попадает в объятия певицы Бозио. О ней также писали Н. Некрасов и О.
Мандельштам. И вот Рисорджименто придало опере ещё больше красок. Возник так называемый Веризм, что в переводе значило истинный / правдивый.
Наверняка вы слышали вне контекста отрывок из произведения Жоржа Бизе
«Кармен». В работах Бизе наиболее ярко видна итальянская народность, мелодизм её творчества и искренность самого автора.
Работа с иллюстрациями и музыкой внутри презентации.
Наряду с Бизе в тот период времени творили Джакомо Пуччини и Джузеппе
Верди. Отрывки из их произведений «Мадам Баттерфляй» и «Аида» ярче всего иллюстрируют живость итальянской нации, её южный темперамент, постоянную подвижность, жизнерадостность.
Работа с иллюстрациями и музыкой внутри презентации.
Переходя к немцам и австрийцам, мы не можем не упомянуть, что эти два родственных народа подарили нам огромное количество композиторов. И если
Францию в XVIII столетии мы можем назвать законодательницей интеллектуальной во многом моды, то не отстающая от неё ещё тогда раздробленная Германия подарила нам сначала поэзию пантеиста Гёте, идеализм Канта, а затем Шеллинга и Гегеля. Ещё XVIII столетии гремели по всей Европе произведения Бетховена, Баха, Моцарта. Именно на такой национальной почве творили два автора XIX века: Брамс и Штраус – симфонии и вальсы – два музыкальных направления, выделяемых в то время в Германии.


Работа с иллюстрациями и музыкой внутри презентации.
Но в Германии продолжает своё развитие уже под крылом Рихарда Вагнера романтизм. Произведение «Кольцо Нибелунга», являющееся, по сути, реконструкцией германской мифологии, популярно до сих пор. Наравне с философией Ницше, пантеизмом Гёте произведения Вагнера определят во многом политическое развитие
Германии XX века. С одной стороны, глубоко национальное чувство, уязвлённое за столетия угнетения и раздробленности, но подарившее целую россыпь талантов, с
другой стороны, идея превосходства, наднации приведет Германию к историческому коллапсу.
Работа с иллюстрациями и музыкой внутри презентации.
Во Франции того периода помимо оперы, соотносимой с итальянской, возникает и качественно новое направление. Импрессионизм, гонящийся за впечатлением, возникший изначально как протест против каноничного академизма именно в живописи, с чьим возникновением неразрывно связаны имена Мане, Моне, Ван Гога.
Это направление наконец добралось и до музыки. Яркими представителями французского музыкального импрессионизма стали такие авторы как Клод Дебюсси и
Морис Равель.
Работа с иллюстрациями и музыкой внутри презентации.
Уже в противовес импрессионизму возникает в Германии причудливый экспрессионизм. Именно немецкие авторы Шёнберн, Веберн и Берг станут наиболее заметными фигурами данного направления. Музыка экспрессионистов, как и живопись, сложна для восприятия, многими воспринимается, как нагромождение звуков, какофония, в связи со своей эклектичностью. Здесь представленный отрывок только одного произведения, потому что больше слушать крайне трудно – «Лунный Пьеро»
Арнольда Шёнберга.
Работа с иллюстрациями и музыкой внутри презентации.
Второй составляющей нашего сегодняшнего разговора должен стать балет. И если музыкальную часть мы всецело уступили европейцам, то балет, уж извините, это вершина русская. Поэтому здесь мы остановимся не на самом русском балете, его происхождении, а на одном из самых памятных отрывков из его истории. С 1908 по
1921 гг в Париже, столице Франции, проходили так называемые «Русские сезоны».
Организатором их был Сергей Дягилев, фигура подчас забытая, но колоссальная для мира культуры даже революционного этапа. В судьбе Дягилева и его труппы помимо истории русского балета мы видим ещё одно, почему я на этом и останавливаюсь – трагедию русской эмиграции. У неё было несколько волн. И сейчас в такое время, в период новой волны, когда некоторые наши сограждане сами вытолкнули себя за пределы чуждого им, как они говорят, русского мира, представить трагедию эмиграции на ближайших примерах нам несложно.
Работа с иллюстрациями презентации.
Но вернёмся к искусству. В 1906 году при участии вышеупомянутого Дягилева, то есть за два года до начала «Русских сезонов», открывается выставка русских художников в Париже. а выставке представили полотна Льва Бакста, Константина
Сомова, Мстислава Добужинского, Валентина Серова. Именно они позже оформляли многие балеты для Русских сезонов.
Работа с иллюстрациями презентации.
В 1907 году импресарио организовал в Париже Русские исторические концерты.
А спустя год состоялась громкая премьера, которая стала началом многолетней славы отечественного искусства за рубежом. Всемирную известность Русским сезонам принесли балеты, однако история гастролей началась с исторической оперы — «Бориса
Годунова». Для чего было везти ее в столицу европейской культуры? Сергей Дягилев хотел показать зарубежной публике «подлинную Русь» и не пожалел для этого ни времени, ни сил.


Главную роль — царя Бориса — исполнил Федор Шаляпин. После премьеры зрители долго не отпускали артистов со сцены. «Публика вела себя удивительно, так могут вести себя только экспансивные французы — кричали, обнимали нас, выражали свои благодарности артистам, хору, дирижеру, дирекции», — вспоминал Шаляпин.
На вторые Русские сезоны Сергей Дягилев готовил для Парижа балет. Он получил на постановки большую государственную субсидию: артистам разрешили репетировать в театре Эрмитаж и использовать во время гастролей роскошные декорации из
Мариинского театра. Однако вскоре антрепризу лишили поддержки. Одна из причин
— ссора импресарио с балериной Матильдой Кшесинской, имевшей вес при дворе.
В Париж Сергей Дягилев привез пять балетов — «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Клеопатру» и «Сильфид». На знаменитой «голубой» афише Валентин
Серов изобразил воздушную Анну Павлову — и балерина, и плакат стали символом
Русских сезонов. Однако европейская публика была восхищена не только Павловой —
Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский, Вера Фокина и Ида Рубинштейн покорили французских зрителей. Декорации работы Александра Бенуа, Николая Рериха и Льва
Бакста легли в основу новой моды на все восточное. После «Клеопатры» платья стали стилизовать под египетские костюмы и даже в интерьерах появились детали из декораций к спектаклю.
Работа с иллюстрациями презентации.
Торт назван в честь балерины Анны Павловой, гастролировавшей по Австралии и Новой Зеландии в 1926 году. В те годы имя знаменитой танцовщицы носили многие бренды — шоколадные конфеты, одежда, духи. Точное время и место изобретения десерта не установлено и является предметом затяжного спора между новозеландцами и австралийцами.
Любовь к России и всему русскому, привитая Европе дягилевскими Сезонами, достигла своего апогея в 1914 году, после премьеры балета «Золотой петушок».
Постановку в авангардной живописной манере с «огненным» колоритом оформила
Наталия Гончарова. Сенсацией стало новаторское решение: балет совместили с элементами оперы. Эстетика этого спектакля открыла новый этап в истории дягилевских балетов: на смену модернизму пришел авангард. Вместе с уходящей эпохой труппу покинули и ее многие артисты, включая Анну Павлову: они подписали контракты с зарубежными театрами. На пороге следующего этапа Сергею Дягилеву предстояло собрать новую постоянную труппу.
Работа с иллюстрациями презентации.
Однако планы нарушила Первая мировая война. В 1915 году полноценных
Сезонов не было, а в 1916-м Дягилев с труппой — частично обновленной — гастролировал по Америке. В Европу артисты вернулись с премьерой — балетом
«Парад». Либретто написал Жан Кокто, музыку создал авангардист Эрик Сати, а хореографию — Леонид Мясин, молодой, но уже прославленный дягилевскими
Сезонами балетмейстер. В постановке как театральный художник дебютировал Пабло
Пикассо, он создал декорации и костюмы. Однако публика, в то время еще весьма консервативная, не сразу приняла эпатажный стиль нового спектакля. В результате полное признание «Парад» получил только через два года в Лондоне — тогда одну из главных ролей исполнила легендарная Тамара Карсавина.


После революций 1917 года труппа прекратила контакт с Россией и продолжила работать под фамилией Дягилева до его смерти в 1929 году.
В 1921 году Русские сезоны настиг экономический кризис. Балет «Спящая красавица», привезенный Дягилевым в Лондон, был успешным, но не прибыльным.
Доходы не перекрыли трат на декорации, аренду зала и переезды труппы. На помощь импресарио снова пришла его давняя знакомая — мадам Серт. Она была хорошо знакома с Коко Шанель и обратилась к ней за помощью, рассказав о тяжелом положении самой красивой в мире балетной антрепризы. Шанель вложила в восстановление Сезонов колоссальные средства, а через несколько лет даже участвовала в постановках, создавая костюмы.
Работа с иллюстрациями презентации.
В 1927 году у Сергея Дягилева появилось новое увлечение: он собирал книги и даже планировал организовать самое крупное в Европе книгохранилище. Параллельно с новым проектом до последних дней Дягилев трудился над постановками, договаривался с театрами и искал артистов. С ним по-прежнему работали ведущие хореографы, танцоры и художники Европы.
Взаимоотношения с Вацлавом Нижинским. Дягилев как человек. Сергея
Дягилева связывала необычная дружба с одни из членов трупы. Речь идёт о Вацлаве
Нежинском, одном из самых талантливых дягилевских танцоров. Но Вацлав был словно птичкой в золотой клетке, которую создал Сергей Дягилев, мешавший
Нежинскому строить свою личному жизнь, воспротивившийся желанию танцора быть хореографом, выгнавший в конечном итоге его из труппы.
Работа с иллюстрациями презентации.
Теперь мне хотелось бы задать вам ряд вопросов:
1) В чём суть европейской культуры второй половины XIX века? Что она отображала
2) Какие страны мы сегодня рассматривали? Каких представителей музыки вы запомнили?
3) Какие музыкальные произведения оказались наиболее значимыми?
4) Каково место русского балета в европейской культуре?
5) В чём трагедия русской эмиграции на примере труппы С. Дягилева?


Учебный продукт по практической реализации темы ВКР
В рамках подготовке к написанию Выпускной квалификационной работы мы пришли к выводу, что лучше всего содержание нашей темы «Предательство в движении народников» в методическом плане раскроет создание такого продукта как элемент рабочей тетради.
В теоретическом аспекте данного задания мы ориентируемся, прежде всего, на статью кандидата педагогических наук Е.А. Крючковой «Рабочая тетрадь как часть современного УМК по истории» от 2017 года. Здесь она указывает, что до сих пор в методике не сложилось точного определения, что такое рабочая тетрадь. Первый опыт использования данного средства обучения зафиксирован ещё в 1960-е в городе
Новосибирск. Но тогда это средство достойного внимания на себя не обратило. И действительно расцвет использования рабочих тетрадей в образовании относится уже к постперестроичному периоду, то есть 1990-м годам, где, правда, наблюдался сильный крен в сторону творческих заданий, существовало огромное количество авторов. То есть ситуация была такая же, как и с учебниками в то время. Сейчас у нас, можно сказать, существует три линии учебников, каждая из которых входит в УМК совместно с рабочими тетрадями. И сейчас, отмечает Е.А. Крючкова, крен наоборот сместился в сторону знаниевого компонента. Однако не все родители видят смысл в дополнительных тратах, так как современные учебники снабжены ЭФУ, которая в свою очередь имеет немалое количество заданий. Таким образом, полный УМК, по мнению родителей, перегружает школьников. Контурные карты, добавляют родители, имеющиеся в инструментарии рабочей тетради, не идут в сравнение с отдельным издание рабочих карт, также входящим в УМК. Следовательно, платите больше, а имеет в сухом остатке меньше.
Да и учителя по истории склонны отдавать своё предпочтение больше хрестоматиям по истории России в рамках изучения оного предмета. У хрестоматий также имеется огромное количество изданий, но именно отсюда учителя берут исторические источники, без работы с которыми преподавание истории вовсе не мыслится.
Несмотря на всё это современные рабочие тетради обладают существенным дидактическим потенциалом:
1. Формирование мотивации к получению образования, развитию интеллектуальных сил, непрерывному самообразованию, развитие интереса к самостоятельной, коллективной, творческой работе;
2. Освоение национально-базовых ценностей, формирование качеств человека и гражданина, патриота Отечества;
3. Развитие интеллектуально-творческих сил;
4. Решение практико-ориентированных задач образования (подготовка к ЕГЭ,
ОГЭ).
Важно выделить существующие типы рабочих тетрадей:
1. Многофункциональные. Выполняют все цели образования, имеют разнообразные задания в своем активе;
2. Монофункциональные, целью которых выступает только подготовка к государственным экзаменам.