Файл: 1. Определение электронной коммерции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Очень важно, что и отечественные компьютерные компании (например, Дилайн, RSI, Формоза и др.) развернули на российском рынке работу с поставщиками и клиентами через электронные системы. И, хотя они отмечают, что вследствие психологического барьера у российских участников рынка, предпочитающих лично договариваться с продавцом, процент элeктрoнных заказов невелик, для ЭК существуют вполне

На изменения в формировании бизнес - сообщества с учетом развития ЭК направлен проект «Business.ru», поддерживаемый издательским домом «Индепендент Медиа». Деловой универсальный портал «Business.ru» является первым российским Интернет - сообществом, которое призвано обеспечивать динамичную информационно-коммуникационную среду ЭК в соответствии с моделью «предприятие-предприятие» для предприятий различных отраслей российской экономики.

Количество элeктрoнных магазинов в России в последние годы растет достаточно быстрыми темпами. Тем не менее, приблизительно половина элeктрoнных магазинов, указанных в имеющихся каталогах ресурсов Интернет, не является Интернет - магазинами в полном смысле слова. Это, Интернет - витрины, каталоги товаров, прайс-листы. Часть электронных магазинов действует только в своем регионе.

12. Государственная политика развития электронной коммерции в России

В отношении развития телекоммуникаций государственная политика основывается на следующих принципах.

1.отрасль телекоммуникаций должна развиваться в основном за счет корпоративного сектора и инвестиций. По данным ,отечественные инвестиции в отрасль в 2004г. Составили 118 млдр руб,иностранные-38,5.например, ОАО”Российская телекоммуникационная сеть” приступила к реализации инвестиционной программы по расширению и модернизации своей сети связи. Срок реализации инвестиционной программы 60 млн.дол. рассчитан на 5 лет. Для реализации первого этапа проекта Сберегательный банк России предоставил кредит на сумму 20,9 млн дол.

2.государственные органы должны обеспечить эффективность нормативно-правовой основы электронного бизнеса

3.государство должно обеспечить благоприятную среду для поведения электронного бизнеса как внутри страны, так и на международном уровне, проводить разумную налоговую политику.

В России принят курс на полную либерализацию и ограничение монополизма в отрасли телекоммуникаций, используя механизмы лицензирования, сертификации и проведения тарифной политики. Ключевые вопросы политики в сфере электронной коммерции:


- Составление договоров, применяемое право и юрисдикция

- Электронные подписи и шифрование

- Защита потребителей и реклама в сети

- Налогообложение(Во-первых, налоговые законы должны отражать принцип отсутствия дискриминации, предоставляя гарантию того, что онлайновая деятельность не будет облагаться налогами, которые отсутствуют для аналогичной работы вне Сети. Во-вторых, все налоги, действующие в электронной коммерции, должны быть единообразными, справедливыми, технологически нейтральными и административно необременительными.

- Конфиденциальность

-Международная торговля и защита интеллектуальной собственности(Авторское, патентное и родственные области права – это двигатели феномена электронной коммерции)

13. Общая характеристика платежных систем ЭК. Требования, предъявляемые к платежным системам

Основные виды и особенности платежных систем в электронной коммерции

Заключительным этапом любой коммерческой сделки, является, как известно, проведение взаиморасчетов на основе одной из действующих в государстве платежных систем. Соответственно развитие и распространение ЭК требует создания и совершенствования современных электронных платежных систем, предоставляющих потребителю простые, удобные и надежные средства для оплаты продукции или услуг, приобретенных в Глобальной сети.

В настоящее время в системах ЭК реализованных в среде Интернет, используется достаточно большое число различных платежных систем.. С методической точки зрения эти системы можно разделить на следующие основные группы:

• платежные системы с использованием кредитных схем;

• платежные системы с использованием дебетовых схем;

• платежные системы с использованием цифровой наличности (цифровых денег).

Здесь необходимо сразу отметить, что реально функционирующие системы часто сочетают перечисленные выше механизмы в различных комбинациях, поэтому, строго говоря, приведенную классификацию платежных систем правильнее было бы назвать классификацией технологий платежных систем.



Системы с использованием кредитных карточек в качестве платежных средств занимают в настоящее время лидирующее положение в мире среди существующих платежных систем. К числу подобных систем относятся платежные системы CyberCash, Open Market, First Virtual и целый ряд других. Наряду с уже упоминавшимся протоколом SSL, для обмена информацией в подобных системах используется протокол передачи данных SET (Secure Electronic Transaction Specification), который обеспечивает более надежную защиту номеров кредитных карт, а также другой информации, пересылаемой через Интернет. Основными недостатками кредитных систем с точки зрения покупателя являются:

• Необходимость проверки кредитоспособности клиента и авторизации карточки, повышающая издержки на проведение транзакции. Так как за проведение каждой транзакции эмитент карточки берет порядка 1,5 — 3% от суммы транзакции, но не менее 20 центов, то производить оплату товаров в нижнем ценовом диапазоне (так называемые микроплатежи) становится невыгодно.

• Отсутствие анонимности и, как следствие, навязчивый сервис со стороны торговых структур.

• Ограниченное количество электронных магазинов, принимающих кредитные карточки.

• Необходимость открытия кредитного счета.

• Комплекс «передачи данных карточки по сети», что особенно характерно для России.

Платежные системы с использованием дебетовых схем Дебетовые системы (NetCash, NetChex, NetBill и др.) основаны на использовании цифровых эквивалентов чеков и наличных. При этом дебетовые системы, основанные на использовании цифровых наличных, не требуют подтверждения с третьей стороны, в результате чего стоимость их использования стремится к нулю, что в свою очередь означает, что они легко могут быть использованы для микро- платежей. В качестве примера рассмотрим такую систему, как NetCash. Для этого он с помощью почтовой программы или прямо на Web - сайте NetCash запрашивает и таким же образом получает пятнадцатизначные купоны, которые затем посылает продавцу в обмен на товар или услугу. Платежные системы с использованием цифровой наличности Цифровые наличные являются новым видом расчетов в среде Интернет. Термин «цифровые наличные» определяет категорию электронных платежных систем, которые пытаются перенести преимущества наличных денег из реального мира в мир Интернет. Цифровые наличные — это очень большие числа или файлы, которые выполняют функции денежных знаков и, в отличие от других платежных систем, эти файлы, а не записи о них, и есть сами деньги. По сравнению с традиционной «физической» наличностью цифровая наличность обладает рядом преимуществ. Например, ее использование обеспечивает управляемый уровень анонимности владельца (от абсолютной анонимности до полной контролируемости), что очень важно для борьбы с компьютерной преступностью. Отслеживать потоки электронной
наличности можно в режиме реального времени, что практически исключено при использовании физической наличности.

14. Платежные системы на основе использования пластиковых карт

Системы с использованием кредитных карточек в качестве платежных средств занимают в настоящее время лидирующее положение в мире среди существующих платежных систем. Успех применения пластиковых карт для расчетов в Интернет связан с привычностью такого вида оплаты, во многом схожего с оплатой в традиционных платежных системах. Интернет используется в этом случае для передачи данных с применением технологий обеспечения информационной безопасности (цифровая подпись, шифрование данных и т.д.). К числу подобных систем относятся платежные системы CyberCash, Open Market, First Virtual и целый ряд других. Наряду с уже упоминавшимся протоколом SSL, для обмена информацией в подобных системах используется протокол передачи данных SET (Secure Electronic Transaction Specification), который обеспечивает более надежную защиту номеров кредитных карт, а также другой информации, пересылаемой через Интернет. Спецификация SET (разработана компаниями MasterCard и Visa при поддержке Netscape, IBM, Verisign и др.) является одним из кардинальных решений по безопасной оплате товаров с использованием кредитных карт. В основе спецификации SET лежит криптография с использованием публичных ключей и цифровых сертификатов. Протокол SET, должен обеспечить защиту клиентов от недобросовестных продавцов и защиту продавцов от мошенничества при помощи поддельных или краденых карточек. Недостатком SET на сегодняшний день является то, что все участники SET должны устанавливать у себя соответствующее программное обеспечение, что требует значительных инвестиций. Кроме того, после проведенного тестирования высказываются мнения о недостаточно высокой скорости проведения транзакций из-за операций шифрования. Несмотря на это протокол SET рассматривается, как будущее ЭК в Интернет и считается призванным поднять ее на новый, более высокий уровень. Основными недостатками кредитных систем с точки зрения покупателя являются:

• Необходимость проверки кредитоспособности клиента и авторизации карточки, повышающая издержки на проведение транзакции. Так как за проведение каждой транзакции эмитент карточки берет порядка 1,5 — 3% от суммы транзакции, но не менее 20 центов, то производить оплату товаров в нижнем ценовом диапазоне (так называемые микроплатежи) становится невыгодно.


• Отсутствие анонимности и, как следствие, навязчивый сервис со стороны торговых структур.

• Ограниченное количество электронных магазинов, принимающих кредитные карточки.

• Необходимость открытия кредитного счета.

• Комплекс «передачи данных карточки по сети», что особенно характерно для России.

15. Платежная система Рапида

Опыт международных платежных систем, правовая база российских межбанковских расчетов и возможности современных электронных технологий лежат в основе платежной системы "Рапида". Она обеспечивает частным лицам, банкам, торговым и сервисным предприятиям возможности дистанционного платежного сервиса (удаленное управление банковскими счетами, универсальные платежные карты и денежные переводы). Технологии и принципы работы системы построены на использовании удаленного управления средствами в режиме реального времени, без открытия дополнительных банковских счетов. Оплатить товары или услуги (мобильная, междугородная и международная связь, счета за коммунальные и страховые услуги, доступ в интернет, пользование платными информационными материалами, покупки в интернет-магазинах и др.) можно круглосуточно по стационарному или мобильному телефону, а также через интернет. Воспользоваться услугами системы можно с помощью универсальной платежной карты "Рапида". Она объединяет в себе возможность оплаты доступа в интернет, междугородних переговоров, покупок в интернет-магазинах. Карты выпускаются номиналом 0,5, 1 и 3 тыс. руб. Система позволяет также осуществлять быстрые денежные переводы в адрес юридических и физических лиц. Способы оплаты – кредитные карты, дебетовые схемы;

Оперативность оплаты – без задержек;

Микроплатежи –возможны;

Необходимость специального ПО – не требуется;

Онлайновая регистрация – требуется;

Характеристика «Рапида» (продолжение)

Возврат денег –не предусмотрен;

Затраты магазина – по договору с Системой;

Затраты покупателя – до 3% от суммы платежа;

Стойкость алгоритма шифрования – на современном уровне;

Характеристика «Рапида» (продолжение)

Документальное подтверждение платежа – имеется;

Сертификат\лицензии – сервер сертифицирован, лицензия ФАПСИ;

16. Электронные деньги. Системы