Файл: Отчет по производственной практике (педагогической) в Многопрофильном лицее при ЗабГУ.pdf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.
Какие памятники культуры и почему свидетельствуют о том, что в правление Андрея
Боголюбского
Владимиро-Суздальская земля бросила вызов
Киеву?
Домашнее задание:
1. Работа с терминами
2. Напишите эссе (250-
300) «Один день из жизни древнерусского человека»
Регулятивные
УУД: понимают и воспринимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Воспринимают домашнее задание, уточняют
Общий анализ урока
1) Тема урока «Культура Домонгольской Руси» уже своим названием указывает, что заканчивается целый блок тем, так как давно принято именно культуре отводить внимание в конце изучения какой-либо главы. На данном этапе уже рассмотрены экономика, социальная сфера и политика, а значит можно аккумулировать все эти знания чтобы показать какую почву под собой имели те или иные культурные достижения;
2) Отображает ли материал непосредственную суть задач, поставленных выше?
Нам кажется, что все поставленные задачи при ретрансляции подобранного материала были раскрыты. Мы ведь делали упор на культурном пространстве, в котором формировалось Древнерусское государство, указывали на богатый опыт, который возник результате взаимоотношений русских с греками, хазарами и другими народами.
Использованные в ходе занятия термины были нами раскрыты и объяснены.
Подобранные дидактические средства позволили наиболее четко выполнить поставленные перед нами задачи;
3) Урок можно назвать логичным, потому что начался он с повторения, потом мы органично подвели класс к новой теме, которую школьники сформулировали сами.
Последовательно мы перешли к изучению нового материала, закрепили его и дали с объяснением домашнее задание. Логика повествования, в том числе хронологическая нарушена не была, потому что мы шли строго от события к событию и от памятника к памятнику по порядку;
4-5) Различные формы организации обучения трудящихся: лекция, опрос, формирование темы посредством работы с дидактическими материалами – позволяли нам поддерживать высокую интенсивность работы. При актуализации мы использовали работу у доски и отдельную самостоятельную работу учащихся. Таким образом, весь класс был тем или иным образом задействован при актуализации знании. Важной частью данного этапа можно назвать работа с генеалогическими ветвями, что позволяет понять, какую роль в средневековом обществе играли браки и созданные на их основе
союзы. При формировании новых понятий мы пользовались ИКТ-средствами обучения, соблюдая тем самым принцип наглядности. При закреплении материала мы проводили фронтальный опрос, что позволило более эффективно заложить эти понятия у школьников. К тому такое сочетание различных форм организации деятельности учащихся не превышало допустимого объёма, не мешала восприятию теоретического материала быстрой сменой;
6) При актуализации мы воспользовались не только фронтальным опросом, но письменными ответами у доски и в классе, непосредственно уделили внимание усвоению знаний в конце урока, когда провели так же опрос, чтобы проверить, как уяснили материал ученики. Поэтому можно назвать использованные методы контроля оптимальными в данной конкретной ситуации;
7) Можно с уверенностью сказать, что интеллектуальные и коммуникативные учебные умения были развиты на данном занятии, потому что часть дидактического материала было направлена непосредственно на развитие умения выделять главное, сопоставлять между собой факты и умение делать выводы. К тому же ученики имели возможность высказать своё мнение и отстоять его в процессе проведения опроса или при письменном ответе у доски;
8) Если рассматривать всецело этапы урока, то мы увидим, что все 4 уровня усвоения знаний были достигнуты. Начнём не по порядку. Во-первых, реализация первого уровня (ретрансляции) заключается в усвоении теории, которая была закреплена в конце урока фронтальным опросом. Реализация второго уровня
(репродуктивного) была достигнута ещё в самом начале урока, когда по памяти ученики в ходе проверки воспроизводили информацию с предыдущих занятий. Эвристический или третий уровень достигнут во время самостоятельной формулировки темы учащимися. Продуктивное творческое действие реализовано в ходе домашнего задания
– сочинения по пройденной теме;
9) Средства обучения частично нами были взяты из хрестоматии А.С. Орлова по истории России, частично из программы ООО, следовательно, не было чего-то кардинально нового, с чем бы столкнулись ученики. Они лишь закрепляли уже имеющиеся знания;
10) Использование различных дидактических средств, которые должны помочь ученикам в формулировке темы, способствует развитию познавательных интересов.
Ведь так человек поставлен перед задачей, которую ему необходимо решить, совершенствуются его прогностические качества. Поддержка познавательного интереса осуществляется за счет частой смены деятельности учащихся, что и определило выбор нами комбинированной формы урока;
11) Мы при предоставлении домашнего задания заранее определили критерии его оценивания, объём (250-300 слов), который можно назвать оптимальным для 11 класса. Учитывая, домашнее задание на других уроках, можно сказать, что мы стараемся чередовать его виды между собой;
12) С методическими просчетами;
13) Присутствовала, как минимум, одна фактическая ошибка, на что нам указали коллеги при обсуждении урока. На их взгляд, некоторые методические средства так же были подобраны не совсем удачно.
6) При актуализации мы воспользовались не только фронтальным опросом, но письменными ответами у доски и в классе, непосредственно уделили внимание усвоению знаний в конце урока, когда провели так же опрос, чтобы проверить, как уяснили материал ученики. Поэтому можно назвать использованные методы контроля оптимальными в данной конкретной ситуации;
7) Можно с уверенностью сказать, что интеллектуальные и коммуникативные учебные умения были развиты на данном занятии, потому что часть дидактического материала было направлена непосредственно на развитие умения выделять главное, сопоставлять между собой факты и умение делать выводы. К тому же ученики имели возможность высказать своё мнение и отстоять его в процессе проведения опроса или при письменном ответе у доски;
8) Если рассматривать всецело этапы урока, то мы увидим, что все 4 уровня усвоения знаний были достигнуты. Начнём не по порядку. Во-первых, реализация первого уровня (ретрансляции) заключается в усвоении теории, которая была закреплена в конце урока фронтальным опросом. Реализация второго уровня
(репродуктивного) была достигнута ещё в самом начале урока, когда по памяти ученики в ходе проверки воспроизводили информацию с предыдущих занятий. Эвристический или третий уровень достигнут во время самостоятельной формулировки темы учащимися. Продуктивное творческое действие реализовано в ходе домашнего задания
– сочинения по пройденной теме;
9) Средства обучения частично нами были взяты из хрестоматии А.С. Орлова по истории России, частично из программы ООО, следовательно, не было чего-то кардинально нового, с чем бы столкнулись ученики. Они лишь закрепляли уже имеющиеся знания;
10) Использование различных дидактических средств, которые должны помочь ученикам в формулировке темы, способствует развитию познавательных интересов.
Ведь так человек поставлен перед задачей, которую ему необходимо решить, совершенствуются его прогностические качества. Поддержка познавательного интереса осуществляется за счет частой смены деятельности учащихся, что и определило выбор нами комбинированной формы урока;
11) Мы при предоставлении домашнего задания заранее определили критерии его оценивания, объём (250-300 слов), который можно назвать оптимальным для 11 класса. Учитывая, домашнее задание на других уроках, можно сказать, что мы стараемся чередовать его виды между собой;
12) С методическими просчетами;
13) Присутствовала, как минимум, одна фактическая ошибка, на что нам указали коллеги при обсуждении урока. На их взгляд, некоторые методические средства так же были подобраны не совсем удачно.
Обществознание
Название – «Этнос и этничность»
Цель – рассмотреть исторические виды этнических общностей и существующие в мире международные проблемы, их природу, пути выхода
Задачи:
А) обучающие:
• ознакомить учащихся с понятием этнос/этническая общность;
• ознакомить учащихся с видами этнических обществ;
• ознакомить учащихся с основными тенденциями развития наций;
• ознакомить учащихся с тем, как развиваются межнациональные отношения;
• ознакомить учащихся с тем, какие принципы существуют в современной политике;
• ознакомить учащихся с принципами национальной политики РФ.
Б) развивающие:
• продолжить развивать умение сравнивать и систематизировать знания;
• продолжить развивать умение выделять главное;
• продолжить развивать умение работать с наглядными средствами обучения.
В) воспитательные:
• выявить, в чем состоит гуманность современной международной политики;
• продолжать развивать чувство патриотизма, этических стремлений учащихся.
Планируемые результаты:
А) предметные:
• умение применять обществоведческие знания по теме в профессиональной и общественной среде;
• укрепление умения вести диалог и доказывать свою точку зрения;
• укрепление умения работы с наглядными средствами обучения;
• укрепления умения оценивать различные международные ситуации, возникавшие в истории.
Б) метапредметные:
• укрепление умения самостоятельно определять цель урока, составлять план собственной деятельности
• укрепления умения владения языковыми средствами – ясно, логично говорить, излагать свою точку зрения.
В) личностные:
• укрепление развития нравственного сознания и поведения на основе общечеловеческих ценностей;
• укрепление развития этического чувства обучающихся, культивирование ненависти к чувству человеческой исключительности (расизму, нацизму и т.д.)
Тип урока – урок-лекция
Перечень оборудования: школьная доска, мультимедиа (экран + проектор и ноутбук), презентация
Методы проведения урока: лекция, беседа, демонстрация (презентация), фронтальный опрос, проблемный вопрос
Технология урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Содержание и приёмы деятельности учащихся
Форма или способ контроля
Вводно- мотивационный этап
5 min
Приветствует учеников, предоставляет наглядные средства обучения
(презентация):
Перед вами на экране изображены люди (разных национальностей).
Они отличаются друг от друга.
Какова тема сегодняшнего урока?
Действительно, сегодня мы говорим с вами о нациях.
Или другими словами об этносе и этнических общностях.
Приветствуют учителя, работают с наглядными средствами обучения, формулируют тему урока.
Коммуникативные
УУД: высказывают своё мнение, аргументируют его, прислушиваются к чужому
Регулятивные УУД:
формулируют тему урока
Фронтальный опрос, формирование проблемной ситуации
Этап организации учебной деятельности
1)
Понятие этноса
2)
Виды этнических общностей
3) Основные тенденции развития международных отношений
4)
Основные принципы национальной политики РФ
55 min
Соответственно этносом называется исторически устойчивая общность людей, проживающая на одной территории, обладающая общей культурой, а именно: самосознание и язык
Существует даже в современном мире этнические общности с разным уровнем развития.
Начальным уровнем развития этноса является род
– группа родственников, имеющая общие родовые интересы и потребности, объединённая общим происхождением, родовым именем.
Затем это перерастает в племя, то есть основанную на кровнородственном единстве общность,
Отвечают на вопросы учителя.
Работают со схемами
(заполняют пропущенные элементы) и обществоведческими понятиями, составляют конспект
Познавательные
УУД: опираясь на знание истории и логику, отвечают на вопросы учителя
Регулятивные УУД: корректируют ответы своих товарищей
Коммуникативные
УУД: сообща с товарищами по парте разбирают выданные задания, высказывают своё мнение и
Фронтальный опрос, беседа
возникшую ещё в период варварства. Формируется путём разложения родовой общины в соседскую.
Следующим этапом развития этноса считается народность. Например, на
Руси древнерусская народность сложилась к X веку, то есть она связанная непосредственно не просто с основанием, а укреплением государства, у которого имеется уже общая культура, а у его членов
– сознание сопричастности к судьбе страны
(психология).
Тогда и формируется общий язык.
Венцом развития этноса является нация. В Европе сложение национальных государств произошло по результатам чего?
(Тридцатилетней войны).
Такие формирования уже отличаются не просто общностью территории, языка, культуры и психологии, но и общей экономикой, самосознанием и исторической памятью, то есть общими историческими героями.
Можно сказать, что россияне
– даже межэтническая нация, наднация.
Многие этнологи говорят, что это уже говорит о разложении национальности, её растворении в других этносах. Это оценивают прислушиваются к мнению одноклассников
Личностные УУД: продолжение формирования чувства патриотизма развитие этических чувств
Следующим этапом развития этноса считается народность. Например, на
Руси древнерусская народность сложилась к X веку, то есть она связанная непосредственно не просто с основанием, а укреплением государства, у которого имеется уже общая культура, а у его членов
– сознание сопричастности к судьбе страны
(психология).
Тогда и формируется общий язык.
Венцом развития этноса является нация. В Европе сложение национальных государств произошло по результатам чего?
(Тридцатилетней войны).
Такие формирования уже отличаются не просто общностью территории, языка, культуры и психологии, но и общей экономикой, самосознанием и исторической памятью, то есть общими историческими героями.
Можно сказать, что россияне
– даже межэтническая нация, наднация.
Многие этнологи говорят, что это уже говорит о разложении национальности, её растворении в других этносах. Это оценивают прислушиваются к мнению одноклассников
Личностные УУД: продолжение формирования чувства патриотизма развитие этических чувств
как негативно, так и позитивно. В этот период гражданские ценности
(закреплённые в
Конституции, например) выходят на первый план относительно ценностей сугубо национальных.
Практически все современные нации имеют ряд общих тенденций в своём развитии: одни относятся к интеграции, а другие к дифференциации соответственно:
А) экономические и политические союзы, транснациональные корпорации, международные культурные и народные центры, взаимопроникновение культур, религий и ценностей;
Б) самоизоляция, протекционизм, национализм и религиозный экстремизм.
Межнациональные отношения движутся двумя разными путями: путём конфликта
(национальный вопрос) и путём сотрудничества
(ассимиляция и смешивание).
Межнациональные отношения нередко движутся по пути национализма.
Ничего плохого в том, что вы признаете ценность достижений своей нации, нет. Но если при этом вы
(закреплённые в
Конституции, например) выходят на первый план относительно ценностей сугубо национальных.
Практически все современные нации имеют ряд общих тенденций в своём развитии: одни относятся к интеграции, а другие к дифференциации соответственно:
А) экономические и политические союзы, транснациональные корпорации, международные культурные и народные центры, взаимопроникновение культур, религий и ценностей;
Б) самоизоляция, протекционизм, национализм и религиозный экстремизм.
Межнациональные отношения движутся двумя разными путями: путём конфликта
(национальный вопрос) и путём сотрудничества
(ассимиляция и смешивание).
Межнациональные отношения нередко движутся по пути национализма.
Ничего плохого в том, что вы признаете ценность достижений своей нации, нет. Но если при этом вы
думаете, что должны быть ущемлены другие нации, то будет нарушен гуманистический, то есть человеческий, принцип межнациональных взаимоотношений. Каждое общество, на каком бы этапе развития оно ни существовало, обладает богатой историей и культурой. И все общности одинаково ценны для науки.
Учитывая специфику нашего государства как многонационального была разработана целая программа действия по сохранению, например, малых народов.
Национальная политика
России построена на принципах демократизма и федерализма.
Россия всегда готова к равному диалогу со своими партнерами. Но так было исторически не всегда. В
XIX веке и ранее
Российскую империю даже называли тюрьмой народов. Действительно, русские, а вернее лишь привилегированная их часть, пользовалась исключительным положением в обществе, ущемляла другие нации.
Это конфликт был решен уже в XX веке путем революций, поэтому мы и говорим, что путь шовинизма или крайнего
Учитывая специфику нашего государства как многонационального была разработана целая программа действия по сохранению, например, малых народов.
Национальная политика
России построена на принципах демократизма и федерализма.
Россия всегда готова к равному диалогу со своими партнерами. Но так было исторически не всегда. В
XIX веке и ранее
Российскую империю даже называли тюрьмой народов. Действительно, русские, а вернее лишь привилегированная их часть, пользовалась исключительным положением в обществе, ущемляла другие нации.
Это конфликт был решен уже в XX веке путем революций, поэтому мы и говорим, что путь шовинизма или крайнего
национализма – путь в никуда.
Этап контроля и коррекции знаний учащихся
30 min
Спрашивает, было ли все понятно и нуждается ли в уточнении.
Раздаёт тестовые работы для закрепления материала.
Домашнее задание – не предусмотрено.
Познавательные
УУД: воспроизводят по памяти информацию, устанавливают причинно- следственные связи, строят логические рассуждения, отвечают на вопросы учителя
Регулятивные УУД: понимают и воспринимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Тест по пройденному материалу
Общий анализ урока
1) Тема урока – «Этнос и этничность» - отражает содержание занятия непосредственно. Если сравнивать с разобранным выше занятием по истории, то данная тема не заканчивает какой-то цикл уроков, а лишь является одной из перечня тем, относящихся к социологической сфере;
2) Нам кажется, что задачи, поставленные перед уроком, были выполнены.
Особенный упор в этой теме сделан на развитие этических чувств: уважения к чужому мнению и культуре. Нет смысла изучать этнос, пока ты даже в самом захудалом племени Суматры не увидишь самодостаточную общность. Тем более удачно выстроена концепция урока от перехода от общего к частному через призму того, как это все работает непосредственно в нашем государстве;
3) Как уже сказано выше, концепция подобрана удачно. Если рассматривать чисто логически урок, то была и мотивационная часть, да, опустили часть с актуализацией, но зато выделили больше времени на часть закрепления. И это ведь был первый урок по обществознанию, что мы давали;
4-5) Возможно, на занятии было задействовано не так много форм деятельности, зато предлагался широкий просто для дискуссии, вернее для подтверждения фактов обществоведческих чисто исторически. Вот и соотношение с реальной жизнью. Был соблюден один из осевых принципов методики – принцип наглядности. Вообще на уроке было много терминов, теории в целом, но всё это было раскрыто на примере жизненных или исторических примеров;
6) Учитывая, что это было изучение нового материала, исключающее во многом стадию актуализации для экономии времени, то форм контроля предусмотрено много
Этап контроля и коррекции знаний учащихся
30 min
Спрашивает, было ли все понятно и нуждается ли в уточнении.
Раздаёт тестовые работы для закрепления материала.
Домашнее задание – не предусмотрено.
Познавательные
УУД: воспроизводят по памяти информацию, устанавливают причинно- следственные связи, строят логические рассуждения, отвечают на вопросы учителя
Регулятивные УУД: понимают и воспринимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Тест по пройденному материалу
Общий анализ урока
1) Тема урока – «Этнос и этничность» - отражает содержание занятия непосредственно. Если сравнивать с разобранным выше занятием по истории, то данная тема не заканчивает какой-то цикл уроков, а лишь является одной из перечня тем, относящихся к социологической сфере;
2) Нам кажется, что задачи, поставленные перед уроком, были выполнены.
Особенный упор в этой теме сделан на развитие этических чувств: уважения к чужому мнению и культуре. Нет смысла изучать этнос, пока ты даже в самом захудалом племени Суматры не увидишь самодостаточную общность. Тем более удачно выстроена концепция урока от перехода от общего к частному через призму того, как это все работает непосредственно в нашем государстве;
3) Как уже сказано выше, концепция подобрана удачно. Если рассматривать чисто логически урок, то была и мотивационная часть, да, опустили часть с актуализацией, но зато выделили больше времени на часть закрепления. И это ведь был первый урок по обществознанию, что мы давали;
4-5) Возможно, на занятии было задействовано не так много форм деятельности, зато предлагался широкий просто для дискуссии, вернее для подтверждения фактов обществоведческих чисто исторически. Вот и соотношение с реальной жизнью. Был соблюден один из осевых принципов методики – принцип наглядности. Вообще на уроке было много терминов, теории в целом, но всё это было раскрыто на примере жизненных или исторических примеров;
6) Учитывая, что это было изучение нового материала, исключающее во многом стадию актуализации для экономии времени, то форм контроля предусмотрено много
не было. Можно считать это за недостаток, что вовлечена в обсуждение того или иного факта была профильная часть класса и то не всегда. С другой стороны, контроль непосредственно был предусмотрен во время подачи материала – проблемные схемы;
7) Не стали бы говорить о стремительном развитии коммуникативных навыков.
Всё-таки история сложнее обществознания в этом плане, но вот можно констатировать развитие интеллектуальных способностей, так как ученикам были предложены проблемные схемы, где пропущены те или иные фрагменты, которые нужно было восполнить. Так учатся выделять главное;
8) Первый уровень или ретрансляция знаний, его усвоение видно по этапу закрепления полученных теоретических знаний. Тогда же мы говорим и об усвоении репродуктивного уровня знаний. В это же время эвристический уровень был пройден в момент подачи самой теории путём создания проблемных вопросов через схемы.
Остаётся здесь только неусвоенным творческий уровень;
9) Центральное место на данном уроке занимали ИКТ-средства обучения. Это хорошо в плане соблюдения принципа наглядности, но всё-таки центральные термины темы лучше отображать на обычной школьной доске. Для большей вовлеченности класса в процесс обучения стоило применить групповые средства обучения, создать больше точек контроля, как нам теперь кажется;
10) Та же проблема, что и ранее. На предыдущем уроке развитие познавательных интересов поддерживалось за счёт дидактических средств. Здесь получилось, что одних исторических и обществоведческих данных вкупе с ИКТ-средствами недостаточно, чтобы обеспечить познавательный интерес для всего класса;
11) Домашнего задания, как такового, не было. Наверное, это всё же неудачно с точки зрения методики, но в плане того, что это один из немногих уроков, где не было этого самого задания, предоставление возможности отдохнуть для детей, выход неплохой;
12) Занятие проведено неидеально, с методическими просчётами. Коллеги указали нам на теоретическую ошибку, методические просчёты в плане дидактических материалов, количество точек контроля и т.д. описаны выше;
13) Имелась одна фактическая ошибка. С точки зрения формирования языка учащихся недостатки найти лично нам сложно. Информация транслировалась на высоком, но доступном языке, выяснялось, всё ли понятно отслеживалась работа классе и средствами обучения и с конспектами.
7) Не стали бы говорить о стремительном развитии коммуникативных навыков.
Всё-таки история сложнее обществознания в этом плане, но вот можно констатировать развитие интеллектуальных способностей, так как ученикам были предложены проблемные схемы, где пропущены те или иные фрагменты, которые нужно было восполнить. Так учатся выделять главное;
8) Первый уровень или ретрансляция знаний, его усвоение видно по этапу закрепления полученных теоретических знаний. Тогда же мы говорим и об усвоении репродуктивного уровня знаний. В это же время эвристический уровень был пройден в момент подачи самой теории путём создания проблемных вопросов через схемы.
Остаётся здесь только неусвоенным творческий уровень;
9) Центральное место на данном уроке занимали ИКТ-средства обучения. Это хорошо в плане соблюдения принципа наглядности, но всё-таки центральные термины темы лучше отображать на обычной школьной доске. Для большей вовлеченности класса в процесс обучения стоило применить групповые средства обучения, создать больше точек контроля, как нам теперь кажется;
10) Та же проблема, что и ранее. На предыдущем уроке развитие познавательных интересов поддерживалось за счёт дидактических средств. Здесь получилось, что одних исторических и обществоведческих данных вкупе с ИКТ-средствами недостаточно, чтобы обеспечить познавательный интерес для всего класса;
11) Домашнего задания, как такового, не было. Наверное, это всё же неудачно с точки зрения методики, но в плане того, что это один из немногих уроков, где не было этого самого задания, предоставление возможности отдохнуть для детей, выход неплохой;
12) Занятие проведено неидеально, с методическими просчётами. Коллеги указали нам на теоретическую ошибку, методические просчёты в плане дидактических материалов, количество точек контроля и т.д. описаны выше;
13) Имелась одна фактическая ошибка. С точки зрения формирования языка учащихся недостатки найти лично нам сложно. Информация транслировалась на высоком, но доступном языке, выяснялось, всё ли понятно отслеживалась работа классе и средствами обучения и с конспектами.